Мысли на каждый день

Нужно жизнь наполнить горением. Сперва человек думал о себе, затем о других, но после его действия полезны для всего сущего. Он уже не думает о пользе, но дышит ею и дает жизнь на пространстве Необъятности.

Мир Огненный, ч.2, 276

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
К картине С.Н. Рериха "ПИЕТА"

Автор: Рерих Святослав Николаевич  



Теги статьи:  картины Рериха

«"Пиета" ("Скорбящая") - это общечеловеческая тема, где выдвигается герой - сын, который по­жертвовал собой за какой-то идеал. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе прини­мали участие в его подвиге и таким образом тоже были героями, потому что никто не может измерить чувство матери или чувство любящей женщины. И может быть, в какой-то момент горе матери больше, чем страдания самого героя.

Это то, что повторяется в жизни всё время и всю­ду. И мы должны помнить, что не только один какой-то человек, один герой принимал в этом участие, но были и другие, очень близкие, которые его не только поддерживали, но которые и остро переживали этот героический поступок.

Розовый луч, который пронизывает тьму, - это луч надежды. Во всём, даже в страшной кромешной тьме всегда есть что-то, что освещает глубину нашего горя и даёт нам надежду»*.

С.Н.РЕРИХ


«"Жизнь бесталанна без героя", говорит народная мудрость. Героизм выходит за рамки обыч­ного, но не покидает жизни, а превращает тусклую повседневность в яркий каждодневный подвиг. Каж­дый художник в своём творчестве определяет значе­ние героики, и это определение будет также опре­делением задач и целей его искусства. Если художник творит для народа, а не для "избранных", то его произведения обязательно будут выражать героические чувства.

Народное творчество показывает, что народ ждёт от искусства не только той реальности, которая его окружает, но и той, которой ещё предстоит себя окру­жить. В народе заложена перспектива будущего. Он в существе своём бессмертен. И своё бессмертие, своё право на далёкое завтра народ поручает выявить ге­рою.

"Творите героев", говорит тысячелетняя мудрость Востока. Следуя ей, Святослав Рерих в сво­ём искусстве гармонически сочетает необычное с ре­альным. (...)

Сюжет "Пиета" уже много трактовался в искус­стве. У С.Н.Рериха он символизирует не только глу­бину материнской скорби. Это большая тема жерт­вы - не одного самопожертвования сына, но и жертвы матери, своими руками, добровольно отдав­шей самое для неё дорогое ради спасения жизни на земле. Не отчаяние, а знание неизбежности выражено в скорбных чертах матери. Благородная красота ис­полненного долга запечатлена в облике сына. Многие матери, приводившие на подвиг своих сыновей, узна­ют себя в "Пиете". И она ещё раз напомнит им, что, когда залогом жизни становится смерть, матери не ропщут, если жребий падает на их долю. В этой доле не только печаль, но и полёт избрания»**.

П.Ф.БЕЛИКОВ


* Рерих С.Н. Объяснение картины «Пиета» («Скорбящая»). Из архива Н.Д.Спириной.

** Фрагмент статьи П.Ф.Беликова «Святослав Рерих и проблемы современного искусства» (1961 г.). Из архива Н.Д.Спириной.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов