Каждая мысль добра есть уже стрела Света. Мир Огненный, ч.2, 286 |
Важным этапом в истории рериховского движения нашей страны явилось празднование 100-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха в 1974 году. По решению ЮНЕСКО юбилей отмечался как выдающееся событие мирового значения. В Советском Союзе он сопровождался торжественными мероприятиями, выставками и публикациями. На этой волне устанавливались памятные доски в местах, связанных с именем Н.К. Рериха, открывались кабинеты и музеи, посвящённые его творчеству.
О многих событиях, которые будут описаны далее, нам стало известно из переписки Н.Д. Спириной с единомышленниками и деятелями рериховского движения, с радостью делившимися каждой новостью, касающейся наследия великого художника.
28 августа 1974 года, на Алтае во время съёмок фильма «Николай Рерих» (студия «Киевнаучфильм»), в селе Верхний Уймон состоялось открытие мемориальной доски с барельефом Н.К. Рериха на доме, где он останавливался со своей экспедицией в 1926 году. Решение об установлении этого памятного знака было принято Алтайским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
(ВООПИиК) 26 февраля 1972 года.
Из письма Н.Д. Спириной Илзе Рудзите и Леопольду Цесюлевичу: «Спасибо Вам большое за письмо и три газеты "Алтайская правда" и за прекрасную статью "С кинокамерой...". Необыкновенно радостную статью "Необычный праздник в Уймоне" я брала у Жени [Маточкина], и мне её перепечатали. Я как будто побывала во всех описываемых Вами местах. Спасибо! Как чудесно, что Вы были там, это просто счастье. Ренита Андреевна1 рассказывала, что Вы блестяще говорили на открытии доски в Уймоне. Есть ли у Вас негатив с фотографии мемориальной доски? Очень бы мне хотелось отдать в фотоателье отпечатать этот снимок и разослать друзьям» (25.09.1974).
Вскоре и Ленинградский исполком принимает решение об установлении мемориальной доски на доме, где жил и работал Н.К. Рерих с 1906 по 1917 год. «Об этом недавно напечатано в "Ленинградской правде"», — сообщает Наталии Дмитриевне Р.А. Григорьева 30 марта 1975 года. Были публикации и в газетах «Вечерний Ленинград», «Вечерняя Москва». Открытие доски по адресу Набережная Мойки, 83 состоялось
в декабре 1981 года.
В декабре 1977 года П.Ф. Беликов сообщает Н.Д. Спириной о том, что в Москве в Музее искусства народов Востока планируется открыть Кабинет Н.К. Рериха: «У меня была беседа с директором музея, когда я последний раз приезжал в Москву. Планы у него хорошие, как всё будет реализовано — покажет будущее» (29.12.1977). В январе 1979 года в музее были созданы фонд произведений Н.К. Рериха и его Мемориальный кабинет, в котором собраны картины художника, произведения искусства из его коллекции, вещи семьи Рерихов, книги и периодические издания, архив художника. Заведующей Мемориальным кабинетом Н.К. Рериха была назначена О.В. Румянцева.
Н.Д. Спирина поддерживала контакты с барнаульскими друзьями, при содействии которых в городском Краеведческом музее в 1983 году также был открыт Кабинет Н.К. Рериха; туда были переданы материалы и от Наталии Дмитриевны. Одной из своих корреспонденток она сообщает: «На днях я наконец-то выбралась на пару дней в Барнаул, чтобы посмотреть кабинет Н.К. [Рериха] и встретиться с друзьями, и ещё раз поняла, как нужно, особенно сейчас,
непосредственное общение» (1.07.1987). В 1989 году, когда в Барнауле открылся Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), фонд этого Кабинета лёг в основу экспозиционного зала Н.К. Рериха.
Большое значение для утверждения имени Рериха в нашей стране имело и открытие в 1984 году Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре — имении Рерихов под Петербургом. Очень много сил для этого приложили сыновья Н.К. Рериха — Юрий и Святослав. «Знаете ли Вы, что 19 июня открылся музей в Изваре? — писала Наталии Дмитриевне деятельница рериховского движения Татьяна Шевелёва, которой посчастливилось оказаться свидетельницей торжественного мероприятия. — ...Музей пока, конечно, работает не в полную силу — по-прежнему в доме размещён сельсовет и библиотека,
а экспозицию разместили наверху в двух комнатках, что занимала детская художественная школа» (3.07.1984).
В 1985 году исполком города Сортавала (Карелия), где проживала семья Рерихов после отъезда из Петербурга в 1917 году, принял решение об открытии мемориальной доски в честь Н.К. Рериха; её было намечено установить к 40-летию ухода художника из жизни. Принятию этого решения предшествовала большая работа, проведённая энтузиастами, о чём мы узнаём из переписки Т. Шевелёвой с Н.Д. Спириной: «Посылаю Вам небольшой отчёт (статью) о своей поездке в Карелию (Сортавала), — пишет Татьяна. — Там что-то сдвинулось теперь. Вышло решение о мемориальной доске, и начали заниматься организацией Изо-музея (где будет и раздел Рериха), возможно, будет и литературный музей (тоже очень кстати — Рерихом там были созданы многие литературные труды)» (24.09.1985).
Однако прошло восемь лет, прежде чем в Сортавале появилась памятная доска, посвящённая Рериху. Она была установлена на стене бывшей гостиницы «Сеурахуоне» (ул. Карельская, 22), в которой Рерихи поселились по прибытии в город. Это стало возможно благодаря усилиям Рериховского культурного центра «Валаам», Республиканского музея Северного Приладожья и Сортавальского отделения ВООПИиК. А 9 мая 1989 года на острове Валаам, где не раз бывала семья Рерихов, был торжественно открыт Кабинет Н.К. Рериха. Откликаясь на это событие, Наталия Дмитриевна шлёт приветствие его организатору — Татьяне Шевелёвой: «Открытие кабинета Рериха в вашем Доме культуры — наш общий праздник! Радовались ему вместе с Вами. Восхищаемся Вашими трудами, Вашей энергией, вложенной в такое славное дело. Посылаю Вам подборку материалов для Вашего кабинета и постараюсь продолжать посылать. Может быть, что-нибудь из этого у Вас есть — тогда поделитесь с кем-нибудь» (23.06.1989). Позже центр «Валаам» переместился в город Сортавала.
Стремясь помочь одному из своих единомышленников установить контакты с нью-йоркским Музеем Н. Рериха, Наталия Дмитриевна пишет письмо его директору Дэниелу Энтину: «Недавно ко мне обратился директор Общественного Центра художественной культуры детей имени Н.К. Рериха В.А. Сибиряков, мой знакомый, с просьбой написать Вам об этом Центре и послать Вам афишу, которую прилагаю в этом письме. Этот Центр находится в старинном сибирском городе Минусинске и много лет проводит большую работу по эстетическому воспитанию детей. (...) Они хотят открыть при этом Центре кабинет Н.К. Рериха, и я поделилась с ними нужными для этого материалами из своего архива. Они были бы счастливы войти в контакт с вашим музеем и переписываться с Вами...» (17.03.1986).
Возможности для продвижения имени Рериха возникают порой самым неожиданным образом; главное, отмечала Наталия Дмитриевна, — не упустить их, так как они могут и не повториться. «Какое-то сочетание планет даёт нам благоприятные токи, но ведь это сочетание потом изменится, и тот момент, когда оно совершилось, [надо] не упустить»2.
Наш город получил бесценный дар — 60 полотен Н.К. Рериха, переданных Новосибирску Ю.Н. Рерихом, и картины С.Н. Рериха, подаренные самим художником. Здесь прошли передвижные выставки Рерихов, организованные Министерством культуры СССР. Отметим и то, что в нашем городе в 1926 году Рерихи останавливались во время Центрально-Азиатской экспедиции. Великое будущее было предсказано ими сибирскому краю.
О широкой деятельности Н.Д. Спириной в Сибири знают многие. Но есть и малоизвестные факты. Не всегда культурно-просветительные идеи принимаются сразу: иногда люди ещё не готовы их вместить, а иногда это происходит по причине упорного сопротивления сил, которым чужды все светлые начинания.
Сейчас трудно даже представить, сколько времени и усилий было положено Наталией Дмитриевной и её единомышленниками на то, чтобы реализовать идею об установлении мемориальной доски, связанной с пребыванием Н.К. Рериха в Новосибирске. В архиве СибРО хранятся рассказывающие об этом документы.
В 1989 году председателю Центрального райисполкома г. Новосибирска А.И. Филину было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос об установлении мемориальной доски на фасаде Картинной галереи, где хранилась коллекция картин Н.К. Рериха. Письмо было подписано председателем Союза художников В.Н. Лагуной, председателем областного отделения ВООПИиК И.Ф. Цыплаковым и представителями общественности. К письму прилагался составленный искусствоведом В.Я. Кашкалда перечень материалов, подтверждающих факт пребывания художника в Новосибирске: путевой дневник Н.К. Рериха «Алтай – Гималаи», записки научного сотрудника З.Г. Фосдик, принимавшей участие в экспедиции, статья в журнале «Сибирские огни» № 2 за 1927 год, воспоминания художницы Н.Н. Нагорской3 и фотографии Рерихов в Новосибирске.
Исполком Центрального района поддержал это ходатайство и обратился с просьбой об установлении мемориальной доски в Областной совет. Тогда же на имя главного архитектора города Г.А. Тюленина поступило письмо директора НКГ, написанное по поручению Учёного совета галереи: «Считаем безосновательным размещение памятной доски Н.К. Рериху на здании НКГ по причинам:
1. Вызывает сомнение, что Н.К. Рерих был в Новосибирске.
2. Если он был в нашем городе, то в здании НКГ он не жил и не работал (что является основанием для размещения памятных досок). Нахождение в галерее произведений художника не может быть основанием для размещения здесь доски. Памятный знак мог быть установлен на здании, в котором он хотя бы бывал, но здание галереи построено после предполагаемого пребывания Н.К. Рериха в Новосибирске».
Неужели могли быть сомнения по поводу пребывания Рерихов в нашем городе? Ведь среди документов, приведённых в справке, названы уже изданные книги и статьи, а также приложены фотографии, запечатлевшие Елену Ивановну и Николая Константиновича у Дома Ленина, — эти снимки З.Г. Фосдик прислала Н.Д. Спириной ещё в 1974 году.
Что же касается фразы «здание Галереи построено после предполагаемого пребывания Н.К. Рериха в Новосибирске», приведём историческую справку.
7 февраля 1925 года Сибирский революционный комитет поручил архитектору А.Д. Крячкову подготовить проект здания, в котором должны были разместиться представители власти Сибирского края. В мае 1925 года проект был готов и началось строительство, а к декабрю того же года постройка трёхэтажного здания Сибревкома была завершена. В 1982 году после реконструкции строение, являющееся памятником архитектуры республиканского значения, было передано Картинной галерее.
В статье «Пребывание Рерихов в Новосибирске в 1926 году» Елены Юрьевны Широковой, сотрудника библиотеки им. Д.С. Лихачёва г. Новосибирска, читаем: «...судя по фотографиям, сделанным в городе Новосибирске, Рерихи и их американские сотрудники были у Дома Ленина и строящегося здания Промбанка, посетили братскую могилу жертв Гражданской войны, расположенную за Домом Ленина, совершили прогулку вдоль Красного проспекта и увидели недавно построенное здание Сибревкома...»4
То, что Картинная галерея появилась в здании Сибревкома после пребывания здесь экспедиции, не может служить основанием для запрета размещения на нём мемориальной доски. Ведь установлена же памятная доска В.И. Ленину на новом здании железнодорожного вокзала Новосибирска (построено в 1939 году) в ознаменование того, что через станцию Обь (так она называлась в то время) в 1897 году по пути в Шушенское проезжал В.И. Ленин. Он только проезжал, а Рерих жил здесь несколько дней и завещал городу часть своих картин, которые и по сей день выставлены в Картинной галерее (ныне — Художественный музей). Могли ли быть другие варианты размещения памятного знака, если гостиницы, где Рерих останавливался, уже не существовало?5
Как оценить такое отношение «культурных деятелей», принявших шедевры творца, но отвергнувших его самого и пренебрёгших мнением культурного сообщества и общественности города?
Как пишет Е.Ю. Широкова, «в Новосибирске пока нет памятной доски, свидетельствующей о пребывании в нашем городе Центрально-Азиатской экспедиции, возглавляемой академиком Н.К. Рерихом. Но хочется надеяться, что жители сибирской столицы когда-нибудь сделают это»6.
Мало кому известно об истории создания в нашем городе Мемориального кабинета Н.К. Рериха и особенно о его неожиданном противозаконном закрытии. Много лет прошло с тех пор, но люди, интересующиеся рериховским движением, должны знать об истории его развития в Сибири.
Решение о создании Мемориального кабинета при постоянно действующей экспозиции картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Новосибирской картинной галерее было принято в августе 1992 года на Всесоюзной общественной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха. В то время должность директора НКГ занимал Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения, член правления Сибирского Рериховского Общества. 2 ноября 1992 года он издал Приказ о создании Мемориального кабинета Н.К. Рериха, который был утверждён председателем Комитета по культуре администрации Новосибирской области В.Г. Васильевым.
И сразу же, 5 ноября, сотрудники СибРО приступили к ремонтным работам в помещении, предназначенном для кабинета, так как заместитель директора НКГ и начальник хозяйственного отдела, ссылаясь на отсутствие средств и материалов, отказались его ремонтировать. В январе 1993 года был подписан договор о сотрудничестве между Новосибирской картинной галереей
и Сибирским Рериховским Обществом.
В фонд Мемориального кабинета Н.Д. Спирина передала комплект высококачественных репродукций картин Николая Рериха, полученных от нью-йоркского Музея Н. Рериха.
Об открытии Кабинета Н.К. Рериха от имени СибРО и заведующей кабинетом Н.В. Жуковой было сообщено С.Н. Рериху в Индию. Вот строки из этого письма: «Большие и значительные для нашего Общества события стали происходить после проведения конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха. В Новосибирской картинной галерее, где вот уже более тридцати лет постоянно выставлены 60 картин Николая Константиновича и 5 Ваших работ, выделили помещение для нашего Общества, которое мы будем восстанавливать своими руками. Также руководством Новосибирской картинной галереи принято решение об организации Мемориального кабинета им. Н.К. Рериха при постоянно действующей экспозиции его картин. Мы будем счастливы, если Вы сочтёте возможным выделить для нашего кабинета какие-либо архивные материалы, картины либо памятные вещи из наследия Вашей семьи» (17.10.1992). Обращения с просьбой о предоставлении материалов, связанных с жизнью и деятельностью семьи Рерихов, были направлены также заведующему Кабинетом им. Ю.Н. Рериха при Институте народов Азии Ю.Я. Цыганкову, и.о. директора Третьяковской галереи Л.И. Иовлевой, Л.С. Митусовой, ближайшей родственнице Е.И. Рерих, и многим другим.
На обращение СибРО откликается Дэниел Энтин. Он пишет Е.П. Маточкину: «Замечательно, что Вы стараетесь основать Мемориальный кабинет Рериха. Я надеюсь, что он станет не только местом для выставки произведений искусства и биографических материалов, но также местом, где люди будут иметь возможность заниматься исследовательской работой и узнавать о жизни и трудах семьи Рерихов. (...) У нас много фотографического материала, который был бы Вам интересен. Мы сможем обеспечивать копиями этих материалов постепенно, как позволят имеющиеся время, труд и фонды» (4.02.1993).
На программу-концепцию Мемориального кабинета, рассчитанную на многие годы, были получены положительные отзывы от искусствоведов Государственной Третьяковской галереи, Уральского университета им. A.M. Горького и других. Кандидат искусствоведения, сотрудник Русского музея В.П. Князева, соавтор П.Ф. Беликова по книге «Рерих» (ЖЗЛ), также одобрила программу работы Кабинета. Приветствовал открытие Мемориального кабинета председатель Совета картинной галереи Дома учёных СО РАН профессор Ю.Г. Щербаков.
28 февраля 1993 года состоялось торжественное открытие Мемориального кабинета Н.К. Рериха. Это был подарок к 100-летию Новосибирска. С этим событием директора НКГ поздравили Комитет по культуре области, рериховские общества и организации страны и зарубежья.
А что же происходит в это время в Картинной галерее? Как к этому отнеслись её сотрудники? Приведём слова Н.Д. Спириной по этому поводу на «квадратном столе» СибРО: «Сколько у нас проблем, вы не представляете. Каждый день сражение в Картинной галерее, чтобы не закрыли Рериховский кабинет. Все сотрудники галереи против; сейчас там директором Е.П. Маточкин, которого я знаю много лет. (...) Он Знамя Мира возносил, покорил все пики Рерихов, П.Ф. Беликова и З.Г. Фосдик. Но покорять пики — это одно, а когда весь коллектив против — это гораздо сложнее. Я ему говорю: "Мы вас поддерживаем, не сдавайтесь — наше дело правое". А нападки ужасные»7. Таким образом, отношение к Рериху у многих работников Картинной галереи не изменилось — не приняли они мемориальную доску, не хотели принимать и Мемориальный кабинет.
Тогда же участники Координационного совета Рериховских Обществ городов Сибири, Урала и Казахстана обратились к администрации города и области, выражая свою тревогу по поводу постоянного противодействия работе Мемориального кабинета со стороны отдельных научных сотрудников НКГ.
30 августа 1993 года выходит Постановление мэрии Новосибирска о создании Сибирского культурно-просветительского Центра-музея Н.К. Рериха на базе коллекции из пяти картин С.Н. Рериха и шестидесяти картин Н.К. Рериха, а также на основе Кабинета имени Н.К. Pepиха при Картинной галерее и архивных материалов СибРО. Комитету по культуре и искусству мэрии совместно с Картинной галереей было поручено разместить Центр в помещении НКГ до завершения строительства отдельного здания Музея Н.К. Рериха.
Казалось, что всё движется в нужном направлении, но вдруг происходит неожиданный поворот. Из обращения зав. кабинетом Н.В. Жуковой (14.10.1993) к руководству области и города узнаём, что за отказ Е.П. Маточкина разместить в стенах НКГ коммерческий банк со стороны Комитета по культуре области начались гонения на директора, которые выразились в двух строгих выговорах по результатам назначенных Комитетом проверок. 25 ноября Е.П. Маточкин был уволен (позднее выговоры и увольнение были признаны судом противозаконными).
14 декабря того же года был ликвидирован и Мемориальный кабинет — поскольку он «не вписывается
в экспозиционный ряд», как сказано в статье Е. Глумовой «Воистину — "по делам их узнаете их"». Его ликвидацию автор статьи назвала «варварским нападением на очаг культуры». Не о подобных ли устроителях «тихих погромов» культуры писал когда-то Николай Константинович Рерих в одноимённой статье?..
И далее со стороны НКГ были предприняты все усилия к расторжению договора о сотрудничестве с Сибирским Рериховским Обществом и выдворению его из занимаемых двух комнат в полуподвальном помещении галереи. Несмотря на протесты многих новосибирских организаций и жителей города, учёных СО РАН, деятелей культуры, а также иногородних и международных организаций и обществ, Мемориальный кабинет Н.К. Рериха не был восстановлен. СибРО, после длинной череды судебных разбирательств, отключений света и воды, добилось от городских властей разрешения остаться в занимаемом помещении до завершения строительства музея. Но руководство НКГ осталось верно своим принципам, добившись через несколько лет выселения Общества в недостроенное здание будущего музея. Выселение произошло в знаменательный день — 9 октября 2005 года, в День рождения Н.К. Рериха, День Культуры.
В книге «Община» сказано: «Бывает, что самый несомненный план может подвергнуться затруднениям. Спросят — как найти решение без чрезмерной затраты энергии? (...) Наше решение будет в перемене места так, чтобы новые условия ещё углубили основное значение. Не Одобряем принцип — биться и погибнуть. Мужественнее будет не терять сил и победить»8. Несмотря на то, что Кабинет Н.К. Рериха был разрушен, «в пространстве это осталось, — сказала Наталия Дмитриевна сотрудникам СибРО, — и мы перенесём его в другое место. То, что нужно для Общего Блага, это — на вечность» (из бесед, 4.08.1994). Сотрудники верили своему Учителю, и такая возможность была дана. После долгого и упорного сопротивления разного рода обстоятельствам в Новосибирске под руководством Н.Д. Спириной был создан Музей Н.К. Рериха.
Добавим к сказанному фразу из Записи Б.Н. Абрамова, полученную от Великого Учителя 30 сентября 1958 года и зафиксированную Н.Д. Спириной на следующий день во время беседы с Борисом Николаевичем: «Натиск против вас особенно мощен, ибо вы взяли на себя дерзость утверждать перед лицом тьмы Дело Моё».
«В чём мощь Посланника? Какой силой свершают они дела, для обычного человека немыслимые? Силой и волей Владыки, которая в них. Подвиг совершается силой Света...» — сказано в «Гранях Агни Йоги»9.
1 Р.А. Григорьева — сценарист фильма «Николай Рерих» (1976).
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 6. Новосибирск, 2015. С. 40 – 41.
3 Нагорская Н.Н. Из прошлого в будущее // Вечерний Новосибирск. 1978. 24 марта.
4 http://bsk.nios.ru/content/prebyvanie-rerihov-v-novosibirske-v-1926-godu
5 «В Новосибирске члены экспедиции остановились в гостинице. Долгое время считалось, что это был отель "Метрополитен" на ул. Революции, 4 (бывшая Дворцовая). Однако удалось выяснить, что в 1924 – 1925 годах в этом здании находилось общежитие для рабочих и служащих Управления Средне-Сибирского округа связи. Подтверждение этому утверждению нашлось в документах Всесоюзной переписи населения 1926 года, находящихся в Государственном архиве Новосибирской области. В Переписном листе № 25 по Инструкторскому участку № 5, счётному участку № 3 в квартале 23 по адресу ул. Революции, 4 приводятся следующие данные по жилым помещениям: в графе "Наименование домовладельцев" указан ГОМХа (городской отдел местного хозяйства); количество жилых помещений — 20; составлено личных листов — 64; семейных карточек — 23. Также маловероятно, чтобы местом остановки была выбрана гостиница "Метрополь" на ул. Коммунистическая, 77 (домовладелец Ходза М.Я.), которую часто путают с отелем "Метрополитен". Оказалось, что в этом деревянном доме было всего 3 жилых помещения, причём плотно заселённых. А вот действительно большая гостиница в 1926 году существовала в бывшем доме Захарова на углу Красного проспекта и улицы Максима Горького, и принадлежала она Новосибирскому Центральному Рабочему Кооперативу. Из окна этого здания одним из членов экспедиции была сделана фотография с видом на Дом Ленина», — пишет Е.Ю. Широкова в статье «Пребывание Рерихов в Новосибирске в 1926 году».
6 Там же.
7 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 43.
8 Община. 239.
9 Грани Агни Йоги. 1953.