Мысли на каждый день

Не сосредоточенность, не приказ воли, но любовь к Иерархии рождает непосредственное Общение.

Мир Огненный, ч.2, 296

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«ЕСТЬ НАДЕЖДА У ЗЕМЛИ — РОССИЯ...»

Автор: Ольховая Ольга  



Теги статьи:  Россия

О.А. Ольховая, исполнительный директор Сибирского Рериховского Общества


Если соберём волю каждого в одну волю — выстоим! Если соберём совесть каждого в одну совесть — выстоим! Если соберём любовь к России каждого в одну любовь — выстоим!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Утверждение Н.К. Рериха «Россия — страна великого будущего» определило девиз IX Международных Рериховских чтений, которые мы посвящаем 700-летию Преподобного Сергия Радонежского — великого Святого, без которого Россия не состоялась бы как государство. Его волей и непредставимой мощью наша страна стоит и сейчас.

В докладе от имени Сибирского Рериховского Общества мы будем говорить о России, которой суждено, аккумулировав все её здоровые, прогрессивные силы, не только самой выйти «на простор Космического Братства», но, как локомотиву, повести за собой по предначертанному эволюционному пути остальные народы Земли. Коснёмся и главного — при каких условиях это суждённое будущее сможет осуществиться. Впереди предстоит быть очень многому, а пока мы вслед за Андреем Вознесенским можем повторить, обращаясь к Родине:

Все боли твои меня болью пронзили.
Россия, я твой капиллярный сосудик,
Мне больно, когда тебе больно, Россия.

Удивительна и неповторима история нашей страны. Даже краткий экскурс в начало Руси покажет, насколько особенным было уже само её становление. В стране, где основой государствообразования был русский этнос, естественным образом сложилась уникальная форма общности людей различных национальностей под единым названием «русские».

«Несомненно, в разные периоды истории немало тяжкого было уявлено всеми народами, без исключения. Но если честно просмотреть и сравнить более или менее правдивую историю всех больших стран, то мы увидим, сколь мало захватной политики было проявлено русским народом, — писала Е.И. Рерих. — Русская Держава росла и ширилась часто самыми неожиданными путями и даже добровольными присоединениями к ней целых народностей. Сами поработители её приобщались к ней уже не на правах победителей, но подданных»1.

В России исторически сложилась своя шкала ценностей. Выдающийся представитель русской религиозной философии Николай Онуфриевич Лосский, исследуя характер русского народа, подчёркивает его преобладающую черту, составляющую суть русского человека, — доброту, которую иностранцы отмечали прежде всего.

Вспомним в связи с этим слова святителя Александра Сербского, который утверждал: «Только сильный решается делать добро». Об этом же писал и Н.К. Рерих: «Русский народ отдавал, почти дарил огромные свои области, но и эти душевные жесты бывали забыты, и, может быть, умышленно забыты. Одни — по зависти, другие — по невежеству, третьи — по какому-то неизречённому атавизму не проявляли душевности к русскому народу»2.

О феномене России, о её роли в мировой истории задумывались известные философы и мыслители.

Размышляя о смысле существования России, Владимир Соловьёв приводил примеры мудрых актов национального самоотречения, когда для правления были призваны скандинавские князья; когда Пётр Великий, «проникнутый просвещённым патриотизмом, видящим истинные потребности своего народа... не останавливается ни перед чем, чтобы внести, хотя бы насильственно, в Россию ту цивилизацию, которую она презирала, но которая была ей необходима...»3

Иван Ильин писал: «Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность и её во всей вселенской истории неповторимое своеобразие... (...) Быть русским значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и её строители»4.

Добавим к этому слова Учителя, записанные Б.Н. Абрамовым: «Величие русских гениев было не только в их гениальности, но и в сознательном или бессознательном выполнении воли Его (Владыки Сергия. — Авт.), направленной ко благу лучшей страны. Эта скрытая сторона истории России остаётся непостижимой для историков, но она значительно более исторична, чем все зафиксированные великие деяния героев русских. Мужество, доблесть, самоотверженность, великая любовь к родине делали этих героев способными воспринимать незримое руководство... Идеи приходили. Кто посылал их? Кто знал их источник? Но они воспринимались лучшими из лучших представителей народа, имевших в своих прошлых накоплениях ряд приближений к Иерархии, и проводились в жизнь. Если изучить историю под этим углом зрения, то многое в удивительных победах станет ясным. Враги также не дремали и старались свести на нет светлые достижения, но, как всегда, терпели поражение»5.

Там, где грозны громы, — там Россия,
И Россия там, где тишина.
Всё в тебе — и праведность, и сила,
Ты — Святого Сергия страна
6.

Неоспоримо, что все социальные потрясения ХХ столетия, эпицентром которых была Россия, — революции, Великая Отечественная война, распад СССР — имели общемировое измерение.

Мы знаем, что Великие Учителя (на Востоке их называют Махатмами) смотрели на революцию 1917 года в России как на историческую неизбежность. В Их послании Советскому правительству, переданном Рерихами в 1926 году, есть такие строки: «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. (...) Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! (...) ...Посылаем вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии!»7

К сожалению, это предложение о помощи не было принято правительством страны, и в результате через какие тягчайшие испытания пришлось пройти нашему народу! Но даже при всех горестных событиях, каких могло бы не быть, как всколыхнулись народные массы — тот самый Иван Стотысячный, который являет суть и надежду России.

«Чудесной статьёй» называет Е.И. Рерих публикацию П.Н. Савицкого «Поворот к Востоку», цитируя своим корреспондентам её фрагменты: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины, за всех и для всех. Россия — в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего...»8

Где и какой народ мог так устремиться в будущее, горячо откликнувшись в подавляющей массе своей на идеи всемирного братства, единения всех трудящихся и многие другие! И это тоже не случайно — общинность в крови у русского народа. Радость строительства общества справедливости и добра окрыляла людей. Ещё не окрепнув, мы готовы были помогать целому миру: «Мы пойдём к нашим страждущим братьям, Мы к голодному люду пойдём...» — так пели в те годы («Рабочая Марсельеза»).

Революция в России повлияла на Европу, она разбудила и Восток. Скольких людей на планете всколыхнуло устремление к лучшему будущему, ко благу всех народов Земли, пронзившее пространство мира светлыми созидательными энергиями! Можно ли назвать количество тех, для кого эти идеи стали основой жизненной позиции. К сроку носители этого опыта вновь придут на наш план бытия и не только осознают, но и всем сердцем откликнутся на призывы, которые посылаются землянам Силами Света. И основной из них — это призыв к мирному сотрудничеству всех народов Земли.

Далее — Великая Отечественная война. Подвиг, жертвенность и героизм советских людей, решающий вклад Ивана Стотысячного в Великую Победу над Злом, угрожавшим всему миру, — это факт, не подлежащий сомнению. Народ, достойно прошедший через немыслимые испытания, — подлинно великий, ему не в чем оправдываться. «Ядовитые судьи уйдут, а Иван Стотысячный останется, не ему ли завещана Новая Страна?»9 — писала Е.И. Рерих в 1947 году. Новой Страной Рерихи называли Россию Будущего, которой суждено стать оплотом Нового Мира.

Почти семь десятилетий прошло после окончания войны, но «ядовитые судьи» продолжают свирепствовать, отравляя многие незрелые души. Переписывается история, находятся «доказательства» в пользу самых невероятных измышлений. Недаром появилось выражение, что Россия — страна с непредсказуемым прошлым. Некоторые нынешние учебники истории могли бы конкурировать с пьесами, написанными для театра абсурда. Это реалии сегодняшнего дня.

Следующий поворот нашей истории, последствия которого мы ощущаем до настоящего времени, это распад Советского Союза. Буквально за несколько дней до всесоюзного референдума 17 марта 1991 года Святославу Николаевичу Рериху в Бангалоре был задан вопрос, как он оценивает происходящее на Родине. Ответ был следующим: «Распад Советского Союза — это не то, что нужно, но чрезмерно отчаиваться не станем, так как истинный союз останется всё равно»10.

Не прошло и четверти века, как братоубийственная война сопровождает спор, который, с одной стороны, можно считать новым разделением, но с другой — мы являемся свидетелями того, как ценою гибели невинных, ценою крови утверждается истинный союз братских народов поверх искусственно созданных границ. Мы говорим о событиях, развязанных силами тьмы на Украине. Однако весь мир понимает, что мишенью является, безусловно, Россия. К славянским народам бывшего Советского Союза обращается наш современник:

Всё повторяю фразу, как молюсь,
Клоня от горя голову усталую:
Безумцы, не растаскивайте Русь
Великую, и Белую, и Малую
11.

Говоря о неблагополучии в мире, Н.К. Рерих писал: «Кто-то острым ногтем или когтем проводит по карте новые границы, точно бы по безлюдным пространствам. Но души-то, души-то человеческие тоже рассекаются этим ногтем, и презирается цена души человеческой»12. Эти слова — будто образное описание нашего времени.

По всей планете распространены очаги тёмного влияния и разрушения. Методы тьмы хорошо видны. Невзирая на географию их приложения, цель их одна — пресекать любые эволюционные процессы. И происходящее на планете способно повергнуть в отчаяние многих.

Мы, изучающие наследие Рерихов, уверены, что в настоящее время уже зримо идёт и набирает силу указанный в Учении Живой Этики процесс переустройства мира. Всё резче обозначаются два полюса. Наступил момент решающего выбора, который должны сделать и страны, и каждый человек в отдельности.

Но мир никогда не оставался без Высшей Помощи. Эта Помощь прежде всего заключается в передаче людям истинных Знаний. И ко времени, когда происходит смена эпох и рас, от Великих Учителей, Держателей планеты, человечество получило доктрину борьбы за Свет — Учение Живой Этики, которое, по выражению академика А.Л. Яншина, является «мировой этической системой». В нём сказано: «...если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы доли того страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества. Потому всякое расширение сознания есть сотрудничество с эволюцией. Всякое явление, преграждающее расширение сознания, против эволюции; потому действия врагов преступны и карма их ужасна. Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества»13.

Именно России дана возможность принять, ассимилировать и распространить мировоззрение Новой Эпохи. В Записях Е.И. Рерих есть слова Учителя, давшего Живую Этику, они объясняют этот выбор: «Укажу, почему обратился Я к России. Надо знать, что превосходство Азии является космическим течением, но надо было избрать средство показать мощь новую. Проверим характер русский, и придём к очевидности, что лишь буйная голова русская не закружится от блеска горняго. Суеверие финское и лень тюркская не затупили клинок духа. Под соломой крыши светит смекалка руки непреклонной. Кому же иному можно дать плуг нового мира? (...) Кто же, кроме Моей России, может сказать: "Чтобы рос мир, пусть меня не будет". (...) Может быть, кто-нибудь в течение жизни Земли назовёт подвиг подобный? — нигде не помню»14.

Новое мировоззрение заключается в первую очередь в принятии человеческим сообществом космических законов, которые объективно существуют и существовали всегда, невзирая на отношение людей к ним. Назовём три основных — закон реинкарнации, закон кармы и закон свободной воли.

«...Ни одно Учение не входило в жизнь без жестокого противодействия, так должно быть и с книгами Живой Этики», — напоминала своим корреспондентам Е.И. Рерих15.

Из истории известно, что в XIV – XVI веках борьба между правящим невежеством и подвижниками науки заканчивалась кострами инквизиции, на которых вместе с книгами сжигались и их авторы. В сравнении со средневековьем судьи ХХ века были гуманнее к последователям Учения Живой Этики. В конце сороковых годов рериховцы Прибалтики расплачивались за свои убеждения свободой: в 1948 году около 30 членов Латвийского Рериховского Общества были осуждены на сроки от 10 до 25 лет. В 1949-м в лагеря попали 18 рериховцев Литвы. Позднее сроки им были сокращены. Более трагично сложилась судьба членов творческой группы художников-космистов «Амаравелла», получивших от Н.К. Рериха напутствие и название для своего содружества. В 1930 – 1940-е годы их методически преследовали, вплоть до физического уничтожения. К счастью, эти времена остались позади.

Руководитель Сибирского Рериховского Общества Наталия Дмитриевна Спирина говорила: «Для несения учения Христа в мир понадобилось двенадцать человек. Теперь таких носителей нового Учения гораздо больше. Конечно, они не могут сравниться с теми двенадцатью великими апостолами древности, но ведь и малые зёрна света могут дать большие всходы, когда приблизятся сроки их произрастания. Сроки решают всё. В них включены все условия земли и неба, лучи, токи и энергии, исходящие ко времени из глубин Вселенной»16.

Для нас Учение — единственный критерий, в свете положений которого мы рассматриваем все происходящие явления, а также и дальнейшие перспективы эволюции Земли.

О настоящем времени Учитель говорит: «...делите мир не по северу и по югу, не по западу и востоку, но всюду различайте старый мир от нового. Старый мир ютится во всех частях света, также новый мир нарождается всюду вне границ и условий. Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках»17.

О будущем сказано следующее: «Воля народов решит судьбу человечества. Только они могут надеть намордник на хищников. Время захватов прошло. Основа Нового Мира — сотрудничество всех во всём»18.

«...Говорим и Утверждаем вопреки очевидности плотной, что поток эволюции не остановить никакими мерами, никакими усилиями старого, уходящего мира»19.

Человечеству придётся пересмотреть свои взгляды на науку, религию, заново осмыслить и понятие Культуры.

О науке. «Сколько апостолов ложной науки! — говорят Учителя. — Мир утопает во лжи, суевериях и заблуждениях. И так мало тех, кто действительно знает»20.

«Сказано, что Новый Мир придёт через науку. Но через какую науку? (...) Через науку, стремящуюся познать путём лабораторным тонкие энергии человека и Космоса...» Невозможно представить себе эти исследования «без нравственных устоев, и таким образом будут стираться границы между наукой и религией, опытным знанием и этикой»21.

Е.И. Рерих писала: «Перед каждым народом встаёт новое испытание на пригодность его к принятию Новой Эры, основанной не на ненависти и отрицании, но на Содружестве народов, на кооперации и равноправии женщин и на изучении тончайших энергий, энергии психической, ибо великие открытия будут сопутствовать принятию этой энергии. Мир возродится на принятии психической энергии»22.

О религии. Пожалуй, самое сложное из того, что предстоит сделать человечеству, — это изменить отношение к религиям, поняв, что их основы едины, как лучи одного солнца истины. Не было более жестоких войн, чем войны религиозные, их отголоски звучат и ныне в разных местах планеты.

«...Слово "религия", — пишет Е.И. Рерих, — заключает в себе понятие величайшего значения, но сейчас значение это человечеством утрачено. Именно, это есть связь человека с Высшим Миром, или Высшим Началом. Но эту великую и единую связь каждый пытается присвоить в исключительное владение... Так, из единой связи-религии мы получили множество друг друга исключающих псевдо-, лжерелигий»23.

Говоря о печальной судьбе Индии, брамины которой изгнали буддизм, а также о карме еврейского народа, допустившего убийство Христа и преследование Его учеников, она указывала: «Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. Наступил черёд христианскому миру сделать выбор своей кармы»24. Это прямо относится к нашей стране, народ которой в подавляющем большинстве исповедует христианство.

О культуре. Мир должен понять, на чём можно объединиться. Впервые из уст нашего великого со­отечественника Н.К. Рериха прозвучал призыв ко всем народам земли строить мир на единственно возможном фундаменте — прочном фундаменте Культуры, то есть на почитании высшего во всём проявленном мире, во всём, что создано человеческим гением за время его существования, вне границ и любых делений.

В Учении сказано: «Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чём заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре»25. «Наш Приказ — не упускать каждый случай, чтобы напомнить о Культуре»26.

Н.Д. Спирина говорила: «Любое понятие, даже самое высокое, если остаётся в сфере теоретической, — не жизненно. Или после теории последует практика, или теория отмирает за неприменённостью. Если мы не осознаем культуру в применении к жизни и человека как её выявление, то слово "культура" станет пустым звуком. (...)

Подходя в этом аспекте к Учению Живой Этики, мы начинаем понимать, что оно формирует человека как носителя культуры. Призыв к совершенствованию есть призыв к реализации культуры в каждом из нас»27.

То, что основной стратегический запас России — это её народ и, пока жив его дух, Россию одолеть невозможно, понимают все. И натиск в этом направлении идёт колоссальный — мы живём во времена последней страшной битвы за души людей.

Ещё в 1930-е годы Е.И. Рерих писала: «Я испытываю мучительный стыд, видя преклонение перед каждым иностранцем со стороны некоторых соотечественников. Русский народ — народ талантливейший и не беден он великими Светочами во всех областях жизни, появлявшимися среди него, несмотря на все тяжкие условия, в которых приходилось пробиваться каждому русскому незаурядному дарованию. Я люблю мою страну и никогда не забываю, что поверх всех Россий есть одна великая Россия будущего...»28 «Равновесие в мире возможно лишь при сильной России»29.

В чём заключается эта сила? Какая Россия сможет установить необходимое равновесие? Только Россия, принявшая мировоззрение Новой Эпохи, Россия просветлённая и преображённая подлинным Знанием.

На приглашение Сибирского Рериховского Общества принять участие в конференции в честь Воеводы и Строителя Земли Русской откликнулись люди разных духовных традиций, и все мы являем собой сообщество людей доброй воли, которым дороги и близки идеи мира и созидания. Какая колоссальная работа предстоит всем нам!

На форуме, проходящем в столь знаменательный год, считаем необходимым подчеркнуть вопрос нашей ответственности за будущее России, которой предначертано стать ведущей в эволюционном развитии планеты.

Строительство Нового мира начинается со строительства нового Человека. Именно новая ступень сознания, завоёванная в тяжких преодолениях ветхого человека в себе, будет той платформой, на которой утвердится Новая Россия.

«Помогите строить Мою Страну!» — призывает нас Учитель. «...Мы не часто получаем сотрудничество, но оно ценно, ибо Земля требует чрезвычайных устремлений руками и ногами человеческими»30. «Вера без дел мертва есть», — говорится в послании Апостола Иакова.

Нередко мы рассуждаем о небесном воинстве Света, обращаемся к нему за помощью, благодарим за заступничество. Это правильно, и это привычно, но это несопоставимо с тем, чтобы сознательно отважиться разделить и труд, и ответственность наших Старших за Землю в той мере, в которой мы можем Им помочь своим участием. И если мы решились на это, как решился в ХV веке Фома Кемпийский, написавший свой знаменитый труд «Подражание Христу», то суммарно — каждый в своей мере на своём месте — на поприще науки, просвещения, искусства, производства, в любом другом виде созидательной деятельности — мы представляем немалую силу против тьмы во всех её зримых и незримых проявлениях. Значит, нам надлежит не только утвердить новое мировоззрение, но на его основе строить новый порядок во всех сферах жизни и тем помочь утверждению суждённого Нового Мира.

«Новый мир — это мы с вами, какими нам предстоит стать. Он не свалится с неба...» — говорила Н.Д. Спирина. Она же и написала:

Ты можешь ждать. Ведь Новый Мир придёт
И без тебя, в положенный черёд.
Но путь иной избрав, помочь приходу Дня
И сделаться сотрудником Огня,
Не гостем, но творцом, создателем Миров,
Ты можешь, если ты забыть себя готов
31.

Веком сотрудничества народов, веком процветания земного человечества и веком преображения лика Земли должен стать ХХI век. Так предрекают Учителя.

Ничто не помешает Великому Плану Света. «Истинно, Знамя Преподобного поднято над страною»32.


1 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 230 (14.05.1945).

2 Рерих Н.К. Душевность // Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 166.

3 Соловьёв В.С. Русская идея. М., 1911. С. 14.

4 Ильин И.А. Почему мы верим в Россию.

5 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 172 – 173.

6 Деменко Т. Новая Страна // Огни трудов – 2013. Новосибирск, 2013. С. 12.

7 Международная жизнь. 1965, № 1. С. 105.

8 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 216 (17.06.1931).

9 Там же. Т. 7. С. 400 (14.04.1947).

10 Записано К.И. Новосельским 10 – 12 марта 1991 г.

11 Щербаков А. Заклинание.

12 Рерих Н.К. Продажа душ // Листы дневника. Т. 2. С. 179.

13 Беспредельность. 828.

14 Из дневников Е.И. Рерих.

15 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 189 (25.05.1936).

16 Спирина Н.Д. Стебель травы // Полн. собр. трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 102.

17 Агни Йога. 55.

18 Грани Агни Йоги. 1953 (II). 621.

19 Там же. VI. 59.

20 Там же. 1954. 190.

21 Спирина Н.Д. Наука грядущего века // Полн. собр. трудов. Т. 2. С. 75 – 76.

22 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. С. 225 (27.04.1945).

23 Там же. Т. 4. С. 188 (25.05.1936).

24 Там же. Т. 2. М., 2000. С. 126 (26.05.1934).

25 Иерархия. 331.

26 Мир Огненный. I. 190.

27 Спирина Н.Д. Культура и человек // Полн. собр. трудов. Т. 2. С. 67.

28 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 524 (1930-е гг.).

29 Там же. С. 232 (14.09.1938).

30 Надземное. 566.

31 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2010. С. 93.

32 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 175 (2.07.1937).

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады