Мысли на каждый день

Каждый сознает по сознанию.

Мир Огненный, ч.1, 322

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
Алексей Леонов: «Я стремлюсь передавать только светлые, добрые состояния человеческой души»

Автор: Подготовлено редакцией  



Теги статьи:  Алексей Леонов, скульптура

27 января в новосибирском Музее Н.К. Рериха состоялось открытие новой выставки скульптур Алексея Леонова «Великие Учителя человечества», на которое приехал и сам автор. Это уже вторая персональная выставка известного скульптора в музее, первую — «Думая о вечном» — А. Леонов открывал здесь четыре года назад. За это время с его работами, украсившими все выставочные залы музея, познакомились и новосибирцы, и гости города — эти произведения никого не оставили равнодушным. И теперь зал музея, в котором проходила встреча со скульптором, был заполнен желающими увидеть его и услышать комментарии к представленным работам.

С приветственным словом от сотрудников музея выступил Сергей Деменко:

«Сегодня у нас праздник — открытие очередной выставки. Это праздник искусства. Каждое соприкосновение с творчеством художника, скульптора, музыканта — это обновление нашей жизни, обновление нашего существа, конечно, если мы соприкасаемся с работами подлинных мастеров, получивших вдохновение Свыше. Как сказано в стихотворении Н.К. Рериха "Капли",

Твоя благодать наполняет
руки мои. В избытке льётся
она сквозь мои пальцы. Не удержать
                       мне всего...
Изо всей благодати в руках
крепко сжатых я донесу только
                     капли.

Сегодня мы приветствуем нашего дорогого гостя — Алексея Леонова, открывающего в музее свою новую выставку. Он донёс до нас капли той благодати, которая дарована ему и проявляется через его талант скульптора. И мы рады приветствовать в стенах музея носителя этой Божьей искры, дающего нам возможность, созерцая его работы, соприкоснуться с Миром образов красоты, назначение которого — преобразить всё человечество, направив его к духовности. Перед нами один из посредников между людьми и этим миром высоких Образов.

Когда я спросил Леонова: "Как Вас представить?", Алексей ответил: "Я просто скульптор". Да, просто скульптор, приписанный по гражданству к Украине, но по его колоссальному творческому потенциалу — это уже гражданин мира. Он уже не принадлежит какой-либо стране, или городу, или даже тому виду искусства, в котором работает. Потому что все виды искусства — как лучи единого Солнца, идущие от одного Источника ко всем нам. Эти лучи рождают искры творческих достижений у мастеров всех направлений. О напряжении творца, вызванном этими искрами, о результате, в который выливается это напряжение, сказал Владимир Маяковский в своём знаменитом стихотворении "Разговор с фининспектором о поэзии":

Поэзия —
              та же добыча радия.
В грамм добыча,
                          в год труды.
Изводишь,
              единого слова ради,
тысячи тонн
                   словесной руды.
Но как
         испепеляюще
               слов этих жжение
рядом
             с тлением
                             слова-сырца.
Эти слова
             приводят в движение
тысячи лет
                 миллионов сердца. 

Мы знакомы с Алексеем Леоновым достаточно давно, и хотелось бы отметить некоторые его человеческие качества. Во-первых, его безграничный и очень убедительный оптимизм. Во-вторых, осознанную ответственность. Если человек говорит, что он берётся за работу только тогда, когда его сознание свободно от переживания каких-то негативных моментов, то это уже осознанная ответственность. О его смелости в поисках вы сами можете судить по тем работам, которые увидите в залах музея, как и об утончённости форм его скульптур. Ему присуща подвижность — он часто обращается к одному и тому же образу, и этот образ претерпевает изменения — в последующих работах раскрываются его новые грани. Необыкновенное трудолюбие Алексея выливается в создание многочисленных скульптур, разошедшихся по всему миру».

Аплодисментами встретили присутствующие по­явление у микрофона Алексея Леонова. Перед началом экскурсии он рассказал о том, что причастен к проекту «ЭтноМир», созданному Русланом Байрамовым в рамках благотворительного фонда «Диалог культур — единый мир». Алексей — автор многих скульптур и скульптурных композиций этого замечательного комплекса, находящегося в Калужской области, в 80 километрах от Москвы: «Идея проекта — представить на территории площадью 100 гектаров богатство и красоту культуры, культурное разнообразие мира».

Скульптор подчеркнул: «Для  меня базой всего творчества являются и остаются Великие Учителя человечества — именно так звучит название сегодняшней выставки. Но идея, конечно, в объединении. Идея в синтезе культур, во взаимном обогащении друг друга, а не в той ожесточённой, я бы сказал, искусственной конфронтации, которую мы переживаем уже много столетий, даже тысячелетий. Человечество должно достичь общего понимания того, что мы все — одна большая семья, что наш родной дом — это наша планета. Я выразил это в памятнике Юрию Алексеевичу Гагарину, в котором воплотил образ человека Вселенной, обнимающего планету и понимающего всю её хрупкость и счастье жить на нашей Земле...

Эта выставка происходит в удивительном месте. Я думаю, что мы наблюдаем сейчас только начало Музея Николая Константиновича Рериха, в котором мы сегодня находимся. Даже за те четыре года, в течение которых меня не было в стенах этого прекрасного музея, произошли очевидные созидательные преобразования, особенно это чувствуется энергетически. Появились оригиналы произведений Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, появились прекрасные мозаики на фасаде, которые необычайно украсили здание и создают дополнительное притяжение к музею уже как к настоящему объекту искусства. Здание само по себе красиво, а благодаря этим произведениям оно приобретает уникальность — действительно уникальность, потому что это шедевры. Это невероятное украшение даёт совершенно новую жизнь этому зданию, одетому в такие замечательные мозаики. Ведь передать цвета картин Н.К. Рериха очень сложно. Смальта — чрезвычайно богатый материал, и очень легко ошибиться, надо учитывать и игру света на блестящей поверхности, всё почувствовать, рассчитать. Дай Бог сохранить здание, которое и через сто, двести и триста лет будет радовать нас. Дай Бог, чтобы мы сохранили Землю и нашу Родину, нашу большую Родину...

Представленные на сегодняшней выставке и в творчестве Н.К. Рериха герои — это те люди, усилиями которых созидалось культурное пространство нашей Земли. Это те, на кого мы не только можем, но должны равняться, к кому должны стремиться, кто своим примером показал нам, на какие подвиги способен человек, каких вершин мы можем достигнуть, если будем раскрывать в себе божественные свойства, заложенные в нас Высшим Началом, Высшими Силами. И в этом отношении я невероятно счастливый человек, потому что уже более 17 лет я соприкасаюсь ежечасно — даже не ежедневно, а ежечасно — с Образами самыми прекрасными, которые существуют в человеческом облике. Это образы проявленных Духовных Учителей.

Мир живой природы, а мы к нему принадлежим, — необычайно богат. И по большому счёту художник — это человек, который умеет это заметить и передать свои чувства. Таким образом, он предстаёт посредником между миром высокой энергетики и людьми, которые сами воспринять, увидеть, прочувствовать её не всегда могут, а будучи ассимилированной художником, через его сознание, через его понимание, она становится более доступной и понятной. В этом заключается главная миссия художника.

Я довольно самокритичен в творчестве, это правда. Я стремлюсь к совершенству, а совершенство, как известно, пределов не имеет. И этот поиск бесконечен ещё и потому, что Образы, к которым я обращаюсь, глобальны по своему масштабу, своей всеобъемлемости, потому что это Образы величайших представителей человеческого рода, Духовных Учителей, которые вмещают в себе вселенные. Например, Образы Христа или Будды — Они беспредельны! И поэтому, когда я как художник к ним прикасаюсь, конечно, я могу охватить лишь какую-то часть.

Самым ценным в своём творчестве я считаю то, что, на что бы вы ни посмотрели, у вас настроение не испортится. В худшем случае вам это будет не близко или не интересно, но это не причинит вам какого-то внутреннего страдания из-за того, что вы можете почувствовать, что над собой надо работать. Разве что подумаете, что есть такие Великие, и как прекрасно, что Они есть, и как мы ещё несовершенны. В этом отношении это единственное чувство неудобства, которое может возникнуть при восприятии моего искусства...

Вся культура — это уже духовность. Всё искусство — это уже духовность. Лю­бое выражение добротворчества есть проявление духовного потенциала человека.

Надо развивать в детях и в себе, вне зависимости от возраста, творческие свойства и способности. Это делает нас счастливее. Поверьте — неважно, умеете ли вы рисовать, лепить, петь, играть на музыкальном инструменте и т.д., — никогда не поздно учиться и стать лучше, счастливее, радостнее.

Важно стремиться к прекрасному, а не к миру низменных чувств, который тоже нас, к сожалению, окружает, он более агрессивен, он навязывает нам определённое поведение. Высокое творчество, которое ставит перед собой задачу раскрыть красоту окружающего мира, раскрыть красоту чувств, на которые способен человек, — создаёт определённый канал, раскрывающий через работу наши высшие свойства и способности. Это может быть и мыслетворчество, оно должно быть таким. Это раскрывает духовные качества человека.

Любая сфера творчества: вышивание, вязание, плетение бисером, что угодно — любой ручной творческий труд помогает нам, как говорят, «релаксировать», то есть выйти в другое состояние сознания. Я уверен, что большая часть людей не пользуется этим, даже зная, что это так. Потому что это всё-таки труд. Вся жизнь в труде. Но нужно понимать, что мы никогда не станем лучше, если не будем трудиться. Надо раскрыть в себе ту естественность, которая заложена в нас Богом. Это творческая энергия, она во всех заложена. Просто кто-то её либо очень сильно усыпил, либо к ней не обращался осознанно.

Творческий процесс позволяет нам выйти на другой, более высокий уровень восприятия мира и жизни и почувствовать благодарность к миру, к жизни, ко всему: к людям, которые нас окружают, к обстоятельствам.

То ли мы делаем в этом мире и в этой жизни своей? Тем ли мы делом заняты? Ведь это очень важные вопросы, и у всех они возникают — у кого-то в молодости, у кого-то позднее, когда выросли дети, но эти вопросы возникают у всех. Просто ритм потребительской жизни таков, что заглушает эти вопросы. Нам предлагают что-то ещё потреблять — и мы идём и что-то покупаем, нам становится как-то легче, то есть мы подавляем это другими, более сильными и в основном физическими ощущениями. Но вопрос-то никуда не уходит, остаётся. Если его не решить, наша жизнь не изменится. А меняется она только тогда, когда мы начинаем прилагать усилия для изменения, стремимся к чему-то. Без стремления ничего достигнуть невозможно. Именно этому учили нас Великие Учителя. Вся жизнь Их проходила в неустанном, постоянном устремлении.

Вообще всё искусство — это выражение устремления человека к чему-то. Искусство, наука, религия — вот три основы, которые являются образом Трёх Сфер, заключённых в окружность вечности Вселенной. Это и есть Знамя Мира Рерихов. Это глобальный символ Троицы, бытийности.

Искусство, знание и религия — это те лучшие выражения, которые вообще мы знаем в истории, что человек как-то обозначал».

К микрофону подошёл Сергей Юрьевич Шишков — художник-монументалист, автор мозаичных панно на фасаде Музея Н.К. Рериха и Часовни Святого Сергия:

«Я очень рад видеть человека, которого давно хотел увидеть, посмотреть на того, кто создаёт тишину. Причём если поздний Микеланджело — это тишина, которая находится внутри его вещей, она как бы там аккумулирована, затаена, то эта тишина совершенно другого характера. Она как бы светится, она выходит наружу из этих вещей, она заражает всё пространство, ионизирует воздух вокруг. Когда я впервые увидел на втором этаже музея выставленные там работы, я подумал, что это мог сделать святой человек... Это гигантский комплекс очень мощного духовного потока, это действительно расширенное сознание, позволяющее почувствовать единое мощное присутствие Неба в нашем земном пространстве. Я преклоняюсь перед автором, просто восхищён тем, что сделано, и тем, что вижу».

Сердечно поблагодарив С.Ю. Шишкова, Алексей Леонов завершил своё выступление стихотворением А.К. Толстого:

 

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений
                                                  своих ты создатель!
Вечно носились они над землёю, 
                                                   незримые оку...
Много в пространстве невидимых форм 
                                             и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний 
                                                        и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет
                                            и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту,
                               лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье
                                     в наш мир удивлённый...

 

После вступительной части скульптор провёл развёрнутую экскурсию по выставке своих новых работ. 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске