Не будьте недовольными, разве на самих себя. Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 5 |
Дорогие друзья! Мы снова рады и счастливы встретиться с вами — с самыми близкими по духу людьми. Только дух объединяет людей действительно — и теперь, и навсегда. Поэтому мы рады сообщить вам, что сегодня мы будем говорить о самом высоком, что может быть.
Сегодня 24 июня. По поводу 24 числа каждого месяца Елена Ивановна Рерих писала: «День Владыки М. нам Указан как 24 Марта. (...) Ввиду великого и сокровенного значения этого числа, мы особо отмечаем или празднуем 24-е число каждого месяца. Празднование это заключается в усиленном труде и в особо торжественном настроении...»1
24 июня отмечается праздник чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть». Поэтому сегодня мы хотим напомнить о предании, предшествовавшем названию этого памятного дня. Это предание помещено в книге «Чудотворные иконы Божией Матери в истории России», изданной Сретенским монастырём. В нём рассказывается о том, что один старец жил отшельником с учеником своим в келье на расстоянии полуверсты от святой горы Афон. Редко оставляли они своё уединение, и разве только по крайней необходимости.
Случилось так, что старец однажды, пожелав выслушать бдение под воскресенье в Афонском соборе, отлучился туда, а ученик его остался дома. Не слишком начитанный в Святом Писании юноша обращался к Богоматери с одним-единственным песнопением, выученным им. И в этот раз, оставшись в келье один, он с наступлением вечера и ночи немолчно пел перед иконой Небесной Царицы выученную им песнь: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».
Чем долее пел юный инок, тем отраднее, тем живее трепетало его сердце от чувств признательности к Славнейшей нашей Заступнице. Смиренный голос его звучно отзывался в убогих стенах кельи и, переливаясь из тона в тон и из звука в звук, непонятным для него самого образом проникал в небо и доносился до Богородицы, с материнской любовью взирающей на певцов Своих.
В то время, когда инок благоговейно воспевал Владычицу, внезапно пред ним явился прекрасный юноша. «Что ты делаешь?» — спросил он инока. «Воспеваю Честнейшую!» — простодушно ответил тот. «Спой ещё раз, я послушаю, как ты поёшь», — сказал явившийся. Скромный инок, не изменив ни чувств, ни голоса, запел с трогательным умилением заученную им песнь: «Честнейшую Херувим...». «Брат, ты не по-нашему поёшь, — заметил юноша, выслушав до конца пение инока. — У нас не так величают Божию Матерь». «Как же?» — спросил удивлённый инок. «А вот как, — проговорил тот и запел: — "Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего". А после этой песни мы уже припеваем и "Честнейшую..."» — прибавил прекрасный гость и замолчал.
«Прости Бога ради, — начал тогда инок, — я так научился от своего старца петь и до сей поры ещё не слыхал такой песни — "Достойно". Хорошо было бы, если б ты мне написал её, я бы её выучил». «Изволь, брат, дай бумагу и чернил: я тебе запишу для памяти песнь нашу», — сказал дивный юноша. Инок кинулся искать и не нашёл ни листа бумаги, ни капли чернил. С прискорбием возвестил он своему гостю, что, занимаясь молитвой и рукоделием, редко нуждаются они со старцем в бумаге и чернилах, потому и не имеют их в настоящее время.
«Что же я теперь буду делать, — расстроился инок. — Выучить бы крайне хотелось, но уж точно — без записи я её забуду». «Когда так, то не беспокойся, брат, — отвечал явившийся, — я тебе напишу для памяти эту песнь вот на этом камне, и ты, заучив её, сам так пой и скажи всем христианам, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Тут прекрасный юноша подошёл к близлежащей каменной плите и перстом начал писать на ней эту Богородичную песнь. Как воск умягчился камень под рукою таинственного посетителя; пишущий перст его глубоко врезался в камень, и слова чётко и ясно отпечатывались на нём. «Не забудь же сказать, чтоб отныне все так славословили Божию Матерь», — повторил ещё раз чудесный гость и как молния исчез.
Радостный трепет объял скромного инока при виде исписанного камня; он недоверчиво ощупал его несколько раз и, перечитывая, заучивал чудесные слова удивительного юноши.
К рассвету Божественная песнь уже торжественно звучала в устах отшельника. Он всю ночь провёл без сна в признательности Господу и Его Пречистой Матери; и старец, возвратясь из храма, застал его поющим чудное песнопение. Новизна этой песни поразила старца. «Где ты выучился петь так?» — спросил старец ученика своего, и тот рассказал ему случившееся и указал на чудный камень, исписанный рукою незнакомого посетителя. Долго стоял над камнем изумлённый старец; несколько раз перечитывал он Божественную песнь и, рассматривая письмена неземного перста, не постигал свершившегося чуда.
«Что же ты не спросил явившегося тебе юношу, кто он и как его имя?» — сказал наконец по долгом раздумье старец ученику своему. «Прости, отче, — отвечал он, — я и забыл про то. Помнится только, что он назвал себя Гавриилом». «Так ты и не понял, какой Гавриил был у тебя в келье?» — воскликнул старец с улыбкой и, став пред иконою Богоматери на том самом месте, где пел «Достойно есть» явившийся юноша, в слезах сердечного умиления и признательности запел славословие Божественной Матери. Ученик его присоединился к нему, и кто может выразить вполне их трепетные чувства в эти мгновения?
В тот же день старец явился к священнослужителю, рассказал обстоятельно про всё случившееся в его отсутствие с его учеником, представил даже и самый камень пред святогорскими старцами, которые едиными устами и единым сердцем прославили Господа и воспели новую песнь «Достойно» Великой Матери Его Деве Марии. Вслед за тем было сообщено святейшему патриарху и царю о чудесном явлении Святого Архангела Гавриила святогорскому иноку. В подтверждение истины был представлен и сам камень, чудесною рукою исписанный. С той поры в церквях начала звучать радостная песнь «Достойно», прославляющая Великую Матерь Господа.
Та икона Богоматери, пред которою Небесный Посланник воспел свою хвалебную песнь, была взята из кельи отцами Афонской горы и перенесена в соборный храм, где она и доселе видима в алтаре на высоком месте и всем приходящим и поклоняющимся ей с верою и любовью источает благодатные дары исцелений от душевных и телесных болезней. Вместо прежнего названия «Милостивая» она именуется теперь иконою «Достойно есть». Описанное дивное событие на святой Афонской горе вспоминается и празднуется ежегодно 24 июня.
Теперь нашим современным языком даны новые обращения к Матери Божией, которая именуется в Учении Живой Этики и на картинах Н.К.Рериха Матерью Мира.
«Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов.
Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. (...)
Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, Почитаемая умом каждого рождённого, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережён тот, кто поймёт этот Лик эволюции!»2
И в «Гранях Агни Йоги» — Записях, данных через Б.Н.Абрамова, о Матери Мира говорится: «Великая Идёт в волнах Света. (...) Кто Она? Матерь Мира. (...) Матерь Света. Матерь всего, что было, есть и будет. А мы Её дети, дети Матери Мира. Идёт время, когда Дни Её будут утверждаться на Земле... Её Лучами будут пронизаны сферы Земли, будут звучать и вибрировать на Её ноту. И дети Её будут являть Её Луч. Так Цепь Иерархии насытится Её Лучами, и они преобразят мир. Новая Земля и Новое Небо — Земля и Небо Матери Мира. Как ходит человек в лучах утра или вечера, так будет ходить... под Её Лучами. Меняются лучи утра и вечера, но неизменны Её. Войдёт в жизнь как Мощь Дающая и как реальная явная Сущность. Не отвлечённость — но жизнь. И если Чтим Её Мы, то будете чтить и вы. И если для Нас Она Благая и Вседающая, то Дары Её изольются и на вас. Но Утверждаем Её Мы, ибо Она Наша Матерь Мира, Матерь, Сокрывшая Лик. Кто приподнимет покрывало сокрывшее? Кто выдержит ослепительное, сверкающее сияние Света Сокрывшей Лик Свой? Дети Земли ещё не готовы предстать. Высокие Духи Падали ниц и седели, лицезря Её. Плоть не выдерживала. Но наступает Её Эпоха, и не доступное тогда заменяется ступенями неслыханных возможностей. Её Сфера широка как Мир, Мир за всеми пределами, потому и сметается мир личных пережитков и мир самости, дабы не помешал увидеть Огненное Величие Той, Которая Творит жизнь Света беспредельного. Эпоха Шамбалы, Эпоха Майтрейи, Эпоха Матери Мира! Готовиться надо к полному преображению жизни, к полному, сознательному, исчерпывающему удалению с лица Земли всех форм ветхого мира. Уйдут все, кто от старого мира. Уйдёт всё, что от прошлого. Новое, новое, новое всё во всём»3.
Наступает век обновления жизни.
24 июня 2001 г.
1 Письма с гор. Минск, 2000. Т. I. С. 237.
2 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 34.
3 Грани Агни Йоги. XIII. 18 А.