Мысли на каждый день

Спросите человека, чем он желает украсить себя, и вы будете знать степень его сознания.

Мир Огненный, ч. 1, 653

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
«Труд, востребованный временем и людьми»

Автор: Подготовлено редакцией  



Теги статьи:  Маточкин, выставки, горы, Рериховские Чтения, другие художники

Е.П. Маточкин открывает выставку


В. Усольцев, Е. Маточкин на пике Рериха. 1974


Е.П. Маточкин. БЕЛУХА. 1976




Е.П. Маточкин. БЕЛУХА С ОЗЕРА АК-КЕМ. 1976
4 февраля в новосибирском Музее Н.К. Рериха открылась выставка пастелей Евгения Палладиевича Маточкина «Лики Белухи». На картинах изображена священная Белуха — высочайшая гора Алтая. В отдельной экспозиции были представлены литературные труды Е.П. Маточкина — художественные альбомы по рериховской тематике «Поэзия старины», «Индия Святослава Рериха», «Образ Иисуса Христа» и другие; его научные работы, награды.

Встреча с творчеством Е.П. Маточкина в этот день была не случайной — 4 февраля Евгений Палладиевич отметил своё 70-летие. Правда, эта цифра мало сочетается с образом и ритмом жизни юбиляра — энергичный, всегда желанный участник и гость художественных выставок и научных конференций, он успешно трудится и полон творческих планов. По словам Е.П. Маточкина, в этом году он отмечает также 40-летие с начала изучения Живой Этики, 20-летие выхода в свет его первой книги по археологии «Петроглифы Алтая», написанной совместно с В.Д. Кубаревым, а 10 лет назад он получил первый экземпляр своей книги «Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха», изданной в Самаре.

Живопись не является основным видом занятий Евгения Палладиевича, он — доктор искусствоведения, в активе его свыше 300 работ в этой области. Кроме того, после окончания Новосибирского государственного университета он работал в Институте ядерной физики и в соавторстве с коллегами написал 89 научных работ по физике. Е.П. Маточкин — известный исследователь творчества семьи Рерихов. Вместе с академиком А.П. Окладниковым, Н.Д. Спириной и В.Е. Ларичевым был основателем всесоюзных конференций «Рериховские чтения». Его творческие интересы включают выступления на сцене в качестве пианиста (исполнение концертов Грига, Мендельсона, Аренского для фортепиано с оркестром), восхождение на горные вершины, археологические и искусствоведческие изыскания, а в детстве он даже занимался в балетной студии и участвовал в постановках. Словом, разнообразие дарований этого замечательного человека поистине удивительно. Важно и то, что все эти творческие направления не существуют по отдельности — они слились в удивительно цельную человеческую судьбу. Как отметил на открытии юбилейного мероприятия сотрудник Сибирского Рериховского Общества С.А. Деменко, «сегодня мы ещё раз можем убедиться, как мудро решает жизнь, кому, когда родиться, какие наклонности получить, чтобы быть полезным этому миру, чтобы прийти и принести свои труды для всечеловеческой пользы. Это настоящее человеческое счастье — жить и сознавать, что ты родился в тот самый момент, когда более всего необходим, когда твои силы, стремления, труд крайне востребованы временем и людьми».

Серия представленных на выставке картин, со­зданных в конце 1970-х – начале 1980-х годов, была задумана Е.П. Маточкиным во время путешествий по Алтаю, когда он в течение нескольких лет прошёл по маршруту конной экспедиции Г.И. Чорос-Гуркина 1908 года. Известно, что великий алтайский художник посвятил Алтаю и священной Белухе множество своих полотен, воспевая первозданную красоту и мощь природы. И в картинах Е.П. Маточкина выразились любовь и восхищение миром гор, непрерывной игрой красок, чистотой и свежестью просторов этого благодатного края, возвеличенного также и его любимым художником — Н.К. Рерихом.

Открывая выставку «Лики Белухи», Е.П. Маточкин рассказал: «Эти работы выставляются все вместе впервые. Началось всё в 1974 году, когда я участвовал в съёмках документального фильма "Николай Рерих". Снимали южную сторону Белухи, и мы почти полдня находились высоко в горах, куда нас забросили на вертолёте. Художники из Барнаула рисовали Белуху, мне тоже захотелось, и я попросил у них бумагу, пастель. Попробовал, но у меня ничего не получилось. Однако мысль запечатлеть в красках высочайшую вершину Сибири не оставляла. В 1976 году, ровно через 50 лет после того, как Н.К. Рерих записал в путевом дневнике: "Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород", — мы с женой поднялись на гору Громотуха в Усть-Коксинском районе и приготовились рисовать Белуху. Сидим час, другой, а Белухи всё не видно, кругом горы в облаках. Нам стало так грустно, неужели мы её не увидим? И вдруг я поднимаю глаза и вижу, что Белуха сияет над облаками, как птица, развернув крылья. Эта самая первая моя работа выставлялась на Рериховских чтениях в 1976 году в Новосибирской картинной галерее».

На Алтае ряд вершин, расположенных вокруг Белухи, носит имена членов семьи Рерихов и их сподвижников. Евгений Палладиевич рассказал гостям Музея Н.К. Рериха о своих восхождениях и показал фотографии. «В 1973 году я прочитал в книге, что в районе Белухи есть Пик Рериха. Приближался 1974 год, 100-летие со дня рождения Николая Константиновича. Я понял, что надо взойти на пик его имени со Знаменем Мира. В марте 1974 года мы отправились на Алтай с группой, которую возглавил Е. Великанов. Поднявшись на вершину, мы развернули Знамя Мира, которое затем и оставили вместе с чеканкой — портретом Н.К. Рериха. Там мы нашли записку первых восходителей. Томские альпинисты, которые назвали этот пик в честь Николая Константиновича, взошли на него 15 августа 1963 г. Перед походом они были в Новосибирске и посетили картинную галерею; им так понравились картины великого художника, что, будучи в горах и увидев красивую вершину рядом с Белухой, они решили посвятить её Н.К. Рериху.

Я написал статью о юбилейном восхождении, которая вместе с фотографиями была опубликована в журнале «Soviet Land». И однажды я получил этот журнал от Святослава Николаевича Рериха из Индии вместе с таким письмом: «Все очень оценили Вашу статью, и мы её широко разослали. Может быть, вместе с Вами будем ещё любоваться вершиной Н[иколая] К[онстантиновича]. Всего, всего Светлого. Ваш Святослав Рерих».

В завершение программы в исполнении юбиляра прозвучали произведения для фортепиано. Игра Евгения Палладиевича, как и вся встреча, оставила после себя ощущение искренности, душевной глубины и торжественности.

Подготовлено редакцией

* * *

На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре. Уч-Орион. Сюре – жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру. На гору Уч-Сюре восходят по белому хадаку.

И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу. Владычица Алтая, белоснежная гора Белуха, питающая все реки и поля, готова дать свои сокровища.

Н.К. Рерих

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске