А спасение так близко и так, казалось бы, естественно и легко достижимо, стоит лишь решить проявить человечность и хотя бы некоторое единение! Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1936 |
«Единое спасение — устремить дух в сияние Истины. Великий дар любви живёт в едином видении, данном смелым душам» (Листы Сада Мории. Зов. 1.01.1921). Поясните, пожалуйста, последнее предложение.
Это было дано, видимо, ближайшим — Рерихам, Елене Ивановне и Николаю Константиновичу, их детям, которые, конечно, выделялись особенно. Это были необычные люди, смелые души, смелые в духовном смысле, которые не боялись постигать Истину. Они свободны от предрассудков, они воспринимают всё так, как должно воспринять. Поэтому они и названы смелыми, что берут всё это в полной вере, в полной уверенности в том, что это так и есть. Ведь есть и трусливые души, которые сомневаются, боятся: так ли это? не так? а вдруг я ошибусь, а вдруг там что-то не то сказано? А здесь абсолютная уверенность и твёрдое стояние на почве истины и добра.
То есть нам надо учиться воспринимать всё должным образом, без искажений.
Должным образом, как они воспринимали, без искажений. Искажения происходят от сомнения, от страхов, от предрассудков. Смелые души берут всё в самом чистом виде, ни в чём не сомневаясь; зная об источнике, абсолютно веря этому источнику, они берут всё так, как им даётся, а несмелые души начинают колебаться. Б.Н. Абрамов никогда ни в чём не сомневался, когда что-то исходило от Них, из книг Учения, из писем, которые писала ему Елена Ивановна и Николай Константинович. Никогда ни малейшего сомнения не было, всё бралось сразу и принималось за абсолютную истину. Это смелая душа. Может быть, что-то могло даже и устрашить, но всё равно он этого не боялся.
В «Искрах Света» (вып. 4, с. 17) сказано: «Мощь воли уявляется в тишине и молчании. Звуки — явления низших миров. Безмолвно звучание высшее. Энергия существует в природе, но формы звуков порождаются слуховым аппаратом и сознанием. Чувств больше чем пять, может быть семь или двенадцать видов чувств. До четырнадцатого слуха утончается слух и другие чувства. Можно утончать любое чувство, сосредоточиваясь на нём». Как можно утончать чувство?
Стараться прислушиваться к этому чувству ещё внимательнее, ещё больше, таким образом оно утончается. Так же как музыкальный слух — его развитие зависит от того, как мы слушаем музыку — внимательно ли? Слушая оркестр, стараемся ли услышать каждый инструмент, каждый голос или просто воспринимаем в целом как звуковой ряд?
Наверное, самое основное — прислушиваться к сердцу?
К сердцу, конечно, и к своим ощущениям и стараться уловить что-то, понять. Одним словом, проявить больше внимания и меньше сомнения. Мы проходим все эти опыты, эти стадии. Их без конца — этих классов, так же как беспредельность: всё классы и классы, всё ступени и ступени — лестница Иакова. Она простирается до небес. Ступени познавания, ступени совершенствования были показаны в символе лестницы Иакова, по которой восходили и нисходили Ангелы. Она же была до небес, то есть бесконечность. Так что мы всё время будем что-нибудь познавать, если мы захотим учиться. Это не школа, где 11 или 8 классов, это вечность. И если бы мы могли увидеть, какими мы были раньше, мы бы увидели, насколько мы продвинулись. Что такое обезьяна по сравнению с человеком? Насмешка и мучительный стыд. Конечно, страшно было бы себя увидеть в таком облике, но тем не менее мы проходили какие-то стадии, не обязательно обезьяньи, может быть каких-то других животных, но это было очень давно. Некоторые люди, видно, недавно проходили, и они ещё похожи на каких-то животных, а другие уже давно прошли это и облагородились.
«Очень болезненно для сознания метаться около огненной черты, разделяющей Свет от тьмы. Отторгнутые тьмой часто продолжают считать себя на служении Свету, ибо ослеплены и не видят своего положения» («Искры Света», вып. 5, с. 6). Что значит отторгнутые тьмой?
Тьма отторгла их от Света. Отторгнутые от Света тьмою всё-таки ещё продолжают себя считать на служении Свету.
«Очень болезненно для сознания метаться около огненной черты». А как определить эти метания?
Как сомнения: то, что мы получаем, — от Света или, может быть, что-то от тьмы? Мы не разбираемся, что это от тьмы, и тоже этому доверяем. И мы мечемся от одного к другому: «так ли хорошо это? могу я это принять или не могу? это устраивает меня или не устраивает?» и т.д. Те, кто приняли Свет, идут твёрдо, ни в чём не сомневаясь. Наши примеры — это Подвижники, которые шли на что угодно. Первые христиане шли на растерзание диким зверям, потому что не сомневались в Христе ни на йоту. А кто сомневается, тот уклоняется от этого.
Если есть сомнения, нужно укреплять веру?
Веру, уверенность. Принимать без колебаний то, что даётся нам от Света.
Отторгнутые от Света тьмой «часто продолжают считать себя на служении». Как распознать таких людей? Может быть, есть какие-то критерии, признаки?
Сказано в Евангелии: «По делам их узнаете их». «И не может дерево худое приносить плоды добрые». Таким образом, по плодам их узнаете, то есть по результатам того, что они делают, говорят, думают и чувствуют. «По плодам их узнаете их», потому что плоды рано или поздно всё равно обязательно выявятся. А сейчас, поскольку всё ускорено, то и выявление плодов тоже ускорено, мне так кажется. Наблюдайте, делайте выводы, учитесь на этом, и потом вы будете это ощущать. Если вы видите, что ваши чувства бывают правильными, почему же им не верить. Если вы будете всё время в себе сомневаться, то вы будете вращаться как белка в колесе. Надо проверить: если ваши чувства правильны, значит, вы и дальше можете быть уверены. Но, с другой стороны, не впасть в зазнайство, в самоуверенность, а всё проверять на делах, на ощущениях, на своём сердце. Но до какой-то степени верить себе надо. Если вы видите, что это подтверждено много раз — какие-то ваши ощущения или мнения, — почему бы себе не верить? Держите связь, обращайтесь к Учителю, и вам будет подсказано. И обращайтесь не во имя своё, а во имя того дела, на которое вы поставлены, и помощь вам будет идти. Но надо её ловить, надо её просить и принимать.
Я работаю в коллективе, где люди очень далеки от Учения, где праздники отмечаются со спиртным. Мне всё это очень тяжело, и я решила уволиться. Некоторые сотрудники нашего Общества говорят, что давно пора уходить.
Но если вы уйдёте, что получится? Ещё хуже будет, наверное. А так хоть какие-то души будут спасены или отвлечены от зла. Вы сами смотрите, где будет от вас больше пользы, где вы лучше принесёте Учение. Это вы должны решить сами. Если уйдёте, они вообще останутся совершенно без Света, я думаю. Больше неоткуда им брать. Так что, может быть, вам надо претерпеть все эти безобразия. Конечно, это очень неприятно. У других могут быть свои мнения, но в данном случае решать должны вы сами. Не опираться на мнение других, которые в чём-то и правы, но у вас свои задачи, своё назначение. Уйти не трудно, конечно. Но надо представить, что будет, если вы уйдёте. Если те, которые могли бы благодаря вам спастись, погрязнут, кто отвечать будет? Вы будете отвечать, потому что вы ушли. А если бы не ушли, может, они были бы спасены. Может быть, многие подвижники хотели бы совсем от мира уйти, в молчание, в обет. А ведь им не дают этого, заставляют их быть на виду, хотя им и тяжело это. И Сергий Радонежский хотел уйти, за ним отправились, вернули. Серафим Саровский тоже хотел, наверное, быть в уединении. Думаете, у наших Старших силы не уходят? Тоже уходят, но они и пополняются. Они потом вам всё равно посылаются.
«Отрыв неизбежен и нужен, но при этом и землю оставить нельзя». «Отрыв от земного труден тем, что, отрываясь, землю оставить нельзя. Это одна из наиболее сложных для нейтрализации пар противоположений» (Грани Агни Йоги. IV. 444, 451). Как это понять?
С одной стороны, отрыв от земли, то есть непривязанность к земному. А с другой стороны, всё делаем для земли. Создаём коллектив, в школах выступаем. То, что мы делаем, — это же не отрыв от земли. Но в духе мы можем стремиться к Дальним Мирам и совмещать это отлично с работою для земли и на земле. Тут никакого противоречия нет. Больше думать о Высшем, а работать на низшем. Мы выполняем определённую задачу, поэтому и не можем взлететь, а то взлетели бы и упорхнули. А кто делать будет дела? Так что, с одной стороны, порхать, а с другой — выполнять то, что назначено по карме. «Если не мы, то кто же?» — как говорила Жанна д’Арк. Легко ли было ей вести за собой войско на Орлеан? Но она говорила: «Если не я, то кто же? Кто любит меня — за мной!» Так что это двойственное положение, этот дуализм надо понять и совместить и то и другое. Я думаю, что Святой Сергий совсем был не на своём месте, когда Он был у себя в обители. Он был настолько Высокий Дух, что принадлежал Дальним Мирам, однако вёл учеников, вёл обитель и общежития строил. И какие результаты были, сколько вышло потом замечательных подвижников из Его обители! А разве это Его было дело? Он только спускался до этого, снисходил, потому что надо было. И князья приезжали, и битву выиграли благодаря Его благословению.
Так что эту двойственность надо как-то преодолеть. И всегда устремляться при этом к Высшему, это вам поможет.