Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу. Надземное, § 57 |
Н.К. Рерих. СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ. 1905 Н.К. Рерих. АРХАНГЕЛ. 1904 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Пархомовка, Володарский р-н, Украина Йеллингский камень. Дания Н.К. Рерих у картины «Сокровище ангелов». СанФранциско, 1921 Н.К. Рерих в музее его имени. Нью-Йорк, 1929 |
В 1903 – 1904 годах Николай Константинович Рерих вместе с Еленой Ивановной совершает путешествие по древним городам России: Кострома, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Псков. Они побывали более чем в сорока городах, известных памятниками древнерусского искусства. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.
Результатом путешествия стали большая серия картин и статьи Николая Константиновича, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Молодой художник не только погрузился в мир православной старины, но и испытывал острую тревогу по поводу возможной утраты многих образцов древнего церковного искусства.
К этому же периоду относятся и работы на тему христианства, исполненные в виде эскизов росписей и мозаик для российских храмов. В этих работах, созданных в духе преемственности по отношению к старине, Рерих синтезировал свои впечатления от поездок по древним городам.
Эта статья посвящена церковной фреске Н.К. Рериха «Сокровище ангелов», которая была написана в 1905 году в Петербурге, в академической мастерской. В основу статьи легло исследование Е.Г. Фурсиковой «"Сокровище ангелов" Николая Рериха»1.
Сам художник называл эту картину «эскизом для стенописи усыпальницы»2. Некоторые исследователи творчества Рериха считают, что «Сокровище ангелов» предназначалось для росписи Храма Святого Духа в Талашкине, имении М.К. Тенишевой. Одним из важных аргументов в пользу такого утверждения можно считать то, что в каталоге произведений передвижной выставки работ Николая Рериха в 1920 – 1922 гг. это полотно названо эскизом для росписи церкви княгини Тенишевой.
В ходе путешествия летом 1903 года при первом посещении Талашкина Н.К. Рерих знакомится с М.К. Тенишевой. В то время княгиня занималась постройкой церкви во Флёнове3, которая позднее стала именоваться церковью Святого Духа. Тогда же Мария Клавдиевна поделилась с Николаем Константиновичем своими мыслями об украшении церкви.
В 1904 и 1905 годах Рерих посещает Талашкино и по просьбе Тенишевой создаёт эскизы мебели и убранства дома в «русском стиле». Тогда же у него появились первые планы по оформлению внутреннего пространства церкви.
Первоначально храм во Флёнове задумывался в «строго древнерусском» стиле. Со временем, по обоюдному стремлению Рериха и Тенишевой, решено было претворить в нём идею своеобразного «музея изображений», где были бы органично сплавлены различные иконографические традиции. Полотно «Сокровище ангелов», с необычным для церковной живописи сюжетом и явным сочетанием черт наследия византийской, средневековой русской и скандинавской культур, вполне вписывается в эту версию.
Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов». Этот факт также приводится в подтверждение того, что и большое полотно было написано по её заказу.
В 1905 году работа над оформлением храма во Флёнове была прервана, так как в связи с тревожной обстановкой в России княгиня уехала из страны. И только в 1908 году, по возвращении Марии Клавдиевны в Россию, в беседах с Николаем Константиновичем, по её свидетельству, родился замысел «богато украсить церковь росписями».
Сомнения в изначальной принадлежности «Сокровища ангелов» убранству талашкинской церкви более всего вызывает сама картина, о которой теперь поговорим подробнее.
«Сокровище ангелов» (321 х 367 см) — огромное полотно с изображением холмов с древами жизни, Небесного Града и Сил Небесных, охраняющих Краеугольный камень мироздания, дозор у которого несёт Архангел. Признанию картины самостоятельной живописной работой препятствует наличие части фигуры второго Архангела. Однако это вполне объяснимо в эскизе — вероятно, тем самым была обозначена симметричность композиции. Со всех сторон полотна сохранились первоначальные кромки холста, на которых отсутствует грунт, поэтому нет сомнений, что размер картины изначально был именно таким.
«Техника исполнения — живопись масляными красками на холсте по очень светлому грунту, который по большей части перекрыт подмалёвком4, прописанным жидкой темперой с характерной матовой поверхностью коричневато-серого тона. Мазки очень крупные, широкие (до 2,5 см), в промежутках между ними можно различить... проступающий... подмалёвок»5.
Сочетания «плотных, ярких, переливающихся разными оттенками мазков и нейтрального матового нижележащего слоя отчасти имитируют эффект мозаичного набора». Родство с мозаикой Николай Константинович подчёркивает, «используя проблески чистого цвета — кобальта, бирюзы, изумрудной зелени, рождающие впечатление игры света на поверхности смальты... Золотистые холмы, словно бы излучающие неяркое свечение, также вызывают в памяти фоны византийских мозаик»6.
«Поражает удивительный для эскиза размер "Сокровища ангелов". Такой формат мог быть у картона для мозаики, которые... создаются в натуральную величину»7. К тому же холст надставлен двумя полосами (около 60 см сверху и около 30 см снизу) — скорее всего, художник ориентировался на параметры помещения-усыпальницы, для декора которого создавался эскиз, оно должно было вместить стенопись высотой 3,2 метра и длиной от 4 до 5 метров (вероятно,
неопределённость размера связана с фрагментарностью композиции).
«Именно формат холста и заставляет усомниться в том, что "Сокровище ангелов" создавалось для Талашкина. В самом Храме Духа для такой грандиозной росписи места нет...»8
В 1903 – 1906 годах Н.К. Рерих был привлечён к работе над церковью Покрова Богородицы в Пархомовке9, в комплексе с которой возводились и другие сооружения, в том числе и пристроенная с южной стороны церкви усыпальница (придел святого Виктора). По эскизам художника должны были быть выполнены наружные мозаики и внутренние росписи. В итоге по его рисункам были исполнены мозаичный «Покров Богородицы» в нише над главным порталом и мозаика «Спас Нерукотворный» над входом в придел святого Виктора. Роспись же храма по эскизам Рериха осуществлена не была.
Образ «Покрова Богородицы» Пархомовской церкви и «Сокровище ангелов» очень близки по стилистике. В созвучии красок в обеих работах ярко выделяются янтарный тон нимбов, светлые одежды и белокаменные стены. В обоих произведениях «цельность живописного пространства обеспечивается перекличкой композиционных ритмов. В "Покрове" линии, образованной нимбами святых отцов, вторят линии верхней части покрова и нимбов ангелов, а в противовес им... абрис городских стен эхом повторяется нижним контуром покрова. В "Сокровище ангелов" очевидно ритмическое созвучие линий стен Небесного Града, строя ангельских сил и очертаний холмов»10.
Кроме того, в обоих случаях ангелы и силы небесные представлены в свободных позах и ракурсах, и даже со спины, отчётливо выражена плоскостность изображений фигур.
Это одна из возможных гипотез.
Роспись «Сокровище ангелов» «могла предназначаться для небольшого сооружения вроде семейной усыпальницы. Большинство подобных памятников погибли либо во время войны, либо из-за строек советского времени»11.
Можно также предположить, что «Сокровище ангелов» явилось своеобразным художественным экспериментом — для воплощения волновавших художника образов и впечатлений от путешествий по старым русским городам и произведённых изысканий. Так, изображения стен и башен Небесного Града перекликаются с этюдами памятников Ростова Великого, Костромы и Новгорода.
Архитектура строений на полотне «Сокровище ангелов» относится к концу XIV – началу XV века, времени Сергия Радонежского и большого храмостроительства после Куликовской битвы. «...Светлое ангельское воинство на картине, то уходящее, то приходящее на боевое дежурство возле таких близких русской душе строений, довольно ясно воскрешает то героическое время»12. Так Рерих отображает на своём полотне идеалы духовного единения, принесённые в мир Сергием Радонежским.
Следование духу Древней Руси проявляется у Рериха и в возвышенной и несколько суровой манере изложения сюжета. Сохраняется соответствие и древним иконам, таким, как «Архангел Михаил с деяниями» — храмовый образ конца XIV века из Архангельского собора московского Кремля.
Впервые «Сокровище ангелов» было показано публике в 1907 году на выставке нового русского искусства в Париже, устроенной княгиней Тенишевой. Газеты писали, что «наибольший успех выпал на долю Н.К. Рериха, которому посвятил специальную статью Д. Рош, а Национальная академия в Реймсе избрала Николая Константиновича своим членом»13.
Николай Гумилёв писал в то время из Парижа: «"Сокровище ангелов" — камень с изображением дракона на одной стороне и распятого человека на другой. Это вековое сопоставление добра и зла, и его ревниво охраняют толпы ангелов, прелестных ангелов XIII века монастырской России»14.
А уже через год, в июле 1908 г., картина была представлена на выставке русских художников в Лондоне. Специально к открытию этой выставки Николай Константинович написал пояснительную легенду к своей картине, которую опубликовали в столичной газете «Слово»:
За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые.
И только 4 января 1909 года на вернисаже петербургского «Салона», устраиваемого Сергеем Маковским в залах Меншиковского дворца, картину «Сокровище ангелов» увидели жители Петербурга. Многие современники Н.К. Рериха откликнулись на это событие.
С.К. Маковский, русский поэт, издатель, художественный критик и организатор выставок: «В его религиозных композициях отсутствует всё умилённое, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой. Помню, я почувствовал это впервые, любуясь огромным эскизом церковной фрески "Сокровище ангелов"... Громадный камень, чёрно-синий с изумрудно-сапфирными блёстками; одна грань смутно светится изображением распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными тёмными крыльями. Правой рукой он держит копьё, левой — длинный щит. Рядом — дерево с узорными ветвями, и на них вещие сирины. Сзади, всё выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил. Недвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище. От их взора, от общего тона картины, выдержанной в сумрачных гармониях, делается страшно и замирают молитвы»16.
И.И. Лазаревский, историк искусства, художник: «Вот большое полотно — эскиз церковной фрески "Сокровище ангелов". Эта фреска производит сильное впечатление, удивительно интересная и выдержанная по колориту и композиции. Сонмы ангелов зорко стерегут удивительный камень, камень мироздания. На этом камне в затейливом рисунке выступает изображение креста. И бдительно стерегут его ангелы, ибо, если что случится с ним — конец мира будет. Эта сильно прочувствованная художником композиция привлекает и завораживает своей мистической красотою»17.
Редакция «Огонька» воспроизвела картину на страницах своего журнала с пояснением Рериха: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы "Сокровище ангелов": ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне»18.
Краеугольный камень мироздания, изображённый художником, имеет свой прототип — уникальный шедевр искусства викингов, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Йеллингский камень с руническими надписями X века (Дания). Это массивный трёхгранный кусок гранита с красными прожилками высотой около 2,5 м и весом около 10 т. Он установлен могущественным королём Харальдом I Синезубым около 986 года с надписью, гласящей, что «Харальд-король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей. Харальд, покоривший всю Данию и Норвегию, кто крестил датчан». Этот камень является свидетельством эпохи перехода скандинавов от язычества к христианству. Дата установления камня очень близка к годам начала крещения Руси князем Владимиром Святославичем. С этого времени и викинги, и русичи вошли в мировое христианское сообщество.
Руническая надпись выбита на одной из боковых граней камня, другую боковую грань украшает великолепная резьба — стилизованный лев, стоящий на трёх лапах, и охватившая его тело кольцами змея. На центральной плоскости камня изображено распятие Христа. Раскинутые руки обвиты двойными ленточными полосами, по обеим сторонам головы и ног видны пронизывающие друг друга горизонтальные и вертикальные кольца. На фоне всех этих переплетений «фигура Христа, расположенная в центре камня, смотрится как некая уравновешивающая ось, призванная внести гармонию и порядок в волнующийся в неразрешимых противоречиях хаос мира»19.
Рерих воспроизводит Йеллингский камень с документальной точностью, но окрашивает его в палитру цветов космического пространства — камень тёмно-синий с изумрудно-сапфирными блёстками. Это как будто осколок далёкого звёздного неба. Распятие — символ добра и любви, победивших всё зло мира, искупления греха человеческого. Образы льва и змеи на боковой грани могут быть трактованы двояко: каждый из них в отдельности может представлять как зло, так и противоборствующую с ним силу. Так, лев, страж святыни, может быть символом грядущего воскресения, и в то же время нередко лев воплощал идею зла и смерти. Змея — мифологический символ плодородия, воды, небесного огня, мудрости; с другой стороны, она часто имеет черты дракона и служит воплощением нижнего, потустороннего мира, космического зла.
В феврале 1911 года «Сокровище ангелов» экспонировалось на выставке «Мир искусства» в Москве, в помещении литературно-художественного кружка на Большой Дмитровке.
С 15 мая по 4 октября 1914 года в шведском городе Мальмё проходила выставка промышленных достижений, искусств и народных промыслов Балтийских стран, в которой приняли участие Швеция, Дания, Германия и Россия. В Мальмё были показаны шедевры русского изобразительного искусства XX века и среди них 28 картин Николая Рериха (в том числе и полотно «Сокровище ангелов»). Программа выставки ещё не подошла к концу, когда разразилась Первая мировая война, в которую оказались втянуты две страны-участницы — Россия и Германия. По этой причине выставка была закрыта.
29 апреля 1920 года в лондонской галерее Гупила открылась персональная выставка Н.К. Рериха «Очарования России». На этой выставке были представлены картины мастера «Зов солнца», «Варяжское море», «Св. Борис и Глеб», «Ангел последний», «Град обречённый» — всего 198 полотен. И в самом центре экспозиции находилось огромное панно — «Сокровище ангелов», с которого грозно взирали Небесные стражи, берегущие Священный Камень. Выставку освещали известные в зарубежье журналисты и издатели — А.В. Руманов, П.Н. Милюков, А.А. Койранский. Последний из них, сам художник и критик, писал о Н.К. Рерихе: «Он знает, что источники духа России охраняются незримыми легионами, и его пророческий взгляд проникает в глубины, где несказанные сокровища сияют в темноте. Он знает, что наступит день, когда Хранители Сокровищ раскроют их миру и принесут свет и жизнь вечную»20.
В том же 1920 году собрание картин Николая Константиновича отправилось за океан, в Америку. «Сокровище ангелов» начало своё путешествие по американским городам. Первая выставка открылась в Нью-Йорке 18 декабря 1920 года, при этом событии присутствовал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Затем последовали выставки в Бостоне и Чикаго (май 1921 г.), Сан-Франциско (сентябрь 1921 г.), Денвере (декабрь 1921 г.), Канзас-Сити (февраль 1922 г.).
Всё это время картина считалась собственностью Елены Ивановны Рерих, а с 1923 года «Сокровище ангелов» стало частью экспозиции Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и вместе с ним было передано затем «американскому народу». В 1935 году само здание музея и около 1000 картин в результате предательского захвата перешли к бывшему сподвижнику Рерихов Л. Хоршу и его семье. Только в 1971 году картина «Сокровище ангелов» в составе коллекции из сотни произведений Рериха была передана владельцем университету Брандайс в Массачусетсе и по 1997 г. находилась в собрании университетского художественного музея Роуз Арт, но за все эти годы ни разу не выставлялась. Работа Н.К. Рериха была просто свёрнута на валу. Когда её развернули, то на картине были видны места сгибов холста, оставшиеся после неправильного хранения полотна в сложенном виде, частично повреждёнными оказались красочный слой и края картины. Полотно нуждалось в реставрации.
На короткое время картина переходит к известному американскому коллекционеру А. Левину, который и организует первую её реставрацию.
В статье «Судьба» Н.К. Рерих писал: «Превратна судьба художественных произведений. Много раз приходилось убеждаться, как картины совершенно могут менять вид свой не только от реставрации, но и от необъяснимых химических процессов. Зависит это не только от красок, но и от всех прочих ингредиентов. (...) После пятидесяти выставок моё "Сокровище ангелов" изменило даже формат. Каждый раз холст перетягивался и съедалась часть картины»21.
В 1998 году картина «Сокровище ангелов» была представлена на торгах аукционного дома «Sotheby’s», на которых приобретена М. Ростроповичем и Г. Вишневской. Спустя почти 10 лет полотно Рериха вместе с другими предметами из этого частного собрания было вновь выставлено на «Sotheby’s». После приобретения коллекции А. Усмановым и передачи её в дар Российской Федерации знаменитую картину вновь отреставрировали — восстановили красочный слой в тех местах, где он осыпался.
С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге.
В апреле 2014 года сотрудниками СибРО была предпринята поездка в Санкт-Петербург, где они посетили Константиновский дворец и увидели картину «Сокровище ангелов».
Н.К. Рерих объяснял слово «культура», основываясь на корнях «культ» — почитание и «ур» — свет: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. (...) Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры»22. «Продолжая Рериха, можно сказать, что краеугольный камень мироздания — это, вероятно, и есть твердыня Культуры. (...) Не случайно в картине слились достижения многих культур, не случайно так сияет светом это сокровище. И как ангелы грозно охраняют его, так и человечество, по мысли Рериха, должно охранять сокровища культуры "в наши дни смертельной борьбы между механической цивилизацией и грядущей культурой духа"»23.
1 Опубликовано в сборнике «Константиновский дворцово-парковый ансамбль: Хроника, материалы, исследования». СПб., 2010.
С. 225 – 254.
2 Николай Рерих в русской периодике. Вып. III. СПб., 2006. С. 393.
3 Флёново находится в 1,5 км от Талашкина, поэтому храм часто называют талашкинским.
4 Подмалёвок — начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладку основных цветовых «пятен», грубую проработку объёма и формы основными тонами краски.
5 Фурсикова Е.Г. «Сокровище ангелов» Николая Рериха.
6 Там же.
7 Там же.
8 Фурсикова Е.Г. «Сокровище ангелов» Николая Рериха.
9 Имение семьи Голубевых под Киевом.
10 Фурсикова Е.Г. «Сокровище ангелов» Николая Рериха.
11 Там же.
12 Маточкин Е.П. Н.К. Рерих. «Сокровище ангелов» // Петербургский Рериховский сборник. Вып. IV. СПб., 2001. С. 205.
13 Николай Рерих в русской периодике. Вып. III. С. 132.
14 Там же. С. 115.
15 Там же. С. 239 – 240.
16 Николай Рерих в русской периодике. Вып. III. С. 47.
17 Там же. С. 328.
18 Там же. С. 393.
19 Маточкин Е.П. Н.К. Рерих. «Сокровище Ангелов». С. 195 – 196.
20 Вестник Ариаварты. 2001. № 1. С. 17.
21 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 590.
22 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 63.
23 Маточкин Е.П. Н.К. Рерих. «Сокровище ангелов». С. 206.