Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Не будьте недовольными, разве на самих себя.

Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 5
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

«НИ ШАГУ ВСПЯТЬ!»*

Автор: Ольховая Ольга



Теги статьи:  Строительство Общины


Н.Д. Спирина на «круглом столе» СибРО. 1999


Н.Д. Спирина. 2001


Свеча ценна не днём при Солнце,
Она нужна во мраке ночи...
Н.Д. Спирина

Много раз в своих выступлениях, беседах с сотрудниками и гостями Наталия Дмитриевна Спирина касалась темы осмысления. Она говорила: «Во всём, что мы делаем, требуется осмысление делаемого, и во всём, что с нами происходит, нужно осмысление происходящего»1.

Осмыслить происходящее — значит постичь его смысл. За этим неизбежен процесс осознания того, что является главным и необходимым для текущего момента, ведь, по словам Будды, только понимание этой необходимости и определит справедливость наших действий.

У каждого изучающего Учение Живой Этики есть опыт, когда приходит новое понимание даже хорошо знакомых текстов, и мы уже не теоретически убеждаемся, что процесс осмысления этих текстов поистине безграничен.

Обратимся к творчеству и деятельности Наталии Дмитриевны Спириной и сделаем ещё один шаг к более глубокому осознанию нашей ответственности за то, что мы принадлежим к организации, созданной ею для реализации задач как данного периода времени, так и будущего. Мы — это немалый коллектив сотрудников, и непосредственно работающих в Сибирском Рериховском Обществе, и живущих за пределами Новосибирска и даже России.

В этом году нашей организации исполнилось 22 года. Своё 20-летие отметил журнал «Восход», основанный нашим руководителем.

Начнём разговор с осмысления явления, которое представляет собой поэзия Наталии Дмитриевны Спириной. О «Каплях» Елена Ивановна Рерих писала, что «чует Источник их». Это означает и то, что через них к нам обращается Сам Учитель.

Настоящие поэты,

Как в прошлые,
Так в нынешние дни —
И соль земли,
И кровь её,
И нервы.

(Владимир Фирсов)

О том, что высокое поэтическое слово необыкновенно мощно воздействует на людей, известно давно. Со школьной скамьи мы помним призыв А.С. Пушкина «глаголом жечь сердца людей». М.Ю. Лермонтов
утверждал, что поэзия существует не для развлечения, это «божий дух», «отзыв мыслей благородных», и могучее слово поэта «воспламеняет бойца для битвы». Вспомним В.В. Маяковского, громко заявившего о том, что с «бандой поэтических рвачей и выжиг» у него нет ничего общего. Наш современник В.С. Высоцкий, писавший во времена, которые сейчас именуются «застойными», и буквально взорвавший общество своими стихами и песнями, в «Иноходце» сказал:

Я согласен бегать в табуне —
Но не под седлом и без узды!

Примеров активной гражданской позиции поэтов, живших в разные времена, можно привести очень много. Также и размышления о назначении человека и его роли в мироздании могут составить не один поэтический том.

Поэзия Н.Д. Спириной отличается от поэзии других авторов прежде всего точным знанием смысла жизни человека и цели его воплощения на Земле. И это не абстрактное, книжное знание — Наталия Дмитриевна воплотила его в своей жизни, более того, множеству людей она помогла окрепнуть и устоять
в «пучине, именуемой жизнью».

Эта поэзия не могла появиться в другое время, она — знак времени, когда не избранные, не посвящённые, но все, живущие на планете, могут приобщиться к Источнику подлинного Знания. Именно сейчас

...В судьбой назначенные сроки
Мир осеняет Красотой,
Даря нам неземные строки,
Венец поэзии земной 2.

(Татьяна и Сергей Деменко)

Наталия Дмитриевна очень определённо говорит о цели, к которой должен стремиться каждый человек на Земле, пусть даже она невообразимо далека, и заключается она в том, чтобы «сделаться сотрудником Огня, не гостем, но творцом, создателем Миров...»

В своих стихах она не вскрывает пороки мира, не призывает сражаться с внешним врагом, — она зовёт «на бой с самим собой», утверждая:

В тебе твой Колизей,
И нет страшней зверей,
Терзающих твой дух...3

Читая её стихи, мы понимаем, что героика в современной жизни не на баррикадах, — она в нашей каждодневности:

Жизнь — это битва, если путь восходит;
Жизнь — это подвиг, если путь — вперёд...4

И победа в этой битве не просто условие спасения, — она отзвучит в сферах надземных:

Как через джунгли мы идём к Тебе,
В переплетенье зарослей врубаясь;
И нет такого, кто бы шёл во тьме,
Не спотыкаясь и не ошибаясь.
Но поредеют заросли лиан,
Развеются обманные туманы,
И будет зрим заветный звёздный Храм
И Остров Белый в синем океане!5

О том, как жить и чем мы можем помочь Старшим Братьям в их борьбе за эволюцию «духом оскуделой» планеты, говорится в стихах и прозе Наталии Дмитриевны Спириной.

Весь её творческий путь можно разделить на три этапа. Первый — с 1940-х по 1960-е годы. Ещё в 1953 году в Харбине она написала стихотворение «Песнь Катуни», словно указав путь и утвердив радость борьбы и победы:

...Помните, братья, в далёком пути —
Вам суждено до Катуни дойти,
Вам суждена голубая река, —
Радость близка, и победа близка6.

Далее, 1970-е — 1980-е годы — время интенсивной публичной деятельности Наталии Дмитриевны с единомышленниками в новосибирском Академгородке: выступления перед разными аудиториями, беседы, организация конференций, подготовка цикла передач для радио и многое другое.

И наконец, третий этап, неразрывно связанный с деятельностью созданной ею организации. 5 апреля 1991 года было зарегистрировано Сибирское Рериховское Общество — межрегиональная общественная культурно-просветительная организация, бессменным руководителем которой стала Наталия Дмитриевна Спирина.

В августе этого же года на «круглом столе» СибРО она читает своё Слово «Звено», в котором говорится: «Тёмные не терпят стройности построения, какой является лестница Иакова, и всячески стараются эту гармонию нарушить. При этом они пользуются слабостями ученика, играя на них, как на клавишах, точно зная, какую нажать. (...) Поэтому, перед тем как утвердиться на земном учителе, надо проверить себя, можешь ли ты вместить пару противоположностей: с одной стороны, принять своё звено без иллюзий,
а с другой — являть должное уважение к нему и следование за ним. В обоих случаях требуются качества справедливости и соизмеримости. Это приведёт к успешному, плодотворному сотрудничеству, и такое иерархическое объединение послужит оплотом больших неотложных дел»7.

Обратим внимание на заключительную фразу. Наталия Дмитриевна сказала очень конкретно об условии решения «больших неотложных дел» — это возможно при «иерархическом объединении». Это Слово, как указывала она, имеет прямое отношение к Б.Н. Абрамову, но сколько параллелей мы можем провести.

Наталия Дмитриевна руководит подготовкой конференций, отвечает на многочисленные письма, принимает людей, специально едущих к ней, пишет доклады, которых с нетерпением ждут не только в Новосибирске, где она выступает на ежемесячных «круглых столах». Но со времени образования СибРО в выступлениях Наталии Дмитриевны всё чаще звучит тема объединения сотрудников, которые должны были решать поставленные ею задачи.

В ту пору ей было уже за 80 лет, и все оставшиеся годы она без устали воспитывает сотрудников, укреп­ляет и направляет СибРО.

Сотрудники Рериховских обществ, приехавшие из других городов на встречу к Наталии Дмитриевне в мае 1992 года, услышали следующее: «Я хочу сказать о внутренней деятельности нашего Общества, о том, что оно стоит на самом прочном основании — на Учении Живой Этики. Это тот утёс, на котором будет построен Новый Мир. (...) Мы знаем точно наш путь; и наше следующее воплощение, конечно, зависит от нас, от наших устремлений. (...) И сейчас надо очень следить за своим сознанием. (...) И несмотря ни на что, не смущаясь, надо работать... Тёмные имеют ещё доступ к нам, мы ещё не настолько совершенны, и поэтому очищать мышление — это самое главное»8.

Однако она предупреждает, чтобы мы не переоценивали силы тёмных и их воздействия, не списывали на них собственные слабости и недостатки: «Что могут тёмные? Только раздувать то, что в нас уже есть; увеличивать отрицательное до погибели дела или человека. Всё отрицательное даёт им доступ. Ярчайший пример — Христос и Сатана, который не имел в Христе ничего и потому был бессилен. Каждый должен поразмыслить — что в нём может дать доступ тьме, то есть что может погубить его»9.

«...Без общины Земля жить не может»

На декабрьском «круглом столе» в 1994 году Наталия Дмитриевна говорила: «При виде глобальной разрухи, происходящей от всеобщего разъединения и распада, мы понимаем, что единственным спасением будет община как оплот единения, без которого уже не выжить. (...) Ради жизни на Земле мы начинаем поиски сотрудничества, которое есть преддверие общины»10.

Мы не однажды приводили фразу Наталии Дмитриевны о том, как рождались её выступления, с которыми она шла к людям. Она говорила: «Слова не пишутся на заранее заданную тему, они записываются, и часто рука едва поспевает за потоком идущей мысли»11.

В ночь на 1 января 1995 г. она записала:

«Сейчас подводится итог
Под роковой чертой эпохи.
Преодолеем ли порог
Или отстанем по дороге

И станем нищи и убоги?!
Свою судьбу решаем мы,
Избрав путь Света или тьмы.

Призыв к ОБЩИНЕ есть зов в будущее. Это клич, собирающий всех способных идти вперёд. Другого решения быть не может. Или мы вместе, или нас нет. Не может существовать любовь к Высшему, если её нет между людьми»12.

В конце того же месяца на «круглом столе» СибРО она говорит: «Мы всегда радуемся каждой нашей встрече с единомышленниками и не упускаем случая, чтобы укрепить нашу связь и утвердиться на пути объединения всех Рериховских обществ в единую ОБЩИНУ. Этим побеждаем и победим»13.

В своём приветствии к съезду Рериховских обществ в Москве, запись которого устроители съезда, к сожалению, не посчитали нужным довести до присутствующих делегатов, руководитель СибРО говорила: «Дорогие друзья! С большой сердечной радостью приветствую ваше объединение. Сейчас нет ничего более насущного, более неотложно нужного, чем оно. (...) ...В наших руках та великая сила, которая называется единением. И если оно состоялось, то это является немалым вкладом в победу грядущего светлого века»14.

Неоднократно Наталия Дмитриевна подчёркивала важнейшее — взаимосвязь людей и всего сущего между собой: «Всё, что происходит в нас, не остаётся внутри, но тем или иным образом воздействует и на людей, и на события, и на дела»15.

«Человек не может подниматься или падать один. Он неизбежно влечёт за собой ещё кого-то, и чем сильнее его личность и влияние на окружающее, тем большее число невольных соучастников будет вовлечено в этот процесс. Таким образом, человек во всех случаях своего духовного роста или деградации отвечает ещё и за кого-то. И благо, если он прогрессирует в добре и просветлении»16.

«Поразительный пример этого слияния со всеми дал Христос в пронзающих душу словах: "...то, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне". Это ли не величайший пример единения себя со всеми?! Можно ли при таком мироощущении причинять боль или вред кому бы то ни было, чему бы то ни было? Ибо нет мёртвой природы или неживой точки в космическом пространстве. Всюду, в любой, постигаемой или непостижимой для нас форме — жизнь, которая живёт любовью. И если ближнему можно помочь куском хлеба, то для пространства нужна наша добрая и светлая мысль. Слова "пусть будет миру хорошо" с вложением в них чувства сердца — это тоже даяние той Вселенной, в которой мы живём. Ставя же себя не участником, а лишь свидетелем всего происходящего вокруг, человек изолирует себя от жизни и замыкается в круг личной безысходности, из которого нет пути к дальнейшему его росту и прогрессу»17.

На примере жизни Наталии Дмитриевны и мощи её духа мы можем видеть, как человек, находящийся в постоянном устремлении и непрерываемом общении с Иерархией, являл магнит колоссальной силы, вёл за собой и напитывал дух тех, кто следовал за ним.

«Осознаем ответственность за рост нашего сознания и накопления знания, пока не поздно»18, — призывает Наталия Дмитриевна.

Христианский богослов IV века Августин Блаженный утверждал: «Бог создал нас без нас, но спасти нас без нас он не может». Наталией Дмитриевной написан целый ряд Слов, которые звучат предупреждением всем, кто вовлечён в процесс созидания коллектива сотрудников, кто сознательно решил вступить в ряды строителей общины: «Слабая струна», «Достойный облик», «Стебель травы», «Примеси». Эти Слова и тогда, когда они были написаны, и сейчас настолько злободневны и важны, что переоценить их невозможно. Они побуждают человека задуматься над тем, что именно в нём самом мешает общему единению и что нужно осознанно развивать в себе, чтобы не стать «слабым звеном».

Эта тема нашла отражение и в её поэтических строках:

Капля отделилась от потока
И упала на сухой песок.
Нет её... Но беспощадный рок
Не иссушит вод реки широкой;
Крепкая единою струёй,
Сильная своею глубиной,
Ветры победит она и зной 19
.

«Есть только два вида деятельности, — говорит Наталия Дмитриевна, — или в добре, или во зле. Во всём, что мы делаем, присутствует одно из этих начал. Вопрос "во имя чего" или "во имя кого" определяет наши побуждения: или во имя общего блага, или во имя своё»20.

Музей — воплощение Учения в действии

С 1997 года в выступлениях Наталии Дмитриевны зазвучала тема музея.

«Русь возрождается через строительство духовного сознания. (...) И в большом, и в малом начертании закон строительства един, поэтому мы можем порадоваться и строительству двух наших Музеев Н.К. Рериха, идущему в настоящее время на Алтае (с. Верхний Уймон) и в Новосибирске. Эти стройки — веление нашего времени, они подсказаны самой эпохой...»21 — говорила она в своём Слове «Город строят».

А 28 июня 1998 г. прозвучал её призыв: «Встань, друг!», в котором Наталия Дмитриевна, ссылаясь на слова Н.К. Рериха о том, что возрождение России начнётся из Сибири, сказала: «Сейчас закладывается первый камень основания этого возрождения — Музей Н.К. Рериха в Новосибирске. Это и будет начало воплощения Учения Живой Этики в реальную материальную форму. Что требуется от нас? Осознать, что на данный момент участие в строительстве Музея есть главная задача для принявших Учение и вступивших на путь служения Общему Благу»22.

«Музей Н.К. Рериха в Новосибирске — это не просто хранилище ценностей и материалов, но и активно действующий центр приближения светлого грядущего, ради которого мы воплотились и которому призваны служить»23.

Наталия Дмитриевна не устаёт подчёркивать: «Наступило время решать чрезвычайно важные вопросы и прийти к согласию. В единении и согласии сила, а сил нам потребуется много, потому что дело, за которое мы взялись, небывалое. Создание первого в России Азиатской Музея Н.К. Рериха будет играть такую важную роль, которую мы пока не можем полностью себе представить»24.

«Мы расцениваем Музей как воплощение Учения в действии. Слова, чтобы иметь силу, должны материализоваться. И активность Музея есть материализация слов, сказанных нам Учителем. (...) Так начинается Новая Эпоха, и именно в Россазии, как называла этот огромный регион Елена Ивановна Рерих»25 — так сказала Наталия Дмитриевна в Слове «Явление Музея».

«Если мы будем крепко держаться нашего Фокуса, наших Старших, Они смогут лучше помочь через нас всей планете. Сейчас время роковое, можно сказать отборочное. Данный период особенно знаменателен тем, что одни окончательно утвердятся в Свете, а другие безвозвратно предадутся тьме»26.

Есть поразительные строки, записанные в беседе с Наталией Дмитриевной ещё в начале строительства музея, они публикуются впервые: «Наш музей — это попытка согласованности с Братством. Эволюция — это рост, приближающий нас к Иерархии, — соответствуем ли мы Им своими словами, поступками и мыслями. Необходимость данного момента: по сравнению с Вечностью музей — это мгновение, но он имеет свою необходимость».

«Нам же всё время говорится — "дерзайте!". Дерзайте во имя эволюции, не во имя своё, не во имя выгоды. А наш музей — это эволюция, это для будущего. Он такую ещё роль в эволюции сыграет! Он же очень-очень надолго, он вообще не исчезнет. И сколько он породит новых сотрудников!»

5 апреля 2001 года исполнилось 10 лет СибРО. Наталия Дмитриевна откликается на это событие Словом, в котором сказано: «Когда мы поймём значение Сибирского Рериховского Общества, мы поймём, что это — мировой праздник; но сами мы это ещё слабо понимаем — "большое видится на расстоянии". Чем больше мы будем понимать подлинное значение Сибирского Рериховского Общества, тем больше будем ликовать в этот праздник. Понимание Учения помогает пониманию значения Сибирского Рериховского Общества, потому что с него начинается осуществление той Общины, «без которой Земля жить не может»27.

В предисловии к изданию Бесед с Б.Н. Абрамовым — мы знаем их по сборникам «Искры Света» — Наталия Дмитриевна говорит: «Ценность этих Бесед состоит в том, что они давались не только мне лично, но и предназначались для далёкого Будущего. В них затрагивались темы, нужные для всех ищущих Света на их духовном пути»28.

Беседа от 8 апреля 1951 г. заканчивается такими словами: «Поздно готовить одеяние духа, когда позовут, но сейчас есть ещё время.

Но запомни — в те страны не примут раба.
Радость, горе, покой или беды
Не должны изменять очертания лба.
Моя радость растёт от победы» 29
.

О том, как добывается победа, в СибРО знают не теоретически. Стихотворение, подтверждающее эти слова, мог написать только участник этой борьбы:

Под ногами горит земля,
Позади сожжены мосты,
Отступать нам никак нельзя,
Мы должны этот путь пройти.

Были те, кто прошли до нас,
Будут те, кто пойдут потом...
Мы сильны каждый миг и час
Только высшим Твоим огнём.

И идя из последних сил,
Знаем — Помощь уже спешит.
Чтобы путь наш победным был,
Надо в сердце Твой Свет хранить 30.

(Юлия Стройнова)

Закончим стихотворением Сергея Деменко, которое очень радовало Наталию Дмитриевну, она часто цитировала строки из него:

...Как бы враг ни изощрялся,
Дух сибровский не сгибался.

Что нам злато-серебро?
Мы — единое СибРО!

С нами — мудрый воевода,
Он, в урочный час Восхода,

Вдохновляет нас на бой
И с врагами, и с собой 31.

Поблагодарим судьбу за её бесценный дар — возможность в доступной нам мере быть сопричастными к осуществлению Великого Плана Учителей — и пошлём все свои лучшие мысли нашему — теперь уже надземному — Руководителю.


* Строка стихотворения Н.Д. Спириной из сборника «Капли».

1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 579.

2 Огни трудов – 2013. Новосибирск, 2013. С. 8.

3 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 181.

4 Там же. С. 33.

5 Там же. С. 318.

6 Там же. С. 340.

7 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 293.

8 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 393 – 397.

9 Там же. Т. 2. С. 20.

10 Там же. С. 81.

11 Там же. С. 150.

12 Там же. С. 85.

13 Там же. С. 88.

14 Там же. С. 106 – 107.

15 Там же. С. 125.

16 Там же. С. 100.

17 Там же. Т. 1. С. 511 – 512.

18 Там же. Т. 2. С. 135.

19 Там же. Т. 3. С. 54.

20 Там же. Т. 2. С. 183.

21 Там же. С. 215 – 216.

22 Там же. С. 255 – 256.

23 Там же. С. 258.

24 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 272.

25 Там же. С. 516.

26 Там же. С. 618.

27 Там же. С. 418.

28 Искры Света. Из Бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной. Вып. 1. Новосибирск, 2000. С. 3.

29 Там же. С. 38.

30 Огни трудов: Избранные стихи. Новосибирск, 2011. С. 79.

31 Там же. С. 42.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.Д. Спирина