Мысли на каждый день

И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, — мы знаем, что произносим формулу международного языка.

Рерих Н.К. «Врата в будущее»

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
КРЫЛЬЯ ПОДВИГА

Авторы: Подборки / Малышева Наталья   

Другие части статьи: МЕЧ ГЕССЕРА / ЖИВАЯ ЭТИКА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЗЛУ

Теги статьи:  подборки, подвиг

Н.К. Рерих. ЗВЕЗДА ГЕРОЯ. 1932

Не забудем призывать к бою, не устанем призывать к мечу, который даст мир Миру. Так не утверждаем устрашение везде, но явление подвига нужно как пища духа.

Сердце, 154

«Истинно раскололся мир по границе сотрудничества, созидания, с одной стороны, и по злобе, разрушению, разложению — по другую сторону. (...) Черта Света и тьмы выступает ярко именно во дни духовной битвы, когда тьма гремит яростью, но светоносцы преисполняются духом и несломимым мужеством»1.

«Если отмести все слова, нагромождаемые вокруг явления, и взять только его сущность, окажется, что понятие Света объединяет всё лучшее, всё возвышенное, всё мужественное и самоотверженное, под какими бы внешними формами или наименованиями они ни скрывались. (...) Так, понятия подвига и героев остаются неизменными во времени»2.

Николай Константинович так говорит о подвиге: «Соберите на многих языках все лучшие слова преуспеяния, и все они не покроют краткое и полное русское понятие "подвиг". И как прекрасно это слово — не "сдвиг", но именно "подвиг"! (...)

Среди забытых понятий особенно пострадала человечность. Случилось безобразие, и человеки забыли о человечности. Вместо неё — разрушение, оскорбление, умаление. Но именно подвиг не разрушает, не оскорбляет, не хулит и не хает.

Подвиг созидает, собирает благо, движет добро, совершенствует жизнь, учит именно человечности. Разве не чудесно, что именно русский народ породил это светлое, преуспевающее понятие?»3

«Подвиг — есть принесение Света-добра людям в той или иной форме. Злое деяние не будет подвигом. В подвиге всегда кроется жертва, быть может, даже жизнью. Величие подвига заключается в размерах принесённой жертвы. Потому подвиг всегда является жертвенным. Это жертвование своими личными интересами во имя чего-то, лежащего за пределами их, очень характерно для героических деяний. Подвиги бывают великие и малые. (...) По силе духа и по его высоте — и подвиг. Подвиг всегда доброволен. Вынужденный подвиг или по приказу уже теряет в своей светоносности. И Великое Служение и Подвиг всегда добровольны и определяются решением сердца»4.

«Личное пусть не заслоняет всечеловеческое. Первое конечно, второе продолжается не прерываясь. (...) Движения от себя и к себе создают мир, равный булавочной головке, ввергая дух в темницу безысходности. Явление самоотверженности космично. Недаром во все времена и у всех народов Земли так почитались герои. Героизм и самоотверженность — явления одного порядка. Без самоотверженности нет героизма. Героические подвиги являются апофеозом самоотвержения»5.

«Урусвати знает, что герои и мученики слагают народы. (...)

Что же представляют собою герои и мученики? В смысле энергетическом они составляют как бы живые вулканы, извергающие напряжённые энергии. Действительно, такие напряжения необходимы для эволюции. Таким образом, мы снова приходим к сочетанию этики с биологией. Учение новой жизни показывает, что энтузиазм и есть благословенное напряжение. Люди не могут быть без этих ведущих вспышек. Если в Космосе взрывы будут созидательными импульсами, то и взрывы человеческие также нужны для эволюции. (...)

Невозможно спорить против мнения, что мученики сейчас не существуют. Иные думают, что такие понятия принадлежат ветхой древности. Неправда, постоянно усиливаются как героизм, так и мученичество, но всё идёт в массы народа и потому трудно различимо. Нужно не раз повторить, что народы создают совершенно новый ритм жизни.

Мыслитель знал, что толпы обратятся в народы и тогда будет оценён труд самоотверженный и героизм»6.

«Урусвати знает, что героизм многообразен. Говорят, что обстоятельства делают героя, лучше сказать — обстоятельства пробуждают героя. Многие вообще не понимают этого явления, но зато другие знают им суждённое и несут задание от малых лет. Некоторые чуют, что они должны нечто выполнить, но сознание не донесло ясного указания. Вот для таких природных героев обстоятельства будут ключом. Они заставят зазвучать глубокие струны и принесут выполнение подвига.

У людей современных не принято говорить о героях и подвигах. Когда история рассказывает о героических деяниях, они пожимают плечами, говоря — "нам не дано свершить подвига". Но можно ли утверждать своё невежество?!

Каждая эпоха даёт место героизму, от семейного быта до мировых выявлений. Нужно уметь отойти от обихода и взглянуть на дела Общего Блага. Множества самых замечательных возможностей проявятся, и пусть люди не стыдятся слова "подвиг". Можно наблюдать поучительное сравнение: у какого народа чаще употребляется слово "героизм"? Спросим малышей назвать героев, они не затруднятся. Пусть им и в будущем удастся так же чётко указывать любимых героев»7.

«Даже воображение создаётся лишь длительным опытом вековых накоплений. И все качества духа подлежат тому же закону. Также и качество героизма должно быть создано и закалено в жизни. (...) Как же может создаться сознание красоты героизма, если он не был оправдан опытом жизни? Как же можно утверждать, что героизм прекрасен, если дух не будет помнить восторг лучей подвига? Что же может подымать нас поверх хаоса ничтожества, как не крылья подвига?»8

«Героем не будет, кто дорожит жизнью. Героем не будет, кто бесплодно бросает жизнь. Герой несёт бережно сосуд, готовый отдать его на созидание мира»9.

«Героем называют человека, который действует самоотверженно, но это определение не полно. Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно и, действуя во имя Общего Блага, тем приближает течение космической эволюции. Можно встречать героев в текущей жизни. Не следует считать это понятие неприложимым»10.

«Если, входя в дом, на столе хозяина заметите ехидну, что сделаете? Будете ли размышлять, пока змея уничтожит вашего друга, или немедленно решитесь уничтожить её? Мы говорим — спасите близкого от зла. Не затуманивайте голову вашу смущением, но действуйте во благо. Нельзя положить на весы ехидну и человека. Нельзя уравнять сознание низшее с храмом сознания. Если мы перестанем различать, то где же будет наша ответственность перед миром? Не герой, кто спасёт змею, чтобы потерять друга. Не герой, кто уклоняется от долга, подыскивая слова извинения. Не герой, кто не понимает, где большее и где меньшее. Не герой, кто потерял мерило сердца»11.

«Нужно при всех условиях сохранять чувство героизма. Только этим мерилом можно познать и продвижение в будущее. Мы делим героев на бессо­знательных и определённых. Те, кто знают, ради чего они трудятся и страдают, уже будут определёнными героями. Не убоятся они опасностей, хотя и будут знать их истинные размеры. Среди пространственных токов, среди злобной воли, среди ужаса смелые герои живут, трудятся и творят. Герои знают, что их земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это знание не ослабляет напряжения. (...)

Различие между бессознательными и определёнными героями велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут отступить, но определённые герои не отступят и продолжат путь, неся все накопленные веками пространственные познания»12.

«Особенно трудно преодолеть сознание одиночества. В мудрых сказаниях часто упоминается единоличная битва. Боец — он же разведчик, он же советчик, он же решитель, он же герой. Заметьте, это слово было почти изгнано из словаря старого мира. Герой становится неприемлемым в жизни маленьких сердец. Как чужой, мог он стыдиться среди благомерия. Умейте быть там, где герои. Мир будет потрясён действительностью героизма»13.

«Кто говорит, что герои не нужны, тот изгоняет себя из эволюции. Замечайте, где граница посредственности, безверия и самости, там самоуничтожение. Могут проходить десятки лет, пока процесс самопожирания обнаружится, но он будет нарастать от часа отрицания Иерархии»14.

«Можно по некоторым признакам различать народы восходящие и нисходящие. Народ, которому ещё может предстоять восхождение, будет мечтать о герое, но дряхлому народу понятие героя будет обременительным и ненужным. Пусть этот народ ещё залит золотом, пусть самомнительность пылает, но подвиг будет ему неприличен»15.

«Странно, но ни в одном европейском языке не имеется равнозначащего понятия [слову "подвиг"]»16.

«...Нужно по всему строению жизни отмечать отклонение от всякого героизма. Во всём мире трусливая злобность отличает сторонников тьмы и хаоса»17.

«Не бывало, чтобы трус становился сознательным героем. Нужно от школьных лет намечать кадры героев и поддерживать эти огни самоотвержения»18.

«Почему человек так редко думает о великой ответственности бытия своего? Человек при нисхождении на Землю мыслил о чём-то совершенном, почему же в земной жизни люди так редко мечтают о подвиге?»19

«Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение»20.

«Мечтание должно преобразоваться в дисциплинированное мышление. Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов? Мир Огненный, прежде всего, открыт героям и подвижникам»21.

«Можно сегодня говорить вместо механики о герое. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги чёткого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. (...) Нужно без промедления дать такой материал»22.

«Мыслитель говорил: "...пусть в школах, наряду с изучением жизни героев, также познают и отношение людей к ним, — так составится летопись человечества"»23.

«Урусвати живёт приказом — подвиг и мужество. Оба понятия должны быть воспитаны через утверждение примеров героев. Следует напомнить о героях, преодолевавших самые нечеловеческие задания. (...) Люди полагают, что героические деяния могут зарождаться внезапно, без длительной подготовки, но на деле видим, что много мыслей сложилось, прежде чем образовалось решение самоотверженного деяния»24.

«Человек может ощущать радость, когда ничто не препятствует ему совершить прекрасный поступок. Обычно много соображений мешает даже помыслить о подвиге. Пусть человек мысленно совершает героические подвиги, из таких подвигов слагается светлая аура. Когда же упрочится этот свет, человек сможет привести в действие и свои мечты. (...)

Так нужно в спокойствии мыслить о самых геройских подвигах. (...) Каждый или совершал подвиг, или мечтал о нём»25.

«Подвиг заключается в процессе преодоления себя и в конечной победе над собою»26.

«Начинать надо с малых вещей и малых преодолений. Подвиг геройский, все силы собрав, совершить много легче, чем в каждодневности плотной выдержать натиск обыденности и не дать огням духа погаснуть. Для геройства нужно одно короткое могучее усилие, но для героической борьбы за первородство духа среди суетной жизни земной нужны постоянные длительные усилия, и постоянная борьба, и постоянное напряжение сил духа, чтобы в духе не умереть и не угасить сердце. Только не следует думать, что эта борьба и это усилие совершаются лично для себя: не для себя, но для мира, для людей, для окружающего нужен этот процесс»27.

«Подвиг становится не временным и кратким, как раньше, но длительным и постоянным. В этом особенность и трудность переходного периода к Новой Эпохе...»28

«Как различно понимается явление героизма. Между тем нужно запомнить, что не всегда трубный глас оповещает героя. Не во всемирном услышании идёт герой духа, но в истинном испитии чаши яда. Тем, кто больше требуют, тем часто больше даётся по требованию; но дары земные не есть утверждение даров высших. Истинно, герой духа идёт иным путём. Его ноша будет Ношей Мира»29.

«Светильники духа зажжёнными надо держать, несмотря ни на что. Иного решения нет. Герои и по­движники духом торжествовали всегда над внешним, их в этом победа и в этом геройство и подвиг. Но духом поникший и сломленный жизнью уже не герой, уже не подвижник, и подвиг неведом ему. От всего и от всех оберечь огни духа и не дать им угаснуть — будет геройством»30.

«Великая иллюзия — полагать вовне что-либо, могущее обусловить путь восхождения! Тогда каждый герой, и подвижник, и посланник Света был бы неудачником, ибо именно они боролись и преодолевали всё, что преграждало им внутренний огненный путь духа. Внешнее даётся для выявления внутреннего. Не может огонь уявиться без ударов встречных энергий. Именно возрастает духом герой на всё противодействующее»31.

«Путь подвига есть путь преодоления трудностей. Подвиг творится в трудах, трудностях и в отягощении обстоятельствами. Надо психически, то есть в сознании, преодолеть уклонения»32.

«Человек, бесстрашно идущий на верную смерть за Родину, тоже герой духа. Знает он Учение или нет, но бессмертная сущность его побеждает иллюзии материи, взмахнув своими огненными крыльями»33.

«Безумствует тьма. (...) Свет будет всем явно виден. Но пока ещё очень темно. (...) Сейчас героизм духа нужен, как никогда. В Великую Отечественную войну великий героизм был явлен великим народом в борьбе с видимым врагом Родины вашей. Сейчас нужен героизм для того, чтобы его явить в борьбе с невидимыми врагами, которые очень активны. (...) Но Родина устоит и в этой борьбе и будет победной. Тьма наступает, но Свет впереди»34.

«Народ, проявивший массовый героизм духа, показывает этим свою историческую жизнеспособность и пригодность к эволюции. Вот почему Владыки Дали рок лучший лучшей Стране, Родине нашей»35.

«Подвиг требует постоянного сверхчеловеческого напряжения и упорства. Каждая искорка Света становится мишенью тёмных нападок. И устоять, и удержать в себе Свет так трудно. Требуется каждодневное ритмическое упорство для поддержания пламени в сердце и каждодневные взлёты сознания»36.

«Немалая воля нужна, чтобы устоять в Учении в современных условиях жизни. Это граничит уже с подвигом и геройством...»37

«Равновесие и неуравновесие борются за господство как в ауре человека, так и в ауре планеты. (...) Задачей дня Указую равновесие удержать всею силою духа. Ведь именно в эти моменты испытуется сила духа. Что же о геройстве мечтать, когда всё хорошо и спокойно. Но будет геройством явить равновесие в эти ужасные дни»38.

«Пространственные нагнетения невыносимы. Где же искать и облегчения, и утешения? В подвиге, в том, чтобы, несмотря ни на что, стремиться всё-таки помогать людям. В этом забвении себя заключаются и решение, и единственный выход»39.

«О героях, героизме и героике Сказано довольно. Но нельзя не отметить тех неизвестных и не замеченных миром героев, которые ведут непомерную борьбу, преодолевая инертность и косность сопротивления среды окружающей, и несут в себе не угашаемое ничем пламя неукротимого устремления, освещая светом незримым пространство вокруг»40.

«Маяками, указующими путь людям, можно назвать их, Свет миру несущих. Это и есть осознанный или неосознанный подвиг. Трудность его в том, что необходимо постоянно преодолевать низшее напряжение окружающей среды, и не только сохранять свет своего индивидуального пламени, но и светить постоянно... Подвиг этот незрим, и лишь совершающий его и Учитель знают всю тягость его»41.

«Есть разные степени ученичества и разные степени приближения к Иерархии Света. Каждая измеряется осознанием глубины ответственности за дело Общего Блага и степенью отрешения от своего личного "я". Кто хочет стать ещё ближе, тот больше забывает себя в заботе о благе человечества. Конечно, условия эти невероятно трудны для обывателя, но близки герою. Настоящие герои труда тоже близки истинному ученичеству. Безошибочный критерий — это полезность для эволюции»42.

«Не все герои на поле брани. Мужественные и бесстрашные люди способны стать и в мирной жизни героями труда или просто хорошими работниками. Для жизни обычной тоже нужен героизм, правда, несколько иной, чем военный, но всё же он нужен. Этот героизм внешне часто совершенно незаметен, однако без него не прожить так, чтобы потом Светом своим ни перед кем не устыдиться. Этот героизм не требует признания со стороны людей, вернее, он проявляется вне всякой зависимости от людского признания. Не ради признания внешнего, но ради признания собственного суда над собою и его одобрения творится это невидимое геройство. Оно творится наедине, перед всевидящим Оком пространства, которое и видит, и слышит, и рекордирует всё. Только очень высокая ступень развития сознания порождает такое геройство. Иначе это явление трудно назвать, ибо много мужества надо, много стойкости несломимой, много познания, чтобы поступать так наедине»43.

«Героизм массовый легче, чем одиночный. Героизм, видимый людям, легче, чем не видимый никому. Только пространство отмечает этих безвестных героев и рекордирует их подвиг незримый. (...) Героизм духа — наивысший. Конечно, не бывает героизма тела без героизма духа. Но зато бывает наоборот — тело пребывает в относительном покое, но духовный подвиг творит. О подвиге молчаливом, безвестном помыслим свободно, быть может, кто-то уже совершает его, даже не помышляя о том, что он в одиночку духом поднялся на великое дело»44.

«Любовь плодоносное чувство. Во имя любви к Родине бестрепетно смотрит герой смерти в лицо, готовый за неё умереть. Жертва, отказ и отречение — это для них, не знающих любви. Но для Любви — это приношение и радостная отдача. (...) Труд радостного подвига творим быть может только в любви и любовью. Иначе — не подвиг, а нудная, тяжкая и унылая обязанность. Радостным должен быть подвиг, но он невозможен, если нет в сердце любви к Тому, Кто на подвиг Позвал. Так преуспеем любовью и ей победим и ею пройдём...»45

«Спросят: когда же конец испытаниям? Ответьте: никогда. Данный ряд испытаний уйдёт и заменится совершенно другими, по мере усвоения прежних. (...) Вместо розовых сладких мечтаний — суровость подвига. Ибо несение Света, не отемнённое переживаниями личного порядка, в сочетании с явлением пути и будет подвигом жизни»46.

Составитель Наталья Малышева


Фото: Н.К. Рерих. ЗВЕЗДА ГЕРОЯ. 1932

1 Рерих Н.К. Черта мира // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 212, 215.

2 Грани Агни Йоги. VII. 227.

3 Рерих Н.К. Подвиг // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 23.

4 Грани Агни Йоги. IX. 232.

5 Там же. VII. 31.

6 Надземное. 272.

7 Там же. 664.

8 Иерархия. 438.

9 Агни Йога. 261.

10 Община. 147.

11 Мир Огненный. II. 105.

12 Надземное. 24.

13 Община. 234.

14 Мир Огненный. I. 554.

15 Агни Йога. 46.

16 Рерих Н.К. Подвиг // Листы дневника Т. 3. С. 23.

17 Сердце. 402.

18 Напутствие Вождю. 111.

19 Надземное. 764.

20 Братство. 470.

21 Мир Огненный. II. 428.

22 Община. 234.

23 Надземное. 202.

24 Там же. 98.

25 Там же. 607

26 Грани Агни Йоги. VII. 606.

27 Там же. IV. 443.

28 Там же. 22 августа 1960 г.

29 Там же. III. 42.

30 Там же. 16 июня 1960 г.

31 Там же. 1953 (II). 343.

32 Там же. 369.

33 Там же. 376.

34 Там же. VI. 63.

35 Грани Агни Йоги. IX. 404.

36 Там же. II. 260.

37 Там же. XI. 69.

38 Там же. 625.

39 Там же. 85.

40 Там же. X. 479.

41 Там же. II. 80.

42 Там же. VIII. 29.

43 Там же. VI. 204.

44 Там же. VII. 421.

45 Там же. II. 272.

46 Там же. V. 105.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики