Мысли на каждый день

Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её.

Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«ПЕДАГОГИКА СВЕТА»*

Автор: Цыганкова Юлия  



Теги статьи:  Наталия Спирина (о ней), работа с детьми
...Главнейшая и важнейшая наша задача — подготовить тех, кто будет осуществлять новую эру в новых, доселе небывалых космических условиях.

Н.Д. Спирина

Мы живём в очень непростое, переходное время. «У Нас не было более сложного времени, как эта смена pас»1, — говорят Великие Учителя. «Духовная судьба каждого человека формируется сейчас с небывалой быстротой и интенсивностью. Зёрна добра и зла, света и тьмы в нас прорастают буквально на глазах для конечного выявления и отбора»2.«...Все силы зла и разрушения выявляются и реализуют себя с невиданной силой, предчувствуя приход новой эпохи добра и света, где их существование будет немыслимо, и они торопятся навредить как можно больше. Они выявляются не только во внешнем ходе событий, но и внутри каждого человека. Достоевский говорил, что в мире борются Бог и дьявол и арена их борьбы — сердца людей»3.

«Когда наступает новая эпоха, она подразумевает и тех, кто будет составлять эту эпоху, то есть людей, олицетворяющих её»4. Понимание того, чем будут отличаться люди грядущей эпохи от уходящей, — решит судьбу нового поколения.

Формирование человека будущего — это завет Великой Семьи Рерихов, которая принесла человечеству провозвестие Новой Эпохи — Учение Живой Этики. И конечно же, Живая Этика подразумевает воспитание нового человека на новых эволюционных основах. В Учении даётся множество указаний, как заниматься с детьми в семье и школе, как pазвивать их качества и способности, как помочь подрастающему поколению сформировать верное мировоззрение и открыть глаза на красоту и гармонию окружающего мира.

В начале 1990-х годов Н.Д. Спирина писала: «Такого беспpедела тьмы в истоpии планеты ещё не бывало...»5 К сожалению, и сегодня, два десятилетия спустя, эти слова не утратили актуальность. И потому «в максимальный разгул чудовищной педагогики тьмы, когда сознательно и целенаправленно губятся души и тела людей, развращаются дети самыми изысканными способами уродства и лжи... каждый, у кого есть в руке хотя бы одно зерно света, уже этим противостоит мраку разложения»6.

В любом деле есть первопроходцы, их ответственность велика, а в деле воспитания нового поколения тем более. Наталия Дмитриевна взяла на себя такую ответственность. Она заложила основы педагогики Света.

«Мы должны быть новаторами, — говорила Наталия Дмитриевна, — потому что мы проповедники Нового Мира». «...Нам пpиходится начинать с самого начала, ничего готового для нас нет. Но у нас есть оpиентиp — книги Живой Этики, письма Е.И. Реpих; и Помощь Высшая справедливому делу уготована»7. «Мы закладываем зёрна света в души и сознания наших учащихся, каждый по своему разумению. Не нам судить, какое зерно даст какой всход. Но под Лучом Владыки и в ходе эволюции все зёрна процветут. Каждое по-своему, но все ко благу. Зёрна Света — это те зёрна, которые мы почерпаем из книг Живой Этики, и даже если мы сами ещё несовершенны, то всходы всё равно будут»8.

Наталия Дмитриевна Спирина объединила в себе качества талантливого учителя-новатора и человека, глубоко постигшего основы философско-этического Учения Рерихов.

Коснёмся кратко тех моментов её жизни, которые связаны с педагогической деятельностью.


Наталия Дмитриевна Спирина. Харбин

В 1926 году Наталия Дмитриевна заканчивает гимназию и поступает в дополнительный педагогический класс, через год она получает звание «домашней учительницы». В 1929 году поступает в Высшую музыкальную школу, где на старшем курсе занимается педагогической практикой. Закончив обучение, преподаёт фортепиано детям. С 1952 года преподаёт русский язык в Хейлунцзянском университете китайским студентам. С 1959 года, вернувшись на родину, работает в детских музыкальных школах Новосибирска, № 5 и № 10, в качестве преподавателя по классу фортепиано. После ухода на пенсию до начала 1990-х годов даёт частные уроки музыки.

Таким образом, Наталия Дмитриевна посвятила преподаванию бо'льшую часть своей жизни.

Познакомившись с Учением в начале 1940-х годов, Н.Д. Спирина начинает уже сознательно применять Живую Этику в своей педагогической работе. Но стоит отметить, что мысли Учения были созвучны её сердцу задолго до знакомства с текстами Агни Йоги.

Она вспоминала: «Мне хотелось преподавать. Мне хотелось передать детям то, что я поняла, что я полюбила; хотелось, чтобы и они полюбили музыку. И это было так радостно, когда ребёнок приходит, сначала пальчиком пошевелить не может, а потом вдруг из-под этих пальчиков начинают звучать какие-то пьески. Я всегда считала, что музыку надо преподавать радостно».

Н.Д. Спирина не создавала новых методик обучения, у неё нет фундаментальных трудов по педагогике, но, работая в рамках обычной программы музыкальной школы, она являла совершенно новый и для многих необычный подход к детям — свою полную заинтересованность в каждом ребёнке и любовь к нему, а ведь часто ей отдавали учеников, с которыми уже никто не мог справиться.

Все бывшие ученики Наталии Дмитриевны до сих пор вспоминают о ней с огромной теплотой и любовью, отмечая, что она была не такой, как все, она была особенным педагогом и человеком.

После создания Сибирского Рериховского Общества результатом первых шагов новой педагоги­ки стали проведённые в 1990-х годах четыре шко­лы-семинара «Дети и Живая Этика» — научно-общественные конференции, в которых приняли участие педагоги из десятков городов и сёл России и ближнего зарубежья, работающие с детьми на основе Учения Живой Этики.


Н.Д. Спирина с учениками своего класса. Новосибирск

Рассмотрим основные подходы Наталии Дмитриевны к преподаванию, которые освещались в её выступлениях на школах-семинарах, и подкрепим их примерами из её педагогического опыта. Говоря о том, как надо приступать к преподаванию Живой Этики, Наталия Дмитриевна отмечала: «Идя к детям, надо начинать не с них, а с самого себя. Что мы несём им в себе? Этим обусловливается успех или неуспех дела. Зажечь другого может лишь тот, кто горит сам. (...) Научить любить тот предмет, который учитель преподаёт, он может, только сам пламенно любя этот предмет. (...) Увлечённость заражает; доброта вызывает ответную реакцию; крайняя заинтересованность учителя в преподаваемом предмете непременно заинтересует в нём и учеников»9.

Вспоминает Борис Владимирович Робинсон: «Наталия Дмитриевна жила нормами высокой морали. Она оказывала влияние на людей своими поступками. Это был принцип "делай, как я". Она сама была совершенно безупречна в том плане, что обладала глубочайшей культурой, исключительной тактичностью».

Ученик Наталии Дмитриевны Святослав Павлович Белинский рассказывает: «Она не играла никакими чувствами, просто делала всё от души, и это было видно. Знаете, дети ведь очень наблюдательны; я видел, что ей всё интересно, и это передавалось мне. И я действительно стал заниматься с большим интересом».

Наталия Дмитриевна говорила: «Внешняя культуpа поведения способствует и ведёт к внутpенней, духовной культуpе, так же как внутpеннее благоpодство влияет на манеpу поведения. (...) ...И там, где слова не всегда доходят, там взгляд, жест, интонация голоса (тон, как говорят, делает музыку) может дать неожиданные pезультаты. Закон взаимности действует: взаимоуважение, взаимная любовь, взаимопонимание, со-чувствие, то есть умение состpадать и соpадоваться, — всё это пpивлечёт детей и сделает пpедмет пpеподавания более доступным для понимания, более усвояемым»10.

«Если учитель, хоть в какой-то мере, не претворит Живую Этику в себе, он её не даст другим по закону воздействия вибраций»11.

Нельзя, чтобы педагога боялись, — убеждена Наталия Дмитриевна. «Учитель, грубо кричащий на учеников, тем самым огрубляет их и являет недостойный пример поведения; так же как и родители, кричащие на детей, ругающие их, не вызывают у последних любви и желания подражать им»12.

Н.Д. Спирина рассказывала: «Если ребёнок входил в мой класс на урок без улыбки, я ставила это себе в вину, и именно в том, что мне не удалось до сих пор сделать эти занятия для него привлекательными. Я работала на две ставки, я бы уставала в два раза больше, если бы раздражалась; расположение учеников поддерживает, а если приходит ученик и тебя ненавидит, то каково же учителю, как тяжелы должны быть эти вибрации, которые исходят от ученика. А если к тебе приходят и улыбаются, то тебе легче справляться. Дети могут доставить такую радость!»

С.П. Белинский: «Моя первая учительница была очень молодая, экспрессивная. Когда я играл не так, как нужно, она кричала на меня: "У меня из-за тебя заберут диплом!". И я очень боялся играть плохо. Наталия Дмитриевна же никогда не кричала, была очень спокойная и выдержанная. Дождавшись, когда я закончу играть, она говорила: "А давай попробуем вот так сыграть, а вот здесь немного громче". Она всё аргументировала, объясняла».

Б.В. Робинсон: «Она никогда не позволяла себе сердиться, выходить из себя. Есть педагоги, которые за неточность исполнения бьют по рукам, оскорбляют, прибегают к каким-то нелестным для ученика сравнениям. Наталия Дмитриевна никогда не позволяла себе ничего такого и всегда говорила ровным, даже тихим голосом, ученики её просто боготворили».

Несмотря на мягкость, Наталия Дмитриевна бы­ла и очень требовательной: «Когда в дневнике приходилось ставить оценку, я всегда спрашивала ученика — как он сегодня играл, хорошо ли приготовился; и обычно ученик сам честно сознавался в том, что плохо приготовил урок, и понимал, почему получил отрицательную оценку. Также я старалась, чтобы ученик понял, что, когда он играет хорошо, он не только зарабатывает хорошую оценку, но и доставляет удовольствие другим, становится для них привлекательным».

В Новой Эпохе большую роль будет играть умение сотрудничать и дружное единение. В своих учениках Наталия Дмитриевна воспитывала эти качества через ансамблевую игру и концерты класса. Её ученики вспоминали, что у них был самый дружный класс, и в этом большая заслуга Наталии Дмитриевны. Играя произведения в четыре руки, ученики ходили друг к другу домой, и постепенно начинали дружить и дети, и родители. Родительские собрания обычно превращались в концерты.

С.П. Белинский: «В классе мы часто играли ансамбли. Я играл с Андреем Мальцевым произведение Прокофьева "Монтекки и Капулетти". У Наталии Дмитриевны были ноты для ансамбля в четыре руки, которые достать было очень трудно. Она была довольна, особенно когда мы репетировали. Но бывало и так, что мы говорили, что будем репетировать, а на самом деле я приходил к нему и мы занимались совсем другим. Потом Наталия Дмитриевна нам всё-таки объяснила, что очень важно сыгрываться, что это не просто так: ты выучил, другой выучил, и вы сели, сыграли. Нет, нужно, чтобы всё звучало так, как будто играет один человек, — говорила она нам».

В своём выступлении «Шаги Нового Века» Наталия Дмитриевна подчеркнула два качества, как «самые необходимые для продвижения по путям познавания и претворения основ Живой Этики»13, которые сама она проявляла всю жизнь. Это Любовь и Радость.

На магнит любви откликаются даже растения и животные, «насколько же сильнее потянутся дети к духовным дарам любящего сердца! Приобщив их к своему чувству любви, мы научим и их любить»14. «Как к свету растения — так тянутся люди к теплоте сердца. Эта теплота не только согревает их, но и способствует их духовному росту. Они сами в своей мере преображаются, становятся гуманнее и отзывчивее. Теплоту сердца чувствует всё существующее на земле...»15

Ученица Н.Д. Спириной Маргарита Владимировна Робинсон вспоминает: «Наталия Дмитриевна обладала редчайшим качеством — умением сопереживать».

«Дети очень чувствительны к справедливости, — говорила Наталия Дмитриевна. — Когда живёшь по Живой Этике, то ко всему отношение совсем иное. Это не были просто казённые ученики, которых я обязана учить, — это были дети, близкие мне. Потому что Живая Этика — это близость всех во всём, всё едино: ''Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я''. Это были мои детишки, я их жалела, понимала, что им очень трудно».

«Огромное значение придаёт Учение чувству радости. ''Мыслитель указывал, что радость по силе равна любви''»16.

Двойная задача — принести детям радость и на­учить их радоваться — «должна быть решена и в духе, и на практике всей жизни. (...) Для этого требуется, прежде всего, преодоление себя и обстоятельств жизни, отнюдь не способствующих радости». И только «найдя и утвердив радость в себе, мы принесём её детям»17. «Особенно будет близка детям радость о Прекрасном. Наша задача — научить их вмещать красоту жизни, открывая им глаза, уча их видеть красоты и мироздания, и произведений искусства и литературы; научить слышать созвучия в музыке и стихах и получать от всего этого радость. Эти открытия через зрение и слух никогда не будут утеряны, останутся на всю жизнь»18.

«Общаясь с красотами природы и искусства, человек заметно или незаметно для себя утончается. Его уже не привлекают, а скорее отталкивают грубые проявления земного быта — резкие голоса, ругань, безвкусица в одежде, манеры, ''музыка'' в кавычках. Строящий свою жизнь на Красоте ''строит в созвучии с Высшими Законами Космоса. Красота — критерий безошибочный''»19.

Б.В. Робинсон: «Наталия Дмитриевна была именно тем человеком, который учил нас слышать, видеть, понимать этот мир, а главное — стремиться к миру более возвышенному».

Идеалы, провозглашённые Рерихом, — объединение всех народов Земли на основе Культуры, которая простирается над миром поверх всех религий, рас и народностей, — Наталия Дмитриевна утверждала всю жизнь и всей своей жизнью. Огромный багаж её знаний невозможно было не почувствовать.

«Она — удивительный человек, — вспоминает М.В. Робинсон. — К ней привлекало блестящее знание языков, поэзии, живописи, любовь к цветам, книгам, к жизни и желание отдать людям всё, что у тебя есть, — свои знания».

Б.В. Робинсон: «Интересно, что Наталия Дмитриевна сочетала в себе глубочайшую культуру, знание её истоков, доскональное знание российской поэзии XIX века и большой интерес ко всему, что происходило сейчас». При этом, отмечает он, «Наталия Дмитриевна всегда отличалась большой деликатностью, никогда не давала понять, какова пропасть между её учениками и тем колоссальным массивом знаний и умений, которыми обладала она».

Остановимся на литературном творчестве Н.Д. Спириной, названном одним из её корреспондентов светоносным. Оно является бесценным материалом в работе с детьми, чему есть немало подтверждений.

Совсем недавно широкая общественность смогла познакомиться с письмами Е.И. Рерих к Б.Н. Абрамову, земному учителю Н.Д. Спириной. В них раскрывается та роль, которая предназначалась Наталии Дмитриевне нашими Старшими.

«...Ей [Наталии Дмитриевне] нужно сосредоточиться на писательстве. Она может прекрасно писать под диктовку В[еликого] Вл[адыки] и напишет прекрасные статьи и полезные книжечки. (...) Так приветствую от всего сердца новую сотрудницу и радуюсь возможности для неё уявиться на такой прекрасной и столь нужной сейчас работе», — писала Е.И. Рерих 23 января 1951 года. И уже через 4 месяца Елена Ивановна передаёт слова Великого Учителя: «Сказано: ''Она... стала Мне полезной и прекрасной сотрудницей. Яро помогу ей в её работе в Моей лучшей стране''» (21.05.1951). 19 ноября этого же года: «...Милая Ната... будет прекрасно писать нужные страницы для молодого поколения и для детского сознания, ибо необходимо закладывать основы космического пути с самого раннего детства».

Однажды Наталию Дмитриевну спросили: «Можно ли давать детям знания о законе кармы и перевоплощения?» Она незамедлительно ответила: «Не только можно, но и должно! Главное, в какой форме. Лев Толстой перевёл сказку ''Карма'', её можно без ущерба читать детям. Две основные идеи — о бессмертии и причинах и следствиях — надо закладывать в сознание детей как можно раньше, главное, делать это увлекательно и просто, в форме сказок, притч. Но заложить эти основы очень важно».

Тогда, в середине 1990-х годов, ещё никто не знал, что такая повесть-сказка, где доступно и увлекательно рассказывается о законе причин и следствий, о перевоплощении и силе мысли, о дальних мирах и По­движниках, Наталией Дмитриевной уже написана.

Только в 1999 году в журнале «Перед Восходом» начинает по главам публиковаться повесть-сказка
«В Стране, где всё возможно». Ещё до окончания публикации Наталия Дмитриевна получает восторженные отзывы и от взрослых, и от детей.

«Эта книга заставляет нас вспомнить о том, что такое душа, Бог, Высший Разум Вселенной, — пишет О.Н. Ясинская, учительница русского языка из Новокузнецка. — Под воздействием прочитанного невольно начинаешь оценивать свои поступки со стороны, как бы открывая для себя заново такие понятия, как добро и зло, справедливость и возмездие, жестокость и милосердие. Мне кажется, что эта книга заставила читателей задуматься о Духовности. В этом и есть великая заслуга автора».

«Милая, добрая, замечательная Наталия Дмитриевна, — пишет ученица 10-го класса Анастасия Михеева. — Вы поистине хороший человек, так как смогли написать такую хорошую сказку. Ваше произведение воздействует на читателя не только в эмоциональном плане, но и в качестве нравственного учебника жизни».

Сказы Наталии Дмитриевны — это Учение Жизни, претворённое автором в форму рассказа или философской притчи. Многие учителя отмечали, что Сказы отличает изумительно красивый, почти забытый сегодня в богатстве своём русский язык.

Хочется выделить сказ «Медведь», о появлении которого Наталия Дмитриевна рассказывала: «Однажды я проснулась очень рано на рассвете, движимая одним чувством — записать то, что слышала на границе сна и бодрствования, — записать скорее, скорее. Я настолько прониклась чувствами медведя, как будто воплотилась в него, сама стала им». Сказ был записан целиком от начала до конца и больше не дорабатывался.

Л.М. Мельникова уже много лет проводит внеклассную работу в профессиональных училищах города Новосибирска и в школе села Быстровка. По её словам, большое впечатление на детей оказывает слайд-программа по сказу «Медведь». Учительница 2-го класса после одного такого показа позже поделилась: «Я своих детей совершенно не узнала.
Я была поражена, когда они, не имея понятия даже об изложении, написали сочинения, да такие качественные! Какое-то преображение с детьми происходит. Рядом с этой красотой они совершенно другие, перерождаются».

Поэзию Н.Д. Спириной заслуженно называют поэзией будущего, поэзией Новой Эпохи, она проникнута глубинным пониманием Живой Этики, и в каждом стихотворении, как в прозрачной капле, отражается Свет великой Истины. «Чую Источник их», — писала Е.И. Рерих о стихах Наталии Дмитриевны.

В основу сборников «Весть Красоты» и «Лучшая трапеза» легли стихи по картинам Н.К. Рериха. Чтобы говорить о картинах, нужно хорошо знать мировоззрение художника, и стихи Н.Д. Спириной являют в этом деле неоценимую помощь.

Стихотворения о природе пробуждают в детях чувство красоты и любовь ко всему живому, развивают воображение, помогают ощутить, что скалы — это наши громадные братья, что «природа чутка, как она нашу суть понимает».

На стихи Наталии Дмитриевны создаются различные видеопрограммы, слайд-композиции.

«Слушая Ваши стихи, — пишет ученица 6-го класса Настя Пахомова, — мне показалось, что я разговариваю с каждым цветочком, с солнечным лучиком, с ручейком и травинкой, с простым чёрным камушком, с голубым сияющим небом. Я увидела, что природа прекрасна, вся Земля прекрасна! И на сердце было очень тепло и радостно».

«На свете всё живое, и мы должны это оберегать и любить. Мне бы хотелось, чтобы мы больше размышляли о жизни. Действительно, вся Земля — цветущий сад. Наталия Дмитриевна сделала большое дело. Она помогла понять нам всю красоту на Земле. Я очень благодарна ей», — написала Мадина Кудебеева.

Работая с детьми по теме «Беспредельность», педагог из Кемерово Анна Кирякина отмечала: «Неоценимую роль играет фильм по стихам Н.Д. Спириной "Путь в Нескончаемость". Вы даже представить себе не можете, как затихают даже самые шумные дети, ко­гда Наталия Дмитриевна читает стихотворение "К Звезде", — становится слышно, как бьётся сердце».

«Фильм "Путь в Нескончаемость", — пишет ученик 9-го класса Александр Зайченко, — порождает огромнейшее желание заглянуть, окунуться в этот огромный мир, может, мы, люди, и есть выходцы из него. Этот фильм обогащает и душу, он исцеляет её, а стихи и классическая музыка вдохновляют на новые подвиги и открытия...»

«Учить и любить — явление милости Бога», — сказано в книге «Зов»20. Всю свою жизнь Наталия Дмитриевна учила и дарила любовь своего сердца детям.

Она несла в наш мир Свет высшего мира каждым взглядом, каждым словом, каждым прикосновением... Но мало принести, надо ещё дать по сознанию, чтобы каждый получил то, что именно ему поможет продвигаться путём эволюции.

Вся многогранная педагогическая деятельность Музея Н.К. Рериха, осуществляемая сегодня, стала возможной только благодаря Наталии Дмитриевне Спириной, которая заложила основу в подходах к такому сложному, но неотложно нужному делу — формированию человека будущего. «От нас требуется приложить всю свою энергию, знание и умение для того, чтобы способствовать их продвижению и развитию. Только тогда воплотится в жизнь заповеданная сказка грядущего века Добра и Красоты»21.

Закончим словами Наталии Дмитриевны Спириной, прозвучавшими на школе-семинаре «Дети и Живая Этика» в 1994 году:

«Мы не ставим себе непосильных задач. Мы не можем с подножия горы сразу вдруг очутиться на её вершине. Но с чего-то надо начинать. Если не начнём восходить, то и не взойдём. Если не возжжём в себе малый огонёк любви и радости к Высшему и к ближнему, то он и не разгорится. (...)

Елена Ивановна Рерих пишет: "Каждый может приложить свою силу в каждое мгновение, стоит только представить себе, что на высотах постоянно трудятся на помощь человечеству. Одна такая мысль уже создаёт прилив энергии. Она продвинет сознание к служению человечеству. Она подскажет, что возможна любовь к человечеству. По земным условиям часто трудно представить себе возможность такой любви. Но пусть мысль о существовании Братства поможет раскрыть сердце. Тогда сотрудничество явится не как обязанность, но как РАДОСТЬ".

Мы начинаем. "Действуйте, а Мы вам поможем" — так говорят Учителя Света.

Учитель тот, кто сам растёт
И в росте том преуспевает;
Пример зовущий подаёт,
Движению преград не ставит.
И устремляясь сам вперёд,
С собой учеников влечёт»
22.

Доклад на Торжественной конференции,
посвящённой 100-летию со дня рождения
Н.Д. Спириной. 1 мая 2011 г.



* Так называлось приветственное слово Н.Д. Спириной на школе-семинаре «Дети и Живая Этика» 29 июня 1995 г.

1 Листы Сада Мории. Зов. 29 сентября 1922 г.

2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 49.

3 Там же. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 274.

4 Там же. Т. 2. С. 520.

5 Там же. Т. 1. С. 476.

6 Там же. Т. 2. С. 126.

7 Там же. Т. 1. С. 478.

8 Там же. Т. 2. С. 126.

9 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 476 – 477.

10 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 477.

11 Там же. Т. 2. С. 50.

12 Там же. С. 543.

13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 50.

14Там же.

15 На Восходе. 2001. № 7. С. 7.

16 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 52.

17 Там же.

18 Там же. С. 53.

19 Там же. С. 543 – 544.

20 Листы Сада Мории. Зов. 7 мая 1921 г.

21 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 164.

22 Там же. С. 54.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Дети и Живая Этика