Мысли на каждый день

Принимается слово хор как созвучие голосов, но может быть хор энергий, хор сердец, хор огней.

Мир Огненный, ч.2, 205

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
«Словно глоток чистого горного воздуха...». 7 октября — 10 лет Музею Н.К. Рериха

Автор: Пересветова Екатерина  



Теги статьи:  Часовня Святого Сергия

Когда завершены последние работы и убраны строительные леса, когда мы можем отойти и оглядеть произведение монументального искусства в единстве со всем, что его окружает, — замысел художника начинает открываться глубже. Так же и с историей длительной народной стройки, так же с многолетним трудом — его результаты начинают осознаваться по-настоящему, когда мысленным взором охватываются значительные времена и масштабы.

Многое сошлось к дате 7 октября 2017 года — и десятилетие со дня официального открытия Музея Н.К. Рериха в Новосибирске, и двадцатилетие с начала его строительства, и завершение мозаичной композиции, объединившей музей и часовню во имя Преподобного Сергия Радонежского. В этот же день состоялась премьера фильма студии СибРО «Музей Н.К. Рериха в России Азиатской», рассказывающего как об истории создания этого уникального культурного объекта, так и о его деятельности и развитии. В этот день прозвучал отчёт СибРО, осветивший основные вехи работы за последнее десятилетие. К этому дню вышел в свет второй том Почётной книги вкладов, на страницах которой навсегда запечатлены имена множества наших друзей и помощников из разных городов — благодаря их поддержке складывалась вся наша культурная работа. Не только сотрудники музея ждали этого дня — доска объявлений на первом этаже здания пестрела листами и телеграммами с поздравлениями.

Перенесёмся мысленно в ту минуту, когда волнение в зале утихло и зазвучали первые слова ведущих торжественного праздничного собрания.

«Мы шлём свою любовь и признательность нашему руководителю, основателю музея Наталии Дмитриевне Спириной, которая 20 лет назад сумела объединить и вдохновить сотни людей на строительство этого культурного центра, указала направление и заложила основы его деятельности» — так начал своё выступление Сергей Деменко.

«Музей Николая Константиновича Рериха в Новосибирске — это пример того, что невозможное возможно, пример того, чего можно достичь объединёнными усилиями во имя благой цели, — подчеркнула исполнительный директор СибРО Ольга Андреевна Ольховая. — И сейчас, во время небывалого разделения и вражды, мы обращаемся ко всем здоровым силам общества — объединить свои усилия в созидательном труде для блага нашего отечества, нашей России, которой издревле заповедано вести всё мировое сообщество. С благодарностью ко всем, чьи усилия и средства вложены в строительство музея,
и к тем, кто до настоящего времени продолжает помогать теперь уже деятельности нашего культурного центра, мы начинаем наш праздник».

В зале в этот день были не только постоянные посетители. Несмотря на то что праздник отмечали в субботу — выходной день, поздравить музей при­шли представители департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Новосибирска: заместитель начальника Владимир Ефимович Державец и сотрудник департамента Владимир Николаевич Родюшкин. И это не случайные гости: в настоящее время сотрудники департамента стремятся помочь нам в решении вопроса уменьшения арендной платы за здание музея, остро стоящего перед СибРО. Конечно, мы очень благодарны им за эту поддержку.

Слово взял В.Е. Державец: «Дорогие новосибирцы и гости нашего города! Очень приятно видеть полный зал. Это правда, ведь далеко не на всех наших мероприятиях, особенно в выходные дни, собираются полные залы. Это говорит о том, что поднятая сегодня тема очень важна для духовной жизни нашего города. У нас город очень непростой, многонациональный, город, где уживаются в мире и согласии более 140 национальностей, и это заслуга и отцов-основателей города, и людей, которые работали в этом городе, которые поднимали его духовную жизнь на такой высочайший уровень. Новосибирск возник не как город купцов или промышленников, наш город строили инженеры, они привезли в город первую библиотеку, построили первый храм, первую школу. Это те традиции, которые до сих пор позволяют городу развиваться такими темпами, не теряя при этом свою духовность. С огромным удовольствием хочу прочитать слова, которые адресовала вам начальник департамента Анна Васильевна Терешкова».

Зачитав письмо, полный текст которого приведён в этом журнале, Владимир Ефимович добавил: «А мы, чем сможем, поможем, и в смысле аренды тоже, обязательно».

Затем к микрофону вышел Василий Ефимович Житяев из города Лесного Свердловской области — один из тех, кто стоял у истоков строительства музея.

«Особо хочется послать сердечное поздравление самому первому строителю музея, — улыбнулся он, и многие поняли, о ком сейчас пойдёт речь. — В дежурном вагончике на стене был прикреплён листочек со словами Учения: "Утвердитесь в мысли привлечь народ и слагать Храм Мой руками народа". Когда я читал эти строки, войдя в вагончик, лучик солнца преобразился в радугу и осветил текст. Наша родная Наталия Дмитриевна, выполняя этот Указ, ещё задолго до начала строительства музея огненными мыслями создавала для этого условия, магнитом сердца собирала нас со всей страны —
и не только на строительство музея...

В нашем журнале были напечатаны строчки из Учения: "Вы допущены к работе постройки Нового Мира..." Как эти слова придавали нам новые силы для новых свершений! И вот уже на территории возведённого в Новосибирске Музея Н.К. Рериха установлен Колокол Мира, воздвигнута часовня Преподобного Святого Сергия, на Алтае работают Музей Н.К. Рериха и "Город мастеров", в Академгородке Новосибирска принимают посетителей музеи Н.Д. Спириной, а в Венёве начал работу Музей
Б.Н. Абрамова. Эта созидательная работа продолжается и требует новых усилий. Пусть наш музей процветает, а наши силы растут и крепнут».

Затем настало время фильма «Музей Н.К. Рериха в России Азиатской» и отчёта СибРО о проделанной работе. Казалось, что слишком быстро пролетели минуты, заполненные кадрами кинохроники: хотелось ещё и ещё смотреть на лица строителей, экскурсоводов и посетителей — торжественные, радостные и серьёзные. Впечатляюще предстали вехи нашего десятилетнего пути в отчёте, зачитанном О.А. Ольховой. И особенно важно, что этот путь проделан вместе со многими, кто сейчас читает эти строки.

Об этом напомнила сотрудник издательского центра СибРО Юлия Цыганкова, представляя второй том Почётной книги вкладов: «Всё, что вы здесь видите, стало возможным благодаря помощи людей, которые откликаются на идеи Рерихов и стараются внести свою лепту, в том числе и материальную, для развития нашей деятельности. Всем, кто присутствует в этом зале, знакомым и незнакомым, мы приносим сердечную благодарность. Музейный комплекс вырос до пяти объектов, плюс Колокол Мира и Часовня, в итоге семь объектов за десять лет. Проводится выставочная деятельность, работает издательство, пополняются фонды, развивается мастерская "Город мастеров" — какой это масштаб! Огромное спасибо всем и низкий поклон!».

«Вся наша жизнь только на взаимопомощи и строится, — добавил Сергей Деменко. — С сегодняшнего дня начинаем собирать материалы на третий том».

Разумеется, смысл деятельности СибРО не в самих возведённых строениях и не в количестве выставок или изданий, а в том, что именно удаётся дать людям через всю многоплановую деятельность нашей организации.

Забежим чуть вперёд, во вторую часть праздника, где сотрудник СибРО Татьяна Шумеева поделилась своими наблюдениями за экскурсантами с точки зрения киоскёра. «Посетители приобретают билеты в книжном салоне и туда же возвращаются после экскурсии. Таким образом, мы, киоскёры, встречаем и провожаем людей и видим, что большинство уходят другими. Обычные люди с мирскими заботами, они возвращаются с просветлёнными, одухотворёнными лицами, как будто наконец услышали то, что в глубинах своей души давно жаждали услышать.

"Нам так повезло с экскурсоводом", — сообщают они и называют имя одного из сотрудников. Но мы понимаем, что дело не столько в экскурсоводах, сколько в тех важнейших идеях, которые они передают.

С уважением, с благодарностью, с удовлетворением уходят посетители, принимая решение вернуться сюда со своими близкими. На столике в фойе лежит "Книга отзывов" — живой свидетель того, насколько важна, остро необходима ведущаяся в музее работа».

Перелистаем вместе с гостями нашего юбилея страницы «Книги отзывов» — что пишут в ней каждодневные посетители?

Чаще всего отзывы краткие, и каких только эмоциональных эпитетов в них не встречается: «Очарованы! Потрясены!»; «Радость»; «Восторг»; «Превосходно!»; «Неописуемое удовольствие»; «Это не просто восхитительно — это божественно».

Или вот так: «Побывал дома, только такие чувства!» (Петропавловск-Камчатский).

«Вас хочется слушать, и слушать, и слушать...»

«Словно глоток чистого горного воздуха в душном городе».

Также люди отмечают, что именно им понравилось, например информативность, полнота экспозиций, нравственно-патриотическая направленность и при этом привлекательность для молодёжи. Пишут: «Здесь есть о чём подумать и чему поучиться».

Наверное, нас, сотрудников Музея Н.К. Рериха, более всего радуют такие отзывы: «Мы не знали Рериха до визита сюда, теперь же поближе познакомились и продолжим узнавать о нём самостоятельно».

Немало посетителей оценивают роль и значение музея в целом: «Всё в совокупности складывается не только в музей, но и в целую культуру вокруг семьи Рерихов и их творчества. Удивительный музей с исключительной атмосферой духовности, спокойствия и умиротворённости. Ощущение присутствия самой семьи Рерихов. Окунулась в непознанное, лёгкое, прекрасное».

«"Высокая Сила Духа" собрана в этом Музее».

«На душе сразу стало легко и светло, и захотелось нести этот свет дальше. Надеемся сохранить и увезти на далёкий Урал».

Иногда записи звучат очень трогательно. «Я даже не могу себе представить, что Рерих нарисовал так много картин», — пишет ребёнок.

Больше всего, пожалуй, написано об атмосфере, царящей в музее.

«Были очень удивлены атмосферой: доброжелательностью, ненавязчивостью, знанием и любовью к музею, интересом к семье Рерихов».

«Очень понравился индивидуальный и душевный подход, а также общая атмосфера, выдержанная в "рериховском" стиле», — отмечают студенты из Москвы.

«Каждый раз, бывая в музее, испытываю чувство умиротворения и надежды на будущее».

Среди отзывов посетивших музей туристов встречаются и слова о его уникальности в масштабе Сибири, России.

«Неожиданно прекрасный музей, по праву — сокровище Сибири, как символ духовной жизни».

«Ваш музей стал одним из главных событий знакомства с Новосибирском и Россией».

«Поражены непреходящим ощущением Красоты и Величия земного Мироздания. Гордость за такой бесценный Музей в Новосибирске».

И наконец, совсем недавний отзыв: «Путешествую очень много, посещала различные музеи и с уверенностью могу сказать, что это самый лучший из всех музеев, в которых я побывала».

После основных выступлений звучали приветствия и поздравления от присутствующих. Так, председатель комиссии по патриотическому воспитанию молодёжи Зоя Ильинична Копьёва, вручая СибРО благодарственное письмо от имени председателя Совета ветеранов Центрального района г. Новосибирска Александра Рафаиловича Попова, добавила от себя: «Нам очень близок этот музей не только как культурный центр, который украшает наш город, но и как наш сотрудник по патриотическому воспитанию подрастающего поколения».

Евгения Жалова из Тюмени вышла к микрофону с подарком — настенными часами:

«Вы помните, что Наталия Дмитриевна называла часами счастья время общения со своим учителем Борисом Николаевичем Абрамовым. Минуты и часы счастья общения с Наталией Дмитриевной выпали и нам, сотрудникам Тюменского центра культуры имени Н.К. Рериха.

Так и теперь, переживая время счастья, проведённое здесь с единомышленниками и друзьями, никому не хочется уезжать. Но пусть эти часы напоминают нам, что надо ехать и делать, каждый на своём месте, то, чему мы научились здесь. Пусть мечты претворяются в действие!»

На этом завершилась первая часть программы. Мозаичные панно, украсившие фасад Музея Н.К. Рериха, ждали своего торжественного открытия. Если мозаику с правого крыла здания можно было увидеть несколько ранее, то панно со стихотворением Н.Д. Спириной «Россия», размещённое на левом крыле, было завершено накануне праздника.

Как уже становится традицией, участие в церемонии приняло и новосибирское небо, каждый раз обращающее на себя внимание неожиданными переменами. Было облачно, но с началом церемонии облака расступились, пропуская вперёд солнце. Оно ярко осветило мозаику, а тень увенчанного крестом купола часовни Святого Сергия как бы соединилась с мозаичным изображением, повторяя очертания храма на нём.

«Это мозаичное панно, — сказал главный инженер СибРО Игорь Михайлович Щербаков, — посвящено глубокому прошлому и величественному будущему нашей страны, явленному в стихотворении Наталии Дмитриевны Спириной "Россия". Отныне этот торжественный гимн России увековечен на стенах Музея Николая Константиновича Рериха.

Рерих глубоко верил в великое будущее своей Родины, в её силу и могущество, направленные на мир и созидание. Этой верой проникнуто всё его творчество. Водитель Культуры, он подарил человечеству жизненно важную идею — объединение всех народов на животворящем основании Культуры.

Всё своё творчество Рерих завещал народу российскому, но не имел возможности вернуться на родину и самому передать наследие своей стране. В 1959 году ученик Н.К. Рериха Борис Николаевич Абрамов вместе с Наталией Дмитриевной Спириной привезли на Сибирскую землю культурные идеи и книги Рериха, и в конце 1990-х годов эти идеи стали воплощаться в строительстве двух Музеев Рериха в Сибири. По­движническими трудами многих людей, руками народа построены Храмы культуры в России Азиатской.

На картине Рериха "Святой Сергий", воспроизведённой в мозаичном панно в нашей часовне, есть надпись: "Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье..." Далее — многоточие. И каждый раз народ русский вставал на её защиту. И каждый раз Воевода Духа могучего Святой Сергий становился во главе подвига народного. Руками народа под водительством Святого Сергия сохраняется земля русская уже более семисот лет. И сегодня Святой Сергий не оставил российский народ в его справедливой борьбе за укрепление нашей родины по всем направлениям. Много фронтов обороны приходится держать современной России, и ни один нельзя оставить. Страна нуждается в крепких надёжных руках, созидающих мир, созидающих культуру.

Культурное строительство, начатое однажды, остановлено быть не может. Знамя Мира, Знамя Культуры, поднятое однажды, опущено быть не может. Каждый прожитый нами день должен стать ещё одним камнем, вложенным в здание Культуры.

Поле культуры настолько необъятно, что каждому найдётся место для созидательного труда. Культурное строительство требует делового энтузиазма — как в самосовершенствовании, так и в постоянном расширении деятельности музеев: проведении выставок, экскурсий, издании книг и создании фильмов, работе с детьми.

Однажды, глядя на фотографии музеев, созда­ющихся Сибирским Рериховским Обществом, Наталия Дмитриевна произнесла: "В них вся моя жизнь".

