Мысли на каждый день

Безошибочно можно сказать, что любящий лесть – вчерашний раб.

Рерих Е.И. Письмо от 21.08.1931

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2010-11)

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  



Теги статьи:  ответы Н.Д. Спириной

Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества

Наталия Дмитриевна, что Вы можете сказать о молитве? Как нужно молиться?

Это сугубо индивидуально. Во-первых, может быть, кто-то принадлежит к какой-то религии. Во всех религиях есть уже готовые молитвы, которые заучивают с детства. Если люди ходят в церковь — они знают тоже молитвы, запоминают их наизусть. Можно молиться и своими словами или совсем без слов. Вот, например, в Учении Живой Этики сказано: «Люблю Тебя, Господи, — вот и путь к Нам!» Даже такие простые слова — это тоже молитва. Это всё абсолютно индивидуально. И молиться словами заданными, которые, может быть, не очень звучат самому человеку, — это будет не так эффективно, поэтому молиться можно, обращаясь к Высшему как к самому близкому, самому любимому, самому дорогому. Так говорится в Учении. А специальных молитв мы не рекомендуем. Ведь и в Учении даются тексты молитвенных обращений, но это не обязательно — молиться именно так. Существует и бессловесная молитва.

Молитва сердца коротка
И не запятнана словами...
Взмахнув могучими крылами,
Любовь перелетит века,
И расстоянья, и преграды,
В едином вздохе встанет рядом...
Дорога сердца коротка!

Есть длинные молитвы, если они кому-то созвучат. Заданности никакой быть не может.

Святой Франциск Ассизский шёл со своим духовным братом, беседовал. Их беседа была так высокодуховна, что это было как молитва.

Если кому-то нравятся церковные молитвы — они тоже прекрасны, это всё совершенно индивиду­ально.

Не умаляем ли мы Учение Живой Этики, когда начинаем обсуждать непонятные нам места и размышлять? Как тогда осуществлять рекомендуемое в Учении: «Меньше читай, но больше размышляй»? Как совместить это?

Смотря как размышлять. Когда мы размышляем для того, чтобы лучше понять читаемое, — это одно, а если мы что-то своё додумываем, прибавляем свои, может быть, ошибочные умствования — тогда это другое. Но размышлять надо, для того чтобы понять лучше то, что мы читаем.

У нас на занятиях возникло такое мнение: если мы что-то не понимаем в тексте, то лучше вообще это не обсуждать.

Если никто из присутствующих не понимает и не может объяснить — конечно, лучше не обсуждать, чтобы не впасть в какую-нибудь ошибку. А если кто-то может объяснить или хотя бы высказать своё предположение — можно высказать, обсудить. Ведь в каждом конкретном случае по-разному бывает. Это ведь очень индивидуально и неповторимо.

Главное — коснуться вопроса, а ответ может сам потом прийти?

Может быть и так, что вы потом привлечёте ответ, но нужно очень внимательно наблюдать, чтобы этот ответ уловить.

Поясните, пожалуйста, слова: «Доброта не есть благо. Доброта есть суррогат справедливости» (Община, 67).

Есть поговорка: «Иная доброта хуже воровства». Смотря по отношению к чему доброта проявляется; может быть, это такая ложная терпимость, когда «добрячки» терпят и не отстаивают чего-то как следует и не борются. Бывает доброта к детям, которая их портит, когда нежно любящие матери так к ним добры, что спускают им с рук всякую шалость, всякое нарушение правил поведения и этим только портят их. Имеется в виду такой аспект доброты, когда она только портит другого человека или какие-то дела, а кажется, что это доброта.

Существует ли единица измерения уровня сознания человека? Если нет, то как человек может оценить состояние своего сознания?

Такого аппарата, конечно, нет. Только сам человек должен чувствовать — выросло его сознание или нет; вспомнить, как было раньше, как он отнёсся бы к такому случаю несколько лет назад и как он теперь относится к какому-то обстоятельству, которое вновь повторилось. Можно вспомнить, как он раньше реагировал и как реагирует теперь. Мы ведь постоянно вспоминаем, что раньше мы могли бы рассердиться или ещё что-нибудь сделать, а теперь мы стараемся понять и помириться и как-то помочь человеку. И если мы это замечаем — этим мы и меряем своё сознание. Если этого нет — значит, сознание не растёт.

Почему хорошие мысли часто остаются невыполненными?

Как мы можем знать — выполнены они или нет? А может быть, они уже выполнены или будут выполнены в будущем. Ведь мы не должны думать, что, если у нас появилась хорошая мысль, она мгновенно выполнится и всё будет тут же сделано. Для всего требуется время, усилие. И мы не можем знать, что выполнено, ведь мысль может исполниться где-то. Всё взаимосвязано, и кто-то в самом неожиданном месте может подхватить мысль и выполнить её. Помните, как сказано, что впавший в безумие в Азии был причиною гибели человека в Европе, а поднявшийся духом в Америке исцелил кого-то в Египте.

«Утверждаю, что каждое действие нужно согласовать с мышлением Учителя...» (Надземное, 4). Как этого достичь?

Чтобы согласовать с сознанием Учителя, нужно, прежде всего, изучать и изучать то, что Он нам уже дал. Тогда мы можем понять, правильно мы мыслим или нет. Если мы всё время занимаемся изучением книг Учения, это очень помогает нашему распознаванию, потому что тогда мы приобретаем те знания, которые нам даёт Учитель. Второе — это сердцем интуитивно почувствовать, но это уже труднее и бывает реже. Поэтому самое главное — устремляясь к этому объединению сердечному, всё время изучать книги Учения. Вы сами увидите, насколько растёт тогда сознание. Я читаю их уже очень много лет, и каждый раз по-новому. Читаю и думаю: да неужели я это уже читала? Такие необыкновенные вещи открываются при каждом новом прочтении. А я читаю подряд все книги. Прочту, потом снова начинаю. Этот цикл занимает, может быть, год или два.

В послании Апостола Павла сказано: «Любовь не ищет своего», а когда ищет — это, наверное, чувство, исходящее от себя и от самости?

Да, конечно, только от себя и от самости. Когда «ищет своего» — это не настоящая любовь. И Апостол говорит, что «любовь не ищет своего», наоборот, она другому хочет дать, принести, помочь, но не для себя получить. А так называемая «любовь» в кавычках именно так и делает — всё для себя. Это бывает и в семейной жизни, и в общественной, на всех уровнях. Если есть эгоистическое чувство, такая любовь — это не подлинная любовь, она может очень тяжело воздействовать на того, кого «любят» таким образом. Когда требуют для себя, то ничего хорошего из этого не получается — это эгоизм, хотя и говорятся высокие слова.

Фото: Беседа с Наталией Дмитриевной Спириной после «круглого стола». 1992

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы