Принимай участие во всем сущем. Оно для тебя, и ты для него. Надземное, 310 |
Л.Р. Цесюлевич в мастерской у своей картины
Л.Р. ЦЕСЮЛЕВИЧ, заслуженный художник России
Из беседы с сотрудниками СибРО (октябрь 2014 г., Барнаул).
О Рерихах было Сказано: «Четыре стража, несите, храните...» Елена Ивановна, Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич — четыре стража. Святослав Николаевич — один из них, самый молодой; и он дольше всех прожил.
Однажды Елена Ивановна спросила Учителя, что же будет с сыновьями, когда она и Николай Константинович уйдут. Было Сказано: «Будут охранены тем же Лучом». Тем же мощным Лучом, который был с ними. И он этот Луч нёс. Я встречался с ним много раз, общался, беседовал, и этот Луч я чувствовал.
И когда я стал думать, как же подать образ этого человека, с которым я встречался, мне представилось, что вся его жизнь, вся его духовная деятельность, всё, что он нёс людям, выражается двумя словами — «Воззри, человечество!» У него даже есть такая картина. Он очень много знал, у него такие выдающиеся родители! Он встречался и с самыми Великими на Земле.
Святослав Николаевич имел много профессий: он и биолог, и врач, и орнитолог, и ботаник, он же и художник, и архитектор. При этом он больше всех понимал, перед чем стоит человечество в этот исторический момент. Поэтому я решил, что в фоне надо дать элементы с его картин: «Воззри, человечество!» (Ангел Последний), «Ты не должен видеть этого пламени» (женщина в мольбе, мать, наклонившаяся над ребёнком), «Христос». Воззри, человечество, на страшную угрозу, нависшую над миром. И, с другой стороны, воззри на красоту и величие духа — на Христа. И третье — воззри на Красоту как таковую.
Святослав Николаевич очень много говорил о Красоте, он любил говорить о красивых образах, любил повторять Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни, от красивой жизни — к абсолютной красоте». А абсолютная Красота, как мы знаем по трудам Н.К. Рериха, живёт в Высшем Мире и может привести к Божественному. И всё это вмещается в двух словах: Воззри, человечество! — увидь, как прекрасна жизнь и как её надо беречь.
Л.Р. Цесюлевич. СВЯТОСЛАВ РЕРИХ. 2013 – 2014 |
Название картины — «Святослав Рерих» — выражает всё. Каков сюжет? — Художник в своей мастерской, на фоне картин. У него большая, светлая мастерская. Он работает над образом Христа — «Возлюби ближнего, как самого себя». К нему пришли люди, пришёл я, — он оглянулся и в естественном жесте поднял руку...
Как родилось это изображение, этот жест, этот взгляд, это его обращение ко мне? Можно сказать — автобиографически. В 1974 году в Москве открывались выставки — его и Н.К. Рериха. Я пришёл в Третьяковскую галерею раньше открытия и, увидев, что смотрителей нет, прошёл в залы. Какие мощные, потрясающие картины Святослава Николаевича! Останавливаюсь, рассматриваю. Тут я оглянулся и вижу — появился Святослав Николаевич. Как всегда, очень представительный, стройный, элегантный. Рядом с ним Девика, какие-то высокопоставленные чиновники. Я издали поздоровался и продолжаю смотреть. И вдруг чувствую, что кто-то сзади обнимает меня за плечи, очень по-доброму, с любовью. Оглядываюсь — Святослав Николаевич! Он говорит мне: «Спасибо вам за всё, что вы делаете» (я в это время писал много статей о Н.К. Рерихе, выступал на конференциях). Потом берёт за руку: «Пойдёмте, я покажу вам свои картины», — и ведёт по залу. У триптиха «Распятое человечество» говорит: «Это человечество, которое зашло в тупик, идёт борьба, это воины, это ангелы опрокидывают чаши кармического возмездия. Там люди борются между собой (на левой части триптиха), идёт бессмысленная, бесконечная борьба. Но наверху — медальон (он сказал именно "медальон"), и в нём — те, кто смогли духом подняться над этой борьбой, освободиться».
У громадного холста «Воззри, человечество!» он говорит: «Человечество когда-то погибло от воды, в Атлантиде, но сейчас может погибнуть от огня». И показывает на Ангела Последнего. И то, как он показывал, — этот эпизод, его поза остались у меня в памяти. Отсюда и родилась композиция его фигуры на портрете.
Мне хотелось изобразить его так, чтобы он был в своей истинной сути. На картине он очень по-доброму, с любовью, с улыбкой смотрит на людей. И тогда он с такой же улыбкой смотрел на меня. А в руке — кисть. Почему я изобразил его с кистью и палитрой, за работой? Конечно, он писал отличные книги, выступал на конференциях, общался с людьми, но наибольший контакт с людьми, с человечеством у него шёл через картины, через выставки. Поверх всех своих профессий и талантов он выступал как живописец, как очень яркий, талантливый новатор. Наше отечественное искусствоведение до сих пор не может оценить С.Н. Рериха. Но его оценят потом. Человечество начинает понимать творца как минимум через сто лет после его ухода.
В произведении искусства всё имеет многозначительные оттенки. В картине Святослав Николаевич не просто держит кисть. Если убрать кисть из его руки и посмотреть на руку Христа — мы увидим, что они почти одинаковы. Рука поднята для «Воззри!», она благословляет на правильный путь, и не только благословляет, но и указывает на опасность. Этот жест на Востоке также означает — «подходи, не бойся!» Значит, Святослав Рерих зовёт к себе и за собой.
Я тяготею не просто к изображению человека как такового, а к жанру портрета-картины, когда портретируемый находится в действии. Отдельно надо сказать о фоне картины — у меня ушло на него гораздо больше времени, чем на то, чтобы изобразить фигуру, лицо. Казалось бы, главное — фигура. Несомненно, главное — человек как личность. Фон должен быть в глубине, он не должен довлеть. Он должен говорить о человеке, о его внутреннем мире и тем не менее быть нейтральным. При первом взгляде на картину мы должны видеть прежде всего Святослава Николаевича и только потом то, что изображено в фоне. Однако фон писать сложнее всего. Раскрыть в фоне духовный мир портретируемого, посадить фон в глубину — это очень трудная живописная задача, требующая большого мастерства. Классический фон — обычно более нейтральный; цвет собран в фигуре: яркая одежда, яркое лицо, ещё какие-то детали — на переднем плане, а дальний план обязательно темней. У меня же самый яркий цвет и контраст — в фоне, синий и красный, горящие цвета. Они в фоне, но они должны быть в глубине. Всё это потребовало очень больших поисков в течение двух лет.
Святослав Николаевич внёс в нашу жизнь очень много. После того как ушли его родители и старший брат, Юрий Николаевич, он понял, что остаётся главным представителем Семьи, и он нёс эту очень ответственную, очень трудную ношу. Он часто приезжал в Россию, но встречал очень сильное противодействие всему, что он делал для сохранения и закрепления великого наследия своих родителей здесь, на Родине. Он знал, что это его миссия, и делал это, отдавая все силы. И в том, что мы сейчас имеем, есть очень большой вклад Святослава Николаевича Рериха. Это была очень глубокая личность, человек громадной культуры, громадных знаний. Главное в нём — Красота духовного мира.
Фото: Л.Р. Цесюлевич в мастерской у своей картины