Тот, кто питает интерес к мнениям масс, никогда не поднимется выше толпы. Письма Мастеров Мудрости, 57 |
26 августа в Музее Н.К. Рериха в рамках празднования 115-летия учёного-востоковеда Ю.Н. Рериха открылась выставка тибетской живописи танка1 Николая Николаевича Дудко — «Искусство духовного пути».
Н.Н. Дудко — один из признанных мастеров буддийской живописи, член Союза художников России. Его выставки с успехом проходят как в России, так и за рубежом, а танка художника находятся в дацанах Бурятии, Монголии, Тибета, а также в музеях и частных коллекциях Японии, Америки, Италии, Голландии, Франции, Аргентины.
Н.Н. Дудко окончил Педагогическое училище (художественно-графическое отделение) в г. Улан-Удэ, затем Киевский государственный художественный институт. С 1986 года начал изучать буддийскую философию. В 1995 году Н.Н. Дудко приехал в Дхарамсалу (город в Индии, в котором находится резиденция Далай-ламы XIV) и добился приёма у личного художника танка Далай-ламы — Ген Сангей Еше, который тогда уже не принимал учеников, но, увидев фотографии танка, написанных русским художником, согласился заняться его обучением. За полтора года Николай Дудко освоил пятилетний курс и получил диплом традиционного художника буддийской живописи танка стиля «менри».
Исполнительный директор СибРО О.А Ольховая, приветствуя открытие выставки, сказала: «Николай Дудко — удивительный художник. Он создаёт образы из пантеона Великих Учителей, святых тибетского буддизма. Это очень известный художник в сфере современного искусства танка.
Мы с большой благодарностью относимся к отклику Николая Николаевича — автора этих замечательных танка, — который не только принял наше приглашение продемонстрировать в Музее Рериха свои работы, но и присутствует сейчас в этом зале. Спасибо Вам большое!»
«Тибет не чужд России, — отметил куратор выставки Димитрий Кшеновский, — его духовное наследие, его культура по сей день формируют часть нашей духовной сферы. Н.К. Рерих говорил: "Когда однажды меня спросили, какая разница между Востоком и Западом, я сказал: «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают»"2. В дополнение этого тезиса приведём слова Ю.Н. Рериха из его монографии, посвящённой тибетской живописи: "Никакого вымышленного барьера никогда не существовало между этими двумя грандиозными областями культуры и цивилизации [Востоком и Западом], и лишь ничтожные расовые предрассудки возвели ту разделяющую стену, которая уродует воображение современного человека"3. "...Глубокое восхищение вызывает тот факт, — отмечает Юрий Николаевич, — что возвышенное Учение Гаутамы Будды, которое организовало тысячи монахов, устремлённых к идеалу общины в этом мире, могло послужить причиной взлёта искусства, мощно утвердившего себя в безбрежных просторах Азии"»4.
Президент Красноярского буддийского центра Андрей Поломошнов, прибывший на открытие выставки, рассказал, что был свидетелем того, «как два великих ламы могли часами стоять у каждой работы Николая, наслаждаясь изображениями. Ведь танка — это не только живопись, это искусство, наполненное глубоким смыслом».
Своё выступление Н.Н. Дудко начал со слов благодарности руководству Музея Н.К. Рериха за возможность экспонировать здесь свои работы и признательности тем людям, с которыми ему посчастливилось встретиться на духовном пути.
«Танка я занимаюсь более тридцати лет, — сказал художник. — Мне интересно было духовно развиваться. Я понял, что в жизни есть не только материальное, но и другое, духовное начало. В жизни есть энергия. В энергии есть душа или дух, который стремится к просветлению, к реализации. То, о чём я позднее узнал и что показал Будда Шакьямуни две с половиной тысячи лет тому назад.
Это колоссальное удовольствие — находиться в состоянии внутренней медитации, духовной гармонии, радоваться каждой линии, каждому пятну цвета. Но для этого, конечно, понадобилось учиться. Моё счастье — встреча с учителями. В частности, с Его Святейшеством Далай-ламой, в резиденции которого я получил основное образование, связанное с танка. И мне посчастливилось встретить моего учителя по рисованию Ген Сангей Еше.
Знание не извне приходит, а изнутри. Это знание надо развить в себе, надо открыть его.
Когда я уезжал из Дхарамсалы, учитель сказал: "Возвращайся откуда приехал и будь там полезен". Для меня эта фраза послужила девизом для дальнейшей жизни, и я надеюсь до конца моих дней следовать этому направлению.
Чем простой художник может быть полезен? Только старанием как можно качественнее, лучше рисовать и дарить это людям. Я думаю, что могу принести какую-то пользу через распространение этого искусства. Это не религиозная пропаганда, не навязывание своего мнения, не миссионерство. Прежде всего, это искусство. Это сделано искусными средствами5, по древним технологиям. А уже на втором, третьем планах и далее — это религия, это духовный путь. Но на этот путь каждый человек становится индивидуально. Человек сам выберет себе свой путь. А танка в данном случае может помочь человеку, может чуть-чуть освободить его от лишних сомнений, от каких-то непониманий.
История танка древняя. И материалы, которыми выполнены танка, я тоже стараюсь использовать традиционные — это минеральные краски. Основных красок, которые используются для буддийской палитры, — пять: малахит, лазурит, киноварь, аурипигмент (или реальгар) и морская раковина. Всё разнообразие танка сделано пятью цветами. Используется также всевозможное травяное, растительное сырьё и большое количество золота. На Востоке, в частности в буддизме, к золоту своеобразное отношение — это драгоценность, которую используют для украшения храма и произведений искусства.
В заключение хочу сказать, что во многом счастье человека состоит в том, с кем он общается. Моё счастье — это большое количество друзей, у меня много учителей, и мне радостно, что я такой счастливый человек.
Спасибо большое, что вы все собрались здесь!»
После официального открытия выставки началось неформальное общение с художником. Он оказался очень открытым и доброжелательным человеком. Николай Николаевич рассказал о сути буддийской иконы, о тибетской живописи как искусстве символа, а также ответил на вопросы гостей музея. Художник говорил о смысле жизни, о тех «драгоценных минутах жизни», которые необходимо использовать каждому для собственного духовного развития, ведь основной «принцип буддизма — менять себя».
В день открытия выставки в музее звучали песни на бурятском языке в исполнении Энхэ Эрдынеева и Балданцерена Бэлигто, представляющих Национально-культурную бурятскую автономию «Байкал» города Новосибирска. Это выступление внесло особую ноту в атмосферу замечательного праздника.
Выставка в Музее Н.К. Рериха будет работать до 4 ноября 2017 года.
1 Танка — живопись по ткани; произведение тибетской буддийской живописи.
2 Рерих Н.К. Благоухание // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 286.
3 Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. Самара. Агни, 2000. С. 8.
4 Там же. С. 7.
5 Искусные средства (упайя) — термин махаянского буддизма. С помощью упайи учитель ведёт ученика к просветлению.