Когда радость будущему живет в сердце, тогда каждое преграждение есть лишь ступень к восхождению. Мир Огненный, ч.3, § 239 |
Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества
«Седьмое качество действия его чистое отправление. Путём его можно двигать тяжести без утомления» (Листы Сада Мории. Озарение. 3 – IV – 14). «Чистое отправление» — это о чистоте побуждений или о чём-то ином?
Скорее всего, о чистоте побуждений. Если нечистое побуждение, какая-то корысть или что-то затаённое, не так-то легко будет двигать событиями или предметами или что-то ещё делать. А чистое побуждение — оно поднимает психическую энергию, без которой, как известно, мы не можем творить и способствовать её накоплению. Когда этого тормоза нет — нет эгоизма, расчёта, каких-то себялюбивых мыслей, — тогда действительно «чистое отправление».
«...Две различные правды могут срастись в здоровом организме. Человек, обуянный мыслью о различных правдах, подобен человеку, задумавшемуся о различии глаз, он теряет выпуклость представления» (Листы Сада Мории. Озарение. 3 – V – 8). Поясните, пожалуйста, эти слова.
Правда на самом деле одна, а человек представляет какие-то, может быть, разные правды. Возьмите разные религии: в сущности, все религии говорят об одном и том же. Но человеку духовно недальнозоркому может показаться, что в религиях есть противоречия, что они говорят о разном, в то время как они говорят об одном. Так же эти различные правды — на самом деле это одна правда, но она имеет различные виды и формы, и сознание может их вместить, если отнестись без предубеждения и очень широко. Мы знаем, какие были религиозные распри, раздоры, споры, недоразумения; даже в одном только христианстве столько всяких сект, толкований Евангелия и всего прочего, и может казаться, что всё это правда, но здоровое сознание воспримет Евангелие как целостное Учение без всяких противоречий и ограничений. Во всех религиях говорится о бессмертии духа, о том, что смерть относится только к телу, но как по-разному это вмещают, по-разному понимают или даже отвергают.
Будет ли считаться применением Учения в жизни, если сотрудники на протяжении ряда лет помнят какие-то, как им кажется, несправедливые замечания, хотя доля правды в них была?
Есть такие слова в Учении: «Злопамятство, обида, думание о себе уничтожают преимущества так же, как предательство и страх» (Иерархия, 78). Эту фразу я помню наизусть. Если действительно они тогда ничего не поняли и только лелеют свои обиды, или им не было это разъяснено, или они просто не в состоянии это вместить, — то это злопамятство, как сказано, «уничтожает преимущества так же, как предательство и страх».
В Общество подходят люди, читающие Учение, но с их стороны нет предложений об участии в тех или иных мероприятиях. Как поступать — ждать, когда они сами проявят инициативу, или всё-таки им предлагать?
Я думаю, что не надо ждать, вы можете просто не дождаться. Надо вовлекать и разъяснять, что Учение — это путь к Общине, и через общую работу мы ближе подойдём к Учению, лучше его поймём. И это всё-таки обязывает: изучение Учения — это не только читать, но и что-то делать. И если они придут на помощь — это будет показателем того, что они что-то поняли. Поэтому их надо, безусловно, настраивать на общую работу.
Как поступить, если для проведения мероприятия созданы неблагоприятные условия? Всё-таки провести или перенести на другое время?
Если есть возможность перенести и улучшить обстановку в зале, конечно, это надо сделать, иначе представление о картинах может быть искажённым, недостаточно убедительным, а нужно, чтобы это впечатляло людей. Поэтому надо делать максимально благоприятную обстановку для того, чтобы показывать картины и слайды.
Много говорится об искренности, но ведь невозможно всегда и всем говорить правду в глаза — так можно обидеть человека.
Надо вырабатывать в себе умение аккуратно, дипломатично говорить, чтобы и не обидеть, но и не соврать. Всё зависит от того, какой вопрос, какая тема. Конечно, нам приходится так делать, но всё-таки нельзя поступаться истиной. Правда не только в том, чтобы не обидеть, а иногда, может быть, и обидеть надо, чтобы человек опомнился, призадумался, и это ему, может быть, на пользу пойдёт. Но именно с желанием помочь человеку, а не с тем, чтобы его кольнуть просто для своего удовольствия.