Мысли на каждый день

Именно, когда мысль прочувствована, она может творить.

Мир Огненный, ч.3, 155

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«Сердечных струн коснись, о Красота!»

Автор: Подготовлено редакцией  



Теги статьи:  статьи о поэзии, о рериховской поэзии


Н.Д. Спирина читает приветствие
в День поэзии 4 мая 2002 г.


Ю.В. Цыганкова открывает День рериховской поэзии

 


На квартире Н.Д. Спириной 4 мая 2013 г.

 


Наташа Славгородская читает
«Каплю» Н.Д. Спириной


Е.В. Шапошникова


С.А. Деменко представляет сборник
Н.Д. Спириной «Перед Восходом»


Н.Д. Спирина. 4 мая 1999 г.


Н.М. Кочергина представляет сборник
«Огни трудов»


П.И. Варкентин


В. Михайлец 


Участники праздничного концерта


Наталия Дмитриевна Спирина


День рериховской поэзии — это всегда праздник Красоты, которая, касаясь сердечных струн, преображает человеческие сердца. Праздник долгожданный, радостный и непременно солнечный, независимо от погоды за стенами Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. Четвёртое мая — день рождения Наталии Дмитриевны Спириной — кульминация каждого поэтического года, продолжающегося, по календарю СибРО, «от мая до мая» вот уже двенадцать лет. И каждый раз необыкновенная атмосфера этого праздника вдохновляет, наполняет радостью и объединяет сердца собравшихся звучанием на высокой поэтической ноте.

По традиции праздник начинается с видеоприветствия Н.Д. Спириной к Дню рериховской поэзии 4 мая 2002 года: «Раньше такой поэзии не было, — говорит Наталия Дмитриевна, — но отдельные созвучные ей моменты мы находим в творчестве Н. Гумилёва, М. Цветаевой, А. Блока и других поэтов Серебряного века, а теперь мы её квалифицируем как особый вид поэзии на небывалую доселе тему.

Мы строим город небывалый,
Одежды белые надев,
Не ради власти или славы —
Во имя блага всех людей.

Мы строим и не отступаем
От трудностей и от преград;
Свой труд за счастье почитаем,
Не ждём похвал или наград

И не боимся поношений.
Мы знаем — в город тот придут
Посланцы новых поколений,
Которых неотложно ждут.

То же относится и к рериховской поэзии, как части строительства небывалого периода в жизни и России, и нашей планеты в целом»1.

Открывая День рериховской поэзии, ведущая праздника Юлия Цыганкова обратилась ко всем собравшимся в зале: «Четвёртое мая — один из самых главных наших праздников. В этот день в 1911 году в мир пришла Наталия Дмитриевна. Какое счастье, что мы — все вместе — трудимся над осуществлением планов, намеченных ею для СибРО, без участия в таком труде никто из нас не мыслит своей жизни. Пусть почувствует наш дорогой Руководитель всю нашу сердечную признательность и благодарность за её терпение и самоотверженный труд.

Наталия Дмитриевна Спирина и поэзия неразделимы. Погружаясь в мир поэтического слова, мы неизменно вспоминаем, как читала стихи Наталия Дмитриевна, как она любила поэзию. Думая о Наталии Дмитриевне, мы переносимся в высокий одухотворённый мир, в котором она жила. Гуляя по Академгородку, вдыхая аромат "зелёных гостей", вспоминаем строки её стихов о природе. Её пример, её поэзия помогают нам преодолевать как трудности и препятствия внешней жизни, так и собственные несовершенства. Сегодня хочется говорить о Любви и Радости. Пусть они наполняют наши сердца и по серебряному проводу летят к нашему дорогому Учителю.

Одна из картин Н.К. Рериха для нас неизменно связана с образом Наталии Дмитриевны — это картина "Капли жизни". Капли высшей Благодати бережно собраны её руками, чтобы мы могли приобщаться
к этому Источнику "и этим Источником жить"2».

Поэтическая часть праздника началась стихотворением Татьяны и Сергея Деменко «Тропою Огнеходов», посвящённым Наталии Дмитриевне Спириной и её поэзии:

Первые карты в областях неизведанных, неисследованных проложили мы, первые огнеходы, открыватели огненных земель, куда ступить ноге нового человека суждено.

Из Записей Б.Н. Абрамова

Когда возвышенные ритмы
Взовут к сердцам, пробудят слух,
Как светоносные молитвы
Тогда стихи врачуют дух.

Стихи Твои — мгновенья Света,
Они в Безбрежности горят
Живой галактикой Поэта
И Благо на земле творят.

Из пепла к жизни возрождая,
Влекут по огненным следам,
Огонь прозренья возжигая,
Возносят дух в надземный Храм.

Мы вслед за нашим Огнеходом
Идём заветною тропой,
Встречаем вместе луч Восхода,
Стремимся вместе за Звездой.

Леокадия Михайловна Мельникова, прочитав стихотворение Н.Д. Спириной «Светочи Мира», отметила, что для многих именно Наталия Дмитриевна стала таким Светочем и сейчас в зале собралась лишь малая часть тех, кто хотел бы выразить ей свою признательность и любовь.

Ирина Михайловна Солуянова (г. Омск): «Сегодня удивительный и замечательный день — день памяти нашего дорогого, незабвенного учителя, которому мы так многим обязаны. Она открыла для нас новую страницу в нашей духовной жизни — рериховскую поэзию. Я прочту стихотворение Н.К. Рериха, посвящённое Владычице Знамени Мира, — это молитва, и, если все мы к ней присоединимся, я думаю, она будет действенна».

Галина Валентиновна Якина: «Наталия Дмитриевна объединила нас своими мыслями, делами, огненным творчеством, идущим из Высшего Источника. Мы любим драгоценные "Капли" Наталии Дмитриевны, и для каждого из нас они дороги. Неизмеримая радость охватывает всё существо, когда утром ''касаются лица'' ''Капли'' — эти мудрые вестники. Они складываются в чудесную мозаику, проникают в сердце, и тогда день проходит удивительно. ''Капли'' — это живая игра света! Они вибрируют различными оттенками радуги, зовут, указывают путь, предупреждают об опасности». Затем прозвучала «мозаика» из «Капель», сложенная Галиной Валентиновной к этому дню.

Наталья Михайловна Кочергина: «Как-то, перечитывая стихи Н.К. Рериха, я обратила внимание
на одно из стихотворений, оно называется ''И любовь'' и написано в духе Обращения:

…Прими!
Источник слов моих знаешь.
Вот грехи и добро моё!
Я приношу их тебе.
Возьми и то и другое.
Вот знание и невежество!
Возьми и то и другое.
Преданность тебе мне оставь!
Вот чистота и скверна!
Я не хочу ни того, ни другого!
Вот добрые и злые помыслы.
И то и другое я тебе приношу.
Сны, вводящие в грех, и
сновидения правды я тебе отдаю.
Сделай так, чтобы осталась
у меня к тебе преданность
             и любовь.

Это стихотворение особенно отзвучало сердцу. Было удивительно, что можно просить Владыку о даровании любви к Нему и преданности. ''Так, значит, и об этом можно просить?'' — спросила я Наталию Дмитриевну. Она ответила: ''Стихи Рериха очень метафоричны. Он просит Учителя помочь полюбить Его. Что мешает этому? — Самость, земные привязанности, горы мусора и шлаков, но и среди них находят крошечные кусочки алмазов. Он не сам пытается, а просит Его помочь. Если мы будем просить — нам будут даны озарения. «Просите — и дано будет, ищите — и обрящете». Надо не уставать и не отчаиваться, и обычно, когда уже все силы употреблены, на пределе отчаяния — приходит Помощь''.

Позже я поняла, что это стихотворение Рериха давно обдумано Наталией Дмитриевной, более того, ею создана ''Капля'', которой она предпослала строчку из этого стихотворения:

Преданность Тебе мне оставь.
Н.К. Рерих. Цветы Мории

Оставь лишь преданность Тебе —
Пред ней померкнут достиженья!
В таком огне нет места тьме,
В такой твердыне нет сомненья,
По красоте ей равной нет…
    Так перед солнцем гаснет свет
    Луны, и звёзд, и всех планет!

Целый ряд стихов Наталии Дмитриевны написан в духе таких же молитв, обращений к Учителю.

Пусть Голос Твой сильнее грома будет
И заглушит весь грохот суеты;
И в сердце чистом будешь только Ты.
   Придут к нему измученные люди
   Напиться от Тебя воды живой
   И Свет Надземный унести домой.

Последние строки этой ''Капли'' особенно удивительны — они вызывают в представлении образ самой Наталии Дмитриевны. Ведь это в её сердце, заглушив грохот суеты, ''сильнее грома'' зазвучал Голос Учителя, и к нему потянулись измученные люди за живой водой небесной Благодати».

Любовь Евгеньевна Усманова в своём выступлении сказала о том, что поэзия Наталии Дмитриевны даёт импульс для размышлений и помогает глубже понять Учение Живой Этики. Она прочла два стихотворения Н.Д. Спириной — «...Красота есть Звезда Путеводная...» и «Сольвейг», отметив: «Для меня эти стихи неожиданным образом связались между собой, в них одна и та же тема. ''Звезда Путеводная'' — это очень глубокий символ, который встречается в Учении Живой Этики и в Письмах Елены Ивановны Рерих».

Людмила Анатольевна Тарасенко: «В этот день мы дарим всю свою любовь и признательность Наталии Дмитриевне — человеку, который дал нам Свет. Благодаря ей мы объединились и имеем духовных друзей».

Людмила Анатольевна прочитала стихотворение Б.Н. Абрамова «Напутствие».

Галина Фёдоровна Жданова (г. Мыски, Кемеровская обл.): «Бывают стихи, которые становятся понятными только по прошествии времени. Стихи Наталии Дмитриевны можно сравнить с гроздью сире­ни, цветы которой постепенно начинают распускаться. В стихотворении ''Песнь Огня'' для меня первыми раскрылись строчки: ''Кто в добре — устоит; кто во зле — тoт сгорит'' и ''чистый путь, честный труд сквозь огонь проведут''. Вначале было непонятно, почему стихотворение называется ''Песнь Огня'' — не ''Огненная песнь'', не ''Песнь об Огне'', а именно ''Песнь Огня''. И совсем недавно, когда я слушала, как читает это стихотворение Наталия Дмитриевна, поняла, что оно выражает суть Огня, в нём звучит Огонь». Галина Фёдоровна прочитала «Песнь Огня» под звуки «Поэмы Огня» А.Н. Скрябина, в сопровождении слайдов с картин Н.К. и С.Н. Рерихов.

Елена Васильевна Шапошникова: «Для меня Наталия Дмитриевна всегда была источником красоты. Любое её слово, действие, любой её жест можно назвать одним словом — ''Красота'':

Сердечных струн коснись, о Красота!
Дай прозвучать им в каждое мгновенье
На солнца луч и шёпот ветерка,
На каждый вздох Великого Творенья!

Прошу тебя я, сердце, не ленись,
Не заслоняйся самостью убогой!
На нежное касанье отзовись
Той радостью, что всем дана от Бога…

Прошу тебя, мой дух, не откажи!
Дай силы мне сейчас и за пределом
Творить на каждом вздохе Красоту
Любою мыслью, чувством, словом, делом».

Пётр Иванович Варкентин (пос. Яшкино, Кемеровская обл.): «Дорогие друзья! Когда мы выбирали, в какой день приехать, остановились на Дне поэзии, поскольку сами исповедуем эту ''религию''. Мы давно не были в музее, и я поразился, насколько он стал краше, сильнее, мощнее, и даже не верится, что каких-то 15 лет назад тут были руины. Только мы подошли музею, сразу увидели часовню. И вы знаете, погода была пасмурная, но вдруг над куполом проблеснула синева. И стало похоже на картину Рериха ''Обитель Сергия'', где над куполом храма синее небо...

Поскольку у нас сегодня День поэзии, прочту стихотворение, посвящённое поэзии и тем, кто её создаёт. Я думаю, что поэзия нужна для тех, до кого проза не доходит. Поэзия — мощнее».

Пётр Иванович прочёл свои стихи «Свет» (по картине Н.К. Рериха «Обитель Сергия») и «Слово».

Надежда Дмитриевна Жарий: «Сегодня мне вспомнились слова Николая Константиновича Рериха, который говорил, что ''мысль о прекрасном настолько мощна и растуща, что человек не вместит её молчаливо, а непременно захочет хоть в каких-либо словах поведать её''3. Латышский поэт Янис Порукс говорил: ''Поэзия есть настоящая народная медицина, которая лечит народ, сообщая ему новые силы и идеалы''4. В подтверждение хочу прочитать строки одного из писем к Наталии Дмитриевне: ''Зная моё увлечение миниатюрными изданиями, жена приобрела сборник Ваших стихов «Капли». Я, атеист, прочитав... поверил. Во что?! Не знаю, не могу объяснить, нет названия этой Вере. ...Ваши «Капли» поистине стали бальзамом. Это мой молитвенник. В трудную минуту обращаюсь к «Каплям»... Капнула капля, смыла грязь с души, и мне уже хорошо; хорошо мне — хорошо моим близким. Спасибо Вам...''

И для меня открылась ещё одна ''Капля'':

Живой огонь перед Живым Огнём
Возносит сердце в памятные даты.
Туда, как птицы, в свой далёкий Дом,
Летят стремленья, огненно крылаты.
Преодолев все дали и преграды,
Предстанет малый огонёк лампады,
Сердечный дар, перед Отцом Огнём».

К 4 мая в издательстве СибРО «Россазия» вышли два новых поэтических издания.

Сергей Александрович Деменко: «К празднику поэзии мы выпустили 4-е издание сборника стихов Н.Д. Спириной ''Перед Восходом'', включающее в себя стихи из прижизненных изданий и обнаруженные в архиве Наталии Дмитриевны после её ухода.

Что же такое для нас, ''путников тверди'', стремящихся быть и ''спутниками звёзд'', каждый из этих стихов? — Путеводитель по нехоженым дорогам духа, по тропам необычности. Представьте себе человека, дух которого пробуждается и требует, и ищет новых путей. Среди всех разрушений, книжных и философских нагромождений — вдруг, ''так же просто, как цветут цветы, зреет колос и растут деревья, мы приходим к миру Красоты, в духе совершенствуясь и зрея''. И мудрость, проявляющаяся в этих стихах, в простоте и красоте изложения, — самая первая помощь всем, кто ищет новые пути духа».

Наталья Михайловна Кочергина: «Сегодня мы представляем очередной выпуск сборника ''Огни трудов''. Именно Наталия Дмитриевна дала жизнь и этой серии, и поэзии Новой Эпохи. Напомню, что первый выпуск родился в 2003 году, значит, этот сборник — юбилейный.

Стихи поэтов СибРО можно назвать поэтической летописью жизни сибровцев и их друзей, в которой отразились их дела, мысли и стремления, трудности и достижения целого поэтического года — от мая до мая.

Прошедший 2012 год был очень непростым, в чём-то даже переломным. Поэты, как известно, чувствуют это особенно остро. Это подтверждают их стихи, появившиеся на рубеже уходящего 2012 года и года наступившего:

В вихре спиральном могучие токи,
Тайные знаки горят в небесах.
Новых энергий несутся потоки, —
Время Урана на звёздных часах...

(Пётр Варкентин)

Но именно в декабре — самом тёмном месяце года — зазвучали слова о Сергии и о Его Стране:

Там, где грозны громы, — там Россия,
И Россия там, где тишина.
Всё в тебе — и праведность, и сила,
Ты — Святого Сергия страна...

(Татьяна Деменко. Новая Страна)

Духовной битвы Воевода
Спасает Русь в который раз.
Живёт в сознании народа
Его пример, Его наказ.

Наказ — помочь Его России
Воспрянуть духом, вознестись,
Над миром скорби встать отныне,
Взглянуть в заоблачную высь...

(Людмила Ефимова. Наказ Святого Сергия)

И конечно, наши поэты не могли не затронуть тему часовни Сергия, которая возводится на территории Музея Н.К. Рериха. Об этом проникновенно говорит Наталья Писарева:

Спустилась ночь на город
Огромной звёздной птицей.
Над куполом Часовни
Чудесный свет струится...

Благословляет космос
Часовни появленье,
И радуются звёзды
Заветов исполненью.

Что даёт силы выстоять в это трудное, переломное время, не сломиться среди тяжких условий земной битвы? Конечно, устремление к самому Высшему:

Кто не покинет тебя на пути?
Кто не оставит тебя на дороге?
Тот, Кто поможет к Вершине дойти,
Тот, Кто рассеет туманы тревоги.

(Филипп Тарасов)

В минуты радости и горя,
В часы тревог и суеты,
В годины смуты и раздора
Облегчишь сердце — только ТЫ.

(Пётр Варкентин. Владыка)

Вера в прекрасное будущее, дерзновенное утверждение поступательного движения, самоприказ к по­двигу звучат в стихах поэтов СибРО:

…В сумрачный час пред рассветом слышны
Зовы для чуткого уха —
Призваны Новой Эпохи сыны:
Станьте героями духа!..

(Надежда Грипич. Героям духа)

С особой силой прозвучала в стихах тема выбора:

Жизнь полна утрат и обретений,
Череды крушений и побед,
Солнечных лучей, холодной тени,
Неизбежных радостей и бед...

Отрекаясь или выбирая,
Человек свою судьбу творит,
Он ворота ада или рая
Собственной рукою отворит...

(Ирина Сереброва)

Во все времена поэтов вдохновляет КРАСОТА: красота земной природы, произведений искусства. Татьяне Деменко очень близка красота Космоса, дальних миров, звёзд, галактик. Дух поэта свободно парит там, в далёком межзвёздном пространстве:

Галактики…
                  Живые звёзды
Вселенский Разум сотворил
И свил в космические гнёзда
Поток бесчисленных светил…

(Из стихотворения «Галактики»)

Вдохновлённый космической красотой величественных Гималаев на полотнах Николая Рериха, Пётр Варкентин посвящает им ряд стихотворений. Утончённая красота картины Л.Р. Цесюлевича ''Озеро Белых Тар'' нашла отражение в произведении Сергея Деменко.

Одной из насущнейших задач для всех нас остаётся работа над собой. Эту тему не обходит практически ни один поэт СибРО. О добром глазе пишет Людмила Ефимова. Сгладить острые углы наших душ призывает Татьяна Деменко:

Давайте сгладим острые углы,
Сознательною мыслью их обтешем;
Своей души, а не чужой, конечно,
Все острые, ненужные углы.

И в этой трудной работе над собой помогает наше сердце, чей голос мы должны услышать. О сердце говорят почти все поэты, отдельные стихи посвятили этой теме Юлия Стройнова и школьница Настя Суханова из города Керчи — строки этих стихов трогают до глубины души.

В сборнике помимо уже известных имён есть и новые, и это особенно отрадно, значит, искусство поэзии всё глубже входит в нашу жизнь.

Завершит обзор сборника стихотворение начинающего поэта Юрия Петровича Горина (г. Бердск, Новосибирская обл.):

О ЛЮБВИ

Позвольте мне, хоть не поэт я,
Сказать немного о Любви.
Никто не знает Силы этой,
Воспетой столькими людьми.

Любовь — ведь это крылья духа,
Любовью целый мир согрет,
А мы в своих земных пределах
Стремимся знать Любви секрет!

В листке, в цветке, в сиянье звёздном —
Во всём заложена Любовь!
Любовь содержит мудрость Бога —
Вот в чём основа всех основ!»

Присутствующие на празднике посмотрели два новых фильма студии СибРО: видеофильм «Сказ о янтаре» по произведению Н.Д. Спириной и документальный фильм «Беседа о музыке с Наталией Дмитриевной Спириной» (по материалам, снятым в 1997 году). Затаив дыхание, зал слушал рассказ Наталии Дмитриевны о её любимом искусстве, о музыке и поэзии, о композиторах и исполнителях. Затем состоялся концерт из любимых произведений Наталии Дмитриевны, в котором приняли участие солисты Новосибирского театра оперы и балета и фортепианный дуэт Анатолия и Эльвиры Полонских.

Праздник продолжила поэтическая гостиная «Стихи из тетрадей Н.Д. Спириной»; её открыла Антонина Андреевна Резванцева: «В архиве СибРО хранятся тетради Наталии Дмитриевны, в которые она в течение многих лет записывала понравившиеся ей стихи. Мы знаем, что интерес к литературе и поэзии проснулся у неё в самом раннем детстве. С юных лет она вела эти тетради, в них записано очень много стихов. Удивляет количество имён, представленных здесь: Н. Гумилёв, М. Цветаева, А. Блок, М. Волошин, В. Маяковский, А. Майков, А. Плещеев, В. Ходасевич, А. Ахматова, И. Бродский, Н. Заболоцкий, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, С. Маршак, Р. Гамзатов и многие другие. Наталия Дмитриевна блестяще владела немецким и английским языками. Некоторые стихи приведены одновременно на двух языках — русском и языке оригинала. Большое количество стихов английских и немецких поэтов даны в подлинниках. Это И. Гёте, Ф. Рюккерт, О. Уайльд и др.

Поражают разнообразие и широта интересов Наталии Дмитриевны. В тетрадях выписаны большие отрывки из художественных произведений и разных журналов того времени. Это статьи о М. Чюрлёнисе, К. Циолковском, о японском классическом искусстве, японских пятистишиях, загадках древнейшей истории. Мы находим здесь выписки из книг А. Сент-Экзюпери, дневников Ф. Достоевского, высказывания В. Вернадского, М. Метерлинка, З. Фрейда, Ф. Месмера, С. Цвейга, цитаты из писем Ф. Шопена, статей В. Шкловского и др. Эти тетради интересны тем, что они помогают в какой-то мере представить, как формировалось мировоззрение Наталии Дмитриевны, её интерес к искусству, её поэтические вкусы. Они свидетельствуют также о том, какая напряжённая и глубокая духовная работа шла постоянно в её внутреннем мире».

Сотрудники СибРО подготовили на основе тетрадей Наталии Дмитриевны несколько выступлений. Они были посвящены Н. Гумилёву, Б. Пастернаку и А. Вознесенскому.

Людмила Анатольевна Ганина прочла стихотворение Николая Гумилёва «Память», предварив его словами: «Среди поэтов Серебряного века Наталия Дмитриевна особенно выделяла Н. Гумилёва. Постепенно и мы начинаем дорастать до понимания его стихов. В стихотворении ''Память'' поэт рассказывает о постоянно изменяющихся состояниях души человека — как он говорит, "о тех, что раньше в этом теле жили до меня". Идея, что человек есть процесс, нам очень близка и понятна».

Стихотворение заканчивается строками, рисующими величественную картину будущего:

...Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

И тогда повеет ветер странный —
И прольётся с неба страшный свет,
Это Млечный Путь расцвёл нежданно
Садом ослепительных планет.

Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо: но всё пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему...»

Надежда Дмитриевна Жарий: «Просматривая тетради, мне хотелось понять, почему Наталия Дмитриевна выписала то или иное стихотворение и что могло её в нём затронуть. Для прочтения я выбрала фрагмент стихотворения Николая Гумилёва ''Душа и тело'', оно достаточно непростое для понимания:

Когда же слово Бога с высоты
Большой Медведицею заблестело,
С вопросом — кто же, вопрошатель, ты? —
Душа предстала предо мной и тело.

На них я взоры медленно вознёс
И милостиво дерзостным ответил:
— Скажите мне, ужель разумен пёс,
Который воет, если месяц светел?

Ужели вам допрашивать меня,
Меня, кому единое мгновенье —
Весь срок от первого земного дня
До огненного светопреставленья?

Меня, кто, словно древо Игдразиль,
Пророс главою семью семь вселенных
И для очей которого, как пыль,
Поля земные и поля блаженных?

Я тот, кто спит, и кроет глубина
Его невыразимое прозванье,
А вы, вы только слабый отсвет сна,
Бегущего на дне его сознанья!»

Сергей Александрович Деменко: «С.Н. Рерих говорил, что там, где ему нужно положить десять мазков, его отцу, Н.К. Рериху, достаточно одного. И когда я читал стихи Б. Пастернака, выписанные Наталией Дмитриевной, то вспомнил эти слова. Скупыми средствами поэт создаёт зримые и ёмкие образы». Сергей Александрович прочитал два стихотворения Пастернака — «Так начинают» и фрагмент из «Темы с вариациями»:

Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре.

Плыли свечи. И казалось, стынет
Кровь колосса. Заплывали губы
Голубой улыбкою пустыни.
В час отлива ночь пошла на убыль.

Море тронул ветерок с Марокко.
Шёл самум. Храпел в снегах Архангельск.
Плыли свечи. Черновик «Пророка»
Просыхал, и брезжил день на Ганге.

(Вариация № 3)

Татьяна Михайловна Деменко: «В одной из тетрадей Наталии Дмитриевны 23 рукописные страницы посвящены творчеству Андрея Вознесенского. Это и стихи, и поэмы, и фрагменты критических статей.

Приведу несколько выдержек: ''А. Вознесенский — поэт одарённый, своеобразный. Ему присуще острое чувство современности... Он не похож ни на кого другого...'' ''Родственность Вознесенского Маяковскому — несомненна''. ''Поэт говорит... о тех огромных духовных возможностях каждого человека, которые он может или осуществить, или убить в себе''. ''Творчество, и только творчество — в любых областях жизни, — может явиться оправданием человеческого бытия''. А. Вознесенский призывает ''к защите всего прекрасного, что есть в окружающем нас мире, — от разрушительной радиации бездушия и жестокости'', ''восстаёт против любых проявлений античеловечности''.

Наталия Дмитриевна приводит в своей тетради вступление к поэме ''Лонжюмо'', написанной Вознесенским в 1963 году. Она посвящена "слушателям школы Ленина в Лонжюмо"*. Прочту его фрагмент.

…Россия, любимая,
       с этим не шутят.
Все боли твои — меня болью пронзили.
Россия,
      я — твой капиллярный
                  сосудик,
мне больно когда —
      тебе больно, Россия».

Незаметно приблизилось окончание праздника. Просмотрены фильмы, прослушаны приветствия, прозвучали последние строки прочитанных стихов. Всех собравшихся в этот день в музее и присутствовавших здесь в духе вела любовь к Той, которая дала второе, духовное рождение. Эта любовь подняла над всем обыденным, объединила и вознесла.

Этот день мы провели в молитве, ибо «любовь есть молитва», а «молитва есть источник Благодати» — так говорила Наталия Дмитриевна в своих беседах. И эту Благодать и Присутствие самой Наталии Дмитриевны почувствовали все.

Каждое слово и выступавших, и приславших поздравления было проникнуто необыкновенным теп­лом сердечности и искренности. Каждый, отмечая нечто ему особенно близкое в Наталии Дмитриевне, как художник, наносил свои неповторимые мазки, вписывая в создаваемый сообща удивительно яркий портрет дорогого Учителя. И замечательно, что портрет этот остался незаконченным, давая возможность продолжать работать над ним бесконечно...

В документальном фильме о Наталии Дмитриевне и музыке прозвучали её слова, которыми хочется завершить репортаж об удивительном празднике Поэзии: «Когда мы открываем Учение, прикасаемся к нему — в нас открывается духовное начало, что сказывается в восприятии. Это, в свою очередь, открывает нам то, чего мы не видели, пока были духовно мало развиты. А чем больше дух открывается, тем больше он видит и в произведениях искусства, и в природе то прекрасное, чего он не видел, пока ещё был не на той стадии. Когда мы постигаем Учение — природа так открывается! Но в данном случае мы говорим об искусстве, и конечно, все эти наизусть знакомые оперы, и симфонии, и сонаты — они заново открылись. Почему я стала приобретать фонотеку: я слушала как бы заново всё то, что отлично знала ещё до Учения, когда я столько лет проработала в этой сфере.

"Мы растём, и с нами мир растёт..." — так всё и растёт. И это беспредельно. Что чудесно в Учении Живой Этики — это Беспредельность, никакого конца! Жизнь вечная. Какие перспективы!..»

Материал подготовлен редакцией


1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 509.

2 Из стихотворения Н.Д. Спириной «Полнота Бытия — только Ты...»

3 Рерих Н.К. Гималаи // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 145.

4 Цит. по: Рудзитис Р. Сознание Красоты спасёт. Новосибирск, 1996. С. 8.

* Партийная школа, созданная В.И. Лениным в мае 1911 года в городе Лонжюмо под Парижем.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Рериховская поэзия