Не уходите от жизни, ведите себя верхним путем. Зов, 24.03.1920 |
А.Д. Леонов. ИИСУС. МОЛИТВА МИРА. 2007
«...Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
возьми крест свой и следуй за Мною».
Матф. 16: 24
Много Записей Бориса Николаевича Абрамова посвящено Учению Христа, запечатлённого в евангельских формулах. В Записях Заветы Христа раскрываются с позиций Агни Йоги и сказано, что одно дополняет другое и что Агни Йога является лишь продолжением и следующей ступенью единого для всех веков Учения Жизни. «...Заветы жизни, данные две тысячи лет тому назад, сейчас более нужны и жизненны, чем когда бы то ни было, — говорит Учитель. — Рано хоронить Заветы Великих Учителей за их кажущейся для невежества непригодностью. Слово Моё будет живо вовеки»1.
Рассмотрим, как в «Гранях Агни Йоги» раскрывается известная евангельская формула «Возьми крест свой и следуй за Мною». Что подразумевал Владыка Христос под крестом? Что есть крест для того, кто решил встать на духовный путь и следовать за Учителем?
Прежде всего, утверждается: «Крест — это карма. Тяжесть её берёт на свои плечи идущий и мужественно несёт её до конца»2.
Учитель Говорит: «"Возьми крест свой и следуй за Мной" — условие нерушимое. "И приходящего ко Мне не Изгоню вон" — условие первое. Значит, прежде всего надо прийти, независимо от того, кто ты, праведник или грешник, то есть устремиться и, устремившись, поднять свой крест, то есть груз порождённых в прошлом причин взять сознательно на свои плечи для их изжития»3.
«Сознательное изживание старой Кармы и бережное и осмотрительное порождение новых причин, уже Светлых по природе своей, и будет не только несением своего креста, но и посильным освобождением от него»4.
«Иногда жизнь складывается так, что никакие личные усилия не в состоянии изменить её рамок — в этом проявляется власть Кармы над человеком»5.
«...Обычных людей страдания могут ожесточать, а тягость кармической ноши кажется незаслуженной и невыносимой. Зачем страдать, когда другие живут счастливо и без всяких страданий. Так шепчет самость, вдохновляемая тёмными шептунами»6.
Но Учитель говорит: «Те, кто не хочет взять крест свой и с ним следовать за Мною, не преуспеют. Следовать, не взявши креста, многие бы хотели. Но взять крест — это значит отказаться от жалоб, сетований, недовольства и это значит смирение перед кармической уплатой старых долгов. (...) Непомерная ноша не может дух уничтожить, а поднявший её к Нам непреложно доходит. (...) Осознание значения трудностей и препятствий приближает на тысячи лет. Преодолевающему будет Дано, победителю — тоже. Идущий дойдёт»7.
Другую грань понятия креста можно определить как «средство обуздания низших оболочек»8.
Учитель говорит: «В Жизни — радость, но на Земле — крест. Без креста не подняться на Гору Воскресения Духа. Но Я Поднялся, и ныне Я Есмь в Жизни Вечности. Поднимешься и ты. И крест не тягость, но средство, чтобы обуздать и подчинить оболочки»9.
«Не себя смиряет и обуздывает человек, не с собой борется, а с отжившей и ненужной уже более для его эволюции старой, сыгравшей свою роль, формой своего выражения. (...) Так в жизни дня на всём, что так обильно предлагает жизнь, будем учиться и утверждать власть духа над уявлениями низших оболочек. Астрал10 из них — наисильнейшая, наиземная, ибо не тело, но именно астрал насыщает тело земными вожделениями и заставляет оболочки вибрировать в припадках неконтролируемых и несдержанных эмоций. Каждое проявление эмоционального начала есть хула на дух и попрание света внутри»11.
Рассмотрим ещё один аспект: крест — это несовершенства, которые нужно преобразовать в сокровище Света.
В Записях Б.Н. Абрамова читаем: «Многие мыслят: "Плохой я человек. У меня столько недостатков, не про нас писано Учение, и не для нас дары духа". Неверно!!! Не для праведников Приходил Я в мир, и не для совершенных даётся Моё Учение. И где они, совершенные? Но разбойник, блудница, и мытари, и простые люди со всеми своими недостатками и слабостями окружали Меня. (...) Итак, плохость не есть препятствие, но крест. И этот крест нужно взять на себя и с собою. Плохость свою надо с собой взять и, взяв её на свои плечи для преодоления, последовать за Мной»12.
«Взять крест свой — значит перед лицом всех своих несовершенств, в огненном устремлении к Совершенному Сердцу, идти и идти, несмотря на всё, себя с ними не отождествляя, но зная, что, как бы ни был человек холоден или горяч, он отринут Владыкой не будет»13.
«...Вы, крест отвергающие, что возьмёте вы для трансмутации и что будете переплавлять в ценности духа, если отвергнете крест свой? Не нищими ли уйдёте и с пустыми руками? Потому Говорю: "Возьми крест свой и следуй за Мною, и тяжесть креста преобразится в сокровище Света и станет крылами полёта"»14.
Несение креста понимается также и как «путь собирания опыта».
«Через жизнь надо идти, собирая сок опыта. Чем труднее и тяжелее жизнь, чем больше в ней болей и страданий, тем богаче опыт и быстрее восхождение. Кровью сердца записываются страницы Книги Жизни. Где и когда восходил дух без страдания и боли? Таковы условия Земли, тягчайшей и плодоноснейшей из планет. Ибо если дух завершает путь свой на Земле, то, воистину, велика его заслуга. На Высших Мирах легче: нет этого страшного противодействия материи, которая там более утончена и разрежена. Потому крест свой надо взять твёрдой рукой и, зная неизбежность его тяжести, всё же нести к вершине восхождения духа»15.
Взятие на свои плечи и несение креста означает также идти «путём подвига и закалки духа».
«...Дух на Земле утверждается подвигом жизни, среди трудностей и утеснений, чтобы засиять в Надземном великолепием накопленных в жизни огней. Огни надземные в жизни земной зарождаются и утверждаются рукою и ногою человеческой. Так шли все, отмеченные печатью духа, сгибаясь под тяжестью Ноши земной»16. «...Часто чем больший путь должен пройти человек и выше подняться, тем крест более тяжек. О высоте и величии духа можете судить по тяжести голгофского креста. Крест надо нести каждому, кто хочет подняться к высотам»17.
«Преодоление себя есть великий подвиг, ибо, преодолевая себя, победитель преодолевает зло и тьму мира, мировое животное, общечеловеческое чудовище мрака. Поражая дракона порога в себе, поражает его на планете и делает великое вселенское дело»18.
«"Отвергнись от себя, возьми Крест свой и следуй за Мною" — таков путь, ведущий в Жизнь, путь трудный, путь Подвига. Подвиг — конечная ступень, ведущая к Владыке. (...) Малое "я" в человеке, самость его, восстаёт против суровости самоотречения, и начинается тогда смертельная борьба между... высшим и низшим "я". (...) Не шутка приближение к Свету, суров путь. О себе и личных удобствах, о жизни довольной надо забыть, если хотите на подвиг идти. [Надо] явить полную готовность ко всем испытаниям, готовность ко всему, готовность всё оставить во Имя Владыки. (...) Отрешившийся от себя, забывший время и вещи и всё предавший Воле Владыки, идёт через жизнь герой духа»19.
Учитель призывает нас к самому высокому подвигу — подвигу «страдания за других, подвигу служения людям».
«...Страдание неизбежно, — говорится в Записях Б.Н. Абрамова. — Но есть два вида страданий: за себя и за других, за мир. Сущность процесса одна — страдание, но смысл и результаты разные. За одну и ту же цену в одном случае человек обретает космическое сознание, в другом — тесноту личного курятника. Не лучше ли изменить угол страданий, и уж если проходить жизнь страдая, то не за себя, а за других. Это путь расширения сознания и освобождения от цепей личности. Потому крест свой поднявший не за себя, но за мир идёт поступью суждённого победителя к победе над собой, а следовательно, и над миром, ибо Я Победил мир»20.
«Если все, душу свою полагающие за других и за мир, Землю оставят, то она погрузится во тьму и погибнет. Если раньше Владыка Сказал: "Возьми крест свой и следуй за Мною", — то теперь к этому надо добавить: "Возьми крест свой и крест мира, чтобы за Мною идти". И те, кто идёт за Ним, разделяют тягость Ноши Его, Ноши мира сего. ...Тяжкие пространственные нагнетения, ощущаемые Высшими Духами, и являются уже Ношей земною, не за себя, но за других, за всё человечество, за весь мир. Ведь эти нагнетения надо не только принять, но и разрежать своим огненным, несломимым ничем устремлением к Свету»21.
«Носители Пламени» — так именует Учитель Великих духов, разделяющих с Ним подвиг несения Креста за весь Мир.
«На пределе напряжения, как по струне бездну, проходили Они [Носители Пламени] путь, именуемый жизнью земной, проходили среди поношения, среди непонимания, среди глумления, среди слепых и глухих несли Они светоч знания. Тяжек был Их путь среди мрака. Их жребий был только давать, и Они давали каждому приходившему, не спрашивая, кто ты и како веруешь. По вехам, оставленным ими, этими гигантами духа, двигалось, спотыкаясь, человечество к конечной цели своей. (...) По огням духа узнавали Они пришедших, и огнём духа вызывали Они в них скрытые свойства пламени сердца. Так не угасал Свет Мира среди ужасающих потёмок духа. Благодарное человечество заклеймило Их именами позора. И в великом одиночестве совершали Они путь свой. Но цвели огненным цветом посеянные Ими зёрна Единого Света»22.
Завершим эту тему Записью Бориса Николаевича Абрамова о Христе, сделанной в первый день Пасхи 1957 года.
«...Он есть Путь, Истина и Жизнь. Идти можно лишь этим путём к Свету. Чаша страданий и чаша Амриты, чаша Бессмертных, — удел победителя мира. Чашу Амриты каждый хотел бы принять, но не чашу страданий. Отвергая крест, лишают себя бессмертия. Но Сказано: "Возьми крест свой". И, думая о крестных страданиях, не полагают, что символ относится ко всем людям без исключения. Каждый может отвергнуть или принять. Но пусть знают: за принятием следует чаша Амриты. (...) Имеете символ восхождения, символ великой победы духа над сложностью плотных условий. И путь Указан. Идите, ничего не ставя выше того, что есть в вас и что объемлется понятием духа, ибо это и есть единственное неотъемлемое сокровище и достояние ваше. Вы — путники вечные на этой Земле и в Беспредельности сущие вечно»23.
Составитель З.Я. НОВИЧКОВА
1 Грани Агни Йоги. 1954. 446 (204).
2 Там же. 1972. 289.
3 Там же. 1952. 477.
4 Там же. 1965. 375.
5 Там же. 212.
6 Там же. 1971. 576.
7 Грани Агни Йоги. 1965. 248.
8 Под низшими оболочками понимается низшее «я» человека.
9 Грани Агни Йоги. 1952. 318.
10 Астрал — желания, переживания, вожделения, страсти.
11 Грани Агни Йоги. 1953. 43.
12 Там же. 1952. 539.
13 Там же. 1963. 359.
14 Там же. 1953. 214.
15 Там же. 1952. 443.
16 Там же. 1955. 614.
17 Там же. 1957. 327.
18 Там же. 1953. 43.
19 Там же. 1958. 1059 (868).
20 Там же. 1952. 443.
21 Там же. 1963. 64.
22 Там же. 1951. 51.
23 Там же. 1957. 149.