Мысли на каждый день

Несмотря на трудности, храните высшую радость подвигу. Эту радость подвигу нужно воспитывать в себе и других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, залог наступления Нового Мира!

Рерих Е.И. Письмо от 16.07.1935

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ВЕЛИКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Автор: Юшков Андрей  



Теги статьи:  Николай Чудотворец


19 декабря отмечался день памяти почитаемого во всём мире Святого — Николая Чудотворца, который как никто другой близок к людям, погибающим в море скорбей и бед. Его называют «чудным заступниче», «ангелов и пророков равностоятелем», «озарением Трисолнечного Света», «образом кротости». Бесконечны формы помощи, оказываемой Им людям как во время своей жизни на Земле, так и после своего ухода.

По словам святого Андрея Критского — «своими делами и добродетельной жизнью Святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков…» Неслучайно Святого Николая так любят и на востоке, и на западе; и даже в тех странах, где Он никогда не бывал, считают Его своим покровителем. Имя «Николай» означает «победитель народов». Поистине, Святой Николай явился не только победителем народов, нои великим объединителем. Так, турки (мусульмане) имеют глубокое уважение к Святителю и бережно хранят память о Нём. Н.К.Рерих в своём путевом дневнике «Алтай-Гималаи» также записывал: «Вместо мелких ссор отрицания история напоминает нам о поистине международных связях. Указывается как на исторический факт, что монгольский богдохан был спасён от болезни ''явлением Николая''. Монгольские хутухты, чьё знание и духовность считаются очень высокими, указывают это. Всё полно знаками. Лишь не просмотрите»1. Неудивительно и то, что на Руси Святой Николай стал столь почитаемым Святым! Храмы в честь Святого Николая Чудотворца были почти в каждом русском городе. Известно, что «его именем назван первый русский храм, поставленный княгиней Ольгой над могилой князя Аскольда (ум. в 882 г.) в Киеве»2. Недаром в русском духовном стихе поётся:

Святитель, отец ты наш Микола,

Миракритской Чудотворец!

Опочивают твои мощи в славном-ти Барг-граде,

В неверной стране в немцах, во земли в турской.

Твои велики чудеса — у нас на святой Руси3.

Известный историк В.О.Ключевский свидетельствует, что «в нашей письменности очень рано составилась значительная литература о чудотворце Николае Мирликийском»4. Также Ключевский отмечал так удивлявшее иностранцев благоговение, с каким русский народ относился к памяти Святого Николая.

Как очень значительный факт, отмечал Н.К.Рерих следующее: «Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца… утверждённая к печатанию митрополитом Антонием. (…) …Можно видеть знак Знамени Пакта…»5 «На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак»6.

Существует историческая взаимосвязь между тремя наиболее чтимыми на Руси Святыми — Святителем Николаем, Преподобным Сергием Радонежским и Преподобным Серафимом Саровским. Так, в «молитвенном углу своей монашеской кельи величайший русский созерцатель и исповедник Пресвятой Троицы Преподобный Сергий Радонежский рядом с иконой Богоматери поместил образ Святителя Николая.

В августе 1380 года Святой Благоверный князь Дмитрий Донской, получив благословение Преподобного Сергия Радонежского на битву с Мамаем, выступил из Москвы на Коломну. Пройдя 15 вёрст, войско остановилось на отдых. Вдруг перед Святым Дмитрием явился ''пречуден образ Николая Чудотворца" "стоящ о себе на воздусе'' над вершиной сосны. Князь со своими воинами вознёс молитву Святителю Николаю, и икона сошла в руки к Святому Дмитрию.

В Куликовской битве участвовал со своим войском литовский князь Монтвид Монтвило, который грудью заслонил от татарского меча великого князя Дмитрия. Ночью к нему во сне явился Святитель Николай и сказал, что за спасение великого князя из рода Монтвило выйдет человек, который понадобится России. Прошли века, фамилия Монтвило превратилась в Мотовилов. Потомок Монтвила — Александр Мотовилов, получив отказ от своей невесты Марии, решил уйти в монастырь. Однажды во сне ему явился Святитель Николай и произнёс: ''Не монастырь путь твой, а семейная жизнь. В супружестве с Марией, которая тебя отвергла, ты найдёшь своё счастье, и от тебя произойдёт сын, его ты назовёшь Николай. Он будет нужен Богу''. И вот 3 мая 1809 года родился Николай Александрович Мотовилов, которому впоследствии Преподобный Серафим даровал лицезреть Божественный свет.

Так соединились земные и небесные пути трёх самых чтимых на Руси Святых... (…) Есть доля правды в высказывании, что разгадка души русского народа кроется в причине почитания Святого Николая Угодника. В Житии подчёркивается, что Святитель Николай был особым избранником Божиим, вместилищем всех христианских добродетелей, причём нельзя выделить ни одной, которая сияла бы ярче других. Именно это ''всеединство'' добродетелей и всепобеждающая благодать так дороги каждому сердцу...»7

Накануне Нового Года вспоминается также фрагмент Жития, в котором рассказывается, как Святой Николай помог одному разорившемуся человеку. У этого человека было три дочери, и Святой Николай три раза тайком подбрасывал ему кошельки с золотом, чтобы он мог, как в то время полагалось, дать приданое своим дочерям и выдать их замуж. Память об этом случае сохранилась во многих странах в форме легенды о Санта Клаусе, или Деде Морозе, который приносит детям на Рождество подарки, тайком подбрасывая их под ёлку. Вспомним также следующие слова Святого Николая, приведённые в Житии: «Чада, умоляю вас, поразмыслите в себе и исправьтесь сердцами вашими и мыслями для благоугождения Господу. Ибо, хотя мы и утаились от многих людей и сами считали себя праведными, но от Бога утаиться ничто не может. Посему постарайтесь со всяким усердием сохранять святость души… Ибо так говорит Божественный апостол Павел: ''Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы''»8.

И по сей день Помощь Святого Николая — с нами, если мы её призываем. Не оставит Он народ русский, так Его почитающий, без своего Заступничества, так же как не оставляет Землю Русскую без своей Помощи и Святой Сергий, и Серафим Саровский, и все великие Светочи Мира! Проникновенно и значительно сказала в своём стихотворении Н.Д.Спирина:

Они пламя несли,

            зажигали огни на планете;

Приносили дары,

            не считая, не помня числа.

Они знали — их ждут,

            и за судьбы людские в ответе

Они станут, когда

            новой Юги наступит пора.

Их познав, полюбить —

            эту радость у нас не отнимут,

Ибо только любовь к Непреложному —

            вечно жива;

Ибо лишь полюбивший

            вовеки не будет отринут

И воспримет от звёздных миров

            золотые Слова9.

Закончим обращением к Николаю Чудотворцу (из слов, писанных при стенописи храма Св. Духа в Талашкине):

«Никола Милостивый!

Ты — Чудотворец! Ты — могучий! Ты — святитель воинствующий! Ты — сердце побеждающий! Ты — водитель мыслей денных! Силы земные, Ты, знающий! Ты — правду говорящий! Слышишь ли, Владыко, моления!

Злые силы на нас ополчаются! Защити, Владыко, Пречистый Град! Белый Град — врагам озлобление!

Похищают бесы души слабые. Покидали малых в геенну красную. Восстань, Отче, защити агнцев!

Прими, Владыко, прекрасный храм! Подвигнь, Отче, священный меч! Подвигнь, Отче, всё воинство!

Чудотворец, Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!»10

27 декабря 1998 г.

*....... Рерих Е.И. Письма. Рига: Угунс, 1940. Т. 2. С. 101.

1 Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 42.

2 Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI – XIX вв. М., 1991. С. 319.

3 Там же. С. 165.

4 Ключевский В.О. Древнерусские Жития Святых как исторический источник. М., 1988. С. 217.

5 Рерих Н.К. Листы дневника. М., 1995. Т. 1. С. 150.

6 Там же. С. 202.

7 Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, Великий Чудотворец. М., 1992. С. 63-64.

8 Там же. С. 34-35.

9 Спирина Н.Д. Перед Восходом. Стихи разных лет. Н.: СибРО, 1997. С. 174-175.

10 В год войны. Пг., 1915. С. 214.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Николай Чудотворец