Зло может быть искореняемо лишь добром. … Добро может вытеснить зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало. Мир Огненный, ч.1, § 592 |
Зинаида Григорьевна Фосдик — очень сдержанный и, по воспоминаниям многих, даже суровый человек, с большой теплотой и сердечностью относилась к Наталии Дмитриевне Спириной. Её письма полны заботы и внимания: «Дорогая Наточка. (...) Мы радуемся Вашей широкой деятельности и очень ценим её, ведь так важно, чтобы именно молодёжь ценила и знала о великом русском художнике. Берегите, родной друг, здоровье, Вы ещё должны не мало потрудиться!» (14.04.1975).
«...Вы часто водите посетителей по Галерее, показывая им картины Н.К. и С.Н. [Рерихов], — нас это очень порадовало. Главное, друг мой, Ваше здоровье, которое Вы должны очень беречь, ибо делаете прекрасное, культурное дело» (1.10.1975).
«Спасибо за Ваши славные вести, карточки с выставки Святослава Николаевича (радовались увидеть Вас, объясняющей картины посетителям) и прекрасные 3 газетные рецензии о ней. (...) Надеемся, что Вы уже оправились от Вашей простуды и продолжаете Вашу прекрасную работу — знакомить молодёжь с великим искусством Николая Константиновича. Он посвятил свою жизнь и искусство родине, и молодёжь у вас должна знать об этом» (26.12.1975).
«Дорогая Наточка. (...) Очень огорчена, узнав о Вашем нездоровье. Думается мне, что Вы переутомились, всё время продолжая работать. Знаю по себе, как это подчас трудно! (...) Конечно, мы все приветствуем рост дел и делаем, что только можем... (...) Вы наша ценная сотрудница, и мы радуемся Вашей деятельности во всех её проявлениях. (...) Обнимаю и целую Вас, всем сердцем с Вами. З.Г. Фосдик» (22.06.1983).
Эта переписка длилась девять лет, и практически в каждом письме Зинаида Григорьевна поддерживает своего близкого друга и напоминает о здоровье.
Приведём небольшой отрывок из письма Елены Ивановны Рерих касательно этого вопроса в отношении самой Зинаиды Григорьевны: «Родная моя Зиночка решила мужественно бороться с унынием и усталостью, одобряю первое, но борьба с усталостью иногда бывает опасна, можно, как говорится, перетянуть струны, потому нужно уявить бережность
к здоровью. Не всем можно это сказать, но Зиночке можно, ибо лень и желание уклониться от чрезмерного напряжения в труде по природе чужды ей — и это большое достижение»2.
Долг для Зинаиды Григорьевны был превыше всего, о себе она забывала, но друзьям неизменно напоминала: «Николай Константинович говорил, бывало: "И машинам нужен отдых, а людям и подавно..."» (5.07.1974). «Я чувствовала, и мы неоднократно говорили с Милой о Вашем здоровье, и вижу с грустью, что была права. Знаю по себе, как трудно часто охранять здоровье, когда посвящаешь работе все силы, напоминаю опять Вам о том, что надо беречь силы для будущих трудов» (14.07.1976).
В книгах Учения Живой Этики читаем: «...Говорю — берегите здоровье, чтобы даже этим условием прилежать к Иерархии»3. «...Пламя духа зажигает импульсы окружающих, потому надо соизмерять выдачу психической энергии, должно хватить на всё, потому нужно беречь силы»4.
Летом, когда музей в Нью-Йорке был закрыт, Зинаида Григорьевна вместе с Милой старалась выезжать на природу хотя бы на две недели. Делать это она рекомендовала и всем друзьям, чтобы была возможность восстанавливать силы среди живительной праны. Наталия Дмитриевна, живя в Академгородке, возведённом среди леса, часто гуляла, если не удавалось выехать куда-нибудь. Как-то она выслала Зинаиде Григорьевне фотографии, сделанные во время этих прогулок. Они вызвали восхищение: «Из Ваших фотокарточек видим, какая у вас чудная природа, а уже воздух у вас действительно целительный. Я бы с величайшим удовольствием провела у вас лето!» (22.11.1976). «Берегите здоровье — насыщайте себя Вашим чудесным воздухом и красотой природы — у нас, в огромном жарком городе, это отсутствует... Вы делаете прекрасную и культурную работу и можете продолжать ещё долгие годы трудиться на Общее Благо» (17.08.1978). Близким друзьям Наталия Дмитриевна рассказывала, что при встрече в Москве Зинаида Григорьевна, внимательно посмотрев на неё, сказала: «Вы будете жить долго».
Возникшая сердечная связь между двумя сотрудницами с годами только крепла, хотя личных встреч после 1974 года больше не было. Зинаида Григорьевна держала фотографию Наталии Дмитриевны на своём рабочем столе. В одном из её писем читаем: «Очень часто говорим о Вас — ежедневно шлём Вам привет и ласку» (20.03.1978). Наталия Дмитриевна делала то же самое. Огненное сердце Зинаиды Григорьевны стремилось постоянно давать, Наталия Дмитриевна поступала так же. Обе они, не жалея сил, трудились во имя наступления светлого будущего.
Приведём ещё несколько фрагментов этой переписки.
8 мая 1974 года Наталия Дмитриевна пишет: «Дорогая Зинаида Григорьевна! Недавно Евгений Маточкин показывал мне полученные от Вас фото Новосибирска 20-х годов, и я подумала, что Вам, наверно, будет интересно посмотреть на современный Новосибирск. Поэтому посылаю Вам набор открыток с видами города. Теперь Дом Ленина, около которого Вы сняты, называется ТЮЗ (Театр юного зрителя). Вы его увидите на двух открытках. Теперь я буду проходить мимо этого здания с особым чувством. Очень мне хотелось бы иметь это фото, где Вы с Е.И. и Н.К., если у Вас есть лишний экземпляр».
В опубликованных дневниках Зинаиды Григорьевны есть фраза, записанная ею в 1926 году: «Новониколаевск — маленький грязный городок...»5 Увидев этот город 48 лет спустя, она пишет: «Дорогой Друг, спасибо за Ваши весточки вместе с набором открыток с видами современного Новосибирска. Действительно, город очень вырос, и было интересно вспомнить о нём в прошлом и увидеть его крупный рост. Согласно с Вашей просьбой посылаю Вам здесь маленькую фотографию (оригинал), на которой сняты Е.И., Н.К., я и Ю.Н. в Новосибирске» (27.05.1974).
Наталия Дмитриевна сделала увеличенную копию этого снимка и послала в Америку. «Увеличенную фотографию Новосибирска, на которой были засняты Рерихи, получила с большой радостью, — писала З.Г. Фосдик. — Карточка эта мне особенно дорога — большое спасибо Вам за неё» (16.10.1974).
В СССР к 100-летию Н.К. Рериха снимались посвящённые ему документальные фильмы и передачи. Новосибирск не был исключением. Так, 28 июля 1974 года Наталия Дмитриевна пишет: «По телевидению готовится передача "Всего восемь дней" (о пребывании Н.К. в Новосибирске), посвящённая столетию. В ней принимаю участие и я. Ко мне уже приезжали с ТВ и снимали меня дома. Мне задавались вопросы о причине моей любви к Н.К. и его творчеству, о том, что он мне дал, когда и почему у меня появился к нему интерес. Не знаю ещё, как это получится. Кроме меня выступает ещё В.Я. Кашкалда, Маточкин (о восхождении на пик Рериха) и автор проекта музея Рериха архитектор Лосева. Напишу Вам подробнее, когда посмотрю по ТВ, как это получится».
У телережиссёров свой взгляд, что и как показывать зрителю, и после просмотра программы Наталия Дмитриевна пишет: «Наши выступления были сокращены из-за того, что в последний момент пригласили выступить Л.В. Шапошникову. Она говорила блестяще, и мы порадовались её участию в этой передаче. У меня сократили середину и конец, получилось неполно. Но мы рады этой передаче, она многим дала сведения о Н.К., приблизила к пониманию. Были показаны и его картины. После передачи поступило много заявок на повторение, и редакция ТВ обещала это сделать» (21.08.1974). Зинаида Григорьевна отвечает: «Вы пишете о программе по телевидению "Всего 8 дней" о пребывании Н.К. в Новосибирске. Как хорошо, что и Вы участвуете в этом. Вот бы нам хотя бы глазком посмотреть эту программу... Ваши мысли о Н.К. зажгут энтузиазмом много сердец. Мы Вам крайне благодарны за то, что делитесь с нами такими ценными новостями» (31.08.1974).
Наталия Дмитриевна сообщает Зинаиде Григорьевне обо всех планах, в том числе и об организации Рериховских чтений. В сборник докладов Первых Рериховских чтений вошла статья З.Г. Фосдик «На Алтай с Рерихами», в сокращении. В архиве Н.Д. Спириной сохранилась её полная версия6.
В свою очередь Наталия Дмитриевна высылала Зинаиде Григорьевне свои доклады, прозвучавшие на Чтениях. Так, на Первых Рериховских чтениях она выступила с докладом «Рерих и музыка», текст которого с некоторыми изменениями был опубликован в журнале «Музыкальная жизнь». Зинаида Григорьевна пишет: «Мы также получили от Вас репродукцию "Гуга Чохан" и журнал "Музыкальная жизнь" № 23 с Вашей статьёй в нём "Рерих о музыке и музыкантах", очень благодарны Вам за них.
Ваша статья превосходна — написана с осознанием исключительного подхода Н.К. к музыке и тем выдающимся музыкантам, с которыми ему приходилось встречаться и работать. А ведь это был блестящий период жизни русской музыки! Н.К. посвящал в прошлом много тёплых строк великим русским композиторам. Е.И. и Н.К. также ценили музыку Прокофьева, с которым встречались, будучи в Америке, и он, в свою очередь, восхищался искусством Н.К. Много незабываемых эпизодов связано с тем временем — вспоминается концерт Шаляпина, на котором я была вместе с Е.И. и Н.К. Шаляпин был ещё тогда в полной силе своего голоса и таланта — гениальный певец и непередаваемый интерпретатор! Чуть не побил на эстраде своего аккомпаниатора, который в чём-то ошибся, аккомпанируя ему. Когда мы вновь встретимся, я Вам кое-что расскажу из того чудесного прошлого... А пока очень радовалась Вашей статье» (8.03.1977).
Из этой переписки мы также узнаём, что Наталия Дмитриевна на Чтения в 1979 году планировала подготовить доклад, посвящённый Елене Ивановне Рерих: «Ваши мысли о Вашем участии в будущих "Рериховских Чтениях" очень близки мне, — писала З.Г. Фосдик. — Вы найдёте не малый материал в личных словах Е.И. в её Письмах. Её мысли о женском движении ведут к новым женским достижениям в жизненной помощи и в росте духа. К сожалению, многое в современном женском движении ведёт к соперничеству между двумя полами вместо объединения на почве высоких идеалов. Конечно, женщина может научно и технически сделать то, что делает мужчина, но разве цель в том, чтобы побить рекорды?! Думаю, что Вам удастся прекрасно это осветить» (6.01.1977).
На Рериховских чтениях в 1979 году Наталия Дмитриевна выступала с докладом «Значение музыки в творчестве Святослава Рериха».
О Елене Ивановне Рерих друзья нередко просили написать саму Зинаиду Григорьевну, на эти просьбы она отвечала: «Мои воспоминания о Елене Ивановне постепенно подготовляются, пока ещё в мыслях. К такой великой душе, как она, обладающей при этом исключительными знаниями, надо найти особый подход. Ведь нельзя же писать сухую биографию или перечисление её заслуг! (...) Но я верю, что в будущем о ней будут писать достойно и прекрасно те, кто подошли близко к её огненному духу» (Из письма Е.П. Маточкину, 21.01.1975). Таким человеком стала Н.Д. Спирина. Начиная с 1989 года она посвящала Елене Ивановне стихи, доклады, Слова, приветствия к памятным дням. В издательстве СибРО в 1998 году вышел сборник статей Н.Д. Спириной «Урусвати — Свет Утренней Звезды», где 192 страницы посвящены осмыслению великого Подвига Матери Агни Йоги.
В своих письмах Зинаида Григорьевна довольно часто выражает надежду на новую встречу с духовно близкими сибиряками. «Дорогая Наточка, шлём Вам пожелания бодрости, сил и здоровья к Новому Году. Так бы хотелось встретиться с Вами и ближе подойти к Вашей работе — она насыщена творчеством и служением родине — что может быть прекраснее! Может быть, удастся встретиться в 1979 году, будем "цементировать будущее", по завету Николая Константиновича» (1978).
23 июля 1979 года Новосибирск посетили две сотрудницы Рерихов в Америке — Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе и Гизела Ингеборг Фричи. Они пробыли здесь всего один день, но их визит имел важное значение — они передали от Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке два Знамени Мира, которые предназначались Сибири и Алтаю. Сейчас одно из этих Знамён находится в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске, второе — в Музее истории литературы, искусства и культуры Алтая в Барнауле.
Зинаида Григорьевна пишет: «Недавно мы наконец-то встретились с Катрин Стиббе и Гизелой Фритчи. Они нам подробно рассказали об их посещении Новосибирска этим летом. Встреча с Вами и остальными друзьями произвела на них прекрасное впечатление. Пробыв всего один день в Новосибирске, они с воодушевлением говорили обо всём виденном. (...) Очень бы хотелось повидаться с Вами — верю, что настанет это время» (22.10.1979).
В 1982 году Зинаида Григорьевна пишет Е.П. Маточкину: «Очень мне хочется вновь побывать у вас и видеть вас всех. Или же может возникнуть новая возможность — Н.Д. или Вы, по делам службы, смогут приехать к нам? Подумайте об этом и выясните все возможности. Эта мысль ко мне пришла сегодня, и я решила немедленно написать Вам об этом. По всегдашнему совету Н.К. нужно постоянно прислушиваться к мыслям извне» (10.02.1982).
Мы уже упоминали в первой части статьи, что Зинаида Григорьевна и Наталия Дмитриевна обменивались материалами о Рерихах: посылали друг другу слайды с картин, книги, статьи, вырезки из газет, открытки и репродукции. Приведу письмо Зинаиды Григорьевны, написанное ею за несколько месяцев до ухода из жизни: «...Вы делаете прекрасную работу, показывая и поясняя репродукции и открытки с картин Николая Константиновича тем, кто серьёзно интересуется его искусством. Конечно, для этого Вы должны иметь большое число этих репродукций и открыток. Посылаю Вам отдельным пакетом их. Когда Вы их получите, прошу сообщить мне, обозначая их названия. Надеюсь, что они все дойдут к Вам без потерь. Хотя и моё чувство говорит мне, что Ваше здоровье не очень крепкое, я радуюсь Вашей деятельности — наше с Вами сотрудничество истинно продолжается!» (3.03.1983).
На конверте рукой Наталии Дмитриевны написано: «12 мая 1983 г. получена посылка от 3 марта 1983 г.: открытки — 26, маленькие репродукции — 4, большие репродукции — 21».
Помимо материалов для работы, посылались и просто приветы сердца — небольшие подарки: «Дорогая Наточка, не могу и сказать Вам, как Вы меня обрадовали, прислав русский календарь на 1982 год. Он имеет для меня особое значение, ибо американские календари, хотя и прекрасны по качеству, не могут сравниться с русскими. Последние в художественном отношении гораздо выше. А текст присланного Вами календаря особо интересен. Не отрываю ежедневно листы, а держу его на рабочем столе. Таким образом сохраню интересное описание жизни и творчества выдающихся русских художников. (...) Шлю Вам радость сердца и лучшие пожелания здоровья и бодрости. Обнимаю Вас, любящая Вас З.Г. Фосдик» (2.02.1982).
Теперь коснёмся темы Алтая. Побывав там с экспедицией Рериха в 1926 году, получив через Елену Ивановну указание от Великого Учителя, что «Радна — для Звенигорода»7, Зинаида Григорьевна осознавала своё предназначение. Близким друзьям она говорила, что мечтает воплотиться на Алтае, и Наталия Дмитриевна для неё была в своём роде звеном, связующим с будущей миссией.
Из письма Н.Д. Спириной: «В июне я ездила в Горный Алтай, любовалась его несказанной красотой, подышала животворным воздухом, побывала на берегу Катуни. Как там освежается и омывается душа. Хочу надеяться, что ещё там буду. Одновременно с этим письмом посылаю Вам набор открыток с видами Алтая. Поистине, это благословенная страна будущего, жемчужина Сибири!» (07.07.1974).
Зинаида Григорьевна незамедлительно отвечает: «Дорогой Друг, только что получилось Ваше письмо от 7 июля, и в одно время с ним пришёл от Вас комплект чудных видов "По Горному Алтаю". Мы восхищались красотой Алтая, который напомнил мне ту незабвенную пору много лет тому назад, когда я была с Рерихами там. Спасибо за эту памятку. (...) Открытки, присланные Вами, передают эту чудесную величавую природу. Недаром Н.К. так полюбил Алтай и мечтал вернуться туда. И я мечтаю о том, чтобы мне как-то удалось в будущем вновь побывать там» (1.08.1974).
Из письма Е.П. Маточкину: «Надеюсь ещё в этой жизни посетить вас всех и хотя бы глазком вновь полюбоваться издали Алтаем — не думаю, что удастся взойти на него. (...) Е.И. очень любила Алтай, так же как и Н.К., и, зная, что сибирские женщины внесут свою большую лепту в культуру страны, она их называла "алтайскими сёстрами". Много прекрасных мыслей высказывалось об Алтае и его будущем Рерихами во время их экспедиции» (25.09.1975).
В связи с упоминанием «алтайских сестёр» процитируем письмо Е.И. Рерих: «Так, идея Миссии Женщин была моей мечтой с детских лет, она жила у меня под именем "Общины Алтайских сестёр", и я видела этих сестёр носительницами света и радости в тяжёлые условия нашей Родины. Все отрасли жизни находили себе отражение в этой Общине. Потому одни сёстры посвящали себя медицине, другие должны были знать основы агрикультуры, третьи быть учительницами вообще или талантливыми лекторшами по различным отраслям знания и общественного устроения в доступном для масс изложении, и, конечно, занятия искусствами и преподавание их занимали выдающееся место в Общине, так же как изучение цвета и звука и воздействий их, а внесение основ Живой Этики украсило всю благую деятельность Алтайских сестёр. Таковы были мечты, которые, конечно, росли по мере расширения моего сознания и впоследствии были одобрены Владыкой для проведения в жизнь. (И сейчас мы должны думать о близком будущем и стремиться вербовать такие чистые души, которые самоотверженно пойдут на эту работу.) Ведь целая армия таких сестёр и работниц понадобится, чтобы насытить голод масс. Уже время собирать кадры способных наставниц. (...) Сам Владыка так красиво сказал об Алтайских сёстрах: "Пусть они станут родными народу. Пусть говорят: «Родная пришла на село»"»8.
В 1935 году, повторяя описание устроения общины, Елена Ивановна добавляет: «Была несказанно обрадована узнать о Ваших самостоятельных устремлениях к основанию Духовной Общины. Именно это обстоятельство даст нам возможность в близком будущем поработать вместе над основанием её в Новой Стране. (...) Ведь время так близко, и столько сил понадобится для заложения здоровых и строительных начал в нашей исстрадавшейся Родине. Задача действительно грандиозная, нужно перевоспитать не народ, но народы. (...) Ячейки этой Общины будут широко разбросаны по всей стране, и сёстры будут собираться небольшими отрядами и объезжать для обследования и наблюдения назначенные им районы. Целая армия таких сестёр и тружениц понадобится, чтобы ответить всем нуждам и насытить духовный и физический голод масс. При главной Общине могут быть и школы, и университеты, и лаборатории, и Институт Психической Энергии, и всякие мастерские, и санатории, и образцовые хозяйства, и кооперативы и т.д., одним словом, целый городок знания. (...) Знаю, что не так-то легко найти самоотверженных подвижниц, но не унываю, ибо даже с небольшой группой, преданной своему делу, можно совершить чудеса. (...) Думаю, что именно в самой Новой Стране найдутся души, стремящиеся к красоте действенного и жертвенного подвига. (...) Сейчас моя Община в виде прекрасного терафима возносится в Тонком Мире, но сотрудницы земной уже ходят по Земле. Как указано, мы должны стремиться накоплять и собирать знания, опыт, чтобы пролить их именно в Новой Стране. И могу сказать Вам, что не лета, но годы остались до времени, когда "воссияет Чертог Небывалый"»9.
Когда Елена Ивановна писала эти письма, Наталия Дмитриевна уже ходила по земле, ей было 24 года. Спустя 6 лет она начнёт изучать Учение Живой Этики под руководством Бориса Николаевича Абрамова, ещё через 18 лет выполнит указ Рерихов и вернётся на родину, поселится в новосибирском Академгородке, как и мечтала, и будет насыщать пространство Новой Страны идеями Живой Этики. В 1974 году, через 15 лет по возвращении на родину, начнётся масштабное празднование 100-летия Николая Константиновича Рериха, произойдёт встреча с Зинаидой Григорьевной. Пройдёт ещё 17 лет, и будет создано Сибирское Рериховское Общество, после чего начнётся строительство двух музеев Н.К. Рериха на Алтае и в Новосибирске.
Говоря о роли Зинаиды Григорьевны Фосдик, отметим, что совсем не случайно именно она была в Новосибирске и на Алтае вместе с Рерихами, именно ей было указано, что она предназначена для будущего центра на Алтае — Звенигорода. И вот с 1974 года Наталия Дмитриевна становится для неё человеком, который в Сибири продолжает дело Рерихов, продолжает цементировать пространство идеями Живой Этики, делает то, что Зинаиде Григорьевне предстоит продолжить уже в новом воплощении.
В 1981 году Зинаида Григорьевна передаёт в Новосибирск сибирским учёным старинную статуэтку. В сопроводительном письме она пишет: «Много лет тому назад, в 1926 году, я и мой муж были участниками Средне-Азиатской Экспедиции, возглавляемой Николаем Константиновичем Рерихом и его женой, Еленой Ивановной.
Целью экспедиции было исследование Алтая, и Рерихи остановились в Верхнем Уймоне, где они провели больше месяца10. Мы жили также там, собирая нужные для экспедиции материалы.
Глубоко осталась в памяти ширь и красота Алтая, а также величие и значение Сибири для будущего, предсказанные Николаем Константиновичем.
Никогда не забуду этого счастливого периода в моей жизни.
В знак моей признательности посылаю Вам маленький дар — древнюю статую Будды из моей коллекции»11.
Здесь следует уточнить, что когда в Эрмитаже была проведена атрибуция этой статуэтки, то выяснилось, что это Гуань-Инь — буддийское женское божество милосердия.
В 1997 году, в год начала строительства Музея Н.К. Рериха в Новосибирске, эта статуэтка была передана в дар СибРО, и сейчас она находится в постоянной экспозиции музея.
В книге «Надземное» сказано: «Имеет большое значение, когда Наши посланные обходят указанные места. Иногда они закладывают известные предметы, но в иных местах они лишь проходят и тем закрепляют ауру места. (...) Никто не может сомневаться, что, кроме Обитателей Твердыни Братства, по Земле существуют лица, которые несут Наше поручение. Можно проследить в веках, как появлялись в разных странах люди, имеющие много сходства в своих заданиях и методах выполнения»12.
У Наталии Дмитриевны Спириной сохранились конспекты бесед с Зинаидой Григорьевной, её выступлений, проходивших в Москве в 1974 году. Темы затрагивались самые разные: основание Музея Н. Рериха в Нью-Йорке, предательство Хорша, перипетии воссоздания музея в Америке, лжеучителя и работа Общества Агни Йоги.
Познакомим вас с некоторыми записями.
«Агни Йогой [занимаются] два раза в месяц по четвергам вечером в 7 часов. Старые члены готовят беседы, редактор проверяет на тему Учения, читает кто-либо. Отсутствующим посылают. Собираются добровольно. (...) Основали Общество Агни Йоги — Н.К. и Е.И. Всё — по-английски. (...) Есть группы русские. Они пишут, спрашивают, они самоопределённые. (...) Исключительно интеллектуальных отклоняем. (...) Мы действуем по указу Н.К. и Е.И. — по линии открытого сердца, когда человек хочет изучать Агни Йогу».
Вопрос лжеучителей и по сей день стоит остро, в 1974 году Зинаида Григорьевна не обошла эту тему молчанием. Наталия Дмитриевна столкнулась с массовым появлением лжепророков в 1990-е годы и также неустанно предупреждала против всевозможных ложных течений.
Зинаида Григорьевна говорила: «Много хатха-йогов, "учителей", курс йоги за деньги. Глаза закатывают, говорят высоким стилем. ...Претендуют на знания, выпускают книги, молодёжь глотает. Современные суфии занимаются ритуалами, имеют имения. Семинары, танцуют, поют.
Кришнамурти ушёл от Иерархии и Учителей, организовал своё общество, очень богат.
Алиса Бейли была теософкой, развила школу Аркан, медиумистична. Бейли возвеличила себя, "Носительница мудрости". Она настаивала: [один из Братства] её учитель, тибетец. Она написала книгу "Космическое сознание", в духе журналистики духовной. Хотели с нами соединиться. Но мы всегда настороже, Агни Йога стоит обособленно. (...)
Нельзя предупреждать против [чьего-либо] гуру; если сомневается, только тогда можно. Научиться распознаванию — самое трудное.
Правило Братства — если кто приходит, даже если плох, — они должны отпасть, уйти сами, как сухие листья».
Неоднократно поднимался вопрос об издании третьего тома писем Е.И. Рерих. Зинаида Григорьевна отвечала, что у неё чемоданы писем, но чтобы писать и составить третий том, надо уйти из музея и Общества Агни Йоги. «Сама Е.И. хотела подготовить 3-й том, но не успела».
Зинаида Григорьевна делилась также воспоминаниями о Елене Ивановне: «Любила и понимала цветы. Е.И. писала двумя руками под диктовку. Высокая техника высокого йога.
Она была единственная, совершила великий подвиг, она прошла исключительный процесс в земном теле. Е.И. до последней минуты — исключительная сердечность, желание дать всё, что могла, ласковость. Но была очень сурова где нужно, не признавала сентиментальность, уверения в любви».
И конечно, невозможно было не говорить о будущем России: «Россия будет страной Учения. (...) Армагеддон завершён, остались хвостики, последние 5 лет этого столетия роковые.
Молодёжь у вас прекрасная, если внешне не такая, какую бы хотелось видеть, то это не так важно. Нигде в очередях на картины не стоят, только здесь. (...) Многое здесь замечательное и трогательное.
Мы не говорим о религии — храм в духе. Наш язык культуры, искусства, красоты... Придут и к Учителям, в это нужно верить, если не будем в это верить, то мы виноваты. Уважать сапоги прадеда, но не носить.
Америка — страна насыщенного материализма. Всё есть, а людей мало».
В заключение своего выступления в Москве, в Академии художеств, Зинаида Григорьевна сказала: «Очень радостно быть на родине. (...) Выражаю самую глубокую благодарность за всё то чудесное и прекрасное, чем вы отметили 100-летие. Улетаю с огромным знанием, с чудесной гаммой красоты... Радость увидеть всё творчество великого отца и великого сына. Россия будет вести весь мир, мы все, работающие с ним [Н.К. Рерихом], твёрдо верим в это».
Наше сообщение называется «Живём для будущего». Зинаида Григорьевна и Наталия Дмитриевна следовали этому завету всю свою жизнь.
«Живите будущим и в будущем. В нём мысленно стройте то, чего хотите достичь. Пластично оно в руках воли. (...) Близости Нашей хотящий получит её. К Дальним Мирам устремлённый войдёт с ними в контакт. Бессмертие своё утверждающий получит его. Общего Блага работник расширит сознание своё до орбиты всего человечества. Служитель Красоты увидит её. Звучащий на волны космической радости войдёт в Царство Света. И каждый спело пожнёт от своих огненных устремлений»13.
«Некоторые люди идут в будущее с полным доверием. Откуда же может черпаться такое несломимое доверие? Прежде всего, от общения с Иерархией»14.
Семья Рерихов, их ближайшие ученики и последователи устремляли «мимо сажи настоящего» только вперёд, в будущее. Пусть и в нашей жизни оно станет ведущим началом, той связующей нитью, которая соединит нас с нашим земным учителем, с Иерархией Света и беспредельностью Дальних Миров.
Завершим стихотворением Н.Д. Спириной, написанным в 1946 году по картине Н.К. Рериха «Пылающее сердце». Зинаиде Григорьевне это стихотворение было очень близко. Вчитываясь в эти строки, мы пониманием, насколько оно отвечает «Пламенному Сердцу» Зинаиды Григорьевны и Наталии Дмитриевны — двум стражам, хранящим Заветы Великого Учителя в чистоте и неискажённости.
Ладья плывёт.
Ты ждёшь в оконной нише.
Ладья плывёт.
Взлетает всплеск весла.
Тебя любовь, дарованная свыше,
На всех путях хранила и вела.
Ты победишь.
И время, и пространство
Ты одолеешь.
Сердцу нет преград.
Ладья плывёт, венчая постоянство,
Зовя с собой в заветный светлый Град.
Пылает сердце.
Жданная-нежданно
Плывёт ладья.
Ты — стражем на посту.
Любовь не спит — отрада и охрана —
И крылья подвига в тиши растут15. 1 Продолжение. Начало в № 12, 2016.
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 196 (15.11.1944).
3 Иерархия. 285.
4 Беспредельность. 622.
5 Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. М., 1998. С. 257.
6 См.: Восход. 2016, № 8. С. 2 – 8.
7 Фосдик. З.Г. Мои Учителя. С. 454.
8 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2013. С. 359 – 360 (8.09.1934).
9 Там же. Т. 3. М., 2001. С. 241 – 242 (8.05.1935).
10 Так у З.Г. Фосдик.
11 Архив СибРО.
12 Надземное. 17.
13 Грани Агни Йоги. XII. 610.
14 Мир Огненный. II. 403.
15 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 237.