Утонченность духа определяется именно степенью его почитания высших ценностей. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1935 |
Этой безлунной бархатной ночью наш Грэн стоял наверху одной старинной башни. Башня была высокая — с неё был виден весь город с его окрестностями. Но Грэн не смотрел вниз на землю. Он не обращал внимания на ветер, который развевал его густые золотистые волосы и раздувал лёгкую светлую одежду. Его большие серые глаза были устремлены на звёзды. Сияющие небесные огни совсем не казались ему отражением земных фонарей, как учили своих детей жители этого города. Маленький Грэн откуда-то знал, что это — другие миры. Устремляясь изо всех сил к яркой звезде, н мог оказаться в её звёздном потоке из мельчайших светящихся искорок. Что с ним происходило дальше — никто не знает, потому что он улетал, окружённый звёздными искрами, очень быстро и очень далеко. Когда же маленький Грэн в первый раз так перенёсся в иной, звёздный мир? Сам он точно не смог бы сказать — ему казалось, что так было всегда.
Рассказывал ли Грэн о своих необычных путешествиях кому-то из земных знакомых? Конечно, но мало кто принял его рассказы всерьёз. Дети больше верили своим родителям, которые говорили им, что звёзды — это отражение городских огней от небесного свода. Да-да, именно так: ведь днём, когда светит солнце и люди не зажигают в домах и на улицах огни, — звёзд на небе нет. Значит, они — только отражение.
Грэн, как мы уже поняли, не был обычным ребёнком. Например, ночью он мог разговаривать с теми, кто спит. Вот и сегодня, этой звёздной ночью, он неожиданно оказался в совсем незнакомом доме на краю города. Как же это произошло? Стоя на старой башне, Грэн увидел, как между ним и каким-то отдалённым домом на окраине города вдруг образовался серебристый светящийся мост. «Если есть мост, то по нему можно пойти. Тот, кто его протянул сюда, наверное, ждёт меня», — подумал он и смело шагнул на серебрящуюся у его ног арку моста. Может быть, другой ребёнок или взрослый побоялся бы так поступить, но не Грэн. Для нас с вами уже не тайна, что он не был простым земным мальчиком. Разве обычные дети вместо того, чтобы крепко спать, летают к другим мирам? Грэн легко и быстро перебрался по мосту к окошку небольшого домика на окраине и прошёл сквозь оконное стекло. Пройти сквозь стекло — что может быть проще? Он это делал уже много раз, для него ни окна, ни стены не были препятствием. Он оказался в маленькой уютной комнате, где кто-то спал — ведь была уже поздняя ночь. Не забудем сказать о том, что сам маленький Грэн, бывало, тоже спал, но чаще всего это происходило в каких-то других местах, поближе к небу. Он, наверное, затруднился бы ответить, где это было и почему иногда какая-то сила влекла его из тех таинственных мест вниз, в этот город. Понимал ли Грэн, что он отличается от его обитателей? Наверное, да, однако, скорее всего, он об этом не задумывался.
Вернёмся в небольшую комнату, где спала маленькая девочка по имени Тайна. Такое у неё было необычное имя. Грэн откуда-то уже знал его. Он подошёл поближе к кроватке спящей Тайны, которой было на вид не больше шести лет, и спросил её:
— Здравствуй, Тайна. Ты звала меня?
Зачем, подумаете вы, будить по ночам маленьких детей, тем более если вы проникли в их дом сквозь оконное стекло? Но Грэн совсем не боялся, что Тайна проснётся и испугается, — он знал, что разговаривал не просто с маленькой девочкой, а с её настоящей душой. И если бы кто-то спросил Грэна, что это такое — настоящая душа, — наверное, сначала бы он задумался. Не так-то просто рассказать людям о том, что они не могут увидеть своими глазами. Но он-то знал, что настоящая душа человека — это то прекрасное, невидимое солнце, которое светит внутри него. Правда, это только для людей оно невидимо, а Грэн хорошо различал его в каждом.
Как вы заметили, многие вещи наш маленький Грэн знал безо всякой причины и объяснения. Например, он ещё знал, что, пока люди спят, их настоящие души могут по ночам бодрствовать и бывать в разных местах, а также что они гораздо добрее и мудрее своих хозяев. Всё это может показаться очень удивительным для нас, но не для Грэна. Как же ему было грустно и жалко, что люди, просыпаясь, очень редко помнили про свои настоящие души и их путешествия. Пробудившись ото сна, они становились совершенно обычными и скучными горожанами, которые считали, что звёзды — это отражение на небе городских фонарей. И в этих горожанах порою, как в клетках, горевали их самые настоящие души. Днём, когда на них никто не обращал внимания, души так редко могли выявить свою доброту и мудрость. Наверное, вы захотите узнать — почему? Да всё потому, что люди были заняты тысячами разных ненужных дел и мыслей и не давали возможности настоящим душам проявиться.
Но не все были такими. Некоторые маленькие дети оставались очень похожими на свои настоящие души даже днём. И это несмотря на то, что их родители изо всех сил старались приучить детей быть «как все». Поэтому Грэн был рад, что серебристый мост привёл его к шестилетней Тайне. Она села на своей кроватке, поправила волнистые каштановые волосы, спадающие на плечи, и доверчиво сказала:
— Ты, наверное, из того самого красивого мира, где все летают и где я могу бывать только во сне?
— Может быть, и так, — согласился Грэн, — я часто бываю там, где всё совсем по-другому — куда можно улететь только вместе со звёздными искрами. А сюда меня привёл серебристый мост. Мне показалось, что меня здесь ждут. Ты не знаешь, кто его построил? — в свою очередь спросил он.
— Мой мост? — обрадованно спросила Тайна, — так, значит, ты пришёл ко мне! — её огромные голубые глаза радостно засверкали.
Как вы уже могли догадаться, с Грэном сейчас говорила не просто шестилетняя Тайна, а её настоящая душа. Грэну было хорошо видно её золотистое сияние, которое освещало эту маленькую комнату. Тайна доверчиво рассказала необычному гостю о себе.
— Мне немного одиноко здесь. Я играю со своими подружками в куклы, хожу с отцом, матерью и братьями гулять в лес за город, но никто из них ничего не знает о звёздах! Я попросила мост соединить меня с тем, кто, так же как и я, верит, что звёзды — это не отражение уличных фонарей, а какие-то другие миры. Мне очень хотелось встретиться с тем, кто, так же как и я, верит, что мы рождаемся на Земле много раз — то есть рождаются не одни и те же люди, а их вечные настоящие души, — объяснила Тайна.
Разве смогла бы так говорить обычная маленькая девочка? Конечно, это была настоящая душа Тайны.
Он с сочувствием выслушал её и сказал:
— Люди, когда пробуждаются ото сна, сразу же забывают всё, что знают их настоящие души. А они знают очень много интересного!
— А я, когда проснусь, буду помнить, потому что дала себе слово, — сообщила ему Тайна.
— Конечно, будешь! — воскликнул Грэн. Ведь мало кто умеет строить такие красивые мосты!
— Я помню, — задумчиво начала Тайна, — что перед тем, как в этот раз спуститься сюда, в мир людей, и стать маленькой девочкой, мне очень хотелось рассказывать людям правду о жизни. Но как это сделать, пока не знаю. Жаль, но, когда я просыпаюсь, меня все принимают за шестилетнюю девочку и смеются над моими словами, называют фантазёркой и мечтательницей.
Был ли ещё в этом городе кто-то, кроме Тайны и Грэна, кто помнил или понимал, зачем он родился на Земле? Кто знал, что в другом, Надземном мире, откуда настоящие души и пускаются в земной путь, в том справедливом мире есть вечный Закон, о котором, наверное, вам будет интересно узнать.
На земле законы придумывают люди. Согласитесь, вряд ли можно сказать, что все людские законы справедливы. Иначе жители нашей планеты были бы счастливы. Но в том мире, откуда приходят настоящие души, Законы всегда справедливы. Почему так? — спросите вы, — да потому что Законы в Надземном мире никто не придумывает, они существуют от начала времён. Для того чтобы получше разобраться, эти Законы можно было бы назвать такими словами — Справедливость, Любовь, Добро. Наверное, вы догадываетесь, что эти слова во всех мирах означают всё самое лучшее.
Так вот, вернёмся к тому, что хорошо знали Грэн и настоящая душа Тайны: каждый, кто должен снова идти на Землю из Надземного мира, берёт на себя какое-то поручение. Например, принести миру важное изобретение, написать интересную и полезную книгу, или построить прекрасный дворец, или очистить от загрязнения реку. А может быть, просто стать добрее, чем в своей прошлой жизни на Земле. Эти поручения могут быть какими угодно, но главное — они должны нести миру какую-то пользу. Иначе зачем нужна жизнь, если от тебя нет никакой пользы? По крайней мере, именно так думают настоящие души там, в Надземном мире. Некоторые люди всё-таки догадываются об этих взятых на себя поручениях и говорят: у каждого человека есть своё предназначение. Но почему-то очень трудно найти того, кто вспоминал бы его, оказавшись на Земле. Это большое счастье, когда среди земных трудов кто-то находит своё предназначение. Но случается это счастье так редко!
— Почему так, Грэн? Почему люди не помнят самого главного? Того, что они хотели сделать на Земле?
Грэн пожал плечами. Он чувствовал, что пока не знает, как об этом рассказать Тайне. Раньше ему здесь не задавали такие вопросы. И тут ему на ум пришла интересная мысль:
— Давай узнаем, кто из жителей нашего города делает в жизни то, что обещал себе в Надземном мире! То есть выполняет самое главное в жизни — своё предназначение!
— Давай! — сразу же согласилась Тайна, — я буду строить серебряные мостики к разным домам, а ты — будить настоящие души людей, чтобы мы смогли с ними поговорить, — в свою очередь предложила она.
И они двинулись в путь по серебряному мосту. Внизу, поблёскивая редкими фонарями, укутанный сном, спал город. Это было необычное зрелище: Грэн и Тайна, освещённые мягким сиянием, легко ступая по мосту, с высоты смотрели на ночной город. А кто же мог видеть их самих? — поинтересуетесь вы. Может быть, кто-то и видел, но горожане в это время мирно спали.
Так уж получилось, что первую же попавшуюся им настоящую душу нашим любознательным героям пришлось буквально расталкивать ото сна. Она глубоко спала вместе со своим хозяином.
— О Господи, благодарю тебя, кажется, мне наконец-то удалось проснуться здесь, на Земле, — такими были первые слова души директрисы самой богатой городской школы.
— Помнишь ли ты, какую задачу принесла с собой из Надземного мира для выполнения здесь, на Земле? — спросил её Грэн.
Душа директрисы вместо ответа вдруг начала горько плакать.
Тайна шепнула Грэну:
— Этой осенью мне уже следует идти учиться, но меня ни за что не возьмут в её школу, ведь для этого нужно много-много денег.
Душа директрисы, немного успокоившись, с состраданием взглянула на Тайну и сказала:
— Да-да, даже и не пытайся, тебе не попасть туда. Ведь главная цель той, в чьём теле я нахожусь, — это собрать как можно больше денег с родителей учеников. Как можно больше, — повторила она со слезами на глазах.
— Так каким же было твоё земное предназначение? — повторил свой вопрос Грэн.
Слёзы опять градом потекли из её глаз.
— Построить самую лучшую в городе школу и бесплатно учить в ней бедных детей, — в тоске промолвила душа. — Я мечтаю об этом до сих пор, но директриса даже не догадывается о моём существовании...
Серебряный мостик приводил Грэна и Тайну к разным горожанам. Их души в основном тосковали, забытые своими хозяевами, которые были заняты житейскими заботами и разными, на их взгляд очень важными, делами.
Оказалось, что начальник городской тюрьмы, идя в этот мир пятьдесят лет назад, хотел посвятить себя тому, чтобы проповедовать людям добро и братскую любовь и постараться сделать так, чтобы в городе не было ни одного преступника.
А хозяин городских кулинарий, оказывается, брал на себя миссию создать городской оркестр и учить всех детей музыке.
Наверное, вам будет интересно узнать, что самый главный городской богатей обещал ещё там, в Надземном Мире, заработать в земной жизни много денег. Но зачем? Затем, чтобы сделать город красивее: построить музей и театр, украсить все площади скульптурами, устроить парки и фонтаны, посадить как можно больше цветов и деревьев. Какое замечательное он выбрал себе предназначение — украсить свой город! И что на самом деле? Богатей построил завод, трубы которого закоптили небо над городом, построил себе дорогой огромный дом, обнёс его высоким забором. Ему всё время казалось, что у него мало денег. Вот будет когда-нибудь их побольше, тогда, может быть, он что-то и пожертвует городу. Но это когда-нибудь потом. Подобные мысли иногда приходили в его голову.
Таких грустных историй было хоть отбавляй. И лишь немногие горожане жили в гармонии со своими настоящими душами.
Наконец Тайна и Грэн пришли по серебряному мостику в жилище человека, который не спал этой поздней ночью. Увидев их у себя в доме, он даже не удивился. Грэн сразу же заметил, что сквозь его одежду просвечивает спокойный и красивый свет его настоящей души. Значит, она не спит, обрадовался Грэн. Днём человек работал учителем в школе для бедняков, а по вечерам занимался своим любимым делом — писал трактат о будущей счастливой жизни в городе. Он мечтал поскорее закончить свой труд, чтобы дети из бедняцкой школы смогли начать читать его. Даже самые маленькие. Он верил, что это постепенно изменит детей, а когда они вырастут, то смогут изменить к лучшему и жизнь в городе. Ведь бедняков-то гораздо больше, чем богачей.
— Мне осталось совсем немного. Здесь всё написано простым языком, — пояснил он, показывая на стопку рукописных листов на столе.
У Тайны загорелся взгляд:
— Как я хочу поскорее научиться читать, чтобы прочесть всё это!
Учитель ласково посмотрел на неё.
— Скоро ты станешь моей любимой ученицей, — и добавил — знание должно преобразить нашу жизнь.
— Вы не знаете, скоро ли все люди вспомнят, зачем они родились в этом мире? Скоро ли они смогут вспоминать своё предназначение? — спросила Тайна учителя.
Его ответ был таким:
— Я верю, что даже если кто-то не знает своего предназначения — это ещё не беда. Можно начать с самого простого — делать добро, и оно приведёт человека на его путь.
— Так просто! — воскликнула Тайна.
— Да, только для этого нужно поменьше думать о себе и побольше заботиться о других, — объяснил учитель.
— Этому учат в Вашей школе? — спросила Тайна.
— Давай договоримся, что когда ты придёшь на первый урок в нашу школу, то дашь мне знать, что уже кое-что слышала о предназначении, — предложил учитель Тайне. — Я вижу, что твоя душа не спит, в отличие от многих других. Только, пожалуйста, крепко запомни эту нашу встречу.
Тайна, прощаясь с учителем, серьёзно пообещала всё помнить.
— У меня тоже есть предназначение, — обратился Грэн к ним обоим, — я спускаюсь на Землю для того, чтобы люди узнавали о своих настоящих душах, чтобы невидимое солнце внутри них ярко светило! И теперь я больше знаю, что для этого должен делать там, в своих краях, — Грэн показал рукой на небо, где ярко горели звёзды. Они переливались разными цветами, сияли и казались очень близкими и живыми. Все трое — Тайна, учитель и Грэн — знали, что эти удивительные сияющие звёзды никогда не были отражением городских фонарей.