Лестница восхождения есть мера великодушия, значит, великодушие может быть постигаемо ежедневно. Мир Огненный, ч.2, 280 |
«"Пиета" ("Скорбящая") - это общечеловеческая тема, где выдвигается герой - сын, который пожертвовал собой за какой-то идеал. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в его подвиге и таким образом тоже были героями, потому что никто не может измерить чувство матери или чувство любящей женщины. И может быть, в какой-то момент горе матери больше, чем страдания самого героя.
Это то, что повторяется в жизни всё время и всюду. И мы должны помнить, что не только один какой-то человек, один герой принимал в этом участие, но были и другие, очень близкие, которые его не только поддерживали, но которые и остро переживали этот героический поступок.
Розовый луч, который пронизывает тьму, - это луч надежды. Во всём, даже в страшной кромешной тьме всегда есть что-то, что освещает глубину нашего горя и даёт нам надежду»*.
С.Н.РЕРИХ
«"Жизнь бесталанна без героя", говорит народная мудрость. Героизм выходит за рамки обычного, но не покидает жизни, а превращает тусклую повседневность в яркий каждодневный подвиг. Каждый художник в своём творчестве определяет значение героики, и это определение будет также определением задач и целей его искусства. Если художник творит для народа, а не для "избранных", то его произведения обязательно будут выражать героические чувства.
Народное творчество показывает, что народ ждёт от искусства не только той реальности, которая его окружает, но и той, которой ещё предстоит себя окружить. В народе заложена перспектива будущего. Он в существе своём бессмертен. И своё бессмертие, своё право на далёкое завтра народ поручает выявить герою.
"Творите героев", говорит тысячелетняя мудрость Востока. Следуя ей, Святослав Рерих в своём искусстве гармонически сочетает необычное с реальным. (...)
Сюжет "Пиета" уже много трактовался в искусстве. У С.Н.Рериха он символизирует не только глубину материнской скорби. Это большая тема жертвы - не одного самопожертвования сына, но и жертвы матери, своими руками, добровольно отдавшей самое для неё дорогое ради спасения жизни на земле. Не отчаяние, а знание неизбежности выражено в скорбных чертах матери. Благородная красота исполненного долга запечатлена в облике сына. Многие матери, приводившие на подвиг своих сыновей, узнают себя в "Пиете". И она ещё раз напомнит им, что, когда залогом жизни становится смерть, матери не ропщут, если жребий падает на их долю. В этой доле не только печаль, но и полёт избрания»**.
П.Ф.БЕЛИКОВ
* Рерих С.Н. Объяснение картины «Пиета» («Скорбящая»). Из архива Н.Д.Спириной.
** Фрагмент статьи П.Ф.Беликова «Святослав Рерих и проблемы современного искусства» (1961 г.). Из архива Н.Д.Спириной.