Мысль есть здоровье, обновление, обмен веществ, так поймем спасительность мысли. Мир Огненный, ч.1, 646 |
13 ноября 2009 — 120 лет со дня рождения З.Г. Фосдик
В этом году мы отметили 120-летний юбилей Зинаиды Григорьевны Фосдик, которая, по словам С.Н. Рериха, была «первой из первых сотрудников Н.К. Рериха в Америке», «она очень высоко пронесла знамя Николая Константиновича Рериха, была верным стражем, следовала за всеми его начинаниями и в меру своих возможностей и сил действительно во всём помогала ему».
Чувством преданности и любви пронизано каждое письмо Зинаиды Григорьевны к Елене Ивановне и Николаю Константиновичу. В день их отъезда из Америки в Индию она записала: «Сегодня окончилась серьёзная, светлая, дивная глава в нашей жизни и началась громадная ответственная новая глава нашей работы здесь. Уже два с половиной года прошло со дня приезда Рерихов сюда, и они нам всё дали и закрепили всё перед своим отъездом. Теперь мы должны показать в нашей работе применение великого Учения...» (8.05.1923).
Е.И. Рерих писала о ней: «Зинаида Григорьевна — моя верная Другиня и наша многолетняя сотрудница. Всем своим существом она предана Служению и В. Вл. Она хранит основы дел и творчества Н.К. [Рериха] и много помогает мне... На ней лежит огромная работа по охранению основ Дел и Знамени Мира, также и огромная работа в продолжении Общества Агни Йоги и всех изданий. (...) Я люблю её и утверждаю, что она ценнейший сотрудник и друг» (18.03.1955).
Предлагаем вниманию читателей фрагменты писем З.Г. Фосдик к Н.К. и Е.И. Рерихам, написанных в ноябре – декабре 1923 года, когда они плыли на пароходе в Индию (письма З.Г. Фосдик предоставлены Музеем Н.К. Рериха в Нью-Йорке).
4 ноября 1923 г.
Дорогие, любимые мои!
Получили Ваших 2 чудных письма в субботу, и, как всегда, мы радостно начали этот день, читая их. Это письмо Вас застанет уже в Индии, на Благословенной Земле Учителя. Приветствую Вас, мои родные, на этой Святой Почве, где живёт наш Благой Учитель! Моя душа вся рвётся к Вам, и я с Вами чувствую Вашу огромную радость при прибытии туда. Как Вы должны быть теперь счастливы, любимые мои, когда наконец уже находитесь там! Ваш путь — победа и свет! И мы будем стараться следовать за Вами, нашими светлыми учителями. (...)
Можете себе представить, родные мои, с каким нетерпением мы будем ожидать Ваше первое письмо из Индии! Да хранит Вас Учитель на Вашем великом пути. Обнимаю и целую Вас всех крепко.
4 ноября 1923 г.
Родные и любимые мои! Шлю Вам это письмо на корабль, и пусть Ваше вступление на него ознаменует начало Великого Победного Пути Вашего. Так радостно сознавать, что Вы уже на корабле и что путь начался! Вы шли львами и прошли через все препятствия! Глубокое учение нам и всем за Вами идущим. Я вся полна глубокой радости, думая теперь о Вас. Мы все о Вас думаем не переставая и всё время ощущаем Ваше присутствие. Сегодня же послали Вам 1-е письмо в Бомбей, которое Вас там и застанет по приезде. (...) Живём все в радости, да и не может быть иначе, трудясь и служа Учителю.
11 ноября 1923 г.
Дорогие, любимые мои друзья и учителя!
...Не знаю, исполняю ли я свой долг достаточно, но я твёрдо верю в прекрасное, необъятное будущее, для которого все мы изо всех сил и с радостью в душе будем работать. Ваши дивные слова к нам всем, дорогой Н[иколай] К[онстантинович], полны мудрости и любви; они должны быть запечатлёнными в наших сердцах, ибо в них источник нашего роста и будущих подвигов. Нам даётся всё, берём ли мы правильно, поступаем ли правильно? Любимые, светлые друзья, укажите нам сурово на наши ошибки, ибо всё, от Вас исходящее, — нам источник живой воды.
18 ноября 1923 г.
Дорогие, любимые мои!
...Ваше слово любви и бодрости на будущее, Ваши поучения, заботы, любовь свято приняты нами всеми и хранятся в наших сердцах. С этим кладом в душе мы будем трудиться, радуясь, что сможем работать и давать другим то, что такой щедрой рукой было дано нам Вами. Вчера наши души и помыслы были с Вами, мы Вас ясно все видели и чувствовали и радовались без конца. Радовались Вашему вступлению на корабль и отъезду в святую страну Учителя. Сбылось сказанное давно, сбывается всё указанное, и будущее несёт Великие События. (...) Будем ли мы, по воле Учителя, посланы на работу куда-либо, вдали от Вас или же близко, мы всегда знаем, что Вы с нами и чем больше наш дух вырастет, тем легче нам будет с Вами сообщаться в духе. Моя любовь к нашему Благому Учителю всё растёт, и я счастлива, начиная каждый день труда во Имя Его.
23 ноября 1923 г.
Дорогие и любимые мои!
Сколько радости нахлынуло на нас всех за эти последние дни! Мы живём, окружённые со всех сторон Вашей любовью и заботами. Ваши чудные прощальные письма ко всем получились нами, незабвенные документы для каждого и всех вместе. Ибо из каждого письма мы все черпаем, все учимся, все проникаемся Учением. Я не могу Вам описать, сколько счастья принесли нам Ваши письма, а также сколько поучений и какой клад мудрости для будущего. Все мы имеем копии каждого письма — вообще по получении писем от Вас мы сейчас же их переводим на английский и собираемся вместе и читаем их. (...) Нам же лишь нужно оправдать Великое Доверие неустанным трудом и единением в любви и гармонии. Как мудро Вы нас учите — мы лишь и можем держаться единением полным и любовью, как круг, созванный для Его Великих Дел. Временные препятствия сегодняшнего дня исчезают, когда вникаешь в Учение, и не должно быть места раздражению и разъединению в общей работе круга. Вы, которые всё знаете и понимаете, непрестанно, с вечным терпением учите нас этому. (...) Истинно чувствовать с Вами должны мы, родная, любимая Е[лена] И[вановна], с радостью отдать всю жизнь, распять себя при приближении часа подвига. Буду работать изо всех сил, и главное, над собой...
25 ноября 1923 г.
Дорогие, любимые мои друзья и учителя.
Ваше прощальное приветствие, за 2 часа до отъезда из Европы, всех нас глубоко тронуло. Получилось оно в субботу, вечером собравшись, мы направили наши мысли и радость к Вам, путешествующим к Великому Учителю, в Его Святую Землю. Вчера мы все чувствовали, что между нами нет расстояния и Вы всегда около нас, направляя нас и ведя по дороге к Благому Учителю Нашему.
2 декабря 1923 г.
Дорогие и любимые мои друзья и учителя.
Вчера, первый раз за всё время, в субботу, не получили от Вас весточки, но как радостно было сознавать, что Вы уже приближаетесь к Святой Земле нашего Благого Учителя. И вечером нам было показано, как уже близки Вы и как Он Вас Ждёт! Любимые мои, как близко мы Вас чувствуем во всех проявлениях нашей жизни и в каждом устремлении нашего духа! Как неустанно заботящиеся родители и учителя, Вы окружаете нас любовью и заботами! Нет расстояния там, где есть любовь.
Фото: Зинаида Григорьевна Фосдик. 1920-е