Нужно жизнь наполнить горением. Сперва человек думал о себе, затем о других, но после его действия полезны для всего сущего. Он уже не думает о пользе, но дышит ею и дает жизнь на пространстве Необъятности. Мир Огненный, ч.2, 276 |
1. Чем отличается художник шестой расы от художника сегодняшнего времени?
Н.К.Рерих и С.Н.Рерих — художники шестой расы. Они уже дали нам образы, которых другие художники не давали. Особенно у Святослава Николаевича необыкновенные образы. Даже горы они изображают настолько одухотворённо, что Сказано — нет и не было такого певца священных гор, то есть Гималаев, как Н.К.Рерих. Это уже показатель, что он художник не пятой расы, потому что так одухотворить пейзаж, как он, — этого не бывало.
2. «Грани Агни Йоги» были даны ученику Н.К.Рериха Б.Н.Абрамову. Ему рекомендовалось постоянно держать в сердце Образ Учителя, обращаться к Нему. Можем ли мы обращаться к Учителю, и как с Ним устанавливать связь?
В Учении Живой Этики говорится: «обращайтесь ко Мне», «призывайте Меня», «думайте обо Мне», «держите Меня в сердце». Почему же мы не можем Его любить и призывать? Это нам указано. Мы, конечно, не на такой ступени, как Борис Николаевич Абрамов, но нам не заказан путь к Владыке, наоборот, для этого и Учение даётся. «Любите Меня, сила ваша растёт любовью». Возьмите книгу «Зов», сколько там сказано об устремлении к Владыке, о любви к Нему, о контакте с Ним. Тут не может быть никаких сомнений, разница только в степени этого контакта, который зависит от степени духовности. Б.Н.Абрамов был высокодуховный человек, на очень высокой духовной ступени. Это я могу подтвердить, потому что знаю его. Но и нам этот путь также не заказан. У каждого своя ступень, и эти ступени и преодоление их зависят исключительно от нас, от наших устремлений, от нашей любви к Учителю. «Любите Меня», — всё время повторяется в Учении.
3. В Учении сказано, что учителем «будет тот, кто подаст лучший совет жизни»(Агни Йога, 43). Когда я поступаю неправильно и мне на это кто-то указывает, не должен ли я принять его как учителя?
Если это согласуется с Учением — конечно, надо принять, невзирая на того, кто вам его дал. Вы должны вдуматься — что вам сказано. Ведь даже через самого обыкновенного человека вам что-то может быть сказано. Бывают разные обстоятельства, не всегда с вами тот, кто выше вас, — а кто-то вас должен предупредить. И через него может прийти предупреждение свыше. Вы должны прислушаться, задуматься; во всяком случае, подумать надо. Сказано: «Даже волки могут принести», если это необходимо и никого другого под рукой нет, — бывает и так.
4. Есть ли в Учении понятие, соответствующее платоновскому «миру идей»?
Ментальный мир. О мысленном мире и о самом Платоне очень много говорится в книге «Надземное», там постоянно он цитируется. И конечно, это всё имеет отношение к миру мысли — к ментальному миру, к Тонкому и Огненному.
5. «Лояльность — удел тех, кто хочет идти счастливым путём восхождения» (Листы Сада Мории. «Зов». 14.01.1921). Какая лояльность имеется в виду? В отношении к кому или чему?
В отношении к Иерархии и Её заветам. Лояльность может быть по отношению к давшему нам Учение, к Иерархии Света, к нашим Ведущим, и к нашим сотрудникам и друзьям. Лояльность — это преданность, это готовность следовать указам Учителя. Вот это имеется в виду.
6. Чем отличается чувствознание от духоразумения?
Собственно говоря, нет разницы между чувствознанием и духоразумением. Потому что дух чувствует, дух понимает то, чего мозг объяснить не может. Ещё может быть употреблено слово «интуиция», когда человек знает поверх каких-то внешних фактов, что-то предчувствует, кого-то воспринимает чутьём. Это всё и будет чувствознание, или духоразумение. Это очень ценное качество интуиции можно развивать, если к ней прислушиваться. Часто что-то нам говорит, что-то подсказывает внутри — мы отмахиваемся. Но, с другой стороны, и в суеверие впадать не надо. Надо уметь слушать голос своего высшего «я», голос своего сердца, голос духа.
7. Как заметить в себе властолюбие и бороться с ним?
Если вы в себе заметили, что проявляется властолюбие, — это сигнал опасности. «А не властолюбец ли я?» Это скрытая змея, которая в нас сидит, и может быть, мы сами этого даже не подозреваем.
8. По каким признакам можно это заметить?
По признаку удовольствия, которое вы получаете при проявлении властолюбия.
9. Можно ли иногда пользоваться заговорами в свою защиту, белой магией?
Этого нет в Учении, и мы не знаем, к чему это приведёт. Этих заговоров мы не знаем. Зачем? Когда можно коротким и простым путём обратиться без всяких заговоров; от сердца к сердцу — самый простой и кратчайший путь. Я такие заговоры читала, это набор слов, и часто они очень многословны. Разве это то, что нам нужно, когда у нас есть наши заступники — наши Учителя, в которых мы верим, Святые, Христос или Николай Чудотворец, который всегда приходит на помощь. Каждый имеет своего Покровителя. Нужно обратиться к ним. Зачем же заниматься какой-то магией — белой, чёрной? Это только слова и слова, это повторение каких-то чужих слов. Найдите