...Распознавать людей нужно по огням сердца, по их преданности и готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству, другого мерила нет. Рерих Е.И. Письмо от 06.12.1934 |
Узнав, что П.Ф. Беликов работает в «книжном деле», Н.К. Рерих пишет ему: «...такая работа есть истинно культурное дело. Сколько полезных семян можно заронить приходящим. Ведь хороший книжный магазин, хотя бы и маленький, уже является очагом культуры» (19 июля 1938 г.). «Часто мы вспоминаем Вас и радуемся, что Вы стоите около книжного дела. Как это сейчас нужно и какие замечательные мысли у Вас могут зарождаться, наблюдая истинное положение книги и просвещения. Вы находитесь в центре борьбы за Свет и познание. И сколько душевного и неотложного Вы можете сделать во время своей каждодневной работы.
К Вам придут молодые, и Вы сумеете принять их и отеплить внимательным отношением. Вы разовьёте в себе терпимость и усмотрите в каждом наиболее ценную его черту. Именно в книжную лавку придут молодые искатели, а кроме того Вам по делу приходится списываться с разными странами, и перед Вами встаёт ещё одна сторона действительности. Наверное, во время собеседования у Вас возникнут вопросы. Пожалуйста, не стесняйтесь написать нам о них, и мы будем рады дать разъяснение и новый толчок мысли» (14 февраля 1939 г.).
По этим строчкам можно судить о том, насколько тепло и доверительно относился Н.К. Рерих к П.Ф. Беликову. Таким же было отношение к Павлу Фёдоровичу и его супруге со стороны Елены Ивановны Рерих, которая никогда не ошибалась в оценке людей и для которой не существовало тайн в понимании человеческой природы. В одном из писем в Латвию Елена Ивановна пишет о супругах Беликовых: «Думаю, что оба они могут быть прекрасными работниками на ниве труда просвещения. Мысли, высказываемые П.Ф. в его последнем письме к Н.К., пришлись мне очень по душе. Бодрость духа есть залог преуспеяния. Именно, радость жизни — не в роскоши и изобилии, но в проникновенном осознании глубокого смысла и назначения жизни, как таковой. Именно тогда всякий труд становится источником радости и восхождения. Шлю им привет сердца» (29 июля 1939 г.).
И действительно, имея поддержку в лице Елены Ивановны и Николая Константиновича, Павел Фёдорович сумел развить истинно широкую деятельность «на ниве труда просвещения».
Многие годы он кропотливо собирал всё, что касалось творчества Рерихов, — от газетных вырезок и репродукций до монографий и художественных альбомов. Со временем всё это сложилось в один из крупнейших в стране архивов по рериховской тематике. Собирая материалы, Павел Фёдорович делился этими сокровищами со всеми, кто к нему обращался. В письме к Е.П. Маточкину он пишет: «Большое спасибо Вам за посланные вырезки. Я стараюсь не пропускать публикации. У меня собран большой архив как из местных, так и зарубежных публикаций. Я начал его собирать ещё в тридцатые годы, когда вёл переписку с Н.К.Р. и Ю.Н. Тем не менее всего, конечно, не собрать. Имеются по каким-то периодам какие-то пропуски. (...) Если Вам что-либо потребуется для Вашей работы — прошу, запрашивайте. Всегда рад помочь, чем в силах. В свою очередь, буду бесконечно благодарен за информацию с Вашей стороны» (23 апреля 1974 г.).
В 1978 году П.Ф. Беликов отмечал, что его архив «по существу является крупнейшим архивом по Н.К. Рериху в Советском Союзе. В связи с этим им широко пользуются советские востоковеды и искусствоведы».
Собранные Павлом Фёдоровичем материалы послужили основой для многочисленных исследований, статей, монографий о творчестве Рерихов, публиковать которые стало возможным в 1970-е годы.
На протяжении многих лет П.Ф. Беликов переписывался с С.Н. Рерихом, высылал ему на просмотр рукописи своих работ и получал не только одобрение, но и ценнейшие рекомендации, а также советы относительно обустройства выставок и поддержку во многих культурных начинаниях.
«Как я Вам уже писал, я был очень тронут Вашей статьёй о Николае Конст[антиновиче] и статьёй, посвящённой мне, — пишет С.Н. Рерих. — Я их перевёл на английский язык. Прочёл Ваши главы о Н.К. Очень понравились! Там, где Вы пишете о Беспредельности, можно было бы ещё расширить анализ этого понятия. Об этом напишу отдельно. Но очень хорошо и интересно» (21 декабря 1964 г.).
«Дорогой Павел Фёдорович, я с большим интересом прочёл Вашу статью о моей жанровой живописи. Поздравляю Вас. Вы не только прекрасно справились с задачей, но дали очень интересное освещение этой подчас противоречивой грани искусства. Я очень ценю Ваши мысли и Ваш труд. Ваш подход к моему искусству правилен именно потому, что вы мыслите свободно, глубоко и Вы видите гораздо больше, нежели многие так называемые критики. Ведь глубина нашей творческой интерпретации пропорциональна нашей внутренней культуре, нашему духовному прозрению и устремлению. То, что мы ощущаем и лицезрим в Храме нашего сердца, озаряет нам окружающую нас жизнь и позволяет проникать в ещё скрытые аспекты Бытия.
Я могу только сожалеть, что наши физические ограничения, как, например, средства выражения, не позволяют мне изобразить ту блистающую Красоту природы, те нюансы человеческих чувств, те мысли, которые я постоянно ощущаю и вижу вокруг себя.
Всё это и гораздо больше Вы знаете сами. Вы знаете школу мысли, в которой я вырос, и знаете мои личные устремления. Моё искусство — это одно лишь средство выражения моих мыслей, моих исканий [и] внутренних предстояний...» (30 июня 1966 г.).
В 1960-е годы П.Ф. Беликов работает над созданием полной биографии Н.К. Рериха, которая позже будет опубликована в серии «ЖЗЛ» в соавторстве с В.П. Князевой. В конце 1969 года он высылает Святославу Николаевичу первый вариант рукописи и вскоре получает ответ: «Дорогой Павел Фёдорович, только что закончил чтение Вашей книги о Н.К. Вы прекрасно справились с очень трудной задачей. Поздравляю Вас от всей души. Просмотрел манускрипт, появились некоторые соображения и мысли, спешу их Вам переправить. Есть некоторые небольшие поправки и уточнения, есть также некоторые соображения. Посылаю их Вам...» (10 ноября 1969 г.).
Во время приездов Святослава Николаевича в Советский Союз Павел Фёдорович являлся его бессменным секретарём и доверенным лицом. Перед нами текст телеграммы, присланной Павлу Фёдоровичу: «К большому сожалению, не могу приехать к открытию выставки в Москве. Очень прошу вас помочь и присутствовать на открытии и, как всегда, быть моим представителем... Душевно, Святослав» (10 июня 1979 г.).
В начале 1980-х годов П.Ф. Беликов тяжело заболел. Святослав Николаевич постоянно поддерживал его, и многие письма этого периода наполнены заботой и искренним сердечным участием:
«Дорогой Павел Фёдорович, я был очень рад получить Ваши весточки и услышать, что Ваше здоровье всё время улучшается. Так и должно быть! Мы твёрдо верим, что всё будет прекрасно и Вы сможете так же активно продолжать Вашу прекрасную работу, которую Вы так полномерно проводили. Желаем Вам, дорогой Павел Фёдорович, новых, прекрасных достижений в этом наступившем году. Мы надеемся посетить Союз в мае – июне этого года. Встреча с Вами будет для нас большой радостью...» (5 января 1981 г.).
«Постоянно думаем о Вас и шлём Вам наши самые близкие и сердечные мысли. Пусть всё будет хорошо, пусть всё будет успешно. Так и должно быть. Крепко обнимаем Вас, дорогой и любимый Павел Фёдорович, скоро теперь и встретимся!
Попробуем разрешить все проблемы, выдвинутые жизнью. Через все препятствия, через все преграды будем всегда стремиться к Прекрасному, окружать себя Прекрасным и созидать Прекрасное. (...)
Шлём Вам наши самые сердечные мысли — до скорой встречи. Крепко обнимаем... Всего, всего самого светлого. Ваш Святослав Рерих» (5 марта 1981 г.).
Наталия Дмитриевна Спирина, которая близко знала и высоко ценила Павла Фёдоровича Беликова как замечательного человека и выдающегося рериховеда, в своём «Слове о друге» пишет: «О таких деятелях, как он, надо знать и говорить. Благодаря его труду, энергии и мужеству ему удалось, с немалым уроном — в застойные времена, издать книгу о Николае Рерихе в серии "Жизнь замечательных людей", которая до сих пор является главным пособием для изучающих жизнь и творчество этого великого художника и мыслителя. Павел Фёдорович написал также немало прекрасных статей о Рерихах и начал уникальный труд по созданию духовной биографии семьи Рерихов. То, что этот труд остался незавершённым, — огромная потеря для нас.
Но и то, что он успел сделать, принесло благие плоды. В прошлом, когда у нас о Рерихе ещё почти ничего не знали, он проложил путь к изучению его жизни и творчества, приблизил его к нам.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ О ПАВЛЕ ФЁДОРОВИЧЕ БЕЛИКОВЕ НЕИЗГЛАДИМА!»
Материал подготовлен И. Серебровой