Противоречия обычно лишь различные качества одного и того же явления. Община, 172 |
День рериховской поэзии открывают
Выступает Л.Т. Завьялова
В мемориальной квартире Н.Д. Спириной
В мемориальной квартире Н.Д. Спириной
Валентина Герман рассказывает о В.Г. Бенедиктове
На сцене — Ольга Колобова
Выступает Галина Жданова
О.А. Ольховая представляет новые издания СибРО
Надежда Жарий читает стихи о России |
Четвёртого мая в Музее Н.К. Рериха в одиннадцатый раз проходил День рериховской поэзии. Цветы, музыка, приветствия, стихи, оживлённые лица людей — всё вместе создавало радостную атмосферу этого прекрасного дня. Замерев, зал слушал аудиозапись от 4 мая 1991 года, в которой Наталия Дмитриевна Спирина, обратившись со словами благодарности к друзьям, устроившим празднование её 80-летнего юбилея, подчеркнула разницу между родством кровным и родством духовным. Она сказала, что всех собравшихся привела сюда любовь к Живой Этике, и это радует её больше всего. И сегодня, спустя двадцать один год, каждый сидящий в зале понимал, что эти слова Наталии Дмитриевны — вне времени, они адресованы как нам, так и другим поколениям рериховцев, которые с таким же чувством будут слушать их через десятки лет...
Первая часть праздника, названная «Поэзия Новой Эпохи», началась стихотворением «Венец поэзии», посвящённым поэтическому творчеству Наталии Дмитриевны Спириной. Его прочли авторы — Татьяна и Сергей Деменко.
Венец поэзии земной
Приветственное слово к собравшимся Сергей Деменко начал «Каплей» Н.Д. Спириной:
Как хорошо, что расстояний нет,
«От тепла наших сердец, — продолжил С.А. Деменко, — от огня любви и признательности "лёд разлуки тает без следа..." Мы пока только учимся понимать, какая благая мощь заключается в объединении сердец, именно в объединении с нашими Старшими — Учителями и Наставниками человечества. Их сострадательная любовь постоянно с нами, она помогает нам выжить, помогает научиться любить Их, осознать незримое присутствие их спасительной любви и творящей заботы.
У А.С. Пушкина есть строки:
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный
Наталия Дмитриевна часто говорила, что из Мира Незримого у неё будет больше возможности помогать нам. Но важно осознать и принять эту благую Помощь, с которой жизнь обретает высокий смысл, заключающийся в причастности к нашим Старшим, к служению Общему Благу. "Я связь Миров", — написал поэт Г.Р. Державин в оде "Бог". Наталия Дмитриевна утвердила эту связь своей жизнью и своим творчеством. Сегодня наш праздник можно было бы назвать и Днём связи Миров».
Один за другим выходили участники праздника к микрофону и читали стихи, благодарили судьбу за встречи с Наталией Дмитриевной, вспоминали, как много эти встречи дали для их духовного роста, говорили о том, что строки пламенных «Капель» в отдельных жизненных ситуациях были как поручни моста над бездной, за которые они крепко держались. Ведущие Татьяна и Сергей Деменко зачитывали многочисленные приветствия и поздравления, пришедшие в прозе и стихах из разных уголков земли — от Санта-Розы до Комсомольска-на-Амуре.
Юлия Цыганкова вспоминала, с каким чувством читала Наталия Дмитриевна строки из арии Варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко»:
О скалы грозные дробятся с рёвом волны
«Сколько силы духа звучало в её голосе и каким огнём светились её глаза. Утончённая, женственная, излучающая благородство и достоинство духа — в Основах она была непоколебима и тверда. Как-то среди работы Наталия Дмитриевна сказала: "Наш путь — это путь как по отвесной скале, вверх идти очень трудно, вниз падать легко, а остановиться — нельзя". Сразу возник яркий образ — отвесная скала, мы, как альпинисты, карабкаемся вверх, и, как бы ни было трудно, надо подниматься, остановка равносильна падению в пропасть. Но мы не одни —
у нас есть "страховка" — протянутая сверху Рука Помощи. И пусть по серебряной нити любви и преданности летят к Учителю слова благодарности».
Прочитав стихотворение Рабиндраната Тагора «Отречение», Любовь Тимофеевна Завьялова сказала: «Как часто человек в своих терзаниях, устремлениях, влекомый майей, проходит мимо истины и самого наинужнейшего. И когда мы понимаем это, в душе возникает волна благодарности к нашим Учителям, к Наталии Дмитриевне за то, что Они принесли Учение Жизни в нашу жизнь и в этом Учении для нас и пути указаны, и вехи расставлены».
Надежда Жарий прочитала стихотворение Бориса Николаевича Абрамова «Наш жизненный путь — тернистый...», предварив его такими словами: «Вспомним Евангелие: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Легкокрылая душа поэта поднимается в обитель Богов и оттуда черпает живительные "Капли" Благодати. Крепко сжав их в руках, спускается на землю и раздаёт это счастье людям.
И "Капель" этих хватит на всех, ведь Царство Божие подобно закваске — не много надо, чтобы вызвать в душе живительное брожение».
Галина Семёновна Николаиди: «Нам всем приходилось слышать, как Наталия Дмитриевна говорила, что "не оскудеет Рука дающего". За эти годы мы не раз убеждались, что её рука никогда не оскудевала: как давала, так даёт и будет давать духовную пищу, которой мы живём».
Наталья Кочергина: «Вот и снова мы собрались во имя нашей дорогой Наталии Дмитриевны, так же как собирались многие годы при её жизни. Каждый май мы торопились сюда, когда расцветала природа, когда распускались первые листочки, появлялась зелень, которую она так любила. И сегодня нас тоже радует пробуждающаяся природа, и конечно, в этот день мы думаем, какие мы счастливые, что когда-то в этот мир пришла Она. Сегодня хочется сказать о бесстрашии Наталии Дмитриевны. В одном из её Слов прозвучало: "Поразительно бесстрашие Святых" — Они не боялись смерти, не боялись идти в самые труднейшие условия жизни, потому что жили в мире духа, где смерти нет. Так же бесстрашно, уверенно и твёрдо шла по жизни Наталия Дмитриевна, ибо, отказавшись от всего личного, отдала себя великому Делу Служения.
Сегодня мы говорим о поэзии Наталии Дмитриевны, звучат её стихи. А вот что она сама говорила о своих стихах:
• Каждая "капля" — она весит! В ней — Учение! Никаких "капелек"! Ничего малого нет.
• "Капли" можно читать, перечитывать, продумывать: это философские трактаты, только в очень малой форме.
• "Капли" несут капли Источника Жизни, а не просто информацию. Источник не иссякает. Если от Него брать, Он никогда не иссякнет. Маленькие "капли" Учения, они ещё будут жить.
• Елена Ивановна Рерих писала о "Каплях": "Яро они мне близки", — а ей ничего, кроме Учения, не было близко яро. Какое это признание!»
После перерыва началась следующая часть Дня поэзии — «Поэтическая гостиная». Открыла её Антонина Андреевна Резванцева: «Все мы знаем, в каком прекрасном мире пребывала Наталия Дмитриевна —
в мире музыки, живописи, поэзии, которую она называла "Царицей всех искусств". Она постоянно устремляла наше внимание на лучшее в мировой поэзии. Мы знаем, как она любила стихи и вдохновенно читала их, как много знала о жизни поэтов и рассказывала об их часто трагических судьбах. Ведь знание обстоятельств жизни творцов помогает понять их внутренний мир, а значит, лучше понять их произведения. Потому сегодня прозвучат не только стихи отдельных поэтов, но и небольшие рассказы о них самих».
В первом выступлении — о Михаиле Юрьевиче Лермонтове — была затронута одна из самых характерных особенностей его творчества: устремление ввысь, к «горним сферам чистого эфира», откуда, как представлялось поэту, чистой и первозданной вышла его душа. Поэт чувствует себя чужим среди «земной юдоли», среди людей, где его чуткая и любящая душа не встречает отклика. Свою крылатую фантазию Лермонтов направляет к небу, тучам, звёздам, в которых он видит своих братьев.
Затем был представлен Владимир Григорьевич Бенедиктов — известный поэт XIX века, переводчик стихов Гёте, Шекспира, Гюго, Мицкевича и других авторов. Многие произведения Бенедиктова, получившие высокую оценку В.А. Жуковского и одобрение А.С. Пушкина, отличаются философской глубиной.
Прозвучал рассказ о творчестве Владислава Ходасевича — русского поэта, критика, мемуариста, человека с очень сложной и драматической судьбой. Лейтмотивом многих его стихов стал конфликт между свободной человеческой душой и враждебным ей миром тирании. В произведениях Ходасевича нашли отражение его духовные поиски, стремление к добру и истине.
Присутствующие услышали также о Якове Полонском. Автор поэтических сборников и романов, он, по словам современников, был «скромным, но честным деятелем пушкинского направления». Его стихам свойственны склонность к повествованию, близость к лирической новелле. На стихи Полонского написаны романсы, кантаты. Одно из его стихотворений легло в основу сюжета картины Н.К. Рериха «Бэда-проповедник».
Программу праздника продолжил концерт лауреатов международных конкурсов — пианистки Екатерины Предвечновой, покорившей слушателей исполнением произведений Ференца Листа, и кларнетиста Данилы Ефремова. Как всегда, вдохновенным было выступление солистки Новосибирского театра оперы и балета Ольги Колобовой.
Затем был показан фильм студии СибРО «Человек и Поэт с большой буквы», посвящённый Н.Д. Спириной.
И вновь звучали стихи. Два маленьких гостя, приехавших из Тюмени, — школьники Глеб Гайнутдинов и Ваня Жалов — читали стихи Владимира Хвоина.
Некоторые не могли сдержать слёз, слушая Надежду Жарий, выступившую с подборкой стихотворений о России. Пламенные строки поэтов о нашей Родине, их вера в мощь и силу страны вызвали большой отклик.
Галина Жданова своё выступление посвятила единству двух видов искусства — музыки и поэзии. Она прочла оду «К радости» Фридриха Шиллера, а затем прозвучал фрагмент Девятой симфонии Людвига ван Бетховена. «Ода Шиллера, гимн святости человеческой дружбы, и музыка Бетховена, ставшая вершиной его творческих достижений, слились воедино в мощной симфонии, которая впервые прозвучала 7 мая 1824 года.
Накануне этого события в городе слышны были такие разговоры: "Включить в симфонию человеческую речь? Вставить хор и вокальные партии в ткань симфонии? — Это немыслимо!" В ответ звучали слова композитора: "А разве человеческий голос не лучший музыкальный инструмент? Я включаю в симфонию Оду Шиллера, потому что мне самому не выразить свою идею с такой ясностью. Почему же поэт не может соединиться с музыкантом?" Идея Девятой симфонии заключается в том, что человек, сильный духом, преодолевает все препятствия и страдания и приходит к свету и счастью».
День рериховской поэзии в музее завершился видеосюжетом, в котором Наталия Дмитриевна читает стихи из сборника «Перед Восходом», посвящённые картинам Н.К. Рериха. До позднего вечера, заполняясь цветами, принимали посетителей и мемориальные квартиры-музеи Наталии Дмитриевны в Академгородке.
Каждый праздник рериховской поэзии чем-то отличается от предыдущих. Трудно выразить словами это ощущение наполненности высокими чувствами «общего пространства сердец». В музее, в мемориальных квартирах — везде ощущалось, что в эти часы происходило что-то очень значительное.
Не успели разойтись последние гости, как в СибРО поступило sms-сообщение: «Примите благодарность сердец за Праздник Красоты! Приходим в Дом-Музей, встречая родных единомышленников! Торопимся в Храм-Музей, потому что напитываемся знаниями и любовью! Летим на крыльях устремления в Крепость-Музей укрепляться духом. Родные! Спасибо Вам за нашу Твердыню-Музей!»
Приводя этот прекрасный посыл сердца в репортаже о празднике, мы хотим поблагодарить не только автора этих строк, но и всех друзей СибРО и сказать о том, что мы высоко ценим их доверие.
Новые издания СибРО, вышедшие к этому празднику, представила Ольга Андреевна Ольховая: «Сборнику "Сердце радостно, сердце крылато..." дала название строка из стихотворения Николая Гумилёва. Это второй выпуск серии "Любимые стихи Н.Д. Спириной". Разнообразна тематика стихов; читая их, мы понимаем, чем именно то или иное стихотворение привлекло внимание Наталии Дмитриевны. Золотым веком русской поэзии называют первую половину ХIХ века. В плеяду поэтов этого времени входит Фёдор Тютчев, мудро сказавший:
Чему бы жизнь нас ни учила,
Рубеж XIX – XX вв. — это уже начало Cеребряного века, который также представлен несколькими поэтами. Игоря Северянина современники назвали "королём поэтов". Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись Александром Вертинским. В сборнике помещён отрывок из поэмы "Солнечный дикарь":
...Я мыслю о немыслимом — о том,
В стихотворении "Баллада о гвоздях" известного советского поэта Николая Тихонова говорится о гибели корабля, экипаж которого, отправляясь на задание, знал, что в живых никто не останется. Стихотворение заканчивается словами:
Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Восторг читателей, без сомнения, вызовут стихи Дона Аминадо, о котором мы вряд ли бы узнали, если бы не слышали его стихов от Наталии Дмитриевны. Такой псевдоним носил известный в своё время поэт-сатирик Аминад Шполянский. В сборник вошли два его стихотворения — "Жуткий гость", высмеивающее многословие, и "Разговор с Марусей", в котором автор, описывая пошлость и безвкусицу, ставшие нормой, от иронии переходит к сарказму.
Не оставит читателя равнодушным и великолепная пародия Александра Измайлова, поэта-символиста Серебряного века, одного из видных литературных критиков своего времени, на стихотворение Ивана Рукавишникова "Нет".
В этом выпуске представлены и другие любимые поэты Н.Д. Спириной — Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Андрей Вознесенский.
Второй сборник называется "На крыльях мечтаний". Небольшие произведения в жанре фантастики написаны сотрудниками СибРО. Эта проза будет интересна и детям, и взрослым.
Рассказ Андрея Холмогорова "Научиться летать" повествует о посланце прекрасного высокоразвитого мира по имени Виэвэр, прилетевшего для помощи земному человечеству. В фокусе внимания читателей оказываются два мальчика, — звёздный гость помогает им понять, как побороть своего самого страшного врага — эгоизм.
Удивительные встречи и открытия ожидают и героиню рассказа Натальи Морозовой, по воле судьбы попавшую в будущее. О чём узнала она, оказавшись там после своего внезапного спасения? Отличаются ли от нас люди будущего? Об этом можно узнать из рассказа "Внезапный поворот".
Притча Екатерины Грачёвой "Осторожно, светлое прошлое", по словам автора, "обличает всех, кто тоскует по какому бы то ни было светлому прошлому, мучаясь этими воспоминаниями и не решаясь что-то менять". Можно также вспомнить и слова Е.И. Рерих: "Часто придётся уговаривать людей думать о будущем. Корабль пусть стремится к назначенной гавани и не блуждает по океану в поисках упавшего груза. Он уже глубоко на дне, и корабль не может терять срок в бесплодных поисках. Лучше кораблю потерять часть груза, нежели не поспеть к гавани, где он получит новое назначение"**.
Ежегодный поэтический сборник "Огни трудов" — традиционное издание ко Дню рериховской поэзии. В нём представлены 14 авторов. Как и прежде, в сборнике два раздела — стихи, посвящённые Наталии Дмитриевне Спириной, и произведения на другие темы. Открывает это издание стихотворение Татьяны и Сергея Деменко, в котором они, обращаясь к Наталии Дмитриевне, говорят:
Вы — как зовущая звёздная весть,
Новую эру собою являя,
Вы в сферах Света, но всё же Вы здесь,
В общем пространстве наших сердец,
В рифмах цветущего нового мая...
Проникновенны слова Юлии Родиной из Днепропетровска, адресованные Наталии Дмитриевне:
Высокий, красивый подвиг,
Крылатое, сильное слово,
Прекрасный и строгий облик.
Дерзанье. Поэзия. Свет...
О высокой роли поэта говорит Ольга Вьюгова:
Поэты не просто люди,
Они — служители Света,
Их путь по вершинам буден,
Стихи их — жизни ответы...
Наталья Писарева делится с читателями воспоминанием о встрече с Наталией Дмитриевной, которая не забудется никогда:
Замер мир, исчез, погас,
Память дар свой открывает —
И при встрече в первый раз
Нам Она стихи читает...
"Воин Света" — так Людмила Ефимова назвала своё стихотворение, посвящённое Музею Рериха в Новосибирске:
Воин Света на дозоре,
Ведь враги кругом не дремлют,
Стаи воронов несутся,
Закрывая в небе зори...
Невозможно представить себе сборник поэтов СибРО без стихотворений, затрагивающих тему борьбы с собой.
Юлия Стройнова пишет:
Научиться думать о других,
О себе забыв, — как это сложно...
О злободневном говорит Ирина Сереброва:
Великий грех — считать себя безгрешным,
Свободным от иллюзий и страстей.
Скрывая гордость, с видом безупречным
Твердить, как пресловутый фарисей:
О Господи, я не такой как все…
О принятии в сердце Высшего Света говорит Любовь Молдованова, о новой встрече с Алтаем мечтает Валентина Баршина из Узбекистана, Дню 24 марта посвящает своё стихотворение Зинаида Кривобок из Украины.
Закончим обзор этого сборника строфой из стихотворения поэтического дуэта Татьяны и Сергея Деменко "Накануне":
...И когда близок Срок и пространство звучит: "Накануне",
Нужен каждый, Свет духа способный хранить и нести.
Пусть под Знаменем Мира сплотятся все те, кто дерзнули
К всепланетному Братству людей непреложно идти».
Материал подготовлен редакцией
* Из стихотворения С. Деменко «Дух новой Азии».
** Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. Новосибирск, 1993. С. 465.