Мы, живущие сегодня, совершим достойный вклад в строительство нашей Родины, если сможем с чистым сердцем вслед за Наталией Дмитриевной произнести: "В музеях Рериха вся наша жизнь!"».

Перед собравшимися выступил новосибирский художник-монументалист, член Союза художников России Сергей Юрьевич Шишков, выполнивший мозаичные изображения на Часовне Святого Сергия и на фасаде музея.

«Хочу поблагодарить Небо за оказанную мне честь участвовать в мощном созидательном процессе, а всех вас за подаренные пять лет жизни, осмысленные и целеустремлённые, — сказал Сергей Юрьевич. — За огромную постоянную поддержку и за тот образ единения, единой семьи, который передо мной предстал, когда я познакомился по-настоящему со всем коллективом, с людьми, с которыми приходилось работать. Для меня такая целостность, целеустремлённость, единство людей в духе и в деле были просто откровением.

Если говорить о панно, то мозаика, которую мы сейчас открываем, это не единичная вещь, это составляющая единого организма. Всё, что сделано по фасадам музея и часовни, составляет единое целое. Интерьер часовни получился минималистическим, это тоже продолжение единого — завершающая центральная часть, скрытая за дверями, но очень важная по смыслу.

За последний элемент этого мозаичного комплекса нужно поблагодарить ещё Александра Кириченко, выпускника кафедры монументально-декоративного искусства. Года два назад он защищался, и темой диплома был образ Данко, разрывающего свою грудь и освещающего сердцем путь людям. Я посмотрел на диплом, посмотрел на человека и понял, что к нему нужно обратиться. Его колоссальная помощь определила возможность появления этой вещи, без него это просто не состоялось бы.

Образ того, как должна быть сформирована мозаика, предчувствовался, но в процессе работы стало понятно, что текст должен как бы выступать над поверхностью, отдельные знаки должны быть как острова в океане. Энергия этих букв расходится, как круги на воде, и стихотворение как бы заряжает собой пространство вокруг.

Профессия монументалиста предполагает не просто картинку на стене и украшение архитектуры, это многослойные по смыслам, по заряду энергии формы. Скажем, керамические пилястры, которые появились по бокам панно, — с одной стороны, это кулисы, с другой — есть ещё один аспект, который определяет их смысл: восходящий поток. Здание находится как бы в колодце высоких построек, и нужно было вывести его из этой среды и за счёт освещённого верха поставить вне конкуренции с периметром окружения. Так же в часовне боковые изображения с птицами — не просто клейма, это крылья, и в итоге — это многослойный, многосмысловой, многофункциональный результат».

Отметим также, что во время подготовки к празднику мы получили от художника такие строки:

«Хочу низко поклониться волшебному зданию на Коммунистической, 38, той удивительной жизни, которой оно наполнено, братству, которое не встречалось мне нигде больше.

Самое удачное, что мне удалось в жизни сделать, — это участие в доведении до завершённости оазиса в центре Новосибирска. Всё, что было сделано до этого, представляется путём к вершине».

Затем ведущий вновь пригласил к микрофону В.Е. Житяева, и он отметил: «Хочу сказать о феномене русского народа, который откликнулся на призыв Н.Д. Спириной и нёс сюда, не возлагаясь ни на кого, всё, что мог: ту последнюю копейку, ту силу, которую мог вложить сюда. И этот порыв, о котором говорила Наталия Дмитриевна, которая приходила сюда и радовалась происходящему здесь процессу, подхватил народ. И эту радость чувствуем мы с вами, находясь здесь — в стенах музея, рядом с музеем, вспоминая музей».

Елена Геннадьевна Коняева, передав «большой-большой привет от всех московских друзей», напомнила слова, которые были сказаны посетителями Музея Рериха в Верхнем Уймоне. «"Есть музеи, которые созданы для развлечения, есть музеи, которые заставляют работать ум, а вот ваш музей заставляет работать сердце и врачует душу. Своими экскурсиями, своими словами вы пробуждаете в нас ген памяти, напоминаете нам о том, что мы русские люди, а значит, победа будет за Россией". И эта высокая планка, которая была поднята нашими слушателями, для нас является большой оценкой и в то же время авансом для дальнейшей работы. Так будем держать эту планку и поднимать её как можно выше. И пошлём слова самой большой благодарности нашей дорогой Наталии Дмитриевне — если бы не она, ничего бы этого не было. А она была, есть и будет, и значит, будет наш музей, и дело наше будет продолжаться».

После вступительных слов у нового мозаичного панно сотрудники и друзья СибРО читали стихи, посвящённые высокому предназначению как нашей Родины, так и музея. А в завершение церемонии прозвучал гимн России, и многие подпевали, чувствуя значительность момента.

Возвратившись в музей, участники торжественного собрания могли внимательно ознакомиться с новыми экспозициями.

В Каминном зале на короткий срок открылась выставка предметов, принадлежавших семье Рерихов, предоставленная к юбилею коллекционером из Москвы. Здесь оформленные в оригинальные рамки небольшие фотопортреты членов семьи Рерихов, а также отца Елены Ивановны, фотографии Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха. Рядом — статьи и рукописи Юрия Николаевича на различных языках, отдельные записи Николая Константиновича, оформленные в паспарту, скоросшиватель с письмами. Кроме этого в экспозиции представлены перстни и браслет Елены Ивановны Рерих со Знаком Триединства.

В фойе первого этажа разместилась фотовыставка «Во имя блага всех людей» о строительстве и жизни музея, дополненная цитатами и стихами. Помимо фотографий, на отдельных стендах помещены рисунки алтайского художника Анатолия Петровича Веселёва и работы Галины Петровны Гориной (г. Новосибирск), посвящённые музею и Н.Д. Спириной. Эта выставка будет работать до конца года.

Завершился юбилейный день праздничным концертом. Звучали произведения классического репертуара и сочинения Бориса Николаевича Абрамова. Исполняли их уже хорошо знакомые нашим гостям и друзьям музыканты и певцы: ансамбль скрипачей «Блестящие смычки» (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств РФ, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Марина Кузина), фортепианный дуэт Эльвиры и Анатолия Полонских, солисты Новосибирского академического театра оперы и балета Ольга Колобова и Валерий Гордеев, заслуженный деятель искусств Республики Алтай, пианист и композитор Игорь Дмитриев.

Ещё не завершился праздник, подводящий черту под трудами прошедшего десятилетия, а уже звучали планы на грядущее. Сколько всего ещё предстоит сделать! В самых ближайших планах — реконструкция одного из выставочных залов, окончание строительства Дома художника на Алтае, оборудование складского помещения в Новосибирске и многое другое.

Главное — нужно понимать, зачем мы работаем, как в притче о каменщиках, которые по-разному отвечали на вопрос о том, чем они заняты. Один ответил, что таскает тяжёлые камни, второй — что он трудится для пропитания семьи, а третий — что строит прекрасный храм. Так и здесь: что именно мы строим, для чего на Сибирской земле возведён Музей Н.К. Рериха?

Ответ подскажут строки Елены Ивановны Рерих: «Новая Страна держит равновесие Мира. Если бы она не выдержала — гибель планеты стала бы неми­нуемой. У многих открываются глаза и начинают понимать, как близоруки были те, кто жаждали её расчленения и разрушения. Даже вековые враги её начинают бить тревогу. Но, несмотря на трагизм многого, страна растёт. Вся она охвачена устремлением к созданию своего будущего. Тысячи и тысячи проснулись к культурной жизни. Конечно, всё ещё крайне элементарно, но молодёжь начинает понимать в личном достижении служение родине и полна жаждой знания, а как Вы знаете — устремление к знанию есть самый мощный стимул. Потому и радостно на сердце» (10.12.1936).

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске