Мысли на каждый день

Нужно найти отвагу переделывать жизнь по мере новых накоплений.

Мир Огненный, ч.1, 308

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
УСТРОИТЕЛЬНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Автор: Ефимова Людмила  



Теги статьи:  Княгиня Ольга
 

...Каждая страна, у сердца своего, бережёт имена, ведущие её к Свету. (Н.К.Рерих)

 

В часовне святого Николая в Новосибирске, справа от входа, в полный рост изображён прекрасный облик святой Ольги. Русская княгиня, причисленная к высоким ликам равноапостольных святых, прошла тернистый путь не только в своей жизни, но прожила вместе с русским народом самое лихолетье и смогла устремить тогдашнее полудикое племя на путь великих преобразований.

Видя всю жестокость, грубость и необузданность варварских нравов, не найдя поддержки ни у собственного сына, ни в ближайшем окружении, Ольга всем сердцем и помышлением обратилась к Богу. Молилась она не о себе, но о просвещении своего народа. Из уст её лились слова молитвы за тех, чей разум веками костенел в путах идолопоклонства: «О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос... И хоть они ушли от Твоей благодати, но Ты, Владыка, человеколюбия ради, не пренебреги ими, но посети их и вразуми, приведи их к познанию Себя. Как и меня, прежде отчуждённую, привёл Ты к Своему достоянию, так же, Господи, и людей этих, болеющих неверием, исцели благоверием и к Себе обрати и привлеки...»1

«...Она была мудрее всех людей», — характеризует Ольгу составитель «Жития святых»2. В древней летописи «Повесть временных лет» так говорится о русской княгине: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед светом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи...»3

Проходят годы, века, тысячелетия, во времени стираются подробности, но у истории свои законы, и до сих пор 24-го июля каждого года с благодарностью вспоминают люди о великой подвижнице, устроительнице земли Русской — княгине Ольге.

Многие историки спорят и называют её по-разному: кто «подвижницей», кто «крестительницей Руси», но суть от этого не меняется. С далёкого 10-го века остаётся она «праматерью всех князей русских», как возвеличила её молва народная.

Очень мало сохранилось сведений о подробностях её духовных исканий. Лишь по некоторым строкам и намёкам можем догадаться о тяжести того бремени, которое возложила на себя добровольно эта женщина. Вся жизнь её прошла в неимоверных трудах, обычному человеку не посильных. «Много тяжких забот меня окружило, и не знаю я, как смирить врагов, как вражду прекратить, как в тишине мирные дни обрести и истинный путь найти?»4 — так восклицала княгиня после потери мужа, столкнувшись с множеством сложнейших государственных проблем, требующих немедленного разрешения.

Не сразу и не вдруг сделалась Ольга «духовной матерью» своего народа. Сказано в «Житиях святых»: «Пребывала она среди бесчисленного множества язычников, помрачённых тьмою идолопоклонничества, которые были как дикие звери, и она одна среди них...»5

Скептический глаз обывателя может отрицать роль этой удивительной, мудрой и сильной женщины, между тем сказано, что «не всегда трубный глас оповещает героя. Не во всемирном услышании идёт герой духа... (...) И как чудесен облик героя духа, идущего стремительно в безмолвии и в одиночестве!»6

В представлении академика Д.С.Лихачёва, княгиня Ольга — «спокойная, уравновешенная женщина, прозорливая правительница, проявляющая при этом и мудрость, и твёрдость, и отвагу. (...) ...Она отлично владела искусством дипломатии. (...) В летописях переданы слова Ольги, которые и сегодня воспринимаются как афоризмы. В Х – ХI веках изречения вообще ценились высоко, ибо, как правило, на их основе заключались даже военные государственные договоры».

Премудростью её дивились и в великом тогда Константинополе. Княгиня прибыла в столицу Византии с многочисленной свитой и была встречена с большим почётом. Крестил её сам император Константин с патриархом. Сказано об этом: «...И наставил её патриарх в вере и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских... Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков"»7. Провожая в обратный путь, величали Ольгу «знаменитой среди царствующих» и «залогом спасения русского народа».

«Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твёрдо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. (...) ...Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость".

Русь росла и укреплялась. Строились города, окружённые каменными и дубовыми стенами. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, охраняли мирную жизнь киевлян от нападений с Востока и Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику (страну городов), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наёмниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением духовной жизни народа»8. Так, Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей неподалёку от родного села. Как-то раз, осматривая свои владения, пришла святая Ольга к реке Великая у устья реки Псковы, где был в то время один густой лес, и увидела чудесное видение. Место это было освещено тремя блистательными лучами, как бы от трёх источников света. Поражённая невыразимой красотой такого знамения, обратилась она ко всем, кто был с нею: «Знайте, что по воле Божией на этом месте церковь будет во имя пресвятой животворящей нераздельной Троицы... А ещё здесь город великий будет, славен и богат»9. На этом месте Ольга повелела поставить крест и долго молилась. Позже здесь был возведён храм и затем построен большой город Псков.

Далеко ли стремление просвещения от подвижничества? Легко ли было нести огонь веры среди полного мрака, одичания и невежества, и не только сохранить этот огонь, но вдохнуть его в свой народ для нового строительства? Сказано: «Благое дело творится, но подвиг незрим, ибо он в духе. (...) Много великих начинаний зарождалось в полной безвестности, но следствия их сделались явными миру, ибо сияли в веках. И много великих людей великими признаны были позднее, когда сбросили тело земное и в признании уже не нуждались. Служение Свету не нуждается в признании миром, ибо оно течёт поверх обычного понимания»10.

Не о таких ли самоотверженных духах, какою была русская княгиня, говорится в «Гранях Агни Йоги»: «Светлые Духи Светом своим Умножают светоносность ауры планеты и тем Вносят свой вклад в явление Общего Блага. Смысл Их жизни имеет пространственное значение и не ограничивается видимым миром. Сеятели зёрен Света и Блага Спасают Землю от затопления её тьмою»11.

Христианское имя святой Ольги — Елена, в переводе с древнегреческого «факел», стало выражением горения её духа. Свой духовный огонь она всю жизнь стремилась передать своему народу.

В последние дни жизни княгиня пребывала в непрестанной молитве к Богу и Пречистой Богородице. Предвидя будущее, «она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые...»12

Из Учения Живой Этики знаем, «что участие или отсутствие одного человека может влиять на великие события. (...) Можно привести много примеров, когда одно лицо приносило огромные полезные решения»13. Сказано, что «каждый дух оставляет узор пройденной им жизни, который является нестираемым начертанием в пространстве. У Духов Высоких озарён он Светом и Красотою. Он сияет в веках для всех, кто способен почерпнуть от этого Света»14.

«Как прекрасен путь царственного духа!»15

 


1 Жития святых. Новосибирск, 1991. С. 28.
2 Там же. С. 16.
3 Повесть временных лет. Новосибирск, 1997. С. 81.
4 Жития святых. С. 14.
5 Там же. С. 26.
6 Мир Огненный. III. 42.
7 Повесть временных лет. С. 76.
8 А.Трофимов. Святые жёны Руси. М., 1993. С. 13.
9 Жития святых. С. 28-29.
10 Грани Агни Йоги. I. 187.
11 Грани Агни Йоги. VIII. 383.
12 А.Трофимов. Святые жёны Руси. С. 19.
13 Надземное. 715.
14 Грани Агни Йоги. VIII. 383.
15 Мир Огненный. III. 41.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества