Каждая мысль добра есть уже стрела Света. Мир Огненный, ч.2, 286 |
Сегодня мы хотим затронуть великую и неотложную тему — о любви.
Как много уже сказано о любви и как мало её в мире! И сейчас, когда всюду царит такая ненависть и разъединение, когда человека человек посылает бомбить города и сёла, как никогда нужно говорить о любви. В Учении Живой Этики сказано: «Именно среди разложения планеты нужно обратиться к наиболее здоровому началу»1. «Но что же среди земных средств может противостать тьме? Именно огонь любви»2.
Ещё на заре христианства в своём Послании к Коринфянам апостол Павел писал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (...)
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»3.
С чего же начать путь любви? С самого малого, доступного нам. В Учении сказано: «Капля доброты превращается в действенное благо. Кроха любви процветает чудесным садом. Кто же осудит желание помочь ближнему?»4 Не надо бояться малости: всё начинается с чего-то малого — с капли добра, с крохи любви, — но и эта кроха может процвести чудесным садом. В Евангелии говорится, что Царство Божие, или Царство Любви, подобно малому зерну горчичному, которое, будучи посаженным, вырастает и становится деревом, и птицы небесные укрываются в ветвях его.
Прежде всего, нужно начать с осознания того, что мир — един, и наши братья, какие бы они ни были, — это то же, что и мы.
Вспомним о двух основных заповедях Христа — о любви к Богу и о любви к ближнему. Из любви к Богу проистекает и любовь к Его творениям. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»5, — гласит первая заповедь Христа. И тогда возможно будет исполнить и вторую заповедь — «возлюби ближнего твоего, как самого себя»6. В первом случае требуется полное отрешение от себя и самозабвенная любовь к Высшему; вторая — приравнивание себя ко всему остальному. Ибо под ближним подразумевается всё сотворённое сущее — «от былинки до звезды». При наличии такой любви нет ни к кому и ни к чему безразличного отношения, а есть желание блага и добра всем и всему, и в этой второй любви человек входит в Мироздание как его частица, растворяется в нём; и всё, что происходит в этом Мироздании, — совершается с ним самим. Поразительный пример этого слияния со всеми дал Христос в Евангелии в пронзающих душу словах: «...То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне»7. Это ли не величайший пример единения себя со всеми? Можно ли при таком мироощущении причинять боль или вред кому бы то ни было, чему бы то ни было?! Пора начать об этом думать.
Co-чувствие, со-радование, со-страдание есть первые шаги к такой любви.
Сочувствовать — значит чувствовать то же самое, что ощущает другой человек. Сострадание — это когда страдания ближнего причиняют тебе такую же боль, как и ему. При таком восприятии человек не сможет причинить боль другому.
Учитель призывает: «...Пусть пламя сердца вашего пылает огнём сострадания. (...) Все Боддисатвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути»8.
Сострадание вызывает желание помочь, которое «должно быть воспитано», и начинать это воспитание надо с младенчества, иначе потом будет поздно, так как с годами сердце может очерстветь. «...Отсутствие сострадания делает человека негодным к подвигу, ибо такие души лишены мужества»9. Значит, сострадание может быть только действенным; чтобы помочь ближнему, защитить его, надо иметь мужество, а подвиг без мужества невозможен.
Далее, в Учении говорится: «Сострадание имеет корни лишь в сердце»10. «Умейте так расширить сердце, чтобы вместить чужую боль, тогда найдёте и слова утешительные»11. Эгоизм превращает сердце человека в сухой сморчок или, по выражению Учения, в сморщенное манго, так как замыкает человека в сферу собственных переживаний и ощущений; потому такое сердце не способно почувствовать или воспринять состояние другого.
Е.И. Рерих писала: «Себялюбивый, эгоист, осуждает себя на ужасающее одиночество и полное забвение. Счастье в любви, и счастливее не тот, кого любят, но кто сам умеет любить. Когда эта истина будет осознана, всё счастье придёт. Потому учитесь любить, привыкайте любить всё прекрасное и развивайте действенное сострадание ко всему несовершенному!»12
Ещё один аспект сочувствия. Не чувствовать вражды или обиды к заблуждающемуся человеку — значит уже помочь ему и тем проявить сострадание.
Христос говорил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного...»13
К сочувствию примыкает не только сострадание, но и сорадование. Сочувствовать — значит разделять не только горе ближнего, но также и его радость, что бывает гораздо труднее сделать, ибо этому мешает зависть. Потому сорадование встречается ещё реже, чем сострадание.
Сердца людей открыты вниз,
И мы нередко с другом плачем;
Но ты на радость отзовись,
Ты с ближним раздели удачу —
Ведь в счастье каждый одинок,
И вянет, завистью охвачен,
Улыбки розовый цветок14.
Закончим это выступление словами Учения: «Любите друг друга — жутко разъединение»15.
«Сердце не будет пламенеть без любви, не будет нерушимо и не будет самоотверженно. Так принесём признательность каждому вместилищу любви, она на границе Нового Мира, там, где упразднены ненависть и нетерпимость»16.
«Любите и помогайте другим любить! Несите радость духа окружающим вас!»17
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества, 29 апреля 1999 г.
1 Мир Огненный. II. 296.
2 Мир Огненный. I. 629.
3 1-е посл. к Коринф. 13: 1–13.
4 Братство. 220.
5 Матф. 22: 37.
6 Там же. 22: 39.
7 Там же. 25: 40.
8 Листы Сада Мории. Зов. 21.07.1922.
9 Листы Сада Мории. Озарение. 2–Х1–1.
10 Братство. 308.
11 Надземное. 502.
12 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 21.08.1931.
13 Матф. 5: 43–45.
14 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 65.
15 Листы Сада Мории. Зов. 20.02.1921.
16 Сердце. 243.
17 Письма Елены Рерих. Т. 1. 8.11.1931.
Фото: С.Н. Рерих. ДОБРЫЙ САМАРИТЯНИН. 1943