«Величайший человек тот, кто велик в терпении». Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934 |
Если ты хочешь помочь —
Слов не затрачивай зря,
Ровным лучом обернись
В тёмную ночь;
Всеми огнями зажгись,
Сердцем как солнце горя —
Если ты хочешь помочь!
Н.Д. Спирина
Нужно ли помогать? Так нужно, что и выразить нельзя. И мыслью, и советом, и делом, и всеми доступными прямыми и косвенными способами. «Помогай на всём пути твоём. Помогай всеми твоими возможностями, всеми твоими знаниями и опытом. (...) Восточная мудрость гласит: "Серебро, зарытое в землю, чернеет". Будьте советниками добрыми. Помогайте и сердечно любите дело помощи».
«Почему надо ждать каких-то особых условий, когда помочь другу можно, просто поделившись с ним своим светом. Одно желание сердечно помочь уже оказывает какую-то помощь. Доброе отношение к человеку всегда благотворно воздействует на него. И даже не нужно слов».
«Мысль о помощи особенно полезна. Сам нуждающийся и стеснённый мыслит о помощи другим, такое самоотвержение есть великий пробный камень». «Хорошо собираться для объединения мысли -- так можно приносить пространственную пользу. Такая мысль есть молитва — не о себе мыслите, собираетесь для Блага. Помощь друзьям так далека от корысти! Считаю — самые достойные часы, когда посылаем мысли друзьям и всем, кто в нужде».
«Нельзя не помочь, если просят или нуждаются в помощи. В этих случаях выход один: отбросить наставления или попытки просветить и направить и помогать просто сердцем, сердечным желанием успокоить, утешить и дать силы».
«Помощь во всех видах оказывается нуждающимся. Нельзя смотреть на цвет волос, где грозит опасность. Нельзя расспрашивать о веровании, когда нужно спасать от пожара. Все Заветы указывают насущность безусловной помощи». «Но форма, способ и метод помощи определяются отнюдь не человеком, просящим о ней, но тем, кто помощь оказывает».
«Мы должны почуять, где можем приложить помощь, чем незаметнее, тем она будет совершеннее». «Когда рождается желание помочь, возможности всегда неизменно приходят». «Но, конечно, нужно попутно учиться распознаванию, ибо часто можно помочь незаслуживающему и отказать истинно нуждающемуся. Сердце и тут является единственным мерилом».
«Как это ни странно звучит, но чужое горе, чужие страдания, чужие слабости и недостатки преодолеваются в себе тем человеком, который хочет людям помочь. И чужую боль тоже надо принять на себя, если хотите оказать помощь страдающему существу. Без этого условия оба попадают в яму, и помогающий заражается омрачением того, кому оказывает помощь. Так что даже и сочувствовать и сострадать надо умеючи. Нельзя допускать заражаться состоянием страдающего сознания. Помогать — не значит опускаться до него, но значит поднять его до себя, принять на себя его тягость, для нейтрализации её своей силой».
«Помните, помощь утверждается в действиях». «Действительная помощь всегда совершается за свой счёт и обычно влечёт за собою расход психической энергии. Такая помощь требует той или иной степени самопожертвования, так как принимается на себя боль или тягость того, кому оказывается помощь, и трансмутируется на огнях своего сердца. Если на себя ничего не берётся, то и помощь оказывается недействительной. И надо уметь отдавать свою силу. Мало желающих принимать на себя чужую боль, когда и своих тягостей с избытком. Но каждый истинно помогающий обязательно должен поступиться чем-то своим. Если он к этому готов, помощь будет эффективной. Многие готовы помогать на словах. Ни к чему такая помощь. Люди любят брать, ничего не давая взамен. Сострадание требует жертвы со стороны сострадающего. Помните об этом, когда оказываете или получаете помощь. Большая она или малая, зависит от обстоятельств, но самопожертвование — неизбежная часть настоящей действенной помощи».
Елена Ивановна Рерих пишет, что «одним из самых тяжких заблуждений будет воздерживаться от помощи ближним из боязни усложнить свою личную карму.
Не будет ли это проявлением величайшего эгоизма? Если, оказывая добрую помощь ближнему, мы и принимаем на себя долю этой кармы, то такая карма не может отяжелить наше духовное развитие, которое одно только определяет карму.
Именно отказ в посильной помощи может безмерно отяготить нашу карму, ибо кто может знать, кому, когда и где мы платим свой старый долг? Лишь Архат ведает, где он не должен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где она требуется. Как говорил Преподобный Сергий: "И молчащий брату на помощь, занозу из своей ноги не вынет"».
«Помощь Высокая всегда поспешает туда, где есть искреннее желание помочь Их Делу, внесению Зёрен высшей Культуры». «Но Помощь эта приходит иногда в последний час, иначе люди никогда не смогли бы выработать в себе необходимую силу воли, терпение, находчивость и умение».
Николай Константинович Рерих писал: «...Каждое семя добра должно найти искреннюю помощь и дружбу. К тому же, весело помогать каждому строению. Ещё недавно указывали, что я люблю пословицу французов "когда постройка идёт — всё идёт". Не откажусь, люблю эту пословицу. Чую, что действительно в порыве строения улаживаются многие житейские недоумения и нерешённые задачи. Потому-то и зову всех помогать строению. Каждое строительство есть не только национальное дело, оно уже есть дело мировое, ибо умножает мировое благо, укрепляет мировое достижение».
Сказано: «Помогайте друг другу... Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! (...) Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. Так будем стучаться в будущее. (...) Сердце, пылающее помощью, — Наше сердце».
Составитель Валентина ЧЕРНИКОВА, Екатеринбург
27 августа 2000 г.
(Подборка составлена по книгам Учения Живой Этики, трудам Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, С.Н.Рериха, Р.Я.Рудзитиса)