Любовь – это двигатель мощный, любовь – это светлая сила, любовь – это оружие Света, любовь – это сердца огонь. Так сердцем и действовать будем. Грани Агни Йоги, 1956, § 194 |
В «Гранях Агни Йоги» говорится, что, когда мы переходим в Тонкий Мир, нам надо преодолеть стражей порога, т.е. все наши земные мысли, побуждения как бы выстраиваются, и мы должны дать им оценку. Встречаемся ли мы и в земной жизни с подобными стражами порога?
Это, конечно, символично — «стражи порога», мы постоянно с ними сталкиваемся в наших отношениях, в наших чувствах, в наших мыслях. В Тонком Мире это будет особенно ярко.
«…Всё совершаемое с соизволения воли не имеет над человеком такой власти, как то, что допускается ей вопреки, тем умаляя и ослабляя её. Поэтому два одинаковых поступка, один, допущенный волей, а другой — поборовший и подавивший её, имеют значение разное. Дозволено всё только тогда, когда воля господствует над всеми действиями человека: и хорошими и плохими, — и когда и те и другие получают санкцию воли. Нет ничего более разрушительного, нежели то, что делается человеком вопреки его воле, подавляя и обессиливая её и превращая его в безвольную игрушку людей, обстоятельств и тёмных злоделателей» (Грани Агни Йоги. Т. 5. 286). Поясните, пожалуйста, эту мысль на примерах из жизни.
Есть два рода действий. Одно обдуманное, сознательное, волевое, когда человек знает, что он делает, и хочет это сделать. Другое — когда он привык это делать, не рассуждая и, может быть, даже не понимая, зачем это делает. Примеры есть у каждого человека в жизни каждого дня. Например, наши привычки — это тоже рефлекторные проявления, воля в них почти не участвует. Мы привыкли что-то делать, совершать или руками, или мыслями, или словами. А есть сознательные, волевые действия, когда мы сначала продумываем, что нам надо сделать или сказать, куда пойти, что совершить, а потом делаем это уже с полным осознанием. У каждого человека такие примеры есть.
В этом параграфе говорится, что очень важно преодолеть рефлекторные действия, чтобы не подпасть под одержание.
Если жить рефлексами, когда человек находится именно под влиянием настроений, тогда и одержатели тут как тут. И они вдохновляют его на тёмные деяния, возбуждают его, подталкивают к совершенно недостойным действиям. А он рефлекторно, не раздумывая, подчиняется, полагая, что он сам этого хочет. На самом деле это могут быть или неизжитые привычки, или влияния со стороны тёмных, или другие люди играют им как игрушкой, пользуясь тем, что он такой податливый. «Пойдём выпьем», — приглашают приятели, и человек пошёл и выпил, совершенно не задумываясь, что из этого получится, что будет с его здоровьем. И подобные провокации совершаются постоянно.
Относятся ли к рефлекторным действиям навыки, выработанные в течение жизни, например вождение автомобиля?
Вождение автомобиля — это навык, приобретённый большой тренировкой, изучением машины и умением, это не рефлекторное действие. Только потом оно переходит в автоматическое действие. Человек автоматически тормозит или поворачивает руль в ту сторону, в какую ему надо, — такие навыки очень ценны. Умение печатать на пишущей машинке слепым методом, то есть не глядя на клавиши, тоже достигается тренировкой, когда каждый палец запоминает несколько клавиш. Так же и пианисты — разве они думают, куда, на какую клавишу палец поставить? Конечно нет. Это не рефлекторное действие, это очень большая предварительная работа. Рефлекторное — это бессознательное действие. Рассердился человек и ударил кого-то, просто по привычке. Это рефлекс, потому что человек привык вести себя таким образом. Конечно, это очень грубый пример, бывает раздражение более тонкого вида, но это тоже рефлекс. Человек повышает тон, хотя, может быть, и не хочет, но рефлекторно он начинает кричать. Какие-то предубеждения могут быть проявлены рефлекторно. Человек пугается чего-то, чего, может быть, не надо пугаться, но у него выработался рефлекс.
Обязательно ли на начальном этапе читать «Тайную Доктрину»?
Думаю, что всё-таки начинать надо с начала, а не с конца. А «Тайная Доктрина» — это уже под конец. Сначала нам надо освоить основы, данные в книгах Живой Этики, Письмах Е.И. Рерих и «Гранях Агни Йоги». Это самое главное — сначала освоить положения Учения об этике, о качествах, свойствах, а потом уже говорить о строении, о космогенезисе и антропогенезисе, к какой мы принадлежим расе и подрасе, чем они характеризуются и что будет дальше. Что в данный роковой момент это даст? Нас это не выручит и не спасёт и не подскажет, как двигаться дальше, не поддержит нас. Это чистое знание. Когда я встречалась со Святославом Николаевичем Рерихом в Москве, я спросила его, надо ли читать «Тайную Доктрину». Он ответил, что для интеллекта она, конечно, много даёт, но она не поможет разрешить наши проблемы текущего дня.
Сотрудники говорят, что надо избрать Лик Святого, который созвучнее, и представлять Его Образ.
Это индивидуальное дело каждого. Можно просто сердцем обращаться и не представлять никакого Образа. Если же хочется представлять Образ — каждый выбирает тот, который ему ближе.
Есть ли возможность избавиться от одержания?
Одержимому избавиться от одержания весьма трудно. Предохраниться можно, для этого нам и дано Учение. Будем устремляться в любви к Иерархии, и это охранит нас от всех тёмных влияний. Если же одержание уже состоялось, то самому одержимому, конечно, очень трудно освободиться от этого. Одержатели стараются никак этого не допускать.
В этических Учениях часто упоминается выражение «безмолвие ума». Как понимать эти слова?
Контроль над мыслями — это самое главное. Сначала контроль над мыслями вообще, есть навязчивые мысли, от которых в первую очередь надо избавляться; а вот «безмолвие ума» — это уже очень высокая ступень тренировки овладения мыслью. Это очень многоступенчатый путь, и «безмолвие ума», конечно, сразу никому не дастся.
В Бхагавадгите сказано: «Человек достигает совершенства, упорно исполняя свой долг». Как узнать, в чём заключается твой долг?
Лев Толстой сказал: «Делай что должно, и будь что будет». Есть житейский долг, которым пренебрегать нельзя. Если у нас есть дети, мы не имеем права их забросить и не заботиться о них, или семья, или какая-то ответственная работа, — мы не имеем права относиться к ним кое-как, это всё тоже наш долг. Мы достигнем совершенства, «упорно выполняя свою дхарму», или свой долг, то есть делая как можно качественнее то, что нам в данный момент положено делать волею судьбы или нашим собственным избранием.