Мысли на каждый день

Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем.

Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
О САМОХОДСТВЕ

Автор: Петриченков Михаил  



Теги статьи:  подборки

Начнём с параграфа из «Граней Агни Йоги»: «И надо сметь своё суждение иметь. Учитель не поработитель. Самостоятельность мышления Приветствуем. Рабское и бездумное подчинение авторитету нарушает целостность Индивидуальности. Слияние сознаний в созвучии совсем не означает отказа от ментальной самостоятельности — просто сливаются потоки, текущие в одном направлении, не теряя при этом ничего. Даже несогласие предпочитается безвольному подчинению наставнику. Ведь надо научиться крепко стоять на собственных ногах»1.

В течение всех лет до и 12 лет после ухода Наталии Дмитриевны Спириной мы именно должны были учиться крепко стоять на своих ногах и будем учиться в будущем. Учение прочитано не один раз, и многое уже освоено, но впереди Беспредельность, выход в которую лежит через постоянное преодоление себя прежнего.

По словам Наталии Дмитриевны, «Борис Николаевич не признавал "голых" вопросов, спрашивал в ответ: "А какое ваше размышление?" Он учил мыслить, а не потреблять. Старался сделать из нас самоходов. Он всегда спрашивал: "Кто из вас будет самоходом, кто из вас? А если я уйду? Вам покажется, что нить оборвалась. Можете ли вы на своих ногах стоять и идти? Или всё?" И у него в Записях есть о самоходах, которые, в свою очередь, стали бы на ноги и понесли бы дальше эстафету. Он этим был озабочен»2.

Рассмотрим явление самоходства подробнее.

Н.Д. Спириной задавали вопрос: «В Учении Живой Этики сказано: "ценим самоходов". Что включает в себя это понятие?» Она отвечала: «Есть люди, следующие указаниям Учения самостоятельно, сознательно, по призванию сердца. Их в Учении называют "самоходами". Другие действуют под влиянием своей самости, не считаясь с указаниями Учения, и тем вредят Делу Владык»3.

В этом кратком ответе очень ёмко дано определение данного явления. Самоходы выполняют указания Учения, которое у них в сердце, а другие выполняют указания своей самости, даже если при этом ссылаются на слова Учения. Обычно такое происходит, когда следуют букве, а не Духу Учения.

Христианство много погрешило, когда отдалило Христа в невообразимые выси и спрятало его за золотым покровом, прикрываясь при этом исполнением Его воли, толкуемой как удобно толкователям и по уровню их сознаний. Не избежали подобного и мы. Многие помнят, как некоторые неоднократно выдавали и продолжают выдавать собственное свое­волие за волю Святослава Николаевича Рериха. Но давайте подумаем: возможно ли, чтобы буквально каждое действие было исполнением Высшей Воли? Да, возможно, но только на высоких ступенях развития сознания, до которых нам ещё далеко, и лишь гордыня и самость возносят нас в воображении на эту ступень.

Ситуация в мире сейчас очень непростая, идёт смена Эпох, и все силы Великих Учителей Братства направлены на спасение планеты и человечества от гибели. Да, нам помогают и оберегают в главном, но не водят нашими руками и ногами во всех мелочах повседневной жизни. Учителю не нужны безвольные марионетки, не нужны рабы, не нужны бездумные исполнители, а нужны творческие сотрудники, способные самостоятельно выполнять сложные задания, будучи в крепкой, устойчивой связи с Высшим. Даже в быту и в обычной деятельности предпочитаются сотрудники и помощники, которые могут сами себя мотивировать на выполнение работы, не требуют ежесекундного контроля и способны решать поставленные им задачи во многом самостоятельно.

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Не надо вести того, кто может идти сам. Не надо испытывать того, кто сам даёт себе испытания и ставит перед собою задачу. Ценим таких самоходов. Маленьких детей водят за руку, взрослые сами идут. Конечно, самоходы не останутся без Руководства, но много легче вести идущего самостоятельно. Понятливость и готовность освобождают Руководителя от излишней траты энергии»4. Только достигнув такого уровня, когда человек сам что-то представляет собой, то есть имеет серьёзные навыки решения жизненных вопросов, обладает самодисциплиной, преданностью, спокойствием, терпением, состраданием и другими необходимыми качествами в достаточной степени, можно надеяться получить Высшее Руководство в явном виде. В книге «Озарение» сказано: «Только когда воля подвижника рождалась подобно льву и серебряная узда духа сверкала на чувствах ученика, только тогда Владыка приоткрывал завесу и давал задачу»5.

Таким образом, принятыми учениками и/или близкими сотрудниками становятся только после успешного прохождения серьёзных испытаний, и таких людей немного. Потом тоже нелегко, недаром жизнь принятого ученика сравнивается с каторгой; однако все трудности оказываются несоизмеримыми с открывающимися перед ним возможностями приближения к Высшему Миру.

Но в любом случае Помощь Свыше льётся широкими потоками всем людям доброй воли. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Мы с любовью и заботой следим за близкими нашими, борющимися в мире земном за место своё на ступенях Лестницы Света. И им помогаем по мере действительной необходимости. Недоумевают порой, почему помощь не оказывается в размере их пожеланий. Но путь, пройденный самостоятельно и без поддержки, более ценен и имеет большую заслугу, чем совершённый с помощью и поддержкой со стороны. Только сильные духи могут идти самоходом. Очень ценим таких самоходов. И если кажется, что оставлены одни, что помощи желаемой нет, — значит, уверен Ведущий в силе духа идущих за Ним»6.

Когда человек успешно справляется сам, «своими руками и ногами», он тем самым облегчает Ношу Мира Учителя, посылая ему по Серебряной нити эманации бодрости и Радости.

Кажущееся молчание подвигает к использованию собственных сил. Но можно быть уверенным, что в минуту действительной нужды Помощь Свыше не замедлит!

Обратимся к нашей повседневной жизни в практическом аспекте.

Что же нам делать, как действовать?

Для начала надо вспомнить, что само собой ничего не делается. Любое лекарство надо принять, чтобы оно подействовало, и заодно выполнять рекомендации врача. В принципе, у нас всё есть: Учение, «Грани Агни Йоги», Письма Е.И. Рерих и другая литература, но это не список инструкций на все возможные случаи и конкретные ситуации с их описанием. Невозможно уложить всё многообразие жизни в список инструкций, он будет бесконечным.

Учение дано нам для самосовершенствования, в нём указаны Основы и общие принципы поведения, но их приложение на практике — сфера личной ответственности каждого. Самоходство — это очень большая реальная ответственность. Каждый из нас сталкивается в жизни с определёнными конкретными ситуациями и, интерпретируя прочитанное, решает сам, как вести себя, за что потом и отвечает. Каждый сам принимает решение о необходимости момента7, хочет он того или не хочет, и даже если полагается на других — это тоже выбор.

Человек вообще в известном смысле одинок: он приходит в этот мир и уходит из него, испытывает страдания, болезни и неудачи один. При этом даже самые верные и сострадающие друзья и близкие не могут устранить и облегчить все неизбежные страдания и проходить за кого-то уроки жизни, да это и не нужно. Каждый должен пройти свой путь сам, при этом неизбежно совершить свои ошибки и приобрести свой опыт. Поэтому самостоятельность, как доступный нам элемент высокого явления самоходства, упомянутого в «Гранях Агни Йоги», — это повседневная реальность для всех нас в силу Закона свободы воли. Нам приходится самостоятельно принимать множество решений в течение дня, пробовать разные варианты поведения в быту, на работе и т.д. Для духовного роста нам даются испытания. Главное — понимать, что ошибки неизбежны, как часть обучения, и далеко не все из них фатальны. Когда в череде испытаний мы совершенно добровольно учимся выбирать правильные действия, происходит наш внутренний рост. Да и Учителю легче посылать помощь, когда есть к чему её приложить, то есть когда предприняты собственные усилия.

Сейчас происходит Последний Отбор, особенность которого в том, что выбор пути к Свету или во тьму в конечном итоге делает сам человек, и этот выбор неизбежен, неотвратим. Подводится итог сотен тысячелетий, если не миллионов лет. Силы Света соблюдают принцип свободы воли и не вмешиваются в выбор людей до определённого момента, когда сверкнёт Разделяющий Меч и переход между полюсами Света и тьмы станет уже невозможным. Но выбор будет сделан каждым, и лучше делать его сознательно и самому, не отдавая на откуп кому-то другому, так как очень часто люди понимают Высшую волю по-разному.

До окончательного прохождения Врат в Новый Мир нельзя почивать на лаврах даже после успешного преодоления серьёзных испытаний, так как этим могут воспользоваться тёмные и подбросить маленький камешек, на котором может споткнуться и разбиться даже великан. Высока вероятность сделать фатальную ошибку. Само по себе чтение Учения и другой духовной литературы, тщательное следование религиозным ритуалам не является гарантией от таких ошибок, так как за чтением и ритуалами идут мысли и действия в реальных жизненных ситуациях. При этом, как известно из Евангелий, важно не то, что в человека входит извне, а то, что из него исходит. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... злоба, коварство... гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»8. Исходит в соответствии с его природой, и сейчас проявляется всё скрытое, чтобы получить окончательную оценку.

Что поможет избежать падения в бездну? — Иерархия! Но мало сказать: «Передаю свою волю Владыке». Ведь после этих слов, даже самых искренних, не происходит немедленного переключения в режим правильных поступков, но начинается новый этап процесса согласования сознания с Высшим Миром, который бесконечен и беспределен. Установление созвучия требует большого труда и прошлых накоплений. Указания Иерархии выполняются, как сказано, «руками и ногами человеческими», никто не может миновать необходимые ступени духовного роста. Необходимо образовать волю, чтобы было что передавать по цепи Иерархии; стремиться к очищению мыслей и желаний, и при этом всё делать добровольно и многое — самостоятельно, пока не получим Учителя. По сути, надо вместить противоположение между подчинением Иерархии и свободной волей. Иерархия не подавляет свободу воли сотрудников, но утверждается единением в духе.

Особенность времени в том, что, как сказано в «Гранях Агни Йоги», «даётся возможность прямого, непосредственного Общения с Высшими. И не нужно жрецов. Только необходимы последовательность иерархической цепи и ближайшее связующее с ней звено. Самоходы признаются и ценятся. Можно самому подойти, самому через книги Живой Этики. Но видимое или невидимое звено связующее всё же устанавливается и при этом. Ведь к кому-то и как-то всё же надо подойти. Если им окажется Сам Учитель Света, то и Он Является всего лишь звеном в Беспредельности Иерархии. Так, Учение Живой Этики обуславливает свободу подхода к Высшему Миру. Всё прежнее можно оставить. И хорошо тому, кто не связан ничем, никакими культами или ограничениями мышления. Суеверия, фанатизм и сектантство к познанию Сокровенного не приведут. Сознание, свободное от предрассудков, предубеждений и не связанное религиозным догматизмом, будет преуспевать. Многое приходится отбрасывать на этом пути за ненадобностью. Внутренняя свобода нелегко достижима. Освобождение от всего, мешающего независимо мыслить, становится задачею избравшего путь Учения Жизни»9.

Не случайно в «Озарении» сказано: «И не богами, но сотрудниками Нам позволено будет быть. Это завет простоты»10.

В какой-то момент на этом Пути в человеке произойдёт возжжение внутренних огней, он начнёт излучать Свет самоисходящий. В книге «Сердце» сказано, что «мы должны достичь той ступени, когда будем изливать свет из сущности нашей, тогда мы истинные сотрудники с мирами высшими. Изливая свет Благодати, мы и врачи, и создатели, и покровители по нисходящей линии. Сперва мы видим внешний Свет, потом знаем его внутри, и лишь после возжжения "факела" можем изливать Свет»11.

Путь к этому состоянию труден, в «Гранях Агни Йоги» говорится: «Но страдания очищают, и крест, взятый сознательно и мужественно несомый, приводит на вершину достижений. Не в унынии, не в омрачении, не в сетованиях и недовольстве, но в бодрой радости духа проходит познавший через тернии жизни, в яром понимании того, что каждое отягощение способствует возрастанию духа. Обычно не хочет земное сознание принять и смириться с тем, что тягость земную нужно взять на себя и нести её, не теряя равновесия. Когда это достигнуто, разгорается мощно пламя, которое уже не в силах угасить тьма. Несломимое противостояние тьме — удел пламя в сердце несущих. Когда оно утвердилось и стойкость его уже не зависит от сторонних тёмных воздействий, тогда можно сказать, что достигнута ступень, которую Мы Называем "Лампада Пустыни"»12.


1 Грани Агни Йоги. VII. 593.

2 Цит. по: Ольховая О.А. Cтойкость духа // Восход. 2007. № 8. С. 10.

3 Собеседования // На Восходе. 2001. № 11. С. 11.

4 Грани Агни Йоги. V. 608.

5 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – XII – 1.

6 Грани Агни Йоги. VII. 206.

7 «Спросят — с чего начинать каждое действие? — С самого необходимого, ибо каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия» (Напутствие Вождю, 51).

8 Марк. 7: 21 – 23, см. также Мф. 15: 11.

9 Грани Агни Йоги. VII. 343.

10 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – I – 10.

11 Сердце. 38.

12 Грани Агни Йоги. VIII. 641.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики