Даже Архат не уничтожит следствия мысли и слова. Знаки Агни Йоги, 50 |
|
А.П. СОБОЛЕВ, Исследовательский Фонд Рерихов, г. Санкт-Петербург
* Первая публикация: Мгновения жизни: Сборник. Вып. 1. СПб.: Фирма Коста, 2004. Печатается с сокращениями.
В 1984 году в нескольких газетах появились небольшие заметки, в которых актёр Ленинградского Большого театра кукол Соломон Гуткевич делился своими впечатлениями о встрече со Святославом Рерихом, произошедшей во время гастролей театра в Индии. Первая называлась «У С.Н. Рериха в Бангалоре» и была опубликована 13 июня в латвийской газете «Юрмала»: «Среди множества шумных, пёстрых, многолюдных городов Индии выделяется южный город Бангалор. Сейчас он пользуется особой известностью — только что его посетили экипажи советских и индийских космонавтов. Бангалор утопает в зелени, здесь много садов, парков, скверов.
Ещё Бангалор примечателен тем, что в его окрестностях уже несколько десятков лет живёт всемирно известный русский художник Святослав Николаевич Рерих. В местечке Канкапурар находится его имение "Татгуни". Мне посчастливилось побывать в гостях у Святослава Николаевича. Внимательный, заботливый хозяин показал нам свою плантацию редких эфироносных деревьев, семена которых привезены из Мексики. Кожура их плодов, похожих на несозревшие ягоды вишни, богата ароматическим маслом, которое используется в производстве парфюмерных изделий. Здесь же, на
плантации, рядом с могучими пятисотлетними баньяновыми деревьями, расположены жилой дом и мастерская художника.
Больше часа мы провели среди картин С.Н. Рериха. Каждая его картина несёт радость познания жизни, её явлений, человеческих переживаний и мыслей. Как сказал художник, его девизом в жизни и искусстве является поиск и стремление к прекрасному...»
Две другие заметки, вышедшие позже в газетах «Ленинское знамя» («Встречи на индийской земле», 19 сентября) и «Смена» («Стремиться к прекрасному», 12 декабря) прекрасно дополняли первую:
«В дни пребывания на гастролях в Индии Ленинградского Большого театра кукол произошла незабываемая встреча. Она состоялась в местечке Канкапурар, что недалеко от города Бангалора, где живёт художник и учёный Святослав Николаевич Рерих.
Наш автобус остановился возле широко, гостеприимно открытых ворот. В сопровождении секретаря Святослава Николаевича мы прошли на территорию и метров через десять остановились — навстречу шёл... Николай Константинович Рерих. Да, так оказался похож хозяин усадьбы на своего отца!
Спросив, как мы доехали, Святослав Николаевич предложил прогуляться по усадьбе. Большую её часть занимают редкого рода деревья. (...)
На крыльце небольшого одноэтажного дома — мастерской художника — нас встретила его жена, известная индийская актриса Девика Рани. Отвечая на её приветствие, мы вспомнили великолепный портрет, исполненный Святославом Николаевичем в те годы, когда Девика Рани была ещё совсем молодой. Эта редкая по красоте работа художника экспонировалась на его персональной выставке в ленинградском Эрмитаже.
В мастерской художник показывал свои картины: тысячелетние индийские легенды сменялись великолепными портретами, жанровыми полотнами, живописными Гималайскими горами. Творческий почерк Святослава Николаевича во многом схож с манерой учителя — отца, Николая Константиновича. Но если в картинах Рериха-старшего порою чувствуется аскетизм, то у Рериха-младшего нас привлёк романтизм.
— В своих картинах, — сказал художник, — я стремлюсь отразить всё то прекрасное, что есть в нашей жизни. Людям надо нести радость, пробуждать красивые мысли.
В разрешении этой насущной жизненной задачи С.Н. Рерих принимает активное участие. В Бангалоре он создал два культурных центра — художественный (Музей индийской миниатюры и прикладного искусства, художественная школа, выставочные залы) и общеобразовательную школу, где обучаются более двух тысяч учащихся. Деятельность этих центров направлена на формирование нового, совершенного человека. В основе школьного обучения — эстетическое воспитание, которое способствует раскрытию творческих возможностей и духовных сил в совсем раннем возрасте.
В связи с этим было приятно услышать оценку нашего спектакля "Слонёнок", данную С.Н. Рерихом:
— Высокая культура вашего представления помогает формированию личности гражданина будущего и содействует укреплению дружбы между народами Советского Союза и Индии».
В начале 2000-х годов, собирая материалы к юбилейной дате — 100-летию со дня рождения С.Н. Рериха, — сотрудники Исследовательского Фонда Рерихов встречались с несколькими актёрами Большого театра кукол и просили их поделиться своими воспоминаниями об упомянутой поездке в Индию и встрече со Святославом Николаевичем.
С одним из них, Алексеем Гавриловичем Наджаровым, у нас сложились очень тёплые и дружеские отношения. Он не только поделился своими воспоминаниями, но и передал много замечательных фотографий, сделанных им. Небольшое интервью с Алексеем Гавриловичем мы предлагаем читателям журнала:
— Алексей Гаврилович, поездка коллектива вашего театра к С.Н. Рериху была включена в план культурных мероприятий? Как получилось, что коллектив театра вдруг оказался в гостях у Рериха?
— Эта идея родилась ещё в Ленинграде перед поездкой в Индию у кого-то из артистов нашего театра, когда мы узнали, что будем останавливаться в городе Бангалоре. Я помню, мы обсуждали вопрос о том, что хорошо бы посетить живущего там известного художника Святослава Николаевича Рериха. И уже в Индии, перед перелётом в город Бангалор, руководители нашей делегации связались с Рерихом по телефону и спросили, может ли он принять у себя коллектив театра. Святослав Рерих ответил утвердительно. Тогда же был выделен свободный день, когда актёры не были заняты, для встречи с художником. Двадцать шестого марта во второй половине дня мы прилетели в Бангалор и по прибытии узнали, что встреча со Святославом Рерихом состоится через день.
— Расскажите подробнее об этой встрече.
— Утром 28 марта 1984 года мы вначале заехали в офис Рериха, расположенный в городе, и взяли для сопровождения его секретаря. После чего направились за город в его имение. Когда мы подъехали, С.Н. Рерих нас уже встречал недалеко от ворот. Мы вышли, он сам повёл нас по дорожкам своего сада. Много рассказывал. Мне запомнились какие-то улыбающиеся, светлые, приветливые лица окружающих его людей, наверное работников, слуг. Довольно скоро мы вышли на площадку, за которой были густые заросли, и между ними пролегала дорожка, ведущая к дому и к его мастерской. Рерих нам рассказал историю приобретения своей территории, рассказал о своих деревьях, привезённых из Мексики, которых у него около
60 000. Во время нашей беседы он достал маленький ножичек, сделал надрез на стволе одного из деревьев и предложил всем желающим оценить аромат их сока. Пожелали все. Выстроилась очередь. Святослав Рерих пальцем снимал каплю сока, текущую из надреза, и смазывал руку подходящего. Артисты шутили, что теперь это место на руке не будут мыть. И знаете, действительно, запах держался один или два дня.
Во время этой прогулки мы постояли около единственного сандалового дерева на территории его имения. Он говорил, что это очень редкое явление, чтобы на частной территории росло сандаловое дерево. Желающих уничтожить его достаточно, поэтому приходится его охранять, чтобы не срубили.
Заинтересовала нас история о слонёнке, который провалился в колодец на территории, и чтобы ему помочь, мать-слониха позвала на помощь других слонов, и те, собравшись вокруг колодца, стали бросать землю в него, чтобы слонёнку дать возможность выбраться. Конечно же, помогли люди, и слоны с благодарностью и каким-то благородством приняли эту помощь. Рерих говорил, что не только слоны, но и другие животные посещают их территорию.
Потом он нас вывел на площадку со скамейкой около озера. На наши вопросы ответил, что в озере не купаются, оно обитаемо, там водятся черепахи и змеи.
Далее он нас привёл в свою мастерскую, довольно большое и просторное помещение, и начал рассказывать о картинах, о своих взглядах на искусство, о стремлении к прекрасному... При этом он сам доставал, видимо, уже подготовленные картины, ставил их на мольберт и рассказывал о каждой из них. Запомнились: «Победа», написанная в 1945 году, — торжество молодого начала над старым, «Сагарика» — рождённая из пены моря, «Ангелы нам снова будут петь»... (...) Ещё запомнились фотографии в мастерской: С.Н. Рерих с Н.С. Хрущёвым, с Дж. Неру, фотографии Улановой и Фурцевой с автографами.
— Алексей Гаврилович, остались ли в памяти какие-нибудь из высказываний Святослава Рериха?
— По ходу встречи я часто отвлекался — много фотографировал, но несколько высказываний Рериха успел не только запомнить, но и записать в свой путевой блокнот, вот они:
«Я начал свою художественную деятельность с портрета, но сейчас меня интересует другое».
«Картина непременно должна нести какую-то радость — так считал мой отец Николай Константинович, и я считаю так же».
«С одной стороны, мы стремимся к Прекрасному. С другой стороны — стремимся к самоуничтожению, воздвигая гигантскую пирамиду оружия».
«Сейчас в новых поисках мы видим всевозможные искания, и когда мы обозреваем уже сделанное — хотелось бы видеть большего».
«Рост человека идёт через сопротивление. Путь через искусство самый верный».
«"Не надо терять глаз" — так говорят французы. Искать и стремиться к Прекрасному — главное в жизни».
«Человек может стремиться, может найти красоту и может дать другим».
«Каждые 7 лет обновляется человек. Каждые 7 лет все наши клетки меняются».
«В Индии есть много прекрасного, но надо быть заинтересованным, чтобы всё это подметить».
«Если мы сможем дать более совершенное поколение, мы решим очень многое». (...)
Под конец мы вышли на крыльцо и двинулись к воротам, мимо строений, где жили работники его имения. В это время с другой стороны нам открылся замечательный вид: серебрилась роща эфироносных деревьев, голые деревья стояли как в дымке, покрытые серебряной голубизной...
Святослав Рерих довёл нас до ворот. Прощание. Автографы на память. Мы пригласили его на наш спектакль. Он сказал: «Мы обязательно будем». Наш автобус уезжал по дороге, назад в город, мы махали руками, и долго ещё перед нашими глазами стоял Рерих — величественный и благородный старец с поднятой вверх рукой — прощальным жестом, обращённым к нам.
Вечером мы играли спектакль «Слонёнок» в городе Бангалоре. Святослав Рерих, как он и обещал, вместе с супругой приехали на представление и сидели в центре зала. (...)
По окончании мы, все артисты, вышли и стояли перед занавесом на сцене. Рерих поднялся к нам и говорил о высокой миссии культуры. Далее каждому из нас был надет на шею венок, но не из цветов, а из специальной стружки сандалового дерева, на долгую память. Потом он спустился в зал. Опять вопросы, автографы...
Знаете, эти венки многие из нас до сих пор хранят у себя. Уже нет Святослава Рериха, а память... память для многих действительно оказалась долгой... и очень светлой.