Мысль есть здоровье, обновление, обмен веществ, так поймем спасительность мысли. Мир Огненный, ч.1, 646 |
Наталья БАШКОВА, г. Тула
Наш небольшой доклад посвящён проблеме духовных качеств, их значению и роли в жизни и развитии человека.
Можно быть уверенными, что многим людям, изучающим Учение Живой Этики, «Грани Агни Йоги», Учение Храма, другие близкие им источники, — приходила мысль: «Как замечательно было бы собрать воедино описание духовно-нравственных качеств — качеств духа, утверждение которых в себе так необходимо, так важно!» Эта идея нас очень вдохновила, и мы решили попробовать собрать такие качества и наглядно их оформить.
В Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги» часто используется символ цветка — цветка духа. Можно вспомнить прекрасный поэтический сборник Н.К. Рериха «Цветы Мории», а также образ Лотоса как один из лучших символов развития человека и его преображённой огненной природы. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «С тёмного илистого дна устремляется лотос на свет (дня), к солнцу, и под лучами его расцветает. Так же распускается цветок духа, устремлённый к великому Солнцу средоточия Света»1. Поэтому мы и посчитали, что лучшим образом, синтезирующим высшие, духовные качества человека, является образ цветка.
В канун дня рождения Бориса Николаевича Абрамова, размышляя над темой духовных качеств и их роли, мы обратились прежде всего к его главному труду — «Граням Агни Йоги». И с благодарностью должны отметить, что подробное описание духовно-нравственных качеств человека, пути и конкретные методы их развития — главнейшие темы Бесед Учителя с Борисом Николаевичем. Почему эти темы так важны? Согласно Учению Жизни, духовное самосовершенствование — это единственный, естественный путь эволюции человека, и путь этот невозможен вне его нравственного развития. В Учении человек предстаёт как сложное существо, как многомерный микрокосм, высшим связующим центром которого выступает Духовное начало, Дух.
Не случайно древние мудрецы сравнивали сознание земного человека со стеклом. Чем оно чище, тем ярче лучи Солнца, проходящие сквозь него и проливающие свет и благо на окружающую жизнь. Чем более затемнено сознание невежеством и эгоизмом, тем слабее проявляется Духовное ядро, тем мир человека беднее и однообразнее. Поэтому и ставится перед человеком цель — очищение сознания, его расширение, утончение его качеств и направление к главному — к свободному проявлению Духовного начала.
Наиболее полно и ярко Духовное начало проявляется через положительные нравственные качества сознания, а также познавательные и волевые. Накапливаются, нарастают они очень медленно, постепенно, почти незаметно для самого человека — это неоднократно подчёркивается в «Гранях Агни Йоги». Но при устремлении, особенно устремлении сознательном, процесс идёт неуклонно и даже ускоренно.
Как же при таком подходе трактуются недостатки, негативные качества человека? В Записях Б.Н. Абрамова есть замечательные слова Матери Агни Йоги: «...На несовершенства свои надо смотреть как на отправную точку, от которой начинается путь совершенствования. Ведь начинать всегда приходится от чего-то. Если кому-то его несовершенства будут служить преградой, а не трамплином для устремления выше, будем считать такую установку в корне неправильной. (...) Нет такого положения или таких условий, от которых нельзя было бы устремиться к Свету»2.
Итак, недостатки человека — это отправная точка, трамплин для продвижения по пути к Свету.
А вот устремление к развитию желаемого качества, напряжённость его — это яркое выявление внутреннего потенциала, накопленного человеком на данном этапе его эволюции. Так, мы видим, что недостатки и устремление обозначают шкалу развития качеств, то есть тот путь, который назначает человек себе сам, исходя из сегодняшнего своего понимания этих качеств.
В Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги», утверждающих идею многомерности и энергетической природы мироздания, все духовные и психические проявления человека — мысли, чувства, нравственные качества, волевые импульсы, желания — имеют тонкоэнергетическую, или, говоря образным языком Учения, огненную природу. Качества человека отличаются от чувств и тем более эмоций большей устойчивостью, постоянством, закреплённостью в психике.
Положительные качества — мужество, ответственность, любовь, благодарность — предстают кристаллами духовного огня, накопителями высшей, психической энергии. «Качества духа, — читаем в «Гранях Агни Йоги», — есть формы утверждённых или утверждаемых в микрокосмосе человека огней. Каждое качество — кристаллизованный огонь той или иной степени и размеров. Накапливая кристаллы утверждаемых качеств, умножает нетленное сокровище своё человек и строит себе огненную обитель для духа. Дух есть огонь и существует в огне, и рост огней духа расширяет и утверждает то основание, на котором зиждется его сознательное бытие на земле и в пространстве. Ибо огни — это есть одеяние духа»3.
«Кристалл мужества, кристалл преданности, кристалл равновесия — какой красотою сияют они, красотою надземных огней в существе человека!»4
«И, если целью жизни поставить утверждение качеств, огненный путь духа найден»5 — так утверждается в «Гранях Агни Йоги».
Нашу решимость идти по длительному и сложному пути внутреннего развития усиливает более ясное и подробное представление о том, что именно дают желаемые качества человеку, как они будут способствовать его эволюции. Ведь такое «"осознание есть почти уже овладение" и кратчайший путь к приобретению нужного качества»6.
Приведём ещё ряд идей Учения, которые могут служить ответами на эти вопросы.
1. Качества духа несут освобождение сознания и творческого воображения от рабства привычек, условностей, предрассудков, предубеждений.
«Трудно даже представить себе всё разнообразие всех видов рабства, которым яро предаются люди, — подчёркивается в «Гранях Агни Йоги». — (...) Потому Твердим постоянно о качествах духа, что они не только конденсаторы огней, но и освободители человека от рабства. Мужество освобождает от страха, преданность — от предательства, устремление — от привычек, равновесие — от воздействия со стороны... Каждое качество — освободитель. Так прибавим ещё новое, расширенное понимание к значению огненных качеств и новые силы найдём в себе их утверждать»7.
2. «Каждая победа над собою, каждое завоевание, — читаем в Записях Бориса Николаевича, — означает также и получение, и расширение познания. ...Знание приобретается победою над собою. (...) Так, например, любовь служит лучшим познавателем того, на что она устремлена; или постоянство, непременно приводящее к цели; или спокойствие ума, открывающее возможности познавания, не отягчённого мешающими процессу эмоциями. Утверждённые качества духа открывают широко врата познавания окружающего нас мира»8.
3. «Качества являются бронёю духа, ибо через их заградительную мощь ничто не проникнет, им не созвучное. Как может проникнуть страх через крепкую кольчугу мужества, или вожделение — через чистоту, или суетливость и торопливость — через спокойствие, или сомнение — через преданность, или колебание — через стойкость. Так помыслим о защитном значении качеств и в этом силу найдём их утверждать»9.
Иисус Христос, сказавший: «''Вот идёт Князь Мира сего и не имеет во Мне ничего'', — явил высшую меру могущества Духа, достигнутую на Земле человеком»10.
4. Изменение жизненных обстоятельств, в которых оказывается человек, часто происходит именно в связи с преобразованием его сознания. Учитель подчёркивает, что «преодоление условий внешнего мира идёт изнутри и через себя и сначала в себе. (...) Препятствия, преодолённые в себе, уходят из жизни. (...) Не знает неодолимых преград и препятствий дух, осознавший силу огненной мощи в себе. Радость преодоления себя самого — так и запомним»11.
5. От степени развития качеств непосредственно зависит жизнь человека в Надземных, Тонких мирах после его физической смерти.
«Следствия даёт всё, но огненные явления — особые. Потому, заботясь о качествах духа, можно преуспеть вне условий обычных. Возьмите двоих: одного, пользующегося всеми земными благами и имеющего всё, кроме качеств духа, и другого, не имеющего ничего, но накопившего кристаллы огней. Один, на Земле имевший всё, придёт нищим в Мир Тонкий, другой, лишённый всего, но огни утвердивший, в том Мире иметь будет всё, ибо Огонь там есть основа для всех проявлений духа. Один может чурбаном стоять неподвижно, другой — летать, и видеть, и слышать, и яро пользоваться всеми своими огненными чувствами. Так люди в жизни земной, на Земле, свой путь утверждают в Надземном, но лишь по силе накопленных в жизни телесной огней»12.
«Но в Надземном без качеств нельзя. (...) Здесь окружение и окружающие обусловлены кармой, там же карма творится энергиями накопленных качеств, как хороших, так и плохих. И утверждение их будет обуславливать течение кармы надземной»13.
6. Ещё один аспект, близкий к предыдущему. Качества духа выступают основой бессмертия человеческого сознания и его бытия в Высших мирах. «Дух есть огонь, а тело огненное — его несменное одеяние. Чтобы быть в нём сознательно, надо оформить его. Утверждение качеств духа есть процесс сознательного оформления огненного тела»14.
7. И последняя важная идея, о которой мы скажем, касается общественно-пространственного значения качеств человека, его чувств и мыслей. Человеческие излучения вступают во взаимодействие с пространственными энергиями, и, как указывается в «Гранях Агни Йоги», «получается фабрика добра или зла, светлых или тёмных эманаций... Омрачителем или осветителем пространства может быть назван человек. В ауре своей несёт человек для окружающих здоровье, радость и свет или болезни, горе, страдания и тьму»15.
«Положительные качества духа нужны не во имя каких-то отвлечённых идеалов, а для жизни, для того, чтобы не наносить вреда ни окружающим, ни себе, ни пространству»16. «Ведь культивирование качеств уже не личное дело, но общественно-пространственное, ибо вибрации этого процесса распространяются широко и передаются на большие расстояния. (...) Пора бы уже понять, что все личные переживания и особенно мысли... наполняют собою ауру планеты и добавляют к её Свету или тьме сродные им элементы. Ответственность за эти психические порождения Света или тьмы несут все, и от воздействия их никуда не уйти»17.
В заключение отметим, что целью человека является созидание в себе не просто отдельных качеств, а всей их симфонии. В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Цепь не крепче своего самого слабейшего звена. Человек не сильнее своего самого слабого или легкоуязвимого места. Потому Указует Учитель укрепить слабые звенья кольчуги духа»18. «Потому нужно гармоническое развитие всех качеств духа, или симфония качеств. И если все хороши, а одно сильно хромает, то хромота не позволит продвигаться успешно, пока не будет устранена»19.
«...Чего стоит даже устремление без постоянства... или огненность без равновесия, или сила воображения без чистоты, или знание Учения без любви к Тому, Кто его Дал?»20 «Но симфония качеств благотворно действует на весь организм, устанавливая в нём и во всём микрокосме человеческом гармонию и равновесие. Именно благодаря этому условию дух, завершающий свой путь на Земле, являет собою совершенную форму красоты...»21
Вместе с тем Учитель говорит: «Значение качеств ещё совершенно не понимается, иначе все устремились бы яро к их утверждению»22. Но мы, знакомые с Учением Живой Этики, «Гранями Агни Йоги», должны помнить, что качества духа — это не какая-то отвлечённость, не добродетели, воспеваемые неизвестно во имя чего, но верный путь к победе Духа и Света.
1 августа 2010 г.
* Доклад прозвучал на Венёвских чтениях 2010 г. (г. Венёв, Тульская обл.).
1 Грани Агни Йоги. Т. II. 285.
2 Грани Агни Йоги. Т. VI. 399.
3 Грани Агни Йоги. Т. II. 153.
4 Грани Агни Йоги. 1960, 2 февр.
5 Грани Агни Йоги. Т. ХI. 575. (Здесь и далее выделено Н.Б.)
6 Грани Агни Йоги. Т. Х. 121.
7 Грани Агни Йоги. Т. III. 382.
8 Грани Агни Йоги. Т. ХI. 134.
9 Грани Агни Йоги. Т. Х. 245.
10 Грани Агни Йоги. Т. IV. 365.
11 Грани Агни Йоги. 1960, 2 февр.
12 Грани Агни Йоги. Т. ХI. 575.
13 Грани Агни Йоги. 1960, 3 сент.
14 Грани Агни Йоги. Т. III. 21.
15 Грани Агни Йоги. Т. VI. 423.
16 Грани Агни Йоги. Т. VIII. 540.
17 Грани Агни Йоги. Т. Х. 163.
18 Грани Агни Йоги. Т. IX. 27.
19 Грани Агни Йоги. Т. XIII. 143.
20 Грани Агни Йоги. Т. Х. 180.
21 Там же. 121.
22 Там же.