Мысли на каждый день

Карма, или космическая справедливость, каждого ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить.

Рерих Е.И. Письмо от 12.12.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
Русские твердыни. По страницам очерков Н.К. Рериха

Автор: Шумеева Татьяна  



Теги статьи:  Россия

Н.К. Рерих. Эскиз мозаики «Святой Михаил Архистратиг». 1906

Сколько бы мы ни говорили о героических по­двигах русского народа на бранных полях Великой Отечественной, мы не сможем выразить всего пережитого участниками этой священной войны, от мала до велика. И всё же мы будем говорить, будем пытаться глубже постигать великий подвиг нашего народа. И особенно это важно теперь, когда фашизм вновь поднимает голову, когда людьми продолжают двигать неизжитые стремления к властвованию и захвату. Русскому народу, нашей молодёжи сейчас особенно нужно знать и помнить своё героическое прошлое. «Вехи славного прошлого, — читаем у Н.К. Рериха, — от раннего детства устремляют наш дух к прекрасному будущему»1.

Изучающие Живую Этику знают, что именно России Предуказано сыграть решающую роль в строительстве Нового Мира. Таким образом, на простом русском человеке, Иване Стотысячном, по выражению Рериха, лежит ответственность за будущее всего человечества.

Сегодня мы вновь приоткроем одну из самых трагических и одновременно величайших страниц нашей истории и попробуем посмотреть на события недавнего прошлого глазами великого мыслителя Николая Константиновича Рериха.

Не было такого времени, когда бы народ русский утопал в благополучии. И зовётся он великим и многострадальным. Богата Русь героями, и врагов у неё видимо-невидимо, от самых древних времён и до сегодня. Но как бы ни был силён враг, как бы ни был хитёр, он неизменно оказывается поверженным. Об этом образно пишет Н.К. Рерих: «Померялся русский богатырь с врагом страшным и одолел его. Мстислав Удалой грянул оземь косожского богатыря Редедю. И Мономах выходил на единоборства. И ополчалась Русь на Куликовом поле... Да что перечислять!»2

«Защита Родины есть защита и своего достоинства»3. «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища»4. «Неразумные, не затроньте русский народ в его достоинстве!»5 — так писал великий провидец накануне Второй мировой войны. А сразу после вероломного вторжения фашистов на русскую землю он констатирует: «Война с Германией. Оборона Родины — та самая, о которой писалось пять лет назад. Уже тогда началось то, что вспыхнуло сейчас»6.

Строки очерков Рериха того времени наполнены горячей любовью к Родине, светлыми мыслями о непобедимости народа, сплотившегося в единую союзную семью, гордостью деяниями русского воинства и несломимой верой в победу. Уже в самом начале войны он утверждает: «Знаем, что гибельная беда не коснётся народа русского. Знаем, знаем!»7 «Русский народ — под знаком благоденствия! Не страшны ему испытания, претворятся они в достижения»8. «Но всё же болит сердце за жизни молодого поколения. Быть бы с ними»9. Всем сердцем Н.К. Рерих желал быть со своим народом, разделить его тяготы. Однако Посланник Сил Света служил там, где он был необходим.

«Знаем, что и здесь полезны и делаем полезное. (...) ...На каждой пяди земли можно служить самому драгоценному, самому священному. Если человек любит родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения»10.

И Рерих, несмотря на трудности военного времени, создаёт картины, устраивает выставки-продажи своих произведений, пишет очерки, печатает книги, а вырученные средства идут в помощь Красной Армии. В «Листах дневника» он записывает: «Святослав старается в Дели устроить нашу выставку в пользу Русского Красного Креста. Даже с самой благой целью всё это нелегко. Также нелегко издать книгу... Цены на бумагу и на печатанье так возросли, что издание становится бесцельным. (...) А нам хочется устроить для русского дела. (...) Кроме того, всё написанное о русском народе, всё ознакомление Индии с русскими сокровищами — всеполезное дело. Каждый в своих силах принести всё достояние на пользу Родины, во благо человечества»11. Видим, что для Н.К. Рериха польза Родине и благо человечества неразделимы, ведь победа России означала спасение всего человечества.

В своих очерках писатель высвечивает сущность нашего народа, подчёркивает свидетельствующие о его величии особенности русской души, ярко проявившиеся во время этой оборонительной войны. Это, прежде всего, непревзойдённый героизм и жертвенное самоотвержение всего народа. «Не о себе думает герой-воин, не о себе болеет сестра милосердия... Некоторые славные имена будут отмечены, а сколько безымянных героев, собою пожертвовавших, принёсших жизнь за общее благо!»12 «На обёртке журнала славный старик и молодец — сын его. Надпись: "За Русь, мой сын!" (...) Отрадно, что напоказ всему миру можно дать лики таких героев. Не напыщенны они, не загордились, и нет имён их. Просто русские люди... светлые, несломимые»13. В одном из очерков Рерих пишет: «"Огонь — на меня!" Высота самопожертвования грозно звучит в слове, самообрекающем на верную гибель. Воин — собою, своею жизнью велит направить орудия на него... Памятник должен быть на месте такого героизма. Молодое поколение должно запомнить, как славно отдавали жизнь за Родину русские воины. В полном сознании, имея возможность отступить, герой предпочитал гибель за Родину. Другой телом своим закрывал дуло пулемёта, чтобы спасти своих товарищей. Велик синодик русского геройства»14.

В те тяжкие военные годы героизм нашего народа проявился с особой силой. И всё же, вопреки очевидности, несмотря на победное шествие русских войск, несмотря на небывалый героизм, не прекратились злопыхательства и наскоки в адрес народа русского. Вот как отвечает Рерих на одно из писем, полное таких обвинений: «Вы упрекаете русский народ в неблагодарности и тем самым лишаете его величия. Неблагодарность есть несправедливость, и не будет великим несправедливый. (...) Но как можете Вы во дни величайшего русского подвига сомневаться в истинной сущности нашего народа?! Вы судите прискорбно опрометчиво. Вы говорите о том, чего не знаете, а ведь это уже свойство несправедливости. (...) Ведь вы многого не знаете, но должны бы знать, что русская мощь разбила сильнейшую германскую армию. Без здоровья физического и морального такой подвиг
не может быть совершён. (...) Затхлы Ваши упрёки. Порождены они серым зарубежьем. ...Прочистите уши, промойте глаза и заново осмотритесь»15. Н.К. Рерих подчёркивает: героизм народа является свидетельством его физического и духовного здоровья.

А вот как об этом пишет Е.И. Рерих: «...в современной ужасающей бойне русское сердце выявило настоящий героизм. Любовь к своей Родине, к своей культуре сплотила все сердца в героической защите»16. И далее она подытоживает: «Героизм возможен только там, где сердце не окаменело. Потухшие сердца не ведают героизма. По этому признаку различайте народы будущего от уходящих»17.

Н.К. Рерих отмечает и необычайную тягу народа к знанию. «...Войсковые части зовут учёных приехать на фронт. Встречают их, как жданных братьев, и внимательно слушают воины научные сообщения. (...) У других народов войска увеселяются песенками из кабаре. Там нужны лёгкие певицы и танцовщицы. Но русский народ и в окопах, в блиндажах ждёт научное слово... Не только всколыхнулся народ русский, он вырос в сознании своём... (...)

Вспоминаю, как на Иртыше, в поездах, в гостиницах приходила молодежь и настойчиво хотела знать. (Речь идёт о встречах Рериха с советской молодёжью во время его легендарной Центрально-Азиатской экспедиции. — Т. Ш.). Для них после дневной работы ничего не стоило бодрствовать до петухов, слушать, спрашивать, допытываться, желать знать. И вот вои­ны перед ликом опасности стремятся не только сразить врага, но и восполнить своё познавание. Такая устремлённость к знанию есть верный путь победы. Народ будет знать, народ преуспеет, народ сложит ступени светлого будущего»18. Об этой силе знания в книге «Беспредельность» сказано: «Знание, знание, знание, если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы доли того страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества. Потому всякое расширение сознания есть сотрудничество с эволюцией»19.

Пишет Рерих и о пробудившейся любви к родной культуре, о бережном отношении народа ко всему истинно ценному. «Народ негодует, когда враги оскверняют Ясную Поляну, или дом Чайковского, или музей Римского-Корсакова, или могилу Шевченко, или храм Новгорода. Народ осознал, где его культурные сокровища. И это знание уже нерушимо. Мало ли что бывало в прошлом. "Быль молодцу не укор!" Но теперь, в трудную годину, когда идёт война народная, священная война, народ поднялся на ступень культуры. На такую ступень, которая завоёвывается лишь сердцем насторожившимся, воспрявшим»20.

В начале войны, когда советские войска отступали, Рерих отмечал: «Зарыты, сокрыты памятники Петра, Александра. Спешно вывозят Музеи. Тысячи работают, чтобы охранить то, что возвышало душу народа»21. А когда героическими усилиями всего народа враг был остановлен и началось победное шествие русского воинства, писатель подчёркивает: «Радостно отметить, что русские воины бережно относятся к культурным сокровищам! Победное воинство есть и воинство культурное»22. «В разрушенных войною городах прежде всего создаются дома Культуры, научные учреждения, школы, музеи, театры, больницы. Не успевает народ оправиться от варварского нашествия, как уже устремляется к Культурному строительству»23.

Без устали воспевает Рерих в своих произведениях русские подвиги. И в этом прославлении, кроме всеполезного дела ознакомления мира с военными и культурными завоеваниями русского народа, заключается ещё нечто более важное — это помощь в духе, которую посылал великий мыслитель своему народу. В книге «Зов» сказано: «Помощь в духе — сильнейшая»24. А в «Озарении», в параграфе о качестве действия, читаем: «Если действие малое, то оно нуждается в помощи разных рукотворных вещей. Когда же действие становится великим, оно не нуждается в земных предметах. (...) Надо одинаково понять действие тела и духа. Ибо после всего сказанного всё-таки действие мысли не оценивается»25. Знал русский философ-гуманист, что есть мысль, а потому его утверждения — огненные мысли-птицы — непрестанно посылались как действенная помощь. Так, он пишет: «Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: "Москва устоит!", "Ленинград устоит!", "Сталинград устоит!". Вот и устояли!»26

Много врагов появляется у великого деятеля в связи с таким активным прославлением русских достижений. Он же относится к явлению врагов как к чему-то неизбежному, как к тени от освещённого предмета. В очерке «По заслугам» Рерих размышляет: «Вспомнились нападки фашистских газет. Экие ругатели! Главное обвинение было, почему я хвалю достижения русского народа. Мракобесы хотели, чтобы все достижения нашей родины были стёрты, а народ надел бы фашистское ярмо. Всякие Радзаевские, Вонсядские, Васьки Ивановы... и тому подобные тёмные личности изрыгали всякую клевету и поношения на всех, кто не с ними. Но кто же с ними? Подонки, потерявшие облик человеческий. Счастье в том, если оказываются врагами те, которые в сущности своей и должны быть такими. А друзьями пусть будут те, кому и надлежит быть и кем можно гордиться. Представьте ужас, если бы фашисты начали хвалить вашу деятельность. Но судьба хранит, и в списке врагов те, кому там и быть надлежит. Вражеский список не мал»27. Мудро смот­рит Рерих на жизнь, и даже в самом отрицательном явлении умеет видеть начало положительное. «Из-за фашистов порвались некоторые знакомства. Впрочем, и об этом жалеть не приходится. Если люди ослепли и не видят сущность, то с такими шатунами не по пути. Плакать можно, когда видите, как умышленно снижаются достижения, казалось бы, неоспоримые. Но сама жизнь путями неисповедимыми убирает дисгармонию, и самое ценное охраняется»28. Эта вера Рериха в Высшую Справедливость, в мудрость самой Жизни красной нитью проходит через всё его творчество.

Следующие слова великого философа сегодня кажутся особенно важными и нужными, в них ответ и на наши чаяния о скорейшем конце всех ужасов ныне развязанной на Украине войны. «Не будем навязывать наши сроки. Они могут оказаться нашёптанными самостью. "Скоро" и "не скоро" — не в наших мерках. Подбор требует время. Пусть явно подберутся все фашистские элементы и уйдут в преисподнюю. Жаль, что при таком переустройстве страдает и столько лучших сил. Но жизнь знает свои пути.

Много самозваных любителей что-нибудь "поставить на место". Пусть сама жизнь поставит по заслугам. И фашисты и их приспешники тоже получат по заслугам»29. Так писал Н.К. Рерих в годы Великой Отечественной войны. Сегодня борьба сил Света и тьмы вновь обострилась до предела. Следуя примеру подвижника, преисполнимся верою, наберёмся терпения, напряжём все силы свои в труде на Общее Благо и будем помнить — идёт великий отбор!

«А русский народ стоит на месте геройском!»30 — читаем у Рериха. «Одни богатыри преодолевают врага. Другие куют мечи и серпы для преуспеяний на славное будущее. (...) От палящего юга до Гималайских снегов множество друзей завоевал Народ Русский. Завоевал великим подвигом, великим самопожертвованием»31.

Лучшие представители человечества дают России самую высокую оценку. «"Ваша страна, которую, зная её судьбу, мы всегда считали великой, теперь стала великой в глазах всего мира... Ваша страна спасла мир, но ещё больше ей предстоит сделать. Будущее России можно сравнить с полотном, на котором главное место занимает большая яркая звезда на фоне предрассветного неба. Россия будет мировым лидером". (...) Так пишет нам из Кветты Чарльз Диккенс, внук великого писателя. Рид в своих книгах твердит, как Россия спасла и спасает Британию. Кентерберийский, передавая пожертвование на Русский Красный Крест, заметил: "Сколько бы мы ни пожертвовали, мы нико­гда не выплатим наш долг русскому народу"»32.

С другой стороны, в то же самое время измышляются всевозможные клеветы. «Уже несколько раз московское радио передавало о странных (не сказать больше) писателях Америки, Англии, Канады, находивших русские блестящие продвижения неестественными. Были гнусные намёки на тайные причины. Было бы понятно, если бы такие намёки исходили от врагов, а то ведь от друзей, от друзей, поклявшихся в вечной дружбе. Пословица давно сказала: "Упаси от друзей, а от врагов сам спасусь"»33. «А колесо прогресса катится своим путём, отмирает одряхлевшее, нарождается бодрое преуспеяние»34.

Приведём ещё несколько цитат Н.К. Рериха:

«Сейчас по бездорожью, по осенней распутице воинство гонит врага на диво всему миру. Пожимают иноземцы плечами, шепчут: "Невероятно". Но что может быть невероятного для великого народа, сплотившегося во спасение Родины! Наполеоновщина кажется малой сравнительно с размахом нынешних событий. (...) Немецкая армия шла непобедимо, пока не толкнулась о русские твердыни»35.

«В грозе и в молнии Родина, любимая Родина, побеждает врага. "Не замай"! — перед войною говорили мы врагам. Напоминали грозные примеры истории, но, видно, судьбе угодно было явить Народ Русский великим победителем — на страх всем врагам. "Не замай" Руси! Не испытай на себе необоримую мощь Русского Воинства, мощь всенародную»36.

«Тридцать лет тому, как на Почаевской мозаике мне захотелось созвать сонм русских воителей. Так над западным входом собрались славные воины, ставшие крепким дозором. Скоро от Запада пришёл враг. Враг всякой Руси, враг всех народов русских. Но просчитался враг, жестоко просчитался, ибо не понял сущности Народа Русского»37.

«Иностранцы гремят о подвигах, о геройстве русского воинства. Германцы признают, что русская рать подобна гидре — вместо отрубленной головы вырастает новая, сильнейшая. Пора оценить русские сокровища. Пора от древних времён — от Ярославова Киева, от Новгорода, от Сергиевых строительств, от "Слова о полку Игореве", от "Задонщины" понять величие, красоту, долго непонятую, захороненную. Приспело время русского размаха»38.

В заключение скажем всем врагам земли русской словами великого Рериха: «"Не замай" Россию! (...) Слышите ли, не замай! Худо вам будет! Худо будет всем, дерзнувшим против России. Эй, вы там! Не замай!»39


1 Рерих Н.К. Знамя Мира // Держава Света. М., 1999. С. 111.

2 Рерих Н.К. Русский век // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 213.

3 Рерих Н.К. Оборона // Нерушимое. Рига, 1991. С. 212.

4 Рерих Н.К. Не замай! // Листы дневника. Т. 2. С. 322.

5 Рерих Н.К. Достоинство // Листы дневника. Т. 2. С. 402.

6 Рерих Н.К. Оборона Родины // Листы дневника. Т. 2. С. 415.

7 Там же.

8 Там же. С. 416.

9 Там же. С. 415.

10 Там же. С. 415 – 416.

11 Рерих Н.К. Русскому народу // Листы дневника. Т. 3. С. 87.

12 Рерих Н.К. «Новый мир» // Листы дневника. Т. 3. С. 146.

13 Рерих Н.К. За Русь // Листы дневника. Т. 3. С. 22.

14 Рерих Н.К. «Огонь — на меня!» // Листы дневника. Т. 3. С. 150.

15 Рерих Н.К. Неблагодарность // Листы дневника. Т. 3. С. 154 – 155.

16 Рерих. Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 217 (26.02.1945).

17 Там же.

18 Рерих Н.К. Народная Победа // Листы дневника. Т. 3. С. 12 – 13.

19 Беспредельность. 828.

20 Рерих Н.К. Народная Победа // Листы дневника. Т. 3. С. 12.

21 Рерих Н.К. В новый путь // Листы дневника. Т. 2. С. 432.

22 Рерих Н.К. Крылья Победы // Листы дневника. Т. 3. С. 142.

23 Рерих Н.К. Опять труд // Листы дневника. Т. 3. С. 479.

24 Листы Сада Мории. Зов. 21.03.1923.

25 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – IV – 14.

26 Рерих Н.К. Слава // Листы дневника. Т. 3. С. 91.

27 Рерих Н.К. По заслугам // Листы дневника. Т. 2. С. 422.

28 Там же.

29 Рерих Н.К. По заслугам // Листы дневника. Т. 2. С. 422.

30 Там же.

31 Рерих Н.К. Крылья Победы // Листы дневника. Т. 3. С. 141 – 142.

32 Рерих Н.К. Русскому народу // Листы дневника. Т. 3. С. 87.

33 Рерих Н.К. Сердце // Листы дневника. Т. 3. С. 258.

34 Рерих Н.К. Новый Год // Листы дневника. Т. 3. С. 332.

35 Там же. С. 150.

36 Рерих Н.К. Вперёд // Листы дневника. Т. 3. С. 266.

37 Рерих Н.К. Русский век // Листы дневника. Т. 3. С. 212.

38 Рерих Н.К. Русскому народу // Листы дневника. Т. 3. С. 87.

39 Рерих Н.К. Респице финем! // Листы дневника. Т. 3. С. 128.

Фото: Н.К. Рерих. Эскиз мозаики «Святой Михаил Архистратиг». 1906


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики