Лучшая панацея от всех ударов судьбы – доброжелательность и великодушие. Рерих Е.И. Письмо от 27.09.1937 |
Экспозиция редких изданий и уникальной фотографии Е.П. Блаватской с автографом
Выставку открывает А.П. Соболев
Доклад читает Л.А. Ганина Концерт классической музыки |
«Насколько же красивы и одухотворённы могут быть человеческие лица» — вот первая мысль, которая ложится на сердце, когда входишь в Каминный зал Музея Н.К. Рериха, где размещена выставка фотографий Е.П. Блаватской и её ближайших сподвижников. А потом, разглядывая пожелтевшие от времени страницы изданий конца XIX века, невольно проникаешься тем же трепетом, который испытывал столетие назад кто-то незнакомый, впервые открывая для себя на этих страницах мир теософии. В мире, полном войн, противоречий, духовных тупиков и окаменелых остатков когда-то живых истин, внезапно появился хрустально-чистый родник, спасающий и возрождающий человека. И принесла его людям русская женщина с сердцем пламенным, отважным и в то же время глубоко сострадательным и прощающим.
«Тот, кто не проявляет в своей жизни альтруизма; кто не готов разделить последний кусок хлеба с более слабым или бедным; кто не оказывает помощи своему собрату по человечеству, независимо от его принадлежности к расе, нации или верованию, когда и где бы ему ни встретилось человеческое страдание; кто остаётся глух к крику человеческого бедствия; кто, слыша клевету на невинного человека, будь то теософ или посторонний, не спешит защитить его, как защищал бы самого себя, — тот не теософ», — писала Елена Петровна Блаватская. Сама она этой высоко взятой планке человеколюбия — соответствовала.
Читая о необыкновенной популярности книг Е.П. Блаватской при её жизни, когда весь тираж раскупался за несколько дней, понимаем, конечно, что многие лишь любопытствовали. Но сколько же было искателей, кто с бесконечной бережностью прижимал к груди каждый новый том, благодаря судьбу за возможность получить ответы, которых не найдёшь больше нигде на этой земле...
12 августа 2011 года исполнилось 180 лет со дня рождения Е.П. Блаватской. В новосибирском Музее Н.К. Рериха в этот день прошли праздничные мероприятия. Кто-то из гостей, может быть, впервые узнавал о беспримерном подвиге этой удивительной женщины, кто-то снова и снова пробуждал в памяти знания уже приобретённые, но так нуждающиеся в применении.
Фотовыставку «Е.П. Блаватская — Сфинкс XIX столетия» открыл президент Исследовательского Фонда Рерихов А.П. Соболев (г. Санкт-Петербург). Он рассказал, что в экспозиции представлено более пятидесяти фотографий, относящихся к разным годам жизни Елены Петровны, обратив особое внимание посетителей на подлинную фотографию Е.П. Блаватской, сделанную в 1880-е годы в Мадрасе (Индия), с автографом для княгини О.П. Волконской. Здесь, в Новосибирске, фотография выставлена впервые, и, как полагает А.П. Соболев, это первый случай, когда автограф Е.П. Блаватской представлен на выставке в России.
Среди гостей оказались те, кто почти ничего не знал о Блаватской, они начали активно задавать вопросы, и беседа из привычного экскурсионного русла неожиданно перетекла в обсуждение принципов теософии. Желающие были приглашены на более обстоятельный доклад, посвящённый целям и задачам Теософского общества, который должен был состояться на следующий день.
А праздник продолжился в концертном зале, где прозвучали сообщения о Е.П. Блаватской и её трудах. Л.А. Ганина (СибРО) рассказала об истории утверждения имени Е.П. Блаватской в Новосибирске. Ведь именно здесь после долгого замалчивания и запретов прошла первая в Советском Союзе конференция, посвящённая Елене Петровне, и она смогла состояться благодаря самоотверженному культурному подвигу Наталии Дмитриевны Спириной. Именно в Новосибирске впервые вышли два тома «Тайной Доктрины» (издательство «Алгим») и некоторые другие труды Блаватской.
Е.П. Маточкин выступил с сообщением «"Другое искусство" при свете теософии», подготовленным на основе одноимённой работы В.С. Турчина, доктора искусствоведения, заслуженного профессора Московского государственного университета. Сегодня уже широко известно, что научные предвидения, изложенные в «Тайной Доктрине», на протяжении всего XX века находили экспериментальное подтверждение в физике, астрономии, биологии. А в данном докладе автор говорил о влиянии теософии и идей Е.П. Блаватской на многих известных художников, литераторов, деятелей культуры Серебряного века. Среди них Н.А. Бердяев, В.В. Кандинский, М.З. Шагал, А.Н. Скрябин, С.П. Дягилев и другие.
Были представлены новые книги: издательский центр СибРО «Россазия» выпустил сборник Е.П. Блаватской «Избранные очерки по Теософии»; Одесский Дом-Музей имени Н.К. Рериха подготовил два издания — «Письма Елены Петровны Блаватской в одесскую газету "Правда"» и книгу К. Вахтмейстер «Воспоминания о Е.П. Блаватской и "Тайной Доктрине"». Исследовательским Фондом Рерихов к юбилею были изданы две открытки с портретом Е.П. Блаватской, в том числе с уникальной фотографии Елены Петровны с автографом. Гостям праздника был представлен выпущенный Сибирским Рериховским Обществом юбилейный конверт с фотографией Блаватской.
В завершение памятного дня всех порадовала музыка в исполнении струнного квартета студентов и аспирантов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Были исполнены произведения И.-С. Баха, Р. Штрауса, Ф. Шуберта.
13 августа в стенах Музея продолжали звучать слова о нашей великой соотечественнице. С большим интересом был воспринят доклад А.П. Соболева «Е.П. Блаватская: цели и задачи Теософского общества». Слайдфильм по Слову Н.Д. Спириной «Вестник Огненный» наполнил сердца чувством торжественного вдохновения.
Юбилейные празднества завершены, а выставка продолжит работу до 1 октября. Хочется снова и снова входить в этот зал, подолгу всматриваться в лица на фотографиях, документы, мысленно уносясь в то время, когда «Сфинкс XIX века» — Радда-бай ходила по земле, так близко к людям. Можно было увидеть её, услышать её голос, внести свою малую лепту в помощь её подвигу. Конечно, трудиться на благо человечества можно в любое время и в любом месте, но что такое соприкосновение с Великими Духами наяву, могут понять лишь те, кому судьба подарила возможность быть рядом с ними... И струится с фотопортретов этот глубокий, сдержанный, вдохновенный свет счастья соприкосновения с Высшим.