Дерзание духа есть начало восхождения. Мир Огненный, ч.3, 55 |
Уже становится традицией в августовские дни проводить в Музее Н.К. Рериха мероприятия, посвящённые творческому пути Юрия Николаевича Рериха. Мы обращаемся к его работам по тибетологии и буддологии, организуем тематические выставки, рассказывающие о культуре Тибета, философии буддизма.
В прошлом году, в дни празднования 115-летия со дня рождения Ю.Н. Рериха, в музее проходила выставка тибетской живописи танка художника Николая Дудко1. Один из друзей музея был настолько вдохновлён увиденным, что, будучи в Индии и Непале, приобрёл несколько полотен у современных непальских художников и преподнёс их в дар музею. Так наша коллекция танка пополнилась рядом значительных работ, и 11 августа состоялось открытие обновлённой экспозиции тибетской живописи в зале Востока.
Это событие не случайно было приурочено к дню рождения Ю.Н. Рериха. Одним из главных факторов в его формировании как учёного-востоковеда стало то, что свою самостоятельную научную деятельность он начал, приняв самое активное участие в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом в 1923 – 1928 гг. В Восточных Гималаях, в княжестве Сикким — одном из древнейших очагов буддийской культуры — Юрий Николаевич начал собирать произведения тибетской живописи и продолжал заниматься этим всю жизнь. В 1925 г. в Париже выходит его книга «Тибетская живопись», которая стала первой в мире научной публикацией, посвящённой этой теме.
Ю.Н. Рерих так выразил своё отношение к предмету исследования: «...глубокое восхищение вызывает тот факт, что возвышенное Учение Гаутамы Будды, которое организовало тысячи монахов, устремлённых к идеалу общины в этом мире, могло послужить причиной взлёта искусства, мощно утвердившего себя в безбрежных просторах Азии. Размышляя над ясной простотой будд Гандхары, изяществом линий фресок Аджанты, энергичным, порою воинственным духом центрально-азиатских художественных композиций, религиозным пылом искусства эпохи Вэй в гротах Юн-канга и Лунь-мына, мы ощущаем себя перед величественным алтарём красоты, воздвигнутым соединившимися усилиями бесчисленных мастеров Запада и Востока. И никакого вымышленного барьера никогда не существовало между этими двумя грандиозными областями культуры и цивилиза‑
ции...»2
В обновлённой экспозиции представлены работы, выполненные в разных техниках и стилях живописи танка.
Бодхисаттва Манджушри. По цвету фона танка делятся на многоцветные, красные, чёрные, золотые и серебряные; на этой танка центральная фигура и элементы пейзажа изображены на тёмно-синем фоне, что в некоторой степени уникально; возможно, в этом прослеживается влияние современных тенденций. Этим же можно объяснить и обильное использование золота, что сообщает созерцающему радостное и торжественное настроение. Манджушри, один из трёх наиболее почитаемых бодхисаттв, олицетворяет собой мудрость всех будд. Он сидит на лотосовом троне в позе ваджры. В правой руке Манджушри держит меч мудрости, рассекающий тьму невежества. В левой руке на уровне сердца — стебель лотоса, в его раскрытом цветке покоится книга мудрости — Праджняпарамита-сутра. Верующие обращаются к Манджушри с молитвами о вдохновении на изучение наук, о силе понимания и ясной памяти.
В танка Колесо Бытия, или Колесо Сансары (танка подарена музею художником Николаем Дудко), представлено учение о законе Кармы и механизме его реализации, которые Будда Шакьямуни постиг под древом бодхи. Сансара — это перерождение в изменчивом мире материальных явлений, где бесконечно, в различных исторических декорациях, прокручиваются по сути одни и те же сюжеты. В буддизме сансара ассоциируется со всем негативным, что приходится переживать человеку в этом мире, будь то рождение, болезни, старость, страдания, смерть. Противоположным сансаре является понятие нирваны — высшей цели всех живых существ, заключающейся в освобождении от всех негативных переживаний и от влияния закона Кармы.
На танка изображены три концентрические окружности. Во внутреннем круге — свинья, змея и петух, олицетворяющие три базовых переживания — невежество, гнев и страсть, лежащие в основе сансарического существования. Они приводят в движение «колесо бытия». Вокруг них представлены поток перерождений добродетельных людей и фигуры недобродетельных, которых демоны тащат в ад.
Следующий круг разделён, словно спицами Колеса, на пять секторов, где изображаются сцены жизни существ сферы желаний: миры хороших перерождений — богов, асуров и людей — и миры плохих — животных, голодных духов и обитателей ада. Внешний круг (обод Колеса) отображает порядок перерождения и символизирует буддийское учение о причинности (Пратитья самутпада), описываемое 12-ю звеньями цепи происхождения явлений в сансаре. Всё Колесо сжимает клыками и лапами Мара смерти — божество Яма, символизирующее страдание как главное свойство сансарического бытия.
Фигура Будды за пределами Колеса является символом освобождения от плена сансары и пути к нирване — полному освобождению от страданий, раскрытию всего творческого потенциала человека.
Танка Шамбалы. Шамбала в буддийском представлении — священное королевство на Севере, чистая земля, которая, в силу своей чистоты, недоступна для обитателей нашего мира. На танка изображён символический план страны, который уподоблен восьмилепестковому лотосу. Страна окружена непроходимыми снежными горами. Внешняя область разделена на восемь частей реками, которые сходятся к центральному кругу гор, окружающих возвышенное плато, где расположена столица царства Калапа. В центре на лотосовом троне восседает король Манджукирти, являющийся эманацией Манджушри, потомком царя Сучандры, который получил Учение Калачакра3 непосредственно от Будды Шакьямуни.
Сведения о Шамбале идут из буддийских легенд XI в. Южной и Центральной Азии и распространены до настоящего времени, занимая важное место в буддийской культуре. Цари этой легендарной страны считаются хранителями Учения Калачакра. Легенда гласит, что, когда в мире наступит период глубокого упадка, царь Шамбалы со своим войском в ходе великой битвы одержит победу над силами зла и невежества и возвратит мир к гармонии и совершенству, и тогда вновь наступит Золотой век Учения.
Майтрейя. Танка выполнена в технике нюльтан4: на прогрунтованный клеевой массой и мелом холст наносится слой чистого порошкового серебра, а затем при помощи заострённого агата продавливается рисунок. Танка современного непальского художника поражает изяществом линий и лаконичностью выразительных средств, сочетание золота и серебра гармонично выделяет из фона центральный образ и подчёркивает украшающие его детали.
Майтрейя — бодхисаттва, которого Будда Шакьямуни назвал буддой будущего и который явится на землю в конце данного мирового периода. Чтобы подчеркнуть скорое нисхождение Майтрейи с неба, его изображают сидящим на троне с опущенными ногами, как бы готовыми ступить на землю. В левой руке он держит стебель лотоса с распустившимся цветком, на котором находится Колесо — символ Учения Просветлённых, которое он должен будет вновь утвердить в этом мире. Имя Майтрейя переводится с санскрита как «Тот, кто есть любовь».
Завершим краткий обзор экспозиции словами Ю.Н. Рериха о внутреннем единстве культур Востока и Запада: «Необходимо иметь в виду, что историческая эволюция человечества никогда не знала таких барьеров, и послание культуры, возвещённое в одной части света, воспринималось с тем же энтузиазмом в другой, нередко самой удалённой части земного шара. Так велико притяжение идей, циркулирующих по артериям, связующим народы, что оно не знает никаких преград»5.
Выражаем глубокую признательность дарителям, благодаря которым мы можем представить посетителям этот алтарь красоты, воздвигнутый мастерами тибетской живописи танка. Надеемся, что коллекция предметов искусства Востока в Музее Н.К. Рериха будет пополняться новыми образцами, созданными как древними мастерами, так и творцами современности.
1 См.: Грипич Н.В. Искусство духовного пути // Восход. 2017. № 9. С. 26 – 28.
2 Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. Самара, 2000. С. 7.
3 Калачакра — Круг времени (санскр.).
4 Нюль — серебро (тиб.).
5 Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. С. 8.