Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Лучшая панацея от всех ударов судьбы – доброжелательность и великодушие.

Рерих Е.И. Письмо от 27.09.1937
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

КАЧЕСТВА ДУХА

Авторы: Учение Живой Этики / Щербаков И.М.



Теги статьи:  подборки, о качествах

Качества духа — это драгоценные камни, это сокровища, которые он [человек] собирает и накапливает в себе.

Грани Агни Йоги. Т. VII. 522

«"Не собирайте себе сокровища на Земле...", ибо эти сокровища отъемлемы, но "собирайте себе сокровища на Небеси...", ибо духовные сокровища, или духовные накопления, неотъемлемы ни жизнью ни смертью. Какая великая мудрость и глубочайшее знание заключаются в этих Заветах! Именно неотъемлемость духовных накоплений составляет их ценность и значимость. Сказавший "omnia mea mecum porto"1 имел их в виду и знал, что то, что он имеет внутри, в Чаше, он носит с собою всегда, везде, во всех Мирах. Накопления Чаши составляют истинную, вечную, нетленную собственность духа. И когда все устремления его направлены на собирание этих истинных сокровищ, путь его светел и прям»2.

Но что представляют собой духовные сокровища, где их искать, как собирать? Ответы на эти вопросы дают книги Учения Живой Этики. «...Основы Учения Жизни превыше всего, ибо раздвигают перед духом перспективу Беспредельности и бесконечного развития всех его лучших способностей и качеств и дают ему ключ от дверей в область Сокровенного Знания. Обыватели строят свой мир и будущее своё на песке, но принявшие Учение — на Камне Вечного Основания Жизни»3. «Не роскошь Учение, оно преподаёт самое меньшее, что можно ожидать от воплощённых после миллионов лет»4.

Качества духа представляют собой «не отвлечённость, не этическое понятие, но явные кристаллы Сокровища Камня. Кристалл мужества, кристалл преданности, кристалл равновесия — какой красотою сияют они, красотою надземных огней в существе человека! Так утверждение и накопление Огненного Сокровища в Чаше и будет Великим Деланием. Изумительным светом сияет в пространстве кристалл бесстрашия или к Владыке пылающей ярко любви. Истинно величайшим богатством владеет тогда человек — Камня носитель. Так каждодневность можно обратить в непрерывный процесс наращения Камня и собирания, хотя бы по крупицам, новых кристаллов в него. Вся беспредельность пред нами на этом пути без конца. Пригоршнями наносить можно гору, так же и Сокровище, собирая его по крупицам, можно превратить в пылающую громаду. Собиратели Огненного Сокровища, о если бы знали, как яро Хочу вам помочь в стремлении вашем умножить Сокровище Камня! Итак, качества духа для вас уже не никчёмная отвлечённость, не добродетели, воспеваемые неизвестно во имя чего, но путь верный к могуществу духа, путь огненный к счастью надземных миров»5.

Рассмотрим подробнее некоторые особенности качеств духа.

Качества духа освобождают от рабства и дают человеку духовную свободу. «Трудно даже представить себе всё разнообразие всех видов рабства, которым яро предаются люди. Но стоит помыслить об этом, чтобы понять и свою несвободу. Хуже всего, когда раб свободным себя почитает, даже не подозревая о рабстве своём. Потому Твердим постоянно о качествах духа, что они не только конденсаторы огней, но и освободители человека от рабства. Мужество освобождает от страха, преданность — от предательства, устремление — от привычек, равновесие — от воздействия со стороны, постоянство — от колебаний астрала. Каждое качество — освободитель»6.

Качества духа трансмутируются по линии род­ственных противоположностей. «...Ненависть может быть трансмутирована в любовь, равно как и все прочие отрицательные качества — в свою противоположность. Поэтому не следует смущаться наличием ненужных свойств, зная, что трансмутация их достижима»7.

«Все чувства и качества духа поддаются воспитанию и культуре (выделено И.Щ. — Ред.).Каждое можно развивать и усовершенствовать беспредельно. Растить сад прекрасный можно в своём собственном сознании, выбирая лучшие семена для лучших цветов. После посадки им нужен уход и забота. Останавливаясь мысленно на избранном качестве, совершаем как бы поливку цветка. Не оскудеет сад политый. Забота — о саде сознания, где лучшей поливкой является мысль»8. «Каждая мысль, устремлённая к цели и применённая на опыте в жизни, будет зерном, плод приносящим и на земле, и в мире Надземном»9.

О пути утверждения желательных качеств Елена Ивановна Рерих говорит следующее: «...Мой первый совет Вам будет — выписать из всех книг Учения те качества, которые необходимо приобрести на пути ученичества, затем, углубившись в свою сущность, отметить себе свои наихудшие качества и, избрав одно из них, стараться всеми силами заменить его же противоположением. Преодолев одно, принимайтесь за другое и т.д.»10.

«Накопление различных качеств и свойств духа происходит в течение очень долгого времени. Поэтому и для освобождения от нежелательных качеств требуется определённое время»11.

Негодные качества, после осознания их вреда, выбрасываются из сознания. «Место, освободившееся от выброшенного недостатка, не остаётся пустым, но заполняется уже не недостатком, но достоинством или полезным качеством»12.

Не следует печалиться «о том, что многие качества духа не удаётся утвердить так прочно, как этого бы хотелось. Если устремление к этому остаётся неизменным и сильным, оно будет сопровождать вас и дальше и в период "нарастания"»13.

«Обычная ошибка заключается в том, что достижения относят на ближайшие сроки, в то время как на то, чтобы даже дереву вырасти, нужны годы. И при том забывают о цепи воплощений, когда утверждённое семя даёт плод в будущих жизнях»14.

Очень важно понять, что «в приобретении качеств нельзя придерживаться одной системы и последовательности. Кто сердечно почувствует влечение к восполнению терпения, пусть и выполняет эту задачу. Кто устремляется к развитию мужества, пусть наслаивает этот опыт. Нельзя запретить желающему думать о сострадании или самовыражаться в сотрудничестве. Хуже всего условные, насильственные методы, когда ученика заставляют устремляться к наиболее дальнему качеству, которое сейчас не будет воспринято. При всей дисциплине греческих философских школ запрещалось насиловать волю ученика. Например, явление всяких поносительных слов запрещалось, но как обоюдное соглашение, без насилия, иначе человек может мысленно посылать ещё горшую брань. Нужно определённо указать начинающим о необходимости восполнения качеств, но в последовательности влечения»15 .

Сам же «путь утверждения желаемого качества духа таков: возникает стремление приобрести именно данное качество, потом делаются попытки утвердить его на практике в применении, потом с этим устремлением и практическим опытом применения в свой срок переходят в Мир Тонкий. И уже в Девачане желаемое качество реализуется полностью с тем, чтобы при последующем воплощении превратиться в утверждённую способность»16.

Процесс приобретения качеств подвижники называют самодисциплиной духа. Незаметная внешне, она «накладывает обязательство утверждать качества духа, и не те, которые особенно желательны, но все, и так, чтобы можно было создать симфонию качеств»17. «Симфония качеств подобна симфонии сфер! Если одно качество разовьётся прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. (...) Равновесие качеств даётся большим напряжением сознания. Пастырь должен заботиться, чтобы собрать стадо, также человек должен вылечить занемогшее качество. Сам человек отлично знает, которое его качество страдает. Жизнь даёт ему возможность испытывать любое качество. В каждом обиходе можно найти приложение любого качества. Если человек начнёт уверять, что он лишён возможности приложить свои лучшие качества, он докажет своё отупение. Наоборот, если человек радуется случаю приложить свои качества, он покажет расширение сознания. Затем придёт и следующая ступень радости, а именно о красоте симфонии качеств»18. «Для долгого пути соберём возможно больше качеств. Пусть каждое из них будет лучшей степени!»19

«Столько надо достичь и столь многое в себе усовершенствовать, что буквально каждое мгновение жизни можно использовать целесообразно и плодоносно. Все чувства нуждаются в обострении и в овладении ими, все качества в росте и усилении, все негодные привычки — в искоренении»20.

Собирание и накопление духовных сокровищ в Учении Живой Этики называется путём духа. «Каждое претворённое в действие Указание даёт отложения кристаллов огня, увеличивая накопления Чаши. Метод нелёгок, но другого не Знаем. Не заблуждайтесь, не обманывайте себя — нет другого Пути»21.

Полная чаша готова. Прими! 
Каждый, хотящий войти в Новый Мир, 
Счёта не знает боям и трудам, 
Сам созидает завещанный Храм. 
Только отдавший получит сполна, 
Только принесшему будет дана 
Чаша без края и дна!22 

Составитель И.М. Щербаков


1 «Всё своё ношу с собой» (лат.).

2 Грани Агни Йоги. Т. XIII. 374.

3 Грани Агни Йоги. Т. XII. 541.

4 Сердце. 551.

5 Грани Агни Йоги. Т. I. 2.02.1960.

6 Грани Агни Йоги. Т. III. 382.

7 Грани Агни Йоги. Т. IV. 499.

8 Грани Агни Йоги. Т. V. 165.

9 Грани Агни Йоги. Т. I. 18.08.1960.

10 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 327 – 328.

11 Грани Агни Йоги. Т. XI. 191.

12 Там же. 134.

13Там же. 397.

14 Грани Агни Йоги. Т. I. 18.08.1960.

15 Мир Огненный. I. 632.

16 Грани Агни Йоги. Т. X. 134.

17 Грани Агни Йоги. Т. XI. 510.

18 Братство. 60.

19 Там же. 61.

20 Грани Агни Йоги. IV. 169.

21 Грани Агни Йоги. VI. 185.

22 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 29.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики