Мера лучшего понимается как соответствие с Высшим Началом. Аум, § 23 |
Всякое почитание Учителя показывает понимание Учения. Всякое почитание места работы Учителя докажет проникновение и преданность. Но эти знаки внимания не могут быть подсказаны. Эти знаки должны сами расцвести в сознании. Учитель не скажет — «Окажи внимание Мне».
Агни Йога, 119
|
В Слове «Суть вещей» Наталия Дмитриевна Спирина обращает внимание на такие строки Учения: «Придёт время, когда "люди наконец поймут, какие мощные воздействия их окружают. Они познают, что весь обиход их жизни проявляет великое воздействие на их судьбу. Люди научатся внимательно относиться к каждому предмету. Они окружат себя истинными друзьями и уберегутся от разрушительных влияний. Так спасительная энергия поможет в переустройстве жизни" (Аум, 385)».
Сегодня, в 104-й день рождения нашего земного Учителя, хочется рассказать об отношении Наталии Дмитриевны к тому, что её окружало. Не все, кто её знал, бывали у неё дома. А интерес к тому, как она жила, возрастает. В нашей публикации речь пойдёт о двух её квартирах.
В 1959 году Наталия Дмитриевна приехала в Новосибирск. Три года она вместе с мамой жила в городе, снимая комнаты. В те годы шло интенсивное строительство Академгородка, и Наталию Дмитриевну пригласили туда на работу в детскую музыкальную школу. Ей сразу же предложили однокомнатную квартиру на Цветном проезде, д. 23, кв. 18. Наталия Дмитриевна с мамой въехала в новую квартиру 24 августа 1962 года. Ещё в Харбине Наталия Дмитриевна прочитала в газете о строительстве городка учёных под Новосибирском и мечтала в нём жить.
Строительство Академгородка сопровождалось всплеском энтузиазма, сравнимого со временем «поднятой целины». В Новосибирске собрались лучшие силы страны: учёные, деятели искусства, строители. И в это время Наталия Дмитриевна приносит сюда имя и идеи Рериха.
В 1970-е годы под патронатом учёных и искусствоведов проходят первые в стране Рериховские чтения, выставки картин Николая и Святослава Рерихов.
Слава Академгородка росла, и творческая интеллигенция всей страны считала за честь приехать сюда с лекциями, выставками, концертами. Здесь проходило много неформальных встреч, где обсуждались животрепещущие проблемы.
Наталия Дмитриевна присутствовала на многих мероприятиях Дома учёных Академгородка. Иногда она приглашала к себе в гости поэтов, художников, учёных. В её квартире проходили интересные беседы, за круглым столом обсуждались творческие планы. Здесь царила атмосфера, насыщенная самыми высокими мечтами и устремлениями. Побывать сегодня в этой скромной квартире, представить хозяйку и её гостей — значит уже в какой-то степени соприкоснуться с этой атмосферой и почерпнуть для себя что-то важное.
Немного подробнее скажем о том, кто бывал в гостях у Наталии Дмитриевны. Мы с удивлением узнали, что однажды здесь был Лев Николаевич Гумилёв — учёный, историк, сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Он приезжал в Академгородок со своими лекциями. Наталия Дмитриевна очень любила поэзию Николая Гумилёва и после выступления Льва Николаевича подошла к нему, они разговорились, и Наталия Дмитриевна пригласила его к себе. Лев Николаевич остановился неподалёку, в гостинице «Золотая долина», откуда вместе с Евгением Палладиевичем Маточкиным пришёл к Наталии Дмитриевне.
Она вспоминала, что очень готовилась к этой встрече: собрала сборники стихов Николая Гумилёва, его фотографии. Ей особенно нравилась одна из них, на которой запечатлена вся семья Гумилёвых, а маленький Лев сидит между отцом и матерью. Всё это Наталия Дмитриевна разложила на столе, чтобы показать Льву Николаевичу.
Об этой встрече она говорила очень мало, упоминала лишь, что ощутила всю тяжесть судьбы этого человека. Позже Евгений Палладиевич рассказывал, что, когда Гумилёв зашёл в дом, недалеко от подъезда остановилась милицейская машина и стояла там до его выхода. В то время всё прослушивалось, очень распространены были так называемые «жучки». Все прекрасно понимали, что говорить о том, о чём бы хотелось, просто невозможно. И всё же эта встреча состоялась! И, как любила повторять Наталия Дмитриевна, общение было от сердца к сердцу.
Кэтрин Кэмпбелл, вице-президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, побывала у Наталии Дмитриевны, когда привезла в Новосибирск в дар два Знамени Мира. Это было в 1979 году.
Дэниел Энтин, директор этого же музея, приезжал в Новосибирск в 1989 году и посетил Наталию Дмитриевну в её квартире вместе с руководителем экспериментальной школы Глорией Крук и другими иностранными гостями.
Неоднократно бывал у Наталии Дмитриевны исследователь жизни и творчества Рерихов Павел Фёдорович Беликов, также её посещал и художник Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий.
Художник Леопольд Романович Цесюлевич написал свои воспоминания о встречах с Н.Д. Спириной в её квартире, они опубликованы в нашем журнале (Восход, 2010, № 9).
35 лет прожила Наталия Дмитриевна в однокомнатной квартире. Много здесь было встреч и бесед с единомышленниками о том деле, которому она посвятила себя без остатка. Здесь писались стихи, рассказы, готовились выступления для конференций и «круглых столов» СибРО, — сколько всего было тут создано Наталией Дмитриевной! И, безусловно, квартира эта имеет особое значение.
Расскажем подробнее о её обстановке. Весь обиход Наталии Дмитриевны отличался невероятной скромностью, у неё всегда было только самое необходимое для жизни и работы. Шифоньер, буфет, этажерка, сундуки, швейная машинка — всё это было привезено из Харбина. Наталия Дмитриевна говорила, что здесь есть мебель и вещи, которые сопровождали её всю жизнь со дня её рождения. Привлекает внимание старинный шифоньер с большим зеркалом. Зеркало с трещиной, но его хочется сохранить как можно дольше. Наталия Дмитриевна говорила, что наступит время, когда будут делать съёмки тонких наслоений. И тогда можно будет увидеть, как к этому зеркалу подходит маленькая девочка, потом она превращается в очаровательную девушку, а затем во взрослую женщину...
На боковой стенке шифоньера — икона Святого Николая, привезённая из Харбина. На ней хорошо виден знак триединства.
Рядом — этажерка, на полках которой хранились архивные материалы. Она всегда была закрыта полотенцем — рушником, который вышила сама Наталия Дмитриевна. На рушнике лежит салфетка с вышивкой, сделанной по картине Н.К. Рериха «Полунощное», — это подарок. Здесь же мы видим изображение Мироку — Майтрейи. Знаток японского буддизма Джефф Кларк, возглавлявший Японское Общество Рериха, сфотографировал в японском городе Киото эту буддийскую скульптуру VII века и подарил снимок Наталии Дмитриевне. Он приезжал в 1993 году в Новосибирск и встречался с нею.
У окна стоит буфет, в котором сейчас хранятся харбинские вещи. Справа от окна — письменный стол, на нём — пишущая машинка Наталии Дмитриевны. Она освоила методику набора текста «вслепую» ещё в Харбине и в дальнейшем печатала, не глядя на клавиатуру. Стихи, тексты выступлений, письма — всё печаталось в Новосибирске на этой машинке. Раньше здесь вместо письменного стола стояло пианино. Наталия Дмитриевна его очень любила и говорила, что оно ей почти ровесник. Она родилась в 1911 году, а инструмент был изготовлен в 1913-м, и с семи лет Наталия Дмитриевна играла на нём. Пианино было ей дорого, как живое существо. И уже здесь, в Академгородке, когда Наталия Дмитриевна поняла, что больше не сможет играть на нём и обучать детей (а для неё всегда и во всём была важна целесообразность), она решила приобрести письменный стол на деньги от продажи пианино. Обходиться без рабочего стола было трудно при такой деятельности, которую вела Наталия Дмитриевна.
Впоследствии это пианино известной фирмы «Шрёдер» было найдено и выкуплено сотрудниками СибРО. Сейчас оно находится в Каминном зале музея.
Все, кто бывал у Наталии Дмитриевны, наверное, хорошо помнят холодильник в прихожей, у которого гости обычно подолгу стояли и разговаривали, не в силах уйти от неё. Наталия Дмитриевна говорила, что в будущем, глядя на этот холодильник, мы будем вспоминать эти долгие прощания. Здесь же висит зеркало, подаренное в 1956 году китайскими студентами, которых она обучала русскому языку. Напротив входной двери стоит деревянный сундук, в котором были привезены из Харбина книги Учения. На нём указаны место отправления — Харбин и станция назначения — Новосибирск.
Когда Сибирское Рериховское Общество развернуло свою деятельность в полную силу, в Новосибирск буквально хлынул поток людей, желающих приобщиться к Учению, к Рериховскому наследию, а главное — повстречаться и поговорить с Наталией Дмитриевной. Масштаб её дел и круг общения рос, и сотрудники СибРО стали искать пути улучшения жилищных условий для своего руководителя, чтобы у неё была возможность иметь отдельную комнату для отдыха.
Благодаря поддержке учёных, и прежде всего Председателя СО РАН Валентина Афанасьевича Коптюга, Наталии Дмитриевне была выделена двухкомнатная квартира в обмен на её однокомнатную. Много лет прожила в ней Наталия Дмитриевна, и все понимали, какие там наслоения. Сотрудники и друзья СибРО, осознавая ценность прежней квартиры, решили её выкупить. Несмотря на большие трудности, это удалось осуществить.
О важности сохранения этой квартиры говорит и то, что Наталия Дмитриевна поддержала идею создать в ней мемориальный музей.
В сентябре 1997 года Наталия Дмитриевна переехала в соседний дом, в двухкомнатную квартиру по адресу Цветной проезд, д. 19, кв. 23. Сбылась горячая мечта сотрудников об улучшении условий жизни Наталии Дмитриевны. Все очень надеялись и верили, что это продлит ей жизнь. Радовало, что здесь есть балкон, где Наталия Дмитриевна, сидя в кресле, могла находиться в любую погоду и дышать свежим воздухом. Кроме того, само расположение квартиры оберегало её от шума и суеты улицы. Естественно, обстановка здесь постепенно менялась, всё делалось по желанию Наталии Дмитриевны, согласовывались малейшие детали интерьера.
Со временем мы всё больше постигали необычайную утончённость Наталии Дмитриевны, гармоничность всего её облика. И в стремлении обеспечить ей удобства для жизни и работы, сотрудниками делалось всё, чтобы и в быту её окружала красота. В течение шести лет изготавливалась мебель, для чего использовалась древесина без какой-либо тонировки, она только покрывалась лаком. В ответ на такую заботу люди получали от Наталии Дмитриевны потоки любви. Она часто говорила, что всех, не только сотрудников, но и тех, кто причастен к нашему делу, кто оказывает помощь, поддерживая СибРО, — всех она держит у своего сердца.
Поддержка людей во время строительства Музея Н.К. Рериха была важнейшим фактором. Наталия Дмитриевна всегда утверждала, что люди — самая большая ценность. Она говорила, что, несмотря на трудности, различные перипетии в семейной жизни и работе, проблемы со здоровьем, люди настолько устремляются, посылая помощь и поддержку строительству музея, что без этого мы ничего не смогли бы сделать. И, говоря об этом, она благодарно склоняла голову, как если бы перед нею были те, кто и действенно, и мысленно помогал строительству. Такое отношение к людям, такое стремление поддержать всех, в том числе и неведомых друзей, было у Наталии Дмитриевны постоянным.
Каждое её слово было наполнено глубоким смыслом. Все чувствовали, как важно и значительно то, о чём она говорила. И те, кто находился рядом с Наталией Дмитриевной, неизменно устремлялись к работе. Просто удивительно, каким она была мощным генератором созидательной энергии.
Не было такого времени, чтобы она ничего не делала, — работа мысли не прекращалась никогда. Целый день звонил телефон — сотрудники рассказывали о том, как движется стройка, обо всех проблемах, а их было немало. Несмотря на неимоверные трудности, которыми сопровождалось строительство, Наталия Дмитриевна всегда оставалась бодрой и радостной, что было так важно для сибровцев, которых заряжал и поддерживал её оптимизм. Она очень любила юмор и часто шутила. Ей было легче и приятнее общаться с людьми, которые понимали юмор и шутки.
По переезде Наталии Дмитриевны в новую квартиру все радовались, что у неё теперь будет отдельная большая комната. Только ничего из этого не вышло. Маленькая комната не вмещала всех желающих встретиться с нею, особенно в памятные дни, когда приходили целыми группами. Порой собравшихся рассадить было невозможно, и все шли в большую комнату. На фотографиях видно, что люди сидят на полу вокруг Наталии Дмитриевны, только чтобы побыть рядом с ней.
Возле письменного стола находится кресло Наталии Дмитриевны; на нём никто не сидел, кроме неё самой. На стене за креслом висят репродукции. Раньше их заказывали в Самаре, и, когда заказ приходил, его всегда привозили Наталии Дмитриевне, чтобы она посмотрела и оценила качество. Она говорила, что, для того чтобы напоить людей, родник должен быть чистым. Она за этим очень строго следила, и всё, что делалось в СибРО, всё, что шло к людям, — было под её пристальным взглядом.
В большой комнате много икон. Всё это — подарки сотрудников и тех, кто приходил к Наталии Дмитриевне. Она всех устремляла к Высшим Силам и часто повторяла, что без Их помощи мы ничего не сможем сделать. Услышав это, люди покупали иконы и для себя, и для неё.
Наталия Дмитриевна просила, чтобы во всех комнатах рядом с ней был телефон — для постоянной связи, для мгновенного отклика на чей-то призыв о помощи. Телефон не отключался никогда, общение было чуть ли не круглосуточным, порой она даже не могла спокойно принять пищу. Часто и подолгу держать в руке телефонную трубку Наталии Дмитриевне было тяжело, и ей подарили телефон с селекторной связью.
На телевизоре стоит глобус с внутренней подсветкой. И когда люди приходили к Наталии Дмитриевне, она просила выключить свет и включить глобус. Она обращала внимание на то, какая наша планета хрупкая и как нам нужно беречь её и помогать ей.
В квартире есть два радиоприёмника. В перерывах между телефонными звонками Наталия Дмитриевна слушала радиостанцию «Маяк», где каждые полчаса передавали новости, звучали музыкальные и поэтические передачи. И радио, и телевизор не были предметами для развлечения. Наталия Дмитриевна просила выписывать время новостей и каждый день старалась их просматривать. Всегда внимательно вглядывалась в лица деятелей и политиков. Она умела видеть суть человека, и если видела хорошее, живое лицо — радовалась. Она жила в постоянном ожидании вождя.
Наталия Дмитриевна принимала участие во всех событиях, которые происходили на земле. Так же, как и наши Старшие, всегда спешила на помощь. «Ко всему приложить Мир Высший — вот моя обязанность здесь» — в этих её словах выражена миссия Наталии Дмитриевны.
Сейчас в этой мемориальной квартире находится три портрета Наталии Дмитриевны. Все они появились уже после её ухода.
В маленькой комнате обычно делались аудиозаписи Слов, слайд-программ, стихов Наталии Дмитриевны. Она отмечала, что звучание в этой комнате лучше, потому что полки заставлены книгами. Кроме книг здесь много икон и различных предметов, в основном подарков. Над комодом помещены изображения святых — Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Святого Николая. (Над её кроватью — иконы этих же святых.) Она особенно почитала и выделяла этих заступников России, её покровителей. Это место в маленькой комнате можно назвать алтарём, потому что Наталия Дмитриевна часто просила зажечь лампадку пред этими ликами. Над иконами — репродукция картины Н.К. Рериха «Знаки Христа». На вопрос, почему картина находится среди икон, она ответила, что они имеют равное значение.
В этой комнате особенно обращает на себя внимание танка Белой Тары — её привезли в подарок для Наталии Дмитриевны из Индии, из Дхармшалы (в этом маленьком городке находится резиденция Далай-ламы). Наталия Дмитриевна очень любила это изображение и связывала его с Еленой Ивановной Рерих. Не случайно она сфотографировалась на фоне танки, выбрав из всей квартиры именно это место.
В комнате есть уголок, который Наталия Дмитриевна оформляла с особой тщательностью. Вначале здесь появились часы, подаренные сотрудниками в день её рождения. Над ними расположилась репродукция картины Н.К. Рериха «Вестник от Гималаев» («Направляясь домой»), а под часами — репродукция картины «Лао Цзы». Ниже разместилась маленькая деревянная полочка с фарфоровыми фигурками девяти китайских мудрецов (тоже подарок). Дополнила общую картину открытка «Капли жизни». Позже Наталия Дмитриевна попросила найти изящную рамку для портрета Юрия Николаевича Рериха. Оформление композиции завершилось стихотворением «Алтай, воскресай!», по просьбе Наталии Дмитриевны вставленным в рамку.
На двери маленькой комнаты висит календарь 2002 года с изображением Георгия Победоносца. Когда год закончился, Наталия Дмитриевна предложила оставить календарь, чтобы Георгий Победоносец охранял нас. Она всегда говорила, что к Высшим Образам нужно относиться бережно и не допускать кощунства.
Когда человек попадает в мемориальные квартиры Н.Д. Спириной, он ощущает покой и гармонию — как касание миров надземных. Наталия Дмитриевна для нас — образец красоты и гармонии не только в своей великой деятельности, но и в обычной жизни. Думая о ней, мы вспоминаем строки Учения: «...человек познаётся в каждодневном обиходе. Напрасно жизнеописатели полагают, что можно очертить ценность деятеля среди его исключительных и особых проявлений, поэтому многие описания не дают истинного человека. Но пусть изучают деятеля среди его обычной работы, среди его ближайших, среди его дум и мечтаний. (...) Мы, прежде всего, ценим достижения гармонии среди обиходной жизни. (...) Разве можно представить Нашу жизнь, если не осознать обиход полный гармонии?» (Надземное, 324).
Вспоминая Наталию Дмитриевну и её жизнь, полную трудностей, думается о том, что нам, сотрудникам и друзьям СибРО, в какой-то степени удалось осуществить наше горячее желание облегчить последние годы её земной жизни. Будем стремиться сохранить эти квартиры, как бесценные реликвии, для будущих поколений. Здесь был совершён подвиг. Эти эманации благодати останутся навсегда.
В Учении сказано: «Почитание места жизни Учителя не есть поклонение земле, не есть условность храма, но есть возжжение справедливости в пространстве» (Агни Йога, 122).