Несмотря на трудности, храните высшую радость подвигу. Эту радость подвигу нужно воспитывать в себе и других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, залог наступления Нового Мира! Рерих Е.И. Письмо от 16.07.1935 |
А.П. Веселёв на юбилейной выставке А.П. Веселёв. ПОДСОЛНУХИ. 2005 А.П. Веселёв. ПЕРЕВАЛ. ВИД НА БЕЛУХУ. 2011 А.П. Веселёв. ПРОТОКА КАТУНИ. НАЛЕДЬ. 2005 А.П. Веселёв. ЯВЛЕНИЕ НЕБА. 2004 А.П. Веселёв. ВЕСНА. 2007 |
На торжество собрались гости, сотрудники и друзья музея. Специально к этому дню из Верхнего Уймона (Республика Алтай) приехал и сам художник, на днях отметивший своё 60-летие.
Татьяна Павловна Осипова открыла праздник и рассказала о творческом пути художника. Анатолий Петрович родился в Горно-Алтайске, с раннего детства проявил большую склонность к рисованию и уже в школьные годы участвовал в конкурсах рисунков, оформлял стенгазеты, стенды. В 1979 году окончил биологический факультет педагогического института. Любовь к биологии сыграла огромную роль в его творчестве, помогла сблизиться с природой, научила понимать её, чувствовать. С рюкзаком за плечами и с этюдником Анатолий Петрович прошёл весь Горный Алтай. Наблюдал жизнь растений, птиц, животных, насекомых. Каждый год — новые маршруты, новые впечатления, и как следствие этого — новые картины.
«Мне приходилось видеть Анатолия Петровича среди природы, — рассказывает Татьяна Павловна. — Помимо того, что он художник, он ещё и прекрасный фотограф. В руках — фотоаппарат, в глазах азарт охотника за пейзажами. Он может долго стоять на коленях с фотоаппаратом перед первым весенним цветочком, который только-только пробился через толщу земли. Сделает несколько снимков и встаёт такой счастливый, как будто встретился с чудом. Наверное, так оно и есть.
Посмотрите, какие у него красочные картины, сколько в них света и солнца! Каждая из них абсолютно неповторима и в то же время созвучна с другими. Его пейзажи очень поэтичны — глядишь на них, и вспоминаются слова из стихотворения Наталии Дмитриевны Спириной:
Открыть глаза людей на радости Земли:
На солнечную песнь закатов и восходов,
На блики облаков, которые легли
Небесным цветником по голубому своду...
Среди работ Веселёва основное место занимают пейзажи Уймонской долины, виды гор, Катуни. Художники — народ необыкновенный, они очень отличаются от обычных людей тем, что в самом привычном всегда могут заметить что-то интересное и потом воплотить в прекрасных картинах.
У Анатолия Петровича есть небольшие акварели, сюжеты которых очень просты: одинокое дерево, солнце на закате, весенние проталины, — но как это завораживает! Новые работы Анатолия Петровича, выполненные маслом, посвящены горам. Удивительные вершины — белоснежные, освещённые солнцем, монолитные, торжественные.
Анатолий Петрович мастер на все руки: и печник, и плотник, и может экскурсию провести по музею. Кроме того, он активный участник строительства Мемориального дома-музея Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне, куда приехал в 1999 году, когда работы шли полным ходом. Он хорошо знает историю музея и может о ней рассказать.
Когда вы будете знакомиться с его акварельными работами, на многих из них увидите музей в разные периоды его строительства. Тогда было труднейшее время. Строили только летом, зимой стройка затихала, и Анатолий Петрович в течение нескольких зим жил один, охраняя музей.
Огромное спасибо, Анатолий Петрович, и за этот труд, и за Ваше искусство, наполненное светом и красотой».
В своём ответном слове Анатолий Петрович, поблагодарив всех, кто собрался в этом зале, отметил, что его акварели были только подготовкой к новому для него виду творчества, который на сегодняшней выставке представлен девятью картинами. «Живопись маслом — именно это направление я хочу развивать. Я шёл к этому 50 лет. Роспись для меня тоже новое направление. Несколько лет назад в Уймоне мы открыли изостудию, и я один из первых начал расписывать тарелки, потом и другие сотрудники присоединились. Тогда я своего стиля ещё не нашёл, а с 2009 года объединил элементы алтайского орнамента и скифского звериного стиля — и стали получаться такие тарелки, шкатулки и прочее.
Я очень рад, что работаю в Сибирском Рериховском Обществе, — это даёт мне прилив новых сил, в том числе и творческих».
Затем выступила Ольга Андреевна Ольховая: «Все присутствующие уже поняли, что этот прекрасный мастер, который работает в разнообразных жанрах, ещё и необыкновенно скромный человек. Те тарелки, которые у нас находятся, — изумительны, и это только малая часть созданного им. Мы слышали отклики специалистов об этих работах — это настоящий эксклюзив, такого нет нигде. Уже много их разошлось по миру.
Что касается его вклада в строительство музея — это тоже что-то совершенно особенное. Представьте, что Анатолий Петрович один, без помощников, сделал деревянную внутреннюю лестницу на второй этаж. И когда мы туда приехали, то просто ахнули, как он сумел вписать её в столь малые размеры. Конечно, мы очень рады, что Анатолий Петрович не просто наш знакомый, а многолетний сотрудник — очень надёжный, очень верный сотрудник, и без него Алтай представить просто невозможно».
Когда торжественная часть закончилась, Анатолия Петровича плотным кольцом окружили люди. Всем хотелось лично пообщаться с автором этих удивительных картин. Посетителей интересовало, в какой технике сделана та или иная работа, трудно ли ходить в горы одному и как ему удаётся передать тончайшие нюансы цвета. А кто-то, обойдя весь зал и внимательно рассмотрев каждую картину, подходил к художнику, чтобы выразить своё восхищение и благодарность за полученную радость.
В книге отзывов появились слова: «Звучат чистые ноты мерцающих красок акварели. Слышится светлая мелодия природы Алтая — где-то скромной, а где-то звучащей мощно и торжественно (Белуха). А вот — светящееся зерно Будущего — Дом-музей Н.К. Рериха
в Уймонской долине. Как магнит, притягивают работы Анатолия Петровича (Марина К., Новосибирск)».
«Больше всего мне понравились акварельные миниатюры... Очень точное название выставки — "Сюита Алтая": каждая картина звучит своей нотой, передаёт грань Красоты Алтая, и все вместе они сливаются в сюиту. С нетерпением будем ждать новых работ художника (А. Мих, Екатеринбург)».
От всего сердца пожелаем Анатолию Петровичу новых открытий, новых творческих достижений и взлётов!
Подготовлено редакцией