Мысли на каждый день

Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра.

Сердце, 410

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
«СКАЗЫ УЙМОНСКОЙ ДОЛИНЫ»

Автор: Подготовлено редакцией  



Теги статьи:  выставки, Город мастеров

11 ноября в Музее Н.К. Рериха открылась выставка «Сказы Уймонской долины», на которой были представлены работы мастеров художественной экспериментальной мастерской «Жар-Цвет» творческого объединения «Город мастеров» Сибирского Рериховского Общества. Все разнообразные экспонаты — роспись по дереву (декоративные панно, берестяная и деревянная посуда, сувениры), а также живопись — созданы руками художников и мастеров в Горном Алтае, в селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района.

Праздник начался с выступления фольклорного ансамбля «Песенная артель» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова (руководитель — заслуженный деятель искусств России О.А. Гурина).

Открывая выставку, сотрудник музея Людмила Александровна Толстихина сказала: «Те, кто никогда не был в Уймонской долине, после знакомства с выставкой, наверное, поняли, что место это необыкновенно красивое, вдохновляющее на творчество, и люди там живут мудрые, трудолюбивые и чистые сердцем.

Уймонская долина находится на юге Рес­публики Алтай. Со всех сторон она окружена горами: с севера Теректинским хребтом, с юга — Катунским, который увенчан главной вершиной Алтая — священной Белухой. Через всю долину протекает красавица Катунь. Природа здесь красива и щедра. В Уймонской долине есть старинное село Верх-Уймон. В начале прошлого века здесь жила мастерица Елена Атаманова, которую сельчане уважительно величали Агашевной (редкий случай, когда величают по имени матери, которую звали Агафья). По просьбе селян она расписывала дома, своим мастерством неся благопожелания, красоту и радость.

В 1926 году Николай Рерих, побывав с экспедицией в этих местах, записал в путевом дневнике: "А вот и Вахрамеева сестра, тётка Елена. И лекарь, и травчатый живописец, и письменная искусница. (...) Распишет охрой, баканом и суриком любые наличники. На дверях и на скрынях наведёт всякие травные узоры. Посадит птичек цветистых и жёлтого грозного лёву-хранителя. (...) Такая искусница!"

По рассказам старожилов, Агашевна ходила босиком, с холщовой сумкой через плечо, в которой были кисти и краски. Именно такой она изображена на панно "Уймонская мастерица", созданном Тамарой Ефимовной Наговицыной, мастером росписи по дереву.

Николай Рерих был одним из первых, кто ещё в начале ХХ века обратил внимание на ценность самобытного народного искусства, был инициатором и участником многих культурных проектов по охране старины, по возрождению народных ремёсел и художественных промыслов, чтобы красивые предметы наполняли не только музеи, но и саму жизнь. И вот спустя многие десятилетия после экспедиции Н.К. Рериха в Верх-Уймоне создаётся экспериментальная художественная мастерская "Жар-Цвет", для того чтобы изучать, сохранять и развивать народные промыслы.

Художники, работающие в мастерской, хорошо понимают значение народного искусства, которое создавалось многими поколениями талантливых мастеров. Изучая народные мотивы и образы, наши мастера наполняют их новым содержанием, совершенствуют художественные приёмы, находятся в постоянном творческом поиске. Как говорит Т.Е. Наговицына, "всякое ремесло — это живой организм. Настоящие мастера не боятся новаторства. Традиция находится в постоянном движении, отбирая и закрепляя всё лучшее в художественной практике"».

Перед гостями выступил директор «Города мастеров» Александр Евгеньевич Корсун: «Дорогие друзья, все вы знаете, какую огромную работу проводит СибРО на Алтае. Все мы следуем заветам Николая Константиновича Рериха, который говорил о том, что нужно нести в мир красоту, потому что люди, воспитанные на красоте, не могут творить зло. Но сначала надо их научить создавать эту красоту. Поэтому одна из важнейших задач СибРО на Алтае, кроме популяризации искусства Н.К. Ре­риха, — работа с детьми Уймонской долины, которые очень талантливы.

Первые шаги к созданию мастерской и развитию ремёсел были сделаны в 2006 году. В 2010 году организовался кружок, в котором дети под руководством Ирины Ивановны Серебровой стали изучать урало-сибирскую роспись. Со временем кружок вырос в студию, получившую название "Жарки", сейчас в ней около 30 детей, живущих не только в Верх-Уймоне, но и в других сёлах Уймонского поселения. Они любят этим заниматься, делают многие вещи для дома, и э?? ????? то очень нравится их родителям. Многое из того, что закладывается в детстве, ребёнок будет помнить, став взрослым. Как бы ни сложилась дальнейшая жизнь этих ребят — останутся они в селе или уедут, — они смогут и в дальнейшем создавать предметы, украшающие жизнь. Мы мечтаем о том, что со временем преобразится и деревня, она станет лучше и красивее.

Шесть мастеров из разных городов трудятся в нашей мастерской. Основное направление, которое здесь развивается,— это урало-сибирская роспись. Этой работой руководит народный мастер Алтайского края Т.Е. Наговицына — человек потрясающих талантов, полный творческих идей. Она придумывает эти уникальные изделия, которые вы здесь видите. В мастерской создан сувенир "Уймонка" — расписная кукла-матрёшка в старообрядческом костюме. "Уймонка" очень понравилась жителям Верх-Уймона, местной и республиканской администрации, и теперь она является брендом района. А наша задача — трудиться над созданием культурного центра и целого направления, связанного с народными промыслами».

Т.Е. Наговицына, которая не смогла приехать на открытие выставки, прислала приветствие.

«От всей души поздравляю всех с открытием замечательной выставки "Сказы Уймонской долины"!
Непростые цели и задачи поставлены перед нашим творческим объединением: нести культуру и красоту в окружающий мир; беречь уникальную природу с её цветущими альпийскими лугами и великолепием Алтайских гор, с людьми светлыми и чистыми душой; возрождать самобытную старообрядческую культуру Уймонской долины и не только сберечь, сохранить традиции росписи, но и адаптировать её к современным условиям. Всё это вдохновляет нас, художников и мастеров, создавать праздничную радость. Здесь живут сказка и реальность, традиция и современность. Мы желаем, чтобы мир был устроен красиво и гармонично, чтобы стал добрее. Все наши работы несут в себе благопожелание, и понадобится ещё немало таких выставок, чтобы показать красоту и щедрость Уймонской долины».

Л.А. Толстихина: «Все художники, чьё творчество представлено на выставке, работают в одной и той же мастерской, вдохновляются одними и теми же видами прекрасных окрестностей Уймонской долины, и всё же насколько неповторимо их творчество! Каждый мастер выбирает свои мотивы и приёмы, ищет свои подходы.

Я хочу поблагодарить Наталью Станиславовну Давыденко за её творчество, которое всем доставляет радость и тепло». Наталья Стани­славовна, излюбленными мотивами которой являются гроздья рябин и берёзки, выступая, вспомнила слова Наталии Дмитриевны Спириной, когда-то сказавшей, что при СибРО будет маленькая мастерская, по ремеслу. «А по какому ремеслу — она тогда не уточнила. И вот мы видим, как постепенно это сбывается, всё вырастает».

К микрофону подходит руководитель детской студии росписи «Жарки» Ирина Ивановна Сереброва: «Из шести художников, работающих в мастерской, трое занимаются урало-сибирской росписью, которая подразделяется на домовую (в старину этой росписью украшали дома) и на более изысканную городскую, мотивы для которой берутся из самой природы. На нашей выставке мы видим образцы и той и другой росписи. На многие десятилетия домовая роспись была незаслуженно забыта, поэтому очень важно возродить её именно в Верх-Уймоне — селе, где она была распространена сто лет назад. Для нас большая честь, что мы причастны к этому делу, а также большая радость, что откликнулось местное население, особенно дети. Изучая традиции, мы соединяем их с современностью.

В настоящее время мы используем современные материалы — кисти и краски, это открывает большие возможности.

Мы очень благодарны Т.Е. Наговицыной, которая не только создаёт уникальные работы, но и является автором учебного пособия "Урало-сибирская роспись на Алтае" (издательство "Россазия"). Также хочется поблагодарить Нину Тимофеевну Черникову — художника и прекрасного педагога, которая преподала нам первые уроки росписи. Очень важна передача опыта, ведь это значит, что мастерство не умрёт, оно будет жить и развиваться. И теперь этот опыт мы передаём верх-уймонским детям. Занятия проходят в мастерской, где созданы все условия для обучения и творчества. Отметим, что обу­чение проводится бесплатно и учащиеся обеспечиваются многими необходимыми материалами — красками, кистями, бумагой и другим. Дети имеют возможность увидеть работы опытных мастеров, посмотреть учебные фильмы.

Сельские дети замечательные: они любознательны, жизнерадостны, открыты и талантливы. Были случаи, когда девочки, впервые приходя в студию, доверительно сообщали, что они — праправнучки той самой Агашевны. "Значит, у вас есть талант, — говорю им, — и у вас всё получится".

Будущие мастера с удовольствием создают сувениры, декоративные панно и с радостью дарят их родным и близким. Стремясь украсить свой дом, они с увлечением расписывают предметы домашнего обихода — от плечиков для одежды, шкатулок и досок до стульев и даже дуг для конской упряжи. Участвуют в выставках и различных конкурсах, нередко занимают призовые места. Так, ученица 9 класса Валентина Зяблицкая получила диплом первой степени на республиканском конкурсе прикладного искусства. Это большое признание.

Сегодня в этом зале представлены детские работы, выполненные на дереве и на картоне. Их немного, потому что учебный год только начался и дети не успели ещё создать свои шедевры, но в конце года они, несомненно, будут».

Анатолий Петрович Веселёв — художник и строитель. Своими руками строил Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне и мастерскую. Постоянные посетители новосибирского Музея Н.К. Рериха помнят его персональную выставку живописи и графики, которая проходила в этом году. Теперь появилась возможность познакомиться с его декоративными работами. Анатолий Петрович — основоположник нового стиля: несколько лет назад он стал создавать инкрустированные камнем декоративные тарелки из дерева, в которых сочетаются красота природного камня, алтайский орнамент и скифский «звериный стиль». Художник не смог в этот раз присутствовать лично, он прислал приветствие и поведал об истории появления росписи по дереву в Верх-Уймоне.

«Поздравляю участников и коллег с от­крытием выставки творческой мысли, украшающей жизнь человека!

В августе 1999 го­да я приехал в Верх-Уймон для участия в строительстве музея. В 2004 году состоялась первая выставка моих акварелей в Усть-Коксе, в районном доме культуры. После выставки ко мне обратилась художница из села Замульта и попросила помочь ей в создании местной росписи. Теперь мне понятно, что идея организации мастерской витала в пространстве многие годы и искала своих исполнителей. В 2006 году началось строительство мастерской, затем была организована изостудия для сотрудников, которую вёл Виктор Николаевич Лихачёв, а я ему в этом помогал. Тогда же мы начали работать поросписи деревянных тарелок. Первые мои композиции были растительно-цветочного характера, а потом В.Н. Лихачёв предложил ввести в композицию элементы скифского "звериного стиля". Кроме них я ввёл алтайский орнамент в собственной интерпретации. Это нашло отклик, сотрудники отметили новизну и необычный подход, и я продолжил данный опыт. Впоследствии я стал инкрустировать тарелки поделочными камнями: яшмой, малахитом, чароитом и т.п. Сложность состояла в том, что надо было выстроить колористически гармоничную композицию, подобрать цвет и тон под камни, чтобы добиться целостности предмета. Мною было расписано более 60 тарелок, многие из них были подарены друзьям Сибирского Рериховского Общества».

Художники Анна и Игорь Кремлёвы из Кемерово, также участвующие в работе мастерской, прислали письмо:

«Мы работаем в разных техниках и направлениях изобразительного искусства: станковая живопись, графика, фреска, мозаика, декоративная роспись. Стараемся, чтобы не было повторяющихся работ, так как мы стремимся к разнообразию. Преподавательская деятельность является продолжением творчества, мы помогаем людям разных возрастов увидеть красоту в повседневности и запечатлеть её.

Анна Кремлёва: В своём творчестве ставлю перед собой задачу достичь того, что мне кажется невозможным. Меня вдохновляют работы художников-передвижников, на их произведениях формирую свой вкус и технику живописи.

Игорь Кремлёв: Свои идеи картин черпаю из древних мифов, саг различных народов.

Желаем всем молодым, творческим людям гореть идеей творить самое высокое и прекрасное для человечества. Молодые художники, на ваших произведениях воспитывается будущее поколение, будьте внимательны к своим работам. Воплощайте идеи с любовью и добрым сердцем, с пониманием и состраданием к окружающему».

Перед присутствующими выступил художник-монументалист, автор мозаичных панно, украшающих стены музея Рериха и Часовни Святого Сергия, член Союза художников России Сергей Юрьевич Шишков: «Когда я впервые увидел "кораблик" — здание мастерской, мне показалось это каким-то явлением, пришедшим из космоса. Совершенное по форме, оно сделано просто гениально. И эта форма со всем содержанием заряжает всё вокруг каким-то светом, удивительным и восхитительным. А когда ты оказываешься внутри, возникает чувство волшебного деяния. Всё это замечательно, и перспектива, я думаю, очень большая. Было очень приятно всё это видеть».

Художник и педагог Нина Тимофеевна Черникова: «Спасибо за приглашение побывать на открытии выставки. Посмотрела ваши работы, мне они очень понравились — яркие, сочные, привлекают к себе вни­мание. Вы очень выросли творчески. Как хорошо, что вы вносите в мир добро и красоту».

Среди приветствий прозвучала «Урало-сибирская песня» в исполнении автора, Алексея Грачёва, а Екатерина Грачёва прочитала своё стихотворение «Урал – Сибирь – Алтай».

Присутствующие смогли посмотреть видеозапись выступления Т.Е. Наговицыной на открытии выставки «Сказы Уймонской долины» в Музее истории литературы, искусства, культуры Алтая (Барнаул), а также фильм студии СибРО «Художественная экспериментальная мастерская "Жар-Цвет"».

На выставке посетители познакомились с декоративными тарелками Людмилы Сергеевны Хижко, которая живёт в Юрге Кемеровской области. Она уже несколько лет увлечённо работает в технике точечной росписи. Этот вид росписи требует большого терпения и аккуратности, знания различных орнаментов. Посетители проявили большой интерес к работам Людмилы Сергеевны.

На протяжении всего праздника звучали замечательные русские народные песни и фольклорные зарисовки в исполнении ансамбля «Песенная артель». Мы благодарны этому замечательному коллективу и его руководителю Ольге Александровне Гуриной за то, что они помогли нам устроить этот праздник творчества.

Два коллектива работают в разных жанрах, но занимаются одним и тем же важным и нужным делом: собиранием, изучением, сохранением и популяризацией народного русского искусства — песенного и изобразительного.

В этот же день в «Книге отзывов» появились первые отклики:

«Наслаждение для глаз. Благодарность мастерам за их труд, их путь и вдохновение, которое они в своих работах передают нам. Я стала духовно богаче сегодня».

«Спасибо за выставку! Свет в душе, свет в сердце».

Материал подготовлен редакцией

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске