Спросят: «Кто дал вам право дерзать?» Скажите: «Дерзаем по праву эволюции». Право эволюции начертано пламенем в сердцах наших. Знаки Агни Йоги, 49 |
Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества
В Учении Живой Этики говорится о внешних признаках Йога. Если есть внешние, то обязательно есть и внутренние. Поясните, какие признаки будут относиться к тем и другим, особенно к внутренним.
Насколько я понимаю, подлинного Йога распознать очень трудно, потому что он вовсе не будет демонстрировать себя и держаться как-то броско, как те, кто хотят быть Йогами или считают себя таковыми. В моей жизни было счастье встретиться с Зинаидой Григорьевной Фосдик. Это признанная ученица Рерихов, человек очень высокой духовности. И как она просто держалась! Никто со стороны и не подумал бы, что эта пожилая женщина так высока духовно, так ценима семьёй Рерихов и такая великая сотрудница всех их дел и начинаний. И Святослава Николаевича многие видели. Ведь это же очень высокий Агни Йог, но он так просто всегда держался, и те, кто его не знал, не могли даже и подумать, что это какой-то совершенно особенный человек. Просто он производил прекрасное впечатление, но те, кто не знал его близко, не могли этого даже предполагать.
Уважаемая Наталия Дмитриевна, как Вы относитесь к идее проведения 24 марта вечера Вашего творчества?
Я не могу возражать против этого, если кому-то хочется устроить вечер моего творчества. Но 24 марта — это самый великий День, не знаю, соответствую ли я своим творчеством тому, чтобы проводить его 24 марта? Это вы решайте сами, как вы это чувствуете. Если это соответствует хоть в какой-то степени этому великому Дню. Я не могу это решать сама. А почему вы именно к этой дате хотите привязать?
Потому что тема Ваших стихов соответствует этому Дню.
Я не пишу о личных чувствах, не употребляю местоимение «я». Все стихи написаны в устремлении к Высшему, звучат именно на эту ноту. И если они соответствуют — тогда, конечно, можно. Все они духовного содержания, их можно было бы отчасти назвать молитвой. «Чую Источник их», — писала Елена Ивановна Рерих Борису Николаевичу Абрамову о моих стихах.
Не отягощает ли Вас наше подчас неуместное восхваление? Не вредим ли мы Вам лично?
Через Бориса Николаевича Абрамова я имела неоднократные сообщения относительно меня и моего творчества, и я совершенно спокойно отношусь к тому, что мне говорят, — или меня захваливают, или ругают. У меня уже имеются самые высокие отклики на моё творчество, на меня лично и на мою деятельность от моего руководителя — Бориса Николаевича Абрамова. И он даже показывал мне письма Елены Ивановны и разрешал записывать, что обо мне говорится. Я не думаю, чтобы вы мне чем-нибудь вредили, потому что как здесь можно вредить? Думают, что когда человека захваливаешь — он зазнаётся. Я вас могу уверить, что я не зазна'юсь, для этого тоже есть причины. Вы можете высказывать обо мне как положительные, так и отрицательные мнения. Мне самой это будет интересно, я всё это буду выслушивать, принимать к сведению. Если это положительно — значит, что-то доходит, что-то нужное я делаю. Мне это очень важно знать. Сам же не можешь знать о своей деятельности, как на неё реагируют. Мне важно знать реакцию на мои стихи от каждого из вас — делаю ли я что-то действительно стоящее или просто графоманством занимаюсь. Так что я всегда благодарна за всякий отзыв. Похвалы никак не могут меня испортить, потому что я воспринимаю их совершенно не в том виде, в каком это может восприниматься. Просто я всё принимаю к сведению и сообразуюсь с этим. Но делаю то, что мне давно было Указано делать.
Можно ли изображения Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов выставлять в публичных местах, например на железнодорожном вокзале?
Мне кажется, что без предварительной подготовки этого не следует делать, потому что всякая может быть реакция. Надо с уважением относиться к изображениям Учителей и их ближайших сотрудников. Если люди очень неподготовленные — и реакция у них будет недостойная, и они прежде всего навредят сами себе, будет обратный удар. Они соприкоснутся с высшими энергиями, и это может быть очень нежелательно и даже очень вредоносно. Вообще портреты Учителей надо показывать только тем, кто уже что-то знает и как-то себя выявил. Когда приходится кого-то подводить к Учению, знакомить, я никогда сразу не показываю портрет Учителя, только через какое-то время, когда могу быть уверена, что это будет достойно принято. Это не киноартисты, которых можно рекламировать, показывать, рассказывать, какие они замечательные.
Моей дочери 11 лет, я хотела бы понемногу приобщать её к Учению. Подскажите, с чего начать, чтобы не оттолкнуть.
Дети ведь очень многое знают, только они молчат, потому что или боятся, что их взрослые не поймут и осмеют, или просто не знают, как это выразить. Но в них это знание есть, особенно, как сказано, до семи лет ребёнок ещё полон знаний, впечатлений, каких-то ощущений, которые он принёс. Надо серьёзно выслушать ребёнка.
«Разъедающий червь недовольства должен быть изгнан из каждого кооператива. Некоторые будут прикрываться стремлением к совершенствованию, другие назовут это сомнением. Много можно назвать уловок, но все будут лишь прикрывать несносное чувство недовольства. Люди не отдают себе отчёта, откуда рождается этот червь? Ужасно подумать, сколько образований нарушается от недовольства. Следует присмотреться, откуда оно происходит», — сказано в книге «Братство» (544). Уважаемая Наталия Дмитриевна, как Вы думаете, откуда происходят недовольства?
Нужно очень разбираться в явлении недовольства: чем оно вызвано — личными побуждениями и соображениями или действительно хочется, чтобы было лучше, чтобы в кооперативе — в Обществе — всё налаживалось, отношения становились подлинно дружелюбными. Многие проявляют недовольство от нетерпимости: всё не так, как им хочется, всё им не нравится, они бы сделали по-другому. Недавно мне было сказано одним очень образованным товарищем, что он бы наше Сибирское Рериховское Общество по-другому построил. Ему не нравится наш Устав, он бы всё это заново переписал, по-другому, но как — он не сказал, потому что его не пригласили быть нашим председателем. Где-то в другом месте он видел лучше, и он представляет себе Общество и его статус в ином свете, более положительном, чем у нас, но конкретно ничего не было сказано. Вот такое типичное критиканство без основания, то есть он никак это не обосновывал, а только выражал своё недовольство и критиковал.
Человек может быть уверен, что он действительно борется за совершенствование...
Да, из благих побуждений. А на самом деле это может быть самолюбие. Человек себе не признаётся честно, не отдаёт себе отчёта, почему он недоволен.
Сейчас, когда планета в опасности, когда человечество раздирается противоречиями, непониманием Истины, в чём будет самая необходимая помощь Владыкам от изучающих Учение Живой Этики и от Рериховских обществ?
Только в применении того, что нам дано от Владык, то есть применение Учения Живой Этики есть самая главная помощь от нас, потому что иначе Новый Мир не построить, а задача Владык — это построение Новой Эпохи, Сатья-Юги. И Они ждут нашей помощи, Они не могут сделать всё сами, ведь человечество — это не куклы, которых можно за верёвочки дёргать. Нужны сознательные сотрудники, и от нас этого ждут. И вот в этом самая главная наша помощь и заключается, чтобы и в самих себе утвердить Учение Живой Этики, и проявлять его и во внешней жизни, в своей деятельности.
Фото: С.Н. Рерих. РОТАНГ. 1934