Что же может сильнее соединить, как не мантрам: «Люблю Тебя, Господи!» На такой зов легко получить луч познания. Заметьте это. Мир Огненный, ч.2, 296 |
Справа налево: Р.П. Сергиенко, Ф.В. Тарасов. Музей Н.К. Рериха
|
Светлана Веснина
Специально для проведения этой встречи Сибирским Рериховским Обществом был заключён договор с правообладателем о демонстрации в музее полной версии фильма «Николай Рерих» и её последующем тиражировании.
Фильм Р.П. Сергиенко — одна из первых документальных кинолент, посвящённых выдающемуся художнику и мыслителю. Над её созданием работали люди, чьи имена навсегда вошли в историю рериховского движения в нашей стране. Это Р.А. Григорьева — режиссёр, кинодокументалист, писатель, общественный деятель; Л.В. Шапошникова — генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва), востоковед, писатель, заслуженный деятель искусств РФ. Операторы фильма — О.Ф. Мартынов и В.С. Квас. Консультантами были В.С. Ревякин, А.Н. Зелинский — историк, ученик Ю.Н. Рериха, а также барнаульские художники Л.Р. Цесюлевич и И.Р. Рудзите. К работе над фильмом причастен и известный рериховед и культурный деятель П.Ф. Беликов. Создание фильма поддержали Святослав Николаевич Рерих и Зинаида Григорьевна Фосдик, директор Музея Н. Рериха в Нью-Йорке.
Приехавшие из Москвы по приглашению СибРО Роллан Петрович Сергиенко и его супруга Елена Алексеевна покорили всех своей подлинной интеллигентностью и дружелюбием. Встреча с ними прошла в тёплой и непринуждённой атмосфере. Сотрудникам музея и участникам педагогической секции, проходившей как раз во время их визита, надолго запомнятся слова, сказанные Р.П. Сергиенко: «У вас хорошо. Я рад, что вы хозяева здесь!»
Настоящим открытием для исследователей стали уникальные фрагменты, входящие в полную версию кинокартины, хранившуюся у правообладателей: интервью с Премьер-министром Индии Индирой Ганди, документальные кадры, запечатлевшие значимое событие в истории музеефикации рериховского наследия — открытие мемориальной доски на доме в селе Верхний Уймон на Алтае, где останавливались Рерихи во время своей экспедиции; съёмки 100-летнего юбилея Николая Рериха в Большом театре в Москве, где собрались люди из разных стран, в том числе и те, кто прошёл через тюрьмы за преданность культурным идеалам, и другие кадры.
Роллан Петрович рассказал о своём первом знакомстве с творчеством Н.К. Рериха, которое состоялось в 1958 году на выставке его работ и стало для него настоящим открытием, глубоко войдя в сердце.
На встрече прозвучали такие подробности работы над фильмом, которые можно считать знаковыми, — так, первые съёмки прошли в Троице-Сергиевой Лавре в 1973 году, а в 2014 году исполняется 40 лет с начала съёмок этого фильма на Алтае.
Из Новосибирска делегация переместилась в Барнаул, где 29 января в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая также состоялись презентация и показ фильма. Как сообщил нам Филипп Тарасов — автор идеи ретроспективного показа и возвращения полной версии фильма, — это мероприятие в ГМИЛИКА прошло с аншлагом.
Сотрудники музея подготовили выставку, посвящённую съёмкам данной кинокартины. Среди гостей на встрече в Барнауле были заслуженный художник России Л.Р. Цесюлевич, начальник Управления Алтайского края по культуре и архивному делу Е.Е. Безрукова, культурологи, музееведы.
Роллан Петрович Сергиенко — один из последних учеников Александра Петровича Довженко. Знаменитый учитель мог бы гордиться своим учеником, гражданская позиция, честность и бескомпромиссность которого известны далеко за пределами страны. Особое место в кинематографической деятельности Роллана Петровича занимает тема Чернобыля. Фильмы о Чернобыле (их создано девять) отмечены международными наградами, а их автор — орденом Мужества.
«Который раз смотрю документальный фильм о Чернобыле Роллана Сергиенко и каждый раз поражаюсь душевности этого фильма, — пишет из Рязани один из зрителей. — По-моему, это самый лучший фильм, который я когда-либо видел». «Вы из тех людей, чья совесть более чем чиста, с душой, которая болит за Родину», — пишет другой. И таких отзывов много.
Не случайно кинолента, посвящённая Николаю Константиновичу Рериху, стала одной из лучших, своего рода эталоном с точки зрения ответственности и точности в подходе к жизни и творчеству великого гуманиста и художника, чего порой так не хватает современным исследователям и кинематографистам.
Необыкновенно обаятельные супруги Сергиенко оставили о себе очень светлое впечатление и в новосибирском Музее Н.К. Рериха, и в барнаульском Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. На таких людей хочется равняться, им хочется подражать!