Мысли на каждый день

Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона «Господом твоим».

Озарение, ч. 2, гл. 9, п. 10

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Выставочная деятельность СибРО на Алтае

Автор: Деменко Татьяна  



Теги статьи:  выставки, передвижные выставки, отчёт

В 2001 году в селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай в восстановленном Сибирским Рериховским Обществом доме В.С. Атаманова, в котором в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции останавливалась семья Рерихов, начал свою работу Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха. В настоящее время это одно из самых притягательных мест горного края. На базе музея СибРО развернуло большую работу по устройству передвижных выставок, которые оказались очень востребованными в сёлах Усть-Коксинского района. Таким образом, наряду с проведением экскурсий важнейшим направлением работы музея стала выставочная деятельность. Однако прежде чем рассказать об организации и проведении выставок СибРО на Алтае, немного коснёмся истории.

5 января 1995 года Сибирское Рериховское Общество заключило договор с местной администрацией и Комитетом по культуре Правительства Республики Алтай о восстановлении дома В.С. Атаманова для создания в нём Мемориального дома-музея Н.К. Рериха. В марте 1995 года в журнале СибРО «Перед Восходом» был опубликован призыв ко всем людям доброй воли посильно помочь этому благородному делу. С весны 1995 года начались изыскания, на основе которых был выполнен проект реставрационно-восстановительных работ. В этом деле СибРО получило полную поддержку со стороны Министерства культуры Республики Алтай и его главы В.Е. Кончева.

В 1996 году сотрудники СибРО и добровольцы из разных городов России приступили к воссозданию подлинного облика дома В.С. Атаманова для будущего музея. Знаменательно, что начало восстановительных работ совпало с 70-летием пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха на Алтае.

6 апреля 1996 года Н.Д. Спирина написала жизнеутверждающий гимн, посвящённый Алтаю:

Алтай, воскресай!
Воскресай, Алтай!
Пробуждай свои силы,
Свой дух, Алтай!
Земля тебя ждёт,
И Небо зовёт,
Звезда поведёт
Вперёд —
                на Восход.

Это стало и напутствием к шествию по Горному Алтаю первой выставки СибРО — репродукций картин Н.К. Рериха. 8 апреля выставка открылась в Горно-Алтайске. Жители города познакомились с творчеством великого художника, выставку посетили около 2500 человек. За время её экспонирования было показано несколько репортажей и телепередач, печатались материалы в газете «Звезда Алтая», по местному радио началась трансляция записей новосибирских радиопередач о Живой Этике, подготовленных Н.Д. Спириной.

После Горно-Алтайска выставка побывала в семи районных центрах республики: Чемале и Шебалино, Усть-Кане и Усть-Коксе, Онгудае, Кош-Агаче и Улагане. В Усть-Коксинском районе выставка прошла в сёлах Катанда, Верх-Уймон и Чендек, Тихонькая и Амур. В июле сотрудники СибРО с этой выставкой приняли участие в национальном алтайском празднике Эл-Ойын. Жители Алтая увидели сверкающие краски Гималаев, одухотворённые лики подвижников и мудрецов. Творчество Рериха восхищало и завораживало, о чём свидетельствуют записи из Книги отзывов: «Вы нужны, нужны, почаще приезжайте»; «Да, действительно, только красота, духовное богатство спасёт мир. После посещения выставки уходишь совсем другим человеком»; «Побольше бы таких людей, как Рерих, и тогда наша страна процветала бы всё больше и сильнее. Спасибо вам за эту выставку! Она поразила и удивила нас, она ещё поразит и других людей, которые придут сюда».

5 января 1997 года в Горно-Алтайске состоялось торжественное открытие выставки серии картин Н.К. Рериха «Гималаи» из фондов Международного Центра Рерихов. На открытии присутствовали члены правительства Республики Алтай. Министр культуры В.Е. Кончев особенно отметил важность восстанавливаемого в селе Верх-Уймон Дома-музея Н.К. Рериха, назвав его национальной гордостью республики. Все поздравляли друг друга с праздником; выставка словно вдохнула в сердца людей новые силы, проблемы текущего дня потеряли свою актуальность перед Вечным духом Гималаев, веявшим с картин Н.К. Рериха. Выставка сопровождалась большой программой, которую проводили сотрудники Сибирского и Уральского Рериховских обществ, рериховская группа Горно-Алтайска: в неё были включены литературно-музыкальные слайд-композиции, экскурсии и беседы, постоянно работал книжный киоск.

В октябре 1999 года, к 125-летию со дня рождения Н.К. Рериха, в Доме культуры Усть-Коксы Сибирским Рериховским Обществом были проведены Дни культуры, состоялось открытие ещё одной выставки репродукций картин Н.К. Рериха.

Через два года в Верх-Уймоне открылся Дом-музей Н.К. Рериха. Несмотря на то что он находится далеко от Чуйского тракта и в стороне от популярных туристических маршрутов, его стали активно посещать туристы. С каждым годом число гостей постоянно росло, и, конечно, вначале все силы сотрудников музея были направлены на экскурсионную деятельность. Надо отметить, что метод работы СибРО в этом музее — вахтовый. На летний, наиболее активный, туристический сезон сюда приезжают не только сотрудники новосибирского Музея Н.К. Рериха, но и рериховцы из Москвы, Омска, Челябинска, Екатеринбурга, Тюмени, Нягани, Новосибирской области и Кузбасса, Севастополя и Минска, Комсомольска-на-Амуре и других городов.

В холодное время года, когда поток посетителей в музее уменьшался, у сотрудников появлялась возможность заниматься выставочной и просветительской деятельностью в сёлах Усть-Коксинского района. И с каждым годом потребность в такой деятельности всё возрастала. При музее заработала сначала столярная, а вскоре и багетная мастерская, оформление выставок стало производиться на месте. С тех пор подготовлено более двадцати передвижных выставок разной тематики для работы в районе, но и этого количества не хватает. Продумываются и готовятся новые выставки, но, как это сегодня происходит со многими культурными начинаниями, дело тормозится из-за ограниченных финансовых возможностей. Тем не менее, несмотря ни на какие трудности, новые интересные выставки обязательно будут подготовлены и показаны в школах, библиотеках и домах культуры Алтая.

14 лет назад, осенью 2004 года, в Доме культуры Усть-Коксы были представлены акварели художника А.П. Веселёва, сотрудника Дома-музея Н.К. Рериха. Это событие ознаменовало начало передвижной выставочной деятельности Мемориального дома-музея Н.К. Рериха Сибирского Рериховского Общества в Усть-Коксинском районе.

Начиная с 2005 года акварели Анатолия Петровича Веселёва, а параллельно с ними репродукции работ известного алтайского художника Мирослава Павловича Чевалкова из серии «Алтайские мифы и легенды» увидели во многих школах и домах культуры района. Одновременно была подготовлена выставка фотографий археологических объектов Горного Алтая.

Первыми с Музеем Н.К. Рериха в Верх-Уймоне начали сотрудничать школы Тюнгура, Кучерлы, Мульты и Катанды. Работники музея, приезжавшие размещать и открывать выставки, отмечали неформальную заинтересованность руководителей школ и, что было особенно радостно, любознательность и отзывчивость ребят разного возраста, от малышей до выпускников. В начале 2000-х годов сельские школьники совсем не были избалованы обилием культурных мероприятий, мы всегда отмечали неподдельный живой интерес в глазах детей и тягу к новому, красивому, познавательному, что не часто встретишь в городских школах. Конечно же, выставки проводились в клубе и школе Верх-Уймона и в ближайших сёлах — Гагарке и Тихонькой. В последние годы началось активное сотрудничество с Домом культуры села Чендек.

Поскольку спрос на передвижные выставки довольно велик, музей старается разнообразить тематику выставок, приурочивать их к памятным и праздничным датам. Так, в преддверии Дня космонавтики в апреле часто поступают заявки на фотовыставки, посвящённые Космосу: «Мы — д??? ети галактики», «Звёздам навстречу», «Первый космонавт планеты Земля». И тогда на стенах клубов и школ появляются фотографии галактик и звёздных туманностей, портреты Юрия Гагарина с его незабываемой улыбкой, стихи, посвящённые космическим далям. Выставка репродукций картин Алексея Леонова и Владимира Джанибекова «Художники-космонавты» стала особенно популярной после того, как прошли фильмы об их космических подвигах — «Салют-7» и другие. Детям было интересно узнать, что наши космонавты были не только мужественными героями, но и талантливыми художниками, учёными и общественными деятелями.

В мае особым спросом пользуется выставка фотографий времён Великой Отечественной войны. На Алтае чтут и помнят своих героев, во многих семьях бережно хранят память о трудовых и военных подвигах своих близких. Акция «Бессмертный полк» нашла живой отклик в сердцах местных жителей.

Неизменной популярностью пользуется выставка репродукций картин самого известного художника Горного Алтая — Григория Ивановича Чорос-Гуркина. Величественные горные пейзажи и сюжеты из жизни алтайских народов изображены им с любовью и профессионализмом настоящего мастера. Не случайным в 1920-е годы был отзыв наркома просвещения СССР А.В. Луначарского о творчестве Г.И. Чорос-Гуркина: «Как забралась на Алтай такая утончённая техника, я уж не знаю». Творчество этого певца Алтая является очень важной составляющей передвижных выставок из фондов Мемориального дома-музея Н.К. Рериха в Верх-Уймоне. Надо отметить тот факт, что Вахрамей Семёнович Атаманов был не просто знаком с Гуркиным, а уважаем им. Как знаток местной флоры и фауны и всех подробностей горных путей, В.С. Атаманов водил художника нехожеными тропами по Теректинскому и Катунскому хребтам в те же 1920-е годы, когда на Алтае был Н.К. Рерих. Мы не знаем достоверно, встречался ли Николай Константинович с Григорием Ивановичем здесь, в Верх-Уймоне, или на алтайских тропах, но такие предположения высказываются некоторыми исследователями. Их связывало то, что оба они учились в Санкт-Петербургской Академии художеств. Н.К. Рерих был на несколько курсов старше Г.И. Гуркина и занимался в студии одного из самых авторитетных и талантливых творцов того времени — Архипа Ивановича Куинджи, а учителем Г.И. Гуркина был знаменитый Иван Иванович Шишкин. После смерти учителя Гуркин был зачислен вольнослушателем в Академию художеств в мастерскую профессора А.А. Киселёва. В 1905 году Григорий Иванович возвратился на Алтай и поселился в селе Анос на берегу Катуни, где сейчас действует Мемориальный музей его имени. Ещё до приезда экспедиции Рериха в Верх-Уймон Атаманов встречался с Гуркиным, а в доме у него находился дар художника — картина, написанная маслом: великолепные алтайские вершины, по перекинутому через горный поток стволу дерева идёт охотник. Н.К. Рерих видел эту картину в доме Вахрамея Семёновича. По воспоминаниям жителей села, все стены комнаты, где жил Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной, были увешаны его набросками и этюдами окружающей природы. И Рерих, и Гуркин не раз на своих полотнах изоб­ражали символ этих заповедных мест — гору Белуху. Так соприкасаются судьбы знаменитых художников, так оба они пронесли через всю свою жизнь любовь к величественной горной стране — Алтаю.

Вернёмся в наше время, когда творчество двух художников уже прочно заняло своё место в сокровищнице культуры нашей страны, и не только нашей. Выставки репродукций картин Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава Николаевича Дом-музей Н.К. Рериха проводит в Усть-Коксинском районе с 2006 года. Пейзажи гималайских вершин, созданные Н.К. Рерихом, понятны и детям, и взрослым, созерцающим необычайную красоту Алтайских гор, яркие закаты и восходы розовых, багряных, фиолетовых, бирюзовых оттенков. «Как на картинах Рериха», — нередко комментируют они. «Алтай — Гималаи. Два устоя, два магнита», — пишет Н.К. Рерих, соединяя воедино значимость этих двух — северного и южного — красивейших горных массивов планеты. Н.К. Рерих хорошо и давно известен здесь. Именно в Сибири о нём написаны книги «Рерих — археолог», «Рерих и Сибирь», «Рерих и Алтай». Алтай стал дорог художнику, и он мечтал именно сюда вернуться после экспедиции. Об этом он говорил в 1926 году староверам Верхнего Уймона, об этом писал в «Листах дневника». Однако этому не суждено было сбыться. Но художественное творчество Н.К. Рериха, его идеи сохранения культуры обретают новую жизнь и приносят благие плоды.

Тема Алтая звучит ещё в нескольких выставках СибРО.

«Белуха — царица Алтайских гор» — название этой фотовыставки говорит само за себя. Величественные панорамы белоснежной царицы снегов — Белухи, снятой в разных ракурсах, отображают целый горный мир, блистающее синее небо и льды вершин, сияющие под ярким солнцем и долины, расцвеченные альпийскими цветами.

«Песнь Таракая», выставка известного современного художника Алтая Николая Анатольевича Чепокова, представляет его необычные графические работы «Времена года», на которых сказочный Алтай захватывает воображение любого, кто рассматривает живые облики гор и горных духов, изящных животных и древние кезер-таш. Солнце и небо в его работах — живые и деятельно принимают участие в жизни людей. Необычный стиль этого художника-самородка искусствоведы определяют как «этнографический примитивизм», или «этноархаику». «Искусство Таракая — это привольная песня обо всём, что он видит... Он — наследник кочевого мира Азии, продолжатель его древних художественных традиций...» (Е.П. Маточкин).

«Русь богатырская» — так называется выставка Н.К. Рериха, в которой представлены образы как былинных древнерусских богатырей — Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Настасьи Микуличны, купца-богатыря и певца Садко, так и известнейших исторических деятелей — Александра Невского, Ярослава Мудрого, князя Игоря, Мстислава Удалого и, конечно, собирателя и строителя земли русской Сергия Радонежского. Как важна и актуальна эта тема именно сейчас, когда на экранах телевизоров и в интернете появляются то западные художественные фильмы, то передачи, в которых где исподволь, с иронией, а где напрямую идёт искажение наших традиций и принижение духа русского народа. Невозможно допустить, чтобы в молодом поколении погас дух патриотизма, чтобы поддалось оно на те безнравственные действия западных провокаторов, которые можно назвать настоящей информационной и идеологической войной против России. «Не замай Россию!» — восклицал Рерих. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», — говорил Александр Невский. И на открытии выставки «Русь богатырская» от наших экскурсоводов можно услышать старинные былины о подвигах богатырей, рассказы о легендарных героях отечественных войн. Если есть такая возможность (а она имеется пока ещё не в каждой школе района), то мы демонстрируем фильм «Сибирские дивизии». Cтаршие ребята чаще задумчиво молчат, а непосредственные малыши бурно выражают свои чувства, делятся ими. Их переполняет гордость за свою страну, желание быть похожими на бесстрашных героев-сибиряков, понимание, что у страны, которая выдержала такой страшный вражеский натиск, должно быть доброе, справедливое и свободное будущее. Дети говорят, что сами обязательно сделают для России что-нибудь хорошее, а может быть, даже и выдающееся. И эти мечты ребят радуют.

Расскажем ещё о некоторых передвижных выставках, которые проводит Музей Н.К. Рериха в районе.

«Шедевры русской классики» — эту выставку 1 сентября прошлого года музей подарил Верх-Уймонской школе, с которой его связывают долгие годы сотрудничества. До этого выставка побывала во многих сёлах. Сейчас готовится ещё одна подобная выставка, чтобы продолжать знакомить детей и взрослых с шедеврами великих мастеров живописи — В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Б.М. Кустодиева, И.И. Левитана, М.А. Врубеля и многих других. Ведь далеко не у каждого сельского школьника есть возможность посетить художественный музей даже в Горно-Алтайске, не говоря уже о столичных галереях искусств, а через передвижные выставки репродукций картин искусство само приходит в школы, библиотеки и сельские клубы.

«Ангелы — Вестники Света и Добра» — одна из самых необычных выставок, рассказывающая о Силах Небесных — Ангелах, упоминание о которых встречается почти у всех народов мира. Утончённые фигуры добрых вестников — Ангелов — озарены сиянием света и красотой. В сочетании с рассказом экскурсовода и слайд-фильмом СибРО об Ангелах эта выставка производит незабываемое впечатление на детей.

«Алтайские тропы Николая Рериха» — эта фотовыставка включает в себя архивные фотографии, сделанные семьёй Рерихов в Верхнем Уймоне в 1926 году. На них — сами участники экспедиции, семья Вахрамея Семёновича Атаманова, жители села. Фотографии отражают жизнь и быт староверов, они переносят нас в то далёкое время, более 90 лет назад, когда Рерих встречался с местными жителями и говорил им: «Золотые здешние места...». Николай Константинович отмечал в своём дневнике, насколько сельчане доброжелательны и приветливы, как искренне они стремятся помочь участникам экспедиции.

Весной текущего года в Усть-Коксинском районе было открыто несколько выставок. В Верх-Уймонском клубе начала работу выставка «Художники-маринисты». Руководитель выставочного отдела СибРО Людмила Александровна Толстихина на открытии рассказала ребятам о подвиге русских моряков на бриге «Меркурий» — на выставке представлена репродукция одноимённой картины И.К. Айвазовского. Во время Русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг. героическая команда знаменитого 18-пушечного двухмачтового парусного брига русского флота одержала победу над двумя огромными линейными турецкими кораблями.

Новая выставка, прошедшая пока только в двух местах — в домах культуры Чендека и Гагарки, называется «Великие матери великих детей». Беседы с детьми проводила Татьяна Павловна Осипова, сотрудник экскурсионного отдела СибРО. Ребята открыли для себя, какую важную роль играли матери в жизни Петра Первого и Чингисхана, декабристов братьев Муравьёвых и поэта Бориса Пастернака, выдающегося учёного Дмитрия Менделеева и многих других.

Выставки находятся в постоянном движении. На начало апреля в Усть-Коксинском районе экспонируется несколько передвижных выставок музея: в Тюнгурской школе — графика Н.А. Чепокова «Песнь Таракая», в Уймонской школе — «Русь богатырская» и акварели М.П. Чевалкова, в Центральной районной библиотеке Усть-Коксы развёрнута выставка урало-сибирской росписи мастерской СибРО «Жар Цвет». В Краеведческом музее Верх-Уймона работает выставка военных фотографий «Выстояли и победили», предоставленная СибРО Государственным архивом кино- и фотодокументов (г. Москва). Многие выставки за эти годы побывали на традиционных республиканских праздниках — «Родники Алтая» и Эл-Ойын.

Особенно хочется отметить тех, кто не только принимает выставки, но и активно с ними работает, проводит их открытия и разные мероприятия.

Раиса Павловна Кучуганова — директор Музея истории и культуры Уймонской долины, а также Краеведческого музея села Верх-Уймон. Долгие годы сотрудничества связывают Р.П. Кучуганову и СибРО. Кроме огромной деятельности в своём музее Раиса Павловна работает с нашими выставками. Сейчас в краеведческом музее организован зал боевой славы. Много раз за эти весенние месяцы сюда на экскурсию привозили школьников из разных сёл района. В свой рассказ о годах войны, объединивших в единую духовную крепость всю нашу страну, Раиса Павловна включает и фотовыставку СибРО «Выстояли и победили».

Мария Николаевна Сюнюшева — методист по музейной работе Катандинского сельского дома культуры — открывает выставки, ведёт экскурсии, много работает со школьниками: дети под руководством Марии Николаевны проводят исследовательскую работу, связанную с темами выставок.

Ольга Ивановна Морозова — библиотекарь по массовой работе Усть-Коксинской центральной районной библиотеки — большой энтузиаст своего дела, работу ведёт творчески, привлекает на выставки молодёжь села — школьников и студентов техникума.

В Усть-Коксинском техникуме отраслевых технологий выставки организовывает Элина Юрьевна Шушпанникова. В 2015 году, например, там было проведено пять выставок: «Акварели А.П. Веселёва», «Белуха — царица алтайских гор», «Великие русские полководцы», «Русь богатырская», «Живопись и графика Г.И. Чорос-Гуркина».

Евгения Викторовна Скребец — методист Усть-Коксинского дома культуры — всегда откликается на предложения о новых выставках. Евгения Викторовна проводит занятия и экскурсии, приобщает школьников к основам изобразительного искусства.

Светлана Владиславовна Завадская — заведующая клубом села Гагарка рада нашим выставкам, выступлениям и фильмам. На открытия собираются неравнодушные взрослые и, конечно же, практически все дети этого небольшого села.

Сергей и Галина Николаевы, жители Чендека, проводят работу по выставкам СибРО с молодёжью села совместно с Анастасией Хохловой, заведующей Чендекским сельским домом культуры.

Татьяна Степановна Сосенко — библиотекарь Верх-Уймонской библиотеки — с удовольствием размещает наши выставки, связанные с декоративно-прикладным искусством: изделия из карельской берёзы, роспись по дереву и другие.

При сотрудничестве и поддержке заведующей Верх-Уймонским домом культуры Рушаны Ситягяевны Солонкиной в нём ежегодно проводятся выставки СибРО, сопровождающиеся демонстрацией фильмов.

Особенно хочется отметить ежегодные выставки творческого объединения «Город мастеров» СибРО — мастерской «Жар Цвет» и детской студии росписи «Жарки», которые в течение многих лет проходят в клубе при участии администрации района, села, школы, школьников и их родителей. Все дети, участники последней выставки, прошедшей 1 марта 2018 года, были награждены грамотами, многие отмечены подарками. Добрые и искренние слова напутствия детям и руководителю детской студии «Жарки» — сотруднику СибРО Ирине Ивановне Серебровой — были сказаны начальником районного отдела культуры Ольгой Павловной Симиренко, заместителем главы администрации района Ольгой Матвеевной Абросимовой, которые оказывают постоянное внимание и поддержку деятельности музея и студии росписи СибРО. Глава Верх-Уймонского сельского поселения Ирина Викторовна Кононова также выразила признательность СибРО за сотрудничество и культурную деятельность в селе и вручила благодарственные письма. В свою очередь мы очень благодарны Ирине Викторовне за действенную поддержку Музея Н.К. Рериха и «Города Мастеров».

Как всегда, тёплыми и искренними словами, обращёнными ко всему залу, начала своё выступление директор Музея истории и культуры Уймонской долины Раиса Павловна Кучуганова. Она поблагодарила Ирину Ивановну Сереброву за работу с детьми и отметила всех, кто старается поддерживать и развивать культурные традиции села. На открытие выставки пришли не только родители и дети, но и педагоги Верх-Уймонской школы. За отклик и сотрудничество благодарим директора школы Татьяну Ильиничну Ничкову и заместителя директора Татьяну Анатольевну Огнёву.

Все, с кем приходится нам сотрудничать, отмечают, что сейчас назрела необходимость в возрождении культуры. Есть простое, понятное даже детям определение: «Где нет ссор — там и культура». И это действительно так, первый признак культуры — отсутствие раздоров, умение слышать друг друга, а это очень важная ступень к налаживанию отношений, к взаимопониманию не только между членами семьи, но общества в целом. Именно на возрождение культуры и направлена вся деятельность Музея Н.К. Рериха.

Четырнадцать лет работы музея с передвижными выставками на культурном фронте Усть-Коксинского района прошли насыщенно, интересно и, хочется надеяться, с пользой для развития культуры района. Читающие эти строки директора школ и педагоги, библиотекари и методисты, работники клубов и домов культуры — все, кто помогал, участвовал, принимал выставки, организовывал открытия и различные мероприятия, — благодарим вас за сотрудничество, надеемся на новые встречи. Ждём от вас идей и предложений. И возможно, со временем всем вместе нам удастся воплотить в жизнь новые актуальные выставочные проекты.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом: