Радость есть здоровье духа. Мир Огненный, ч. 1, 298 |
Богоматерь Умиление. Всех Радостей Радость. Икона. Нач. XX в.
Мы знаем, что наступает эпоха Матери Мира, и сердце теперь особенно тянется к Её великим Обликам, многочисленно отражённым в разных эпохах в виде икон, картин и статуй.
С древнейших времён на Руси особо почитались чудотворные иконы Божией Матери, спасавшие народ от всевозможных бедствий, эпидемий, нашествий врагов и междоусобиц. В качестве примера приведём вкратце рассказ об одном из многочисленных чудес, связанных с иконой «Владимирская Богоматерь».
В четырнадцатом веке грозный завоеватель хан Тамерлан напал на Русь и направлялся к Москве. Русское войско вышло ему навстречу. Во время этого нашествия были посланы представители духовенства во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона «Владимирская Богоматерь». Взяв икону, эти посланники с крестным ходом направились в Москву. Бесчисленное множество народа, стоя на коленях по обеим сторонам дороги, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону, Тамерлан дремал в своём шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась величественная фигура Женщины, повелевшая ему уйти из России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что это была Матерь Божия, великая Защитница христиан. Услышав это, Тамерлан отдал приказ своим ордам повернуть назад и уйти из России. В память о чудесном избавлении Русской земли от Тамерлана, на месте, где москвичами была встречена икона, возвели Сретенский монастырь.
Другая высокопочитаемая икона Богоматери, именуемая «Донская», явилась на реке Дон и вскоре сделалась полковым знаменем у донских казаков.
Благодатная сила этой иконы Божией Матери обнаружилась в 1380 году на Куликовом поле, куда она была принесена донскими казаками и передана в дар святому князю Дмитрию, прозванному Донским. Святой князь с великой верою и благоговением принял этот образ. И накануне сражения икону пронесли среди русского воинства для ободрения и поднятия духа, а затем всю ночь молились перед ней. Святой князь Дмитрий был уверен, что свою победу над татарами он совершил благодаря заступничеству Богоматери и возносил Ей пламенное благодарение.
Книг о чудесах чудотворных икон Богоматери написано много, и в одной из них святитель Дмитрий Ростовский в заключение говорит: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить».
Келейной иконой святого Серафима Саровского была икона Божией Матери «Умиление». Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался, стоя на коленях на молитве.
В Киеве во Владимирском соборе есть дивный образ Богоматери кисти В.М.Васнецова. Она изображена во весь рост, величественная и прекрасная. Богоматерь держит на руках Младенца Христа. Он обращён Ликом к людям и как бы приветствует их и тянется к ним. Одной ручкой Божественное Дитя указывает на Небеса, в которых обретаются херувимы и серафимы, а второй тянется к людям с призывом обратиться к Высшему.
Сегодня мы рассмотрим изумительный по красоте и необычности облик Великой Матери под названием «Матерь из Турфана», написанный Рерихом в 1924 году.
Турфан — это древнейшее место в Восточном Туркестане, оазис в отрогах Тянь-Шаня. В путевом дневнике «Алтай – Гималаи» Николай Рерих писал: «Говорят: ''Там много подземных ключей, и ещё много в местности подземных ходов''»1.
«На обветшалых, пожелтелых рукописях Турфана звучат гимны Богу, Свету, Солнцу, Вечной Живой Душе, возносятся моления о покое, о восхождении, о мире»2.
Вот перед нами эта замечательная картина Н.К.Рериха. Облик Мадонны поражает своей необыкновенной грациозностью, женственностью и какой-то особой певучестью линий Eё фигуры. Её Облик — это символ материнства, полный неотразимой нежности, изящества, любви, которая устремлена как к младенцу, так и к Миру Высшему. Это не каноническое изображение Богородицы, как на иконах, но очень необычное, особенное.
Это изображение устремляет наши сердца к Владычице Мира: «Великая Матерь Вседающая! Пошли нам, детям Твоим, Лучи Свои, дающие жизнь. Нам помоги осознать Свет от Твоего Света и жизнь Неба. К жизни, что там, к жизни пространств Твоих Света нас научи в духе касаться и в духе с Тобой пребывать»3.
У Н.К.Рериха это не единственное изображение Божественной Матери. Нам известны два варианта его картины «Матерь Мира» (1924 г.). К ней относится обращение в Учении Живой Этики: «Матерь Мира — великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних, как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты всему Дательница, Ты всему откровение Дающая! Ты, Явившая человечеству великое радостное познание Матери; Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой; Ты, Давшая нам явление пространственного Огня; Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий; Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой!»4
Великое сострадание Богородицы и стремление помочь людям, даже грешникам в аду, нашло отражение в картине Н.К.Рериха «Madonna Laboris» (Труды Мадонны).
Самосόзданный ад...
Возведи нас, Благая, из пекла
Неизжитых страстей
и ненужных и мелочных чувств!
Затуманенный ум
без любви покрывается пеплом,
Затвердевшее сердце —
сосуд, что поруган и пуст.
Подними нас в Твои
ароматные райские кущи,
Матерь, давшая жизнь
бесконечным живым существам;
В неземное Твоё бытие
уведи нас, безмерно заблудших,
От сует суеты
допусти в Твой небесный Ашрам.
Чтобы вновь обрели мы,
ушедшие в страны далече,
Свой исходный и вечный,
суждённый космический дом,
Где от всех заблуждений,
иллюзий и противоречий
Мы гармонию мира
и радость любви обретём.5
Круглый стол 24.09.2000 г.
Икона: Богоматерь Умиление. Всех Радостей Радость. Нач. XX в.
1 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 210.
2 Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991. С. 186.
3 Искры Света. Вып. 2-3. Новосибирск, 2000. С. 33.
4 Беспредельность. 38.
5 Спирина Н.Д. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 131.