Пусть соберете вокруг себя столько Света, чтобы не было места тьме. Мир Огненный, ч.1, 504 |
Чан Кай-ши издал следующий приказ:
«Доктрина Конфуция дошла до нас из глубины двух тысяч лет. Она является основою нашей национальной жизни. Из неё образовались национальные добродетели — законности, сыновней любви, дружелюбия, любви, порядочности, праведности, честности и чести».
«Храмы, воздвигнутые в честь мудреца, потому должны быть охраняемы и восстановляемы».
«Посему приказано воспретить повсеместно войскам занимать храмы Конфуция».
«Там же, где эти храмы уже были заняты, войска немедленно должны быть переведены в другие помещения».
«Если какой-либо ущерб был причинён храмам, исправления немедленно должны быть произведены провинциальными, городскими или областными управлениями, чтобы народ мог взирать с почтением на эти храмы, как на источники вдохновения и поощрения».
«Это есть дело огромного значения не только для благосостояния государства, но и для воспитания народа».
«Настоящий приказ должен быть передан всем соответственным подчинённым для строжайшего исполнения».
Сердце радуется, читая такие приказы!
Среди волнений, среди подавлений бунтов, среди мировых кризисов глава правительства ясно и безотложно указывает о сохранении великих народных ценностей.
Безоговорочно, твёрдо, мужественно напоминается народу о хранении подлинных сокровищ. Там, где глава правительства имеет такие знаменательно звучные слова, там расцветут побеги культуры.
Именно для строжайшего исполнения должны принять указ должностные лица. В таких государственных решениях не может быть сокрытий, умолчаний, изворотов и отлагательств.
И средства найдутся, когда указано неотменно и неотложно. Люди знают, как находились средства в военные времена. Но ведь это тоже битва. Священная битва Света со тьмою.
Если бы собрать все указы глав правительств о сохранении культурных ценностей! Ведь получился бы очень поучительный сборник, отражающий внутреннее состояние государств. Там, где сам вождь государства не забывает об истинных ценностях, там можно ждать расцвета. Там, где совет министров, где национальное собрание возможно чаще обсуждает дела культурных преуспеяний, там можно ожидать мирное строительство. Там и многие другие проблемы разрешатся в более самобытном и неожиданно практичном виде. Говорю «в неожиданно практичном виде» для тех, кто всё ещё считает культурную часть жизни чем-то отвлечённым.
Если бы во всех концах мира раздались голоса власть имущих так же твёрдо и бесповоротно о значении и о сохранении всего истинно ценного! Ведь везде есть большее или меньшее преступление против мировых ценностей.
Под видом занятия политикою много где не берегутся самые лучшие путеводные вехи. «Не время!» «Мы заняты!» «Важные дела!» — точно бы высшие ценности Культуры не есть дело самоважнейшее!
Мы видели голодающих учителей (позор!). Видели грозящие разрушения, обветшалые храмы и памятники искусства (стыд!). Слышали грубые голоса против гуманизма и наук, с ним связанных (невежество!).
Но политико-экономы всё же настаивают на верности цифр, которые обычно кончаются выпуском новых осенних листьев — бесценных бумажек. Или людям преподнесут такую диалектику, что позабудется даже примитивная санитария.
Между тем обращение к незыблемым законам бытия даёт эпоху расцвета. Один приведённый выше приказ — уже как влага на иссохшую почву. Сколько осуждений смывается признанием высоких ценностей.
Нужно ли напомнить о чести? Очень и очень нужно. Нужно ли повторить о дружелюбии, о честности, о праведности? Как же не нужно, когда озверение и одичание всюду стучатся — ведь во всём мире!
И честь, и праведность, и дружелюбие окажутся вместе с красотою и сознанием — с духовными прозрениями. Не можем думать, что всё благополучно, когда несчастья глядят с каждого газетного листа.
Покрыть невзгоды можно только большим куполом. Из ларца Пандоры многое невозвратно разлетелось, но всё-таки на дне притаилась надежда.
«Мысли о дальних мирах как принимающий в них участие» — так говорил один из самых блестящих правителей-философов Марк Аврелий. Если и о дальних мирах справедливо предлагалось мыслить как о реальности, то насколько же ближе, проще, хозяйственнее уберечь великие наследия, оставленные нам людьми лучшими!..6 апреля 1935 г.