Принимается слово хор как созвучие голосов, но может быть хор энергий, хор сердец, хор огней. Мир Огненный, ч.2, 205 |
Н.К. Рерих. Сердце Азии
Находящийся в центре Евразии Алтай раскинулся на пересечении путей древних миграций. На протяжении многих веков он являлся своеобразным коридором между таёжной Сибирью и степями Монголии и Центральной Азии. Овеянная мифами и легендами земля Алтая хранит память о прошедших здесь народах — об их традициях, ритуалах, религиозных воззрениях.
В Верхнем Уймоне 7 августа — в день, когда 84 года назад сюда прибыла экспедиция Рерихов, —
на территории Мемориального дома-музея Н.К. Рериха была открыта археологическая выставка, которая сразу же привлекла внимание посетителей.
В только что отреставрированном старинном амбаре, приспособленном под выставочный зал, разместились экспонаты, среди которых фотографии, сделанные сотрудниками СибРО во время экспедиции по Онгудайскому району Горного Алтая — одному из самых насыщенных древними памятниками; артефакты, предоставленные известным археологом В.Д. Кубаревым; прорисовки петроглифов из Усть-Коксинского района, переданные на выставку новосибирским искусствоведом Е.П. Маточкиным; графические работы на исторические темы алтайского художника М.П. Чевалкова, а также рисунки Н.К. Рериха, относящиеся к его раскопкам в Новгородской губернии.
Сотрудник СибРО В.Н. Лихачёв, открывая выставку, поблагодарил всех участников, трудами которых была создана экспозиция. Он пояснил, что эта выставка — первый шаг на пути создания археологического музея. Предложение Сибирского Рериховского Общества о его создании было внесено в Концепцию культурного комплекса «Наследие Алтая», организованного в Верхнем Уймоне при содействии районной и сельской администраций и объединившего все музеи и культурные организации села.
С.Б. Чальчикова, работник Онгудайского отдела культуры, свою первую экскурсию по экспозиции начала словами, обращёнными к сотрудникам СибРО: «Огромное спасибо вам за то, что вы взялись за осуществление того, о чём я думала больше десяти лет. Я мечтаю, чтобы курганы Алтая не оставались разрытыми и были восстановлены, чтобы ко всем нашим древним памятникам утвердилось бы должное отношение. Зачастую курганы вскрывались, всё лучшее изымалось, а места раскопок так и оставались незакрытыми. Они стоят как зияющие раны, на это тяжело смотреть. Если здесь произвести повторные раскопки, многое ещё можно открыть. Мы, алтайцы, считаем, что придёт время и к курганам будут относиться совершенно по-другому.
Пусть со временем у вас здесь организуется целый археологический городок. И когда-нибудь вы скажете посетителям: "Мы покажем вам наш старый археологический музей — то, с чего всё начиналось". То, что сейчас заложено в мечтах, — сбудется, мы вместе претворим это в жизнь».
Экскурсию Светлана Борисовна начала у стендов с изображениями предметов, найденных в скифских курганах. Скифы, о которых впервые рассказал древнегреческий историк Геродот, — собирательное имя многих народов, вышедших тысячи лет назад из просторов Азии. Скифские племена, жившие в середине I тысячелетия до н.э. на территории Алтая, были известны древним грекам как «стерегущие золото грифы». Так их называет в своих художественных работах и Мирослав Павлович Чевалков. Его картины и рисунки поражают археологов точным воспроизведением всех деталей одежды, утвари и оружия скифов, чья культура распространилась на огромные территории и вызывает сегодня большой интерес учёных разных стран.
Много интересного и необычного хранят памятники культуры древних народов. На Алтае множество курганов — каменистых насыпей на местах древних захоронений — и балбалов — памятных камней, вертикально стоящих у поминальных комплексов. Из рассказа экскурсовода мы узнаём, что были и ритуальные захоронения — в том случае, когда человек погибал где-то далеко от родины: в погребение закладывались какие-либо его вещи и совершался обряд захоронения его духа. В честь знатных воинов, погибших в бою, ставились каменные изваяния, или, как их называют алтайцы, кезер-таш. Эти памятники тюркской эпохи являются воплощением образа древнего воина. В одной руке он держит чашу или кубок, другая рука лежит на рукоятке меча. Он готов принять гостей, но также готов и поразить врага.
Интересны памятники бронзового века: оленные камни — массивные каменные плиты с высеченными на них изображениями, а также петроглифы — рисунки на скалах, выбитые древними художниками. Это своеобразная каменная летопись, рассказывающая о том, как жили древние люди, как они осваивали мир. На каменных плитах мы видим мифических оленей с ветвистыми рогами — эти животные считались священными у кочевников Евразии. Петроглифы также отображают сцены из жизни древних людей, их ритуальные действа.
Как много интересного в истории и культуре наших далёких предков, сколько ещё неразгаданного и сколько открытий ждёт учёных-археологов!