Мысли на каждый день

Качество устремления есть самый верный показатель роста духа.

Иерархия, 45

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ВЕСТНИК СВЕТА

Автор: Кашкалда Вера  



Теги статьи:  Юрий Рерих

Жизнь — это битва, если путь восходит;
Жизнь — это подвиг, если путь — вперёд.
Н.Д.Спирина

Москва. 1958 год. В день празднования Пасхи, в выставочном зале на Кузнецком мосту, открылась выставка картин выдающегося русского художника Николая Константиновича Рериха, которая явилась знаменательным событием в духовной жизни не только Советского Союза, но и всей планеты.

Молва, что из Индии приехал старший сын художника Юрий Николаевич Рерих и привёз по завещанию отца картины, которые экспонируются на выставке, дошла до нас, студентов-искусствоведов Московского государственного университета. Мы решили посетить её группой с профессором А.А.Фёдоровым-Давыдовым, который читал у нас историю русского искусства.

У искусствоведов на выставке возникло много вопросов. Чтобы помочь нам освоить творчество Н.К.Рериха, профессор пригласил Ю.Н.Рериха в университет. Это событие было настоящим праздником для студентов крупнейшего вуза страны.

В большую аудиторию, где собралось много студентов разных факультетов, вошёл Юрий Николаевич Рерих, знаменитый учёный. Внешне он не выделялся среди мужчин, которые его сопровождали. Юрия Николаевича представили студентам. Он был среднего роста, светлое овальное лицо, высокий лоб, красивые пристальные глаза, небольшие усы, остроконечная седая бородка. Его духовная утончённость, широта мышления, глубочайшие знания проявились, когда началась слайдпрограмма. Выключили свет, и на экране засияли прекрасные картины H.K.Рeриха.

Юрий Николаевич удивительно просто и тепло рассказывал о произведениях отца. Его голос был спокойным, ровным, убедительным, речь — чёткой, краткой, ясной. Одухотворённый рассказ, гармония негромких слов обладали удивительной притягательной силой. В аудитории стояла особая тишина. Юрий Николаевич, сорок один год проработав в разных странах, был большим патриотом нашей Родины, любил русскую культуру и сохранил чистым родной язык.

Ю.Н.Рерих рассказывал нам о путешествии Николая Константиновича и Елены Ивановны по таким местам Центральной Азии (1923–1928), где не ступала нога западного человека. В этой экспедиции он сам принимал участие, но по своей скромности не обмолвился ни одним словом о себе, хотя его роль была огромной и незаменимой, по словам его родителей. Знание Юрием Николаевичем всех наречий тех мест, по которым они проходили, способствовало искреннему общению с местным населением.

Юрий Николаевич рассказывал о прошлых событиях, но его мысли отмечали вечные явления и устремляли слушателей в Будущее. Через красоту и идеи картин он открывал чутким слушателям врата в Новый Мир. Интересный рассказ, мудрые мысли лектора обновляли, расширяли наши знания и помогали пересмотреть установившиеся стандарты и традиционные каноны в искусстве. Все дни жизни в Москве Юрий Николаевич был духовным центром этической, эстетической и умственной деятельности России.

О великом научном подвиге Юрия Николаевича писал директор Института тибетологии в Индии Нирмал Синг: «Юрий Николаевич Рерих как учёный является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик-искусствовед, историк, мыслитель и знаток культуры, он не, знал границ в области познания; для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями наук».

Научная деятельность Ю.Н.Рериха всегда сочеталась с изучением искусства, культуры разных народов. В книге «По тропам Срединной Азии» рассказывается, как во время экспедиции он исследовал фрески в монастырях и домах, занимался атрибуцией, собирал произведения искусства Тибета.

Юрий Николаевич хорошо рисовал и мог бы стать талантливым художником. Ещё в юные годы у него проявлялись способности к художественному творчеству. Он наблюдал, как писал свои картины отец, любил слушать игру на фортепиано Елены Ивановны, всегда чутко откликался на красоту во всём.

Юрий Николаевич многие годы жил в Индии, и там он вместе с родителями и братом трудился во имя России. В 1957 году он насовсем вернулся в любимое Отечество и привёз по завещанию отца около 500 его картин, уникальную библиотеку (около 5000 томов редких рукописей и книг), автобиографическую рукопись Николая Константиновича «Моя жизнь» (из 999 очерков), коллекцию произведений монгольской и тибетской живописи, статую Будды из Цейлона, иконы, вещи родителей и многое другое.Передача бесценных сокровищ русскому народу, самоотверженный и бескорыстный труд для улучшения жизни людей — однаиз замечательных страниц биографии Юрия Николаевича. Добавим: и летописи России XX века.

Когда зрители любуются картинами, которые привёз сын художника из Индии, то мало кто задумывается, какую большую и тяжелую работу нужно было проделать, чтобы выполнить волю отца. Это тоже можно назвать подвигом. Ю.Н.Рерих был хранителем этих сокровищ человечества многие годы.

При изучении жизни Ю.Н.Рериха поражает его многогранная деятельность. «Поистине, я не знал более работоспособного человека, чем Ю.Н.Рерих. Он работал всегда», — вспоминал академик Ш.Бира (Монголия).

В Москве Юрий Николаевич работал в Институте востоковедения АН СССР; огромные силы отдавал пропаганде художественного наследия отца; был незаменимым экскурсоводом на выставках и безотказным лектором. О своей работе он писал Р.Я.Рудзитису: «Несколько раз говорил по радио; и очень много раз по музеям и институтам». И ещё запись: «Подготовляется монография с цветными репродукциями, будет выпущена серия открыток и подготовлен фильм. (...) Подготовлен номер «Октября» со статьями о Николае Константиновиче и его творчестве»*.

Известна деятельность Ю.Н.Рериха в пропаганде идей ПАКТА РЕРИХА и ЗНАМЕНИ МИРА — по охране культурных ценностей всех народов.

Юрий Николаевич постоянно общался с художниками. Его авторитетная оценка их произведений и советы укрепляли уверенность художников в своём творчестве. Сохранились интересные воспоминания о беседе Юрия Николаевича с московским художником Б.А.Смирновым-Русецким и скульптором В.А.Ватагиным.

Ю.Н.Рерих вернулся на Родину в трудное время. И нужно было обладать огромным терпением, стойкостью, непоколебимостью, чтобы нести светильник в сердце среди грубых вибраций, тяжкой столичной атмосферы, недоброжелательства. Но никакие трудности и запреты начальников не могли задержать выполнения назначения «пламенного воина», стремящегося к своей цели. Своё мужество Юрий Николаевич закалил не в спортивных лагерях, а в трудной жизни, когда преодолевал высочайшие вершины Гималаев, проходил над безднами и пустынями в зной и холод.

После закрытия выставки на Кузнецком мосту Юрий Николаевич организовал более обширную выставку картин Н.К.Рериха в Третьяковской картинной галерее, а затем в Риге, Ленинграде, Киеве, Баку. Во всех городах успех выставки был грандиозный. Ю.Н.Рерих радовался, что имя отца вернулось в Россию и его творчество нашло отклик в сердцах людей. Выставка великого русского художника стала Маяком, светлым ориентиром для развития нового героического реализма в искусстве.

По окончании работы выставки картины были переданы на временное хранение в Третьяковскую картинную галерею. Ю.Н.Рерих надеялся, что общественные организации будут ставить вопрос перед правительством о строительстве музея Н.К.Рериха. Многие поддержали это начинание, но оно не было осуществлено.

Юрий Николаевич один стал добиваться строительства музея. Но в то время ещё нельзя было реализовать эту идею и Ю.Н.Рерих передаёт бесценные картины государству. Дар был принят. Передача прошла тихо, без оповещения народа, которому и предназначались картины Н.К.Рериха.

Первыми о коллекции узнали музейные работники. «Начинаю получать письма из разных музеев с требованием картин», — писал Ю.Н.Рерих. К нему приезжали многие представители музеев с надеждой получить несколько работ. К Ю.Н.Рериху в Москву ездили от Новосибирской картинной галереи её директор В.П.Токарев и научный сотрудник П.Д.Муратов. Юрий Николаевич дал своё согласие выделить картины для Сибири.

Когда Ю.Н.Рерих передавал дар, то поставил одно условие: картины должны находиться в постоянной экспозиции. Условия дарителя — закон для музея, получившего картины. Теперь произведения Н.К.Рериха экспонируются в трёх светлых залах Новосибирской картинной галереи и славят не только город на Оби, но и всю Сибирь.

В Москве Ю.Н.Рерих трудился неполных три года, и с каждым годом рос его авторитет, уважение, почитание и любовь тех, кому посчастливилось хоть один раз услышать его голос или вместе трудиться.

В 1960 году Юрий Николаевич ушёл из земной жизни. До настоящего времени не собраны и не изучены все его труды и не издано собрание сочинений.Мы ещё не можем измерить широту распространения духовного влияния Юрия Николаевича, но уже становится заметным, что оно даёт свои всходы. С первых дней работы выставки и активной деятельности Ю.Н.Рериха сначала в столице, а затем во многих городах СССР началось нравственное возрождение многих людей и стали складываться рериховские традиции.

16 августа отмечается день рождения Юрия Николаевича. В этот день его прекрасный облик тепло вспомнят во всех частях света друзья, сотрудники. Воспоминание — это передача памяти о дорогом Человеке и бессмертие героя. Давно сказано: «Жизнь бесталанна без героя». В наше трудное время, когда резко обозначилась грань между Светом и тьмой, когда решается судьба планеты, Юрий Николаевич служит нам высоким идеалом и нравственной опорой. То, что удалось ему передать людям за свою короткую жизнь — это капля высокого знания, которое нёс своей любимой России Светлый Вестник. Повторить его подвиг никто не сможет, но у него можно учиться трудолюбию, терпению, простоте, бескорыстию, мужеству, умению жить по законам Космоса, отдавать всего себя на служение общему делу.

Светлая жизнь Юрия Николаевича Рериха может служить примером для всех народов нашей планеты и потому, что он прошёл земную жизнь «как по струне бездну — КРАСИВО, БЕРЕЖНО и СТРЕМИТЕЛЬНО».

В.Я. Кашкалда
искусствовед, Новосибирск


* Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. Новосибирск, 1994. С. 131.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Ю.Н. Рерих