Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её. Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934 |
В преддверии новогодней поры третий этаж Музея Н.К. Рериха в Новосибирске сильно преобразился и напоминает теперь настоящий буддийский храм. Алтарь со статуей Будды, тханки со священными изображениями, над ними — хадаки, специальные шарфы. Нашли своё место и репродукции витражей, выполненных по эскизам Николая Константиновича Рериха, и одежда Пандито Хамбо-ламы Д.Д. Итигэлова — главы российских буддистов. Красочные баннеры раскрывают и драматичные, и светлые страницы летописи российского буддизма. Под самым потолком висят флажки с изображением Коня Счастья, такие же, какие можно встретить на подступах ко многим горным вершинам. В витринах — печатные формы, с которых изготовлялись эти флажки и книги, латунная труба, звук которой символизирует распространение учения Будды, различные ритуальные предметы, небольшие скульптуры, длинные рукописные листы и многое другое.
Так прибыла в Новосибирск частичка Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй.
Открытие выставки
«В нашем музее праздник! Праздник не только для этого музея — праздник и для культуры города Новосибирска, — отметил, открывая 16 декабря выставку, сотрудник СибРО С.А. Деменко. — Мы рады приветствовать в стенах Музея Н.К. Рериха большую представительную выставку "Сияние лотоса. Байкал — Нева — Белуха". Она посвящена 100-летию Санкт-Петербургского дацана, отмечавшемуся в 2015 году. Все мы учимся понимать слово "культура" по-рериховски — как "почитание Света", причём Света с большой буквы. А источником Света для народов Азии в течение тысячелетий является Учение Будды, которое напитало культуры этих народов и создало неповторимый исторический облик всей Азии.
Хочется сказать, что, в отличие от многих стран, Россия прирастала не столько территориями, сколько культурами тех народов, которые входили в её состав. Веками складывалась в стране единая семья различных культур, среди которых буддийская стала целым "континентом" под небом российской культуры. Нашей стране для мирного пути в будущее нужно доверие и взаимопонимание между народами. Когда человек впервые сталкивается с незнакомой ему культурой или традицией, от необычности и непонимания может рождаться неприятие, даже отторжение. Нужно просвещение, нужно элементарное ознакомление с культурой ближних и дальних соседей. Решению этих задач и будет способствовать эта выставка».
Посетителям были представлены высокие гости из Санкт-Петербурга: настоятель Санкт-Петербургского дацана Будá Бальжиевич Бадмаев, руководитель Фонда развития буддийской культуры Инна Васильевна Васильева, лама Санкт-Петербургского дацана Антон Щеглов. С новосибирской стороны делегацию встречали заместитель начальника департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Новосибирска Владимир Ефимович Державец и председатель Новосибирской буддийской общины лама Батό Базаров.
«Я очень рад открыть нашу выставку здесь, в Новосибирске, — с сердечной улыбкой сказал настоятель дацана Гунзэчойнэй Б.Б. Бадмаев. — Цель этой выставки — ознакомление с традиционным буддизмом России, где особое место занимает наш Санкт-Петербургский буддийский дацан. В чём заключается его замечательность? Буддизм на протяжении многих веков заслужил доверие наших властей, и в результате этого доверия и понимания того, что буддисты России служат именно своей родине, России, императором Николаем II была разрешена постройка Санкт-Петербургского буддийского дацана. Это результат деятельности огромного количества людей, священнослужителей и их руководителя Пандито Хамбо-ламы. Мы хотим показать, что Россия должна считаться также и буддийской страной, и мы по крупицам собираем нашу историю. Многие века буддийская культура объединяет нас и обогащает, служит нам примером высокого духовного нравственного принципа, который заложен во всех религиях. Будем идти по этому высокому пути и достигать так называемого буддийского просветления».
Буда Бальжиевич рассказал о том, как в 1741 году императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, узаконила существование одиннадцати бурятских дацанов и ста пятидесяти лам при них. Таким образом буддизм был официально признан в России. А чуть более двух десятилетий спустя известный лама Дамбо Даржа Заяев получил от Екатерины II звание Пандито Хамбо-ламы всех сибирских лам. Это звание аналогично тибетскому Далай-ламе и монгольскому Богдо-Гегену. В истории наиболее известен XII Пандито Хамбо-лама Итигэлов, тело которого обладает свойством нетленности. «Дело в том, что и бурятские ламы достигали очень больших высот. Задача нашей традиционной религии как раз заключается в том, чтобы все эти факты выявить и объяснить», — подчеркнул настоятель Дацана.
Руководитель Фонда развития буддийской культуры И.В. Васильева представила посетителям выставки памятную медаль — точную копию выпущенной в год открытия Санкт-Петербургского дацана. Инна Васильевна вручила медаль и Музею Н.К. Рериха, и мэрии Новосибирска: «Мы хотим вручить знаки внимания всем, кто нас так тепло принимает на замечательной новосибирской земле, всем, кто нам помогал в организации этой выставки, с надеждой на продолжение наших культурных связей».
«Хочу от имени мэра нашего города Анатолия Евгеньевича Локтя всех поприветствовать и поблагодарить, — сказал заместитель начальника департамента культуры, спорта и молодёжной политики В.Е. Державец. — Наш город молод: ему чуть больше, чем Санкт-Петербургскому дацану, — всего 123 года. Но всегда у нас был мир, хотя город многонациональный и многоконфессиональный. Все живут в мире и согласии. Это происходит только благодаря культуре. Что было бы, если бы не было межкультурных связей? Я очень люблю буддийскую культуру. Замечательно, что сейчас можно познакомиться с ней в Новосибирске и посмотреть выставку именно такого уровня и такого качества, ведь это не реконструкция! Эту одежду надевал сам Пандито Хамбо-лама, а это ведь великая вещь, когда можно подойти, подумать и вспомнить этого великого человека и ощутить его энергетику.
Буда Бальжиевич, мне очень понравилось, когда Вы сказали, что это — часть культуры России. Все нации и народности, которые входят в нашу культуру, — это часть российской культуры. И только из неё и создаётся общая многонациональная культура, которая действительно считается высокой культурой. У нас хорошие связи с Санкт-Петербургом, но благодаря общению с Вами они будут усиливаться. И наш музей великолепный, с которым мы — управление культуры и департамент культуры — очень давно работаем в тесной связи. Я надеюсь, что духовное возрождение России в наших руках. Спасибо вам огромное!»
Затем лама Санкт-Петербургского дацана Антон Щеглов вручил председателю Новосибирской общины буддистов ламе Бато Базарову подарок.
«Эта тханка — буддийская икона божества Белой Тары, — сказал лама Антон. — Она побывала на выставке в городе Луге Ленинградской области, потом перебралась в Горно-Алтайск, а оттуда в Новосибирск. И я надеюсь, что это её последнее пристанище: мы передаём её настоятелю Новосибирского дацана. "Тара" переводится с санскрита как "Звезда, освещающая путь к освобождению", это прежде всего символ мудрости Матери. В традиции российских буддистов воплощением Белой Тары считаются русские правители, начиная с Екатерины II и вплоть до Николая II. Белую Тару называют "Семиокая", это говорит о том, что она видит страдания всех живых существ и готова прийти на помощь, избавить нас от страданий. Теперь эта тханка найдёт пристанище в Новосибирском дацане и будет украшать его стены».
Лама Бато Базаров был очень растроган подарком и пообещал поместить тханку на самое почётное место. «Выставка, которая сейчас открывается, призвана служить сближению культур, людей, — отметил он в своей речи. — Глядя на это великолепие, которое привезли наши братья из Петербурга, мы радуемся. Я рад за всех буддистов, которые живут в Новосибирске, что у них есть такая прекрасная возможность познакомиться с выставкой. Не все могут съездить в Петербургский дацан, но зато могут прийти сюда, посмотреть, прикоснуться к этой святости. Большое спасибо! И большое спасибо работникам этого музея, которые явились инициаторами всего этого».
После приветственных речей лама Антон Щеглов провёл по выставке подробную экскурсию. Все присутствующие с большим вниманием слушали его увлекательный рассказ. На следующий день, в субботу, экскурсия была повторена.
Витражи по эскизам Н.К. Рериха:
восемь благоприятных буддийских символов
Об истории и судьбе Санкт-Петербургского дацана, строительство которого было начато в 1909 году благодаря усилиям Хамбо-ламы Агвана Доржиева (1853 – 1938), советника и доверенного лица Далай-ламы XIII, мы уже рассказывали читателям нашего журнала*. Сейчас остановимся подробнее на особенно интересном экспонате выставки.
Как известно, в строительный комитет буддийского дацана наряду с известными учёными входил и Н.К. Рерих. «Особенно тщательной была отделка интерьеров, которой в 1914 – 1915 годы руководил Николай Рерих, — пишет А.И. Андреев в книге «Храм Будды в Северной столице». — Так, например, по эскизам Рериха были выполнены цветные витражи плафона и квадратного ограждения светового проёма. На витражах, обрамляющих световой фонарь (сохранились до наших дней), изображены традиционные буддийские символы — "Восемь счастливых знаков". Основой для эскизов послужили, очевидно, рисунки бурятских художников, которые западный мастер затем искусно стилизовал в духе модерна».
Что же обозначают знаки на этих витражах? Восемь благоприятных буддийских символов (тиб. bkra shis rtags brgyad) — это две золотые рыбы, драгоценная ваза, лотос, колесо Дхармы, знамя победы, белая раковина, закручивающаяся вправо, благой зонт и бесконечный узел. Как отмечает исследователь Роберт Бир, «изначально они составляли группу ранних индийских символов царской власти и вручались на таких церемониях, как возведение на трон или коронация». В буддийской литературе эти символы анализируются подробно и могут отражать разные грани смысла, мы же приведём объяснение ламы Антона Щеглова.
«Все наши желания исполняются благодаря контролю над своими эмоциями. Есть такое выражение: "Как рыба в воде". Знак рыб символизирует умение контролировать свои эмоции, когда мы дурное отвергаем, а благое принимаем и культивируем. Отбрасывая дурное, мы удлиняем жизнь. Следующий символ — сосуд с нектаром долгой жизни, драгоценная ваза. Вряд ли за одну человеческую жизнь нам удастся достичь просветления и стать способными максимально помогать другим. Поэтому надо жить долго, из рождения в рождение, контролируя свои эмоции и мысли, поддерживая здоровье.
Далее — лотос, символ нравственности и чистоты. Мало долго жить, ещё надо правильно воспринимать этот мир. Лотос расцветает безупречно чистым и незапятнанным, прорастая из глубин водной трясины. Лотос — мудрость. Мудрость достигается благодаря благородному восьмеричному пути. У Колеса Учения, символа первой проповеди Будды, восемь спиц, означающих восьмеричный путь Будды Шакьямуни. Это путь, ведущий к трём драгоценностям: к Будде, Учению, Общине.
Штандарт, или победное знамя, — символ победы учения Будды над силами зла, которые находятся внутри нас: силы зла — это наш эгоизм, а служители его — страсть, гнев, жадность. Победив эгоизм, мы становимся способны помогать. Раковина — её звук символизирует распространение Учения Будды по всему миру. Считается, что высшая степень даяния — это наставление.
Совершая высшую степень даяния с помощью распространения Учения, мы становимся защищёнными. Эту защиту символизирует зонт. Как обычный зонт бережёт нас от дождя — капли падают и стекают, а мы остаемся сухими, — точно так же мы защищены добродетелью.
Благодаря всем этим доспехам добродетельного человека мы побеждаем неведение. Узел бесконечности напоминает нам, что нет начала и нет конца. У каждой причины есть своя причина, и так до безначальности. Мы были всегда и будем всегда, но качество нашего существования зависит от понимания того, что мир безначален и бесконечен. Это и есть символ буддийского понятия пустоты: нет ничего отдельного, везде можно обнаружить только взаимообусловливающие факторы».
Встречи с Б.Б. Бадмаевым:
работа над собственными качествами
Самые незабываемые впечатления в дни открытия выставки оставили встречи сотрудников СибРО с Б.Б. Бадмаевым. В своих пояснениях Буда Бальжиевич на самых простых примерах раскрывает логику буддийского мышления, смысл, а не внешнюю сторону различных правил. Поскольку для изучающих Учение Живой Этики одной из самых насущных задач является работа над собственными качествами, мы расспрашивали Буду Бальжиевича, какими методами ведётся подобная работа в буддийской традиции.
В буддизме обозначены десять недобродетелей, практика избавления от которых начинается с обета их не совершать. Сами правила аналогичны христианским заповедям, но в буддизме человек берёт на себя обет добровольно, а соблюдать его помогают шесть парамит, или совершенств. В их число входят даяние, нравственность, терпение, усердие, сосредоточение и мудрость. Все шесть парамит неразрывно связаны друг с другом. Взяв на себя обет воздержания от негативных качеств, мы приходим к проявлению противоположных им положительных, например: не просто не убить и не украсть, а спасти, подарить жизнь и проявить щедрость, — это будет даяние.
Соблюдать обет всегда не легко, и в критические моменты внутри звучит голос нравственной дисциплины: если мы приняли обет, то не должны его нарушать.
В моменты продолжительного испытания помогает терпение — не в смысле номинального волевого сдерживания, а в смысле выработки спокойного отношения ко всем раздражителям, материнского сострадания к несовершенству живых существ. Мы напоминаем себе, что сами захотели выдержать все трудности.
Сохранять такое терпение помогают сознательное усердие, энтузиазм, это постепенно меняет нас изнутри.
Следующая парамита — сосредоточение — подразумевает концентрацию ума и аналитическую работу. Нужно глубокое понимание, почему именно нельзя проявлять недобродетели.
Наконец, мудрость — это не просто соблюдение, а полное освоение обета, когда он становится нашей неотъемлемой частью, это сознание, которое достигло понимания истины.
Некоторые примеры, приведённые во время беседы, раскрывали необычные грани вопроса. Так, говоря о соблюдении обета «не солги», Буда Бальжиевич акцентировал внимание не на привычном житейском понимании правды и неправды, а на единстве мыслей, слов и дел. Например, если мы кому-то пообещали выполнить работу к конкретному сроку, а затем этот срок перенесли, — казалось бы, ничего страшного в этом нет, однако по сути обещание не выполнено: вместо правды получилась ложь. То же — относительно наших внутренних намерений, невысказанных обещаний самим себе. Все эти каждодневные расхождения (либо соответствия) мыслей, слов и дел остаются при нас, формируют нашу ауру, нашу карму, и в дальнейшем мы получаем от мира то же самое, что накопили внутри себя. Таким образом, если мы зададимся целью чётко выполнять собственные каждодневные намерения и обещания, такая правдивость станет нашим неотъемленым накоплением, и в дальнейшем жизнь ответит нам тем же, помогая нашим благим планам воплощаться без лишних задержек и препятствий.
Каждый из нас нередко оказывается перед каким-то трудным выбором: если две равнозначно важные задачи требуют нашего внимания, какую из них выбрать? Что делать, когда мирской и духовный долг входят в кажущееся противоречие? Как поступить, если двое просят о помощи, а сил и времени хватит только на одного? Однозначного ответа здесь, конечно, нет, каждая ситуация индивидуальна. Не всегда мы можем отчётливо понять, какой вариант в большей степени приведёт «ко благу всех живых существ», и не зря человеку дана свобода выбора. Буда Бальжиевич акцентировал внимание на том, что важно не сожалеть о сделанном выборе, не колебаться и честно выполнить то, что ты избрал. Уж если выбрал — то отвечай за свой выбор, будь усерден и достигни успеха на выбранном пути, иначе получится, что не сделаешь ни того, ни другого. Даже если мы совершили ошибку, спустя время мы поймём, что сделали не лучший выбор, и примем новое решение, но это не имеет ничего общего с колебаниями и сожалениями. Таким образом, этот пример, как и предыдущий, возвращает нас к идее внутренней цельности.
Интересный акцент делает Буда Бальжиевич в книге «Лекции по философии и практике буддизма»: когда мы проявляем большую щедрость, делясь с другими тем, чего нам самим не хватает, мы как бы подталкиваем самих себя к большей изобретательности. «Мы заставляем наш ум думать и развивать свои творческие способности, чтобы изыскать средства к собственному существованию и тем самым получить возможность вновь сеять добро. Конечно, это вопрос постепенной практики. Это не значит, что завтра же мы должны всё снять с себя и кому-то отдать. Нам просто нужно тренировать свой ум и изменять его в конкретном направлении».
«Мы очень часто разочаровываемся от своих неудач, но, если объективно взглянуть на них, они оказываются проявлением природы нашего неведения, — говорит Буда Бальжиевич. — Нам надо извлекать из этого уроки и не позволять нашему сознанию пасовать перед сложностями, с которыми мы сталкиваемся. Трезво рассмотрев наши проблемы, логически поняв их, мы должны сделать правильные выводы, найти выход из сложившейся трудной ситуации и идти по жизни дальше».
Во время встреч с Б.Б. Бадмаевым мы ещё раз прочувствовали глубоко знакомое ощущение: как разительно отличается человек, уже воплотивший в себе какой-то духовный путь, от тех многих, кто о возможности такого пути прочёл в книгах.
Приглашаем на выставку всех, кто сможет побывать в Новосибирске до 31 марта. А во время поездок в Санкт-Петербург помните, что двери Дацана всегда открыты для желающих его посетить!