Каждая мысль добра есть уже стрела Света. Мир Огненный, ч.2, 286 |
Культура есть научное и вдохновенное приближение
к разрешению проблем человечества.
Н.К. Рерих
В наше грозное время — время бушующего на планете Армагеддона Культуры — человечество достигло предела падения нравов. Как следствие, свирепый дракон фашизма вновь поднял голову и, несмотря на все ужасы разрушений и уничтожений, нашёл поддержку в духовно обнищавших странах. В противовес хаосу и смятению, унынию и отчаянию мы будем говорить о великом посланце Сил Света — Николае Рерихе, указавшем человечеству путь к спасению планеты, к миру, гармонии, процветанию и счастью. Путь этот так прост, что многим кажется невероятным. «Мир через Культуру» — таков девиз Рериха. «Культура — победительница», — утверждает он.
Рерих жил в эпоху мировых потрясений, когда, казалось, нужны самые радикальные меры для изменения существующего положения, но великий общественный деятель и словом, и делом показал иной путь: «...сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты, — писал он. — Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потопы, смещения климатов — всё вносит ещё больше смущения и в без того смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея — Культура. Там, где рука и мозг обессилевают, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры»1. Так Николай Константинович напоминает людям о сердце — ведь именно в сердце живут и любовь, и мужество, и милосердие, и творчество — всё то, что входит в священное понятие Культуры.
«Проблемы жизни, нарастающие с каждым днём, повелительно устремляют людей к высшим решениям... Или все вновь преображённые возможности сочетаются прекрасным истинно культурным решением, или пережитки цивилизации потянут слабовольных к одичанию»2, — писал Николай Рерих ещё в первой половине прошлого столетия. Сегодня мы наблюдаем особо яркое проявление этого одичания. Ведь невозможно было даже представить, что настанет время, когда не только в жизни, но и на театральной сцене — арене культуры — будет попираться всё самое ценное, самое священное.
Рерих решительно отвергает все утверждения о несвоевременности вопросов культуры в тяжкие времена, характеризующиеся нагнетанием тьмы. Напротив, он утверждает: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства. Не удивляйтесь. Это не преувеличение, не общее место. Это решительное утверждение. (...)
Мы приблизились к черте страшного, заколдованного круга. ...Вырваться из него можно только талисманом истинного знания и красоты»3.
На стыке двух эпох, когда ложные устои общества зашатались и рушатся, человечество нуждается в твёрдой опоре. «Единственная опора жизни — искусство и знание, — звучит голос Николая Рериха. — Именно в наши трудные дни, в наше тяжёлое время будем твёрдо помнить об этих светлых двигателях»4.
«Вы говорите: "Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем...". Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре"»5. Итак, Культура, просветлённое творческое познавание есть молитва духа. Из книг Учения Живой Этики мы знаем, что молитва есть «реальная связь с Высшим Источником»6. «Молитва есть возношение и восхищение. (...) Молитва есть провод к потоку Благодати»7.
Из всех многочисленных задач человечества Рерих считает наиважнейшей задачу повышения культуры духа: «Много серьёзных вопросов, но среди них вопрос культуры будет краеугольным. Что может заменить духовную культуру? Продовольствие, промышленность — тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как духовный уровень народа падает. И перед угрожающим, несомненным возвратом к дикости дальнейшее падение уровня будет роковым»8. Поистине, слова Николая Константиновича так современны и своевременны, что кажется, будто они написаны не в прошлом столетии, а сегодня.
«Между тем, — продолжает он эту мысль, — обращение к незыблемым законам бытия даёт эпоху расцвета. (...) Нужно ли напомнить о чести? Очень и очень нужно. Нужно ли повторить о дружелюбии, о честности, о праведности? Как же не нужно, когда озверение и одичание всюду стучатся — ведь во всём мире! И честь, и праведность, и дружелюбие окажутся вместе с красотою и сознанием — с духовными прозрениями. Не можем думать, что всё благополучно, когда несчастья глядят с каждого газетного листа»9.
Высшие ценности Культуры, подчёркивает Николай Рерих, то, чем жив дух человеческий, есть дело государственное: «Без всякого преувеличения можно утверждать, что ни одно правительство не станет прочно, если оно не выразит действенное почитание... красоте и высокому знанию»10. «Там, где сам вождь государства не забывает об истинных ценностях, там можно ждать расцвета. Там, где совет министров, где национальное собрание возможно чаще обсуждает дела культурных преуспеяний, там можно ожидать мирное строительство. Там и многие другие проблемы разрешатся... (...) Если бы во всех концах мира раздались голоса власть имущих так же твёрдо и бесповоротно о значении и о сохранении всего истинно ценного! (...) Под видом занятия политикою много где не берегутся самые лучшие путеводные вехи. "Не время!" "Мы заняты!" "Важные дела!" — точно бы высшие ценности Культуры не есть дело самоважнейшее!»11
Нужно особо отметить отношение Рериха к политике со всеми её громкими лозунгами. Из следующих слов становится ясна его бескомпромиссная позиция: «Сейчас жизнь наполнена старыми знамёнами политических партий, изношенными, как стёртые, негодные лики монет. Сейчас забыт Человек. (...) Творчество — это чистая молитва духа. Искусство — сердце народа. Знание — мозг народа»12. И мы понимаем, почему ни в каких политических организациях Николай Рерих никогда не участвовал. Он шёл путём Красоты, путём творческого созидательного труда. Он призывал к переосмыслению роли и значения культурных ценностей в жизни каждого человека и человечества в целом, ибо, как сказано в Учении Живой Этики, только «сознание красоты спасёт мир»13.
«Многократно мы повторяли, что лишь через мост Красоты сможем достичь прекрасных огней... уже предуказанных для нас»14, — говорит Рерих. «Мы не мечтатели, мы — реалисты», — утверждает он. «Если кому-то захочется поспорить с нами о жизненном значении Красоты, мы с радостью приоткроем наши доводы. На нашей стороне будут беззвучные факты истории... Когда люди обвиняли меня в чрезмерном идеализме, я мог сказать: "Простите, именно я реалист, ибо основываюсь на знании и на фактах, на синтезе знания и красоты, а вы — беспочвенные идеалисты, ибо верите клочкам бумаги"»15. «...Учёные показали нам, что Культура и достижение государств строились Красотою. Уберите памятники Красоты, и весь аспект истории нарушится. Живучесть Красоты, вековая жизнеспособность культуры говорит нам об истинном претворении отвлечённости в явленную жизнь»16.
Происходящим на планете устрашающим событиям Николай Константинович даёт следующую характеристику: «Вы присутствуете при мировом процессе разрушения "механической цивилизации" и при созидании основания культуры духа»17. «...Борьба тяжела, и за ней уже растут крылья освобождённого Духа»18.
Наступающую эпоху подвижник Культуры называет эпохой возрождения духа. «Вы не знаете границы мощи вашего духа»19, — обращается Рерих к каждому из нас. «Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»20. «Вы не знаете сами, через какие непреоборимые препятствия возносит вас дух ваш, чтобы опустить на землю невредимыми и вечно обновлёнными. И когда вам трудно и тяжко и будто бы безысходно, не чувствуете ли вы, что кто-то помогающий уже мчится к вам на помощь. Но путь его долог, а малодушие наше быстро. Но ведь он идёт и несёт вам и "Меч мужества", и "Улыбку смелости". Говорили о семье, покончившей жизнь угаром от отчаяния. Ведь это нестерпимо малодушно. Ведь при будущей победе духа они, ушедшие самовольно и боязливо, будут терзаться, ибо не приложили труда своего к тому, к чему должны были. (...) Но чем же вызовете дух ваш? Чем вскроете то, что у многих засыпано обломками обихода? Твержу. Повторяю: красотой искусства, глубиной знания. В них, единственно в них заключены всепобедные заклятия духа»21.
Николай Рерих — провозвестник наступления Новой Эпохи, Эпохи Света — в своих трудах отмечает признаки грядущего века: «Великие перемены произошли за последнее десятилетие. Много башен предрассудков и невежества рухнуло. Только слепые и глухие не чуют стука новых сил, вступающих в жизнь. И приход этих вестников так прост, как бывает просто всё великое. Три великих дара посланы человечеству. Познание единого духа вносит в бытие единство любви и религий. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание космической энергии приносит идею о единой, всем доступной мощи. И во имя озарённой Новой Эры мы должны молитвенно и действенно принять эти три благословенных дара»22. «И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, — мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня»23.
Николай Константинович выдвигает общечеловеческую эволюционную формулу: Любовь, Красота и Действие, которая является одним из толкований знака Знамени Мира. Остановимся на каждом из этих понятий.
Любовь. Та любовь, на которой держится мир. Та Любовь, во имя которой Светочи Мира, Подвижники, вопреки всем гонениям и терзаниям, приходят на землю и несут из Единого Источника Свет знания и помощь людям. Та Любовь, о которой Рерихом сказано: «Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь»24.
Красота — в самом широком смысле этого слова. Следующие слова Рериха, взятые из разных его трудов, звучат величественным, торжественным гимном Красоте: «Культура есть Красота во всём её творческом величии»25. «Знак Красоты откроет все "священные врата". Под знаком красоты мы идём радостно. Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся»26. «И мысли о ней, чистые, как голуби, уже летают по всему миру»27. «...Мы стремимся сказать народу: "Помни о Красоте, не изгоняй её облик из жизни и зови действенно и других к этой трапезе радости! (...) В Красоте и в духе укрепятся силы твои, и взглянешь ты ввысь и прострёшь крылья свои, как завоеватель суждённого Света..."»28
Действие. «Мудрость всех веков указывает: "Познай самого себя". В таком совете обращено внимание на самое сокровенное, которому суждено стать явным. Огненная мощь, временно названная психической энергией, даст человеку путь к счастью будущего»29.
Всей своей жизнью Рерих пламенно призывал к действию, ибо им накопляется огненная мощь духа, и опыт, и знание. И только в действии будут преодолены все препятствия, только «рукой и ногой человеческой» будет претворена жизнь в Сад Прекрасный.
Николай Константинович предлагает простую и в то же время широкую программу действий: «Мы просим наших друзей каждый день мыслить, произносить и применять понятия Красоты и Культуры»30. «Каждый друг, приобщённый, есть путь культуры. Каждый враг культуры, поверженный, есть светлая победа. Каждое спасение священной красоты и знания есть высокая спасительная молитва»31.
Одним из многочисленных результатов деятельности художника на ниве Культуры явилось подписание большинством стран Америки 15 апреля 1935 года Пакта Рериха о защите культурных ценностей. В очерке «Знамя» Николай Константинович пишет: «В Белом Доме сегодня с участием Президента Рузвельта подписывается Пакт. (...) Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, всё равно этот день сохранится в истории, как памятное культурное достижение. (...)
Пусть Знамя развевается и над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни.
Знамя поднято. В духе и в сердце оно не будет опущено. Светлым огнём сердца процветёт Знамя Культуры. Да будет!»32
В завершение ещё раз подчеркнём: для каждого живущего на Земле путь спасения, указанный Рерихом, лежит через сердце, которое, по его определению, есть Держава Света, есть средоточие Культуры.
1 Рерих Н.К. Женскому сердцу // Твердыня Пламенная. М., 1999. С. 341.
2 Рерих Н.К. Культура победительница // Нерушимое. Рига, 1991. С. 13 – 14.
3 Рерих Н.К. Адамант // О Вечном... М., 1994. С. 100.
4 Там же. С. 101.
5 Там же.
6 Аум. 57.
7 Там же. 35.
8 Рерих Н.К. Щит // Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара, 1996. С. 136.
9 Рерих Н.К. Пример // Нерушимое. С. 96 – 97.
10 Рерих Н.К. Новая Эра // Гималаи — Обитель Света... С. 194.
11 Рерих Н.К. Пример // Нерушимое. С. 96.
12 Рерих Н.К. Щит // Гималаи — Обитель Света... С. 138 – 139.
13 Община. 27.
14 Рерих Н.К. Критерий Красоты // Гималаи — Обитель Света... С. 183.
15 Рерих Н.К. Новая Эра // Там же. С. 195.
16 Рерих Н.К. Культура // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 19.
17 Рерих Н.К. Щит // Гималаи — Обитель Света... С. 139.
18 Рерих Н.К. Пути Благословения // Там же. С. 141.
19 Рерих Н.К. Адамант // О Вечном... С. 102.
20 Там же. С. 101.
21 Там же. С. 102.
22 Рерих Н.К. Новая Эра // Гималаи — Обитель Света... С. 191.
23 Рерих Н.К. Красота-победительница // Там же. С. 180 – 181.
24 Рерих Н.К. Оборона // Нерушимое. С. 213.
25 Там же. С. 212.
26 Рерих Н.К. Красота-победительница // Гималаи — Обитель Света... С. 181.
27 Рерих Н.К. Новая Эра // Там же. С. 193.
28 Рерих Н.К. Культура // Держава Света... С. 19.
29 Рерих Н.К. Знак Эры // Нерушимое. С. 229.
30 Рерих Н.К. Культура // Держава Света... С. 17.
31 Рерих Н.К. Постоянная забота // Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 57 – 58.
32 Рерих Н.К.
Знамя // Нерушимое. С. 101, 103.
С.Н. Рерих. ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА НА ФОНЕ ГОР. 1937