Спросят: «Где же поиски совершенства?» Отвечайте: «Нам в Любви, Красоте и Действии – тех трёх путей достаточно». Листы сада М. Зов, 19.07.1922 |
Джорджо Папазольи. СВЯТАЯ ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ
СВЯТАЯ ТЕРЕЗА. Фрагмент мозаики
Н.К. Рерих. СЛАВА ГЕРОЮ. 1933
|
Тереза была с людьми, но пребывала с Богом. Это двойное состояние порождало эффект необычайный. Божественное распространялось на земное и проникало во все дела.
На любви золотое зерно
Прилетают небесные Птицы...
Всё, что сердцем с любовью дано,
Возвратится Судьбою сторицей.
Отдающий безмерно богат —
Умножается огненный клад
Всемогущей и щедрой Десницей1.
Тереза создавала духовные общины, писала письма и богословские труды, но главным, внутренним её делом была молитва. Если признать, а признание это закономерно по законам Высшего Мира, то молитва — это действие или действо, силу и значимость которого можно оценить по-настоящему только сверху. Снизу же, от земли, об этом можно только отчасти догадываться.
Как расцвело соприкоснувшееся с отлетающей душой Терезы сухое дерево, так расцветают и плодоносят людские души, усохшие было в своих мирских делах, соприкоснувшись с Высшим Миром через провод великой души.
Если молитва, в своём сокровенном значении, есть связь с Высшим и Превышним, то близость этого связующего Звена не может не приобщить к Высшему Источнику и находящихся вблизи него. Тереза создавала монастыри магнитом связи своей с Богом, находясь, по существу, в непрестанной молитве. И вокруг этого неземного магнита, по закону соответствия, начинали группироваться созвучные ангельской гармонии души.
Страна, задыхавшаяся в клещах железного террора инквизиции, не терпевшей ни малейшего отклонения от её жесточайших норм и канонов, боявшейся этих отклонений гораздо больше, чем дьявола, с которым она якобы боролась, но которому верно служила; церковь, в которой не было Христа и которая Его не знала; и в то же время народ, по существу религиозный, но не знавший пути к Богу, и вдруг получивший живительный глоток воздуха, которого искал, не зная того сам.
Шестнадцать монастырей и частые путешествия Терезы по стране, оставлявшие светлые трассы за собой, оживляли и пробуждали заглохшие ростки душ.
Не было ли это главным чудом из тех чудес, которые она совершала во множестве?
Тереза говорила: «Кто делает упорные усилия, чтобы взойти на вершину совершенства, — тот никогда не восходит на эту вершину один, но всегда ведёт за собой, как доблестный вождь, бесчисленное воинство...» И Учение Живой Этики подтверждает: «...усовершенствование своего Я для других будет достойным решением»2.
«Жизнь моя кончилась — началась жизнь Бога во мне», — сказала Тереза.
«Мне кажется, что Иисус всегда идёт рядом со мной. (...) Я ясно чувствовала, что Он находится по правую сторону от меня и видит то, что я делаю, и я никогда... не могла забыть, что Он рядом со мной».
Имеет доступ к сладостной беседе
С Вершиной высочайшей, Солнцем Духа
Лишь тот, кто любит...
Но Любовь должна быть
Сильнее смерти
и сильнее жизни3.
Тереза прозревала Бога во всём. «Надо искать Бога в твари», — говорила она. «В твари ничтожнейшей, вызванной Богом из небытия, даже в муравье — больше чудес, чем ум человеческий может постигнуть».
Тереза являла совмещение постоянного духовного единения с Христом и очень активной земной деятельности, которую ставили перед ней её долг по отношению к ближним и обстоятельства её личной жизни. Это поразительное совмещение решало проблему пребывания в Боге и служения людям одновременно. Живая Этика указует тот же путь. Она говорит: «...современная Йога — связь с Высшим — должна осуществляться среди обыденности жизни. Не уход от жизни, но претворение её заповедано»4.
И Будда, имея в виду тех, кто предпочитал в поисках духовных достижений жить в уединении, говорил: «Одинокая жизнь в лесу полезна для того, кто следует ей, но она мало способствует благу людей»5.
Одновременно пребывая в непрестанной молитве и в служении людям, Тереза активно работала и по очищению религии.
Она видела, что церковь и её служители отдалились от Христа и Его заповедей и пошли по «лёгкому пути», ведущему к погибели; и она, как и Франциск Ассизский, полностью предалась «тесному пути», ведущему в жизнь вечную, чтобы этим крайним способом отрешения от всего земного хотя бы отчасти заставить задуматься христиан без Христа, оглянуться и на себя, и на заветы Того, Кому они на словах служили, а на деле не следовали.
Тереза стала с несколькими близкими ей по духу монахинями создавать обители полной нищеты и духовного счастья, где царила бы подлинная бедность и которые были бы, по её словам, «уголком рая». Тем самым она хотела показать, что, как говорит Живая Этика, «счастье в духе».
Подобные же обители, в которых люди пребывали бы в Боге сами и несли этот неземной Свет людям своими проповедями и своим примером, строил в своё время и святой Франциск, и в деле своей реформы Тереза продолжала путь его.
Всё её великое дело реформы монастырей строилось на двух основаниях — на любви и на радости. Мало основать обитель, надо, чтобы она жила. В о
снову управления ею Тереза заложила простую истину: «Всё — ничто без любви». Любовь являлась основанием её деятельности. «Главное, не много думать, а много любить», — утверждала она.
Второй основой её обители была радость. «Да избавит нас Бог от унылых святых», — писала она. «Наша Мать Тереза хотя и святая, но такая же простая, как все люди!» — не могли на неё нарадоваться сёстры её монастыря, помня завет святого Франциска и апостола Павла: «Всегда радуйтесь». «Часто уныние доводит людей до настоящего сумасшествия». «Следует считать уныние очень опасной болезнью и лечить его, как болезнь», — считала Тереза.
Живая Этика по этому поводу говорит: «Уныние есть враг каждого совершенствования»6. «Невозможен подвиг в унынии. Уныние есть смерть, как прорванный кошель! Самое драгоценное высыпается в унынии, и можно назвать уныние смертью»7, в то время как «радость есть здоровье духа»8. «Поистине лучший Огонь вспыхивает от радости»9.
Как человек Тереза была «уравновешенной, обаятельной, доброй, способной ободрить других, терпеливой и мягкой даже тогда, когда она жестоко страдала. Она была свободна от плотских вожделений и искушений, которым так часто подвергались подвижники». «Одной своей послушнице, спрашивавшей её об искушениях пола, Тереза простодушно отвечала, что не знает, что это такое». «Она стала мудрой, зрелой монахиней, её любили и к ней тянулись люди в монастыре и за его стенами — в особенности те, кто хотел идти путём святости. Вокруг неё сформировался круг друзей, очарованных её мужественной мягкостью и мягкой суровостью».
Облик Терезы был прекрасен в совмещении лучших человеческих качеств. Она излучала свет небесный, и тьма отступала, и расцветали сияющие цветы духа. И мы, думая и говоря о ней, тоже имеем счастье, как и её современники, соприкасаться с этим надземным Светом.
Думая о ком-то — незримо знакомимся. Велика радость от таких благословенных встреч.
22 мая 1994 г.
Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)
1 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2010. С. 129.
2Мир Огненный. I. 635.
3 Спирина Н.Д. Капли. С. 317.
4 Надземное. 812.
5 Рокотова Н. Основы буддизма. Таллинн, 1990. С. 11.
6 Община. 2.
7 Мир Огненный. I. 377.
8 Там же. 298.
9 Там же. 10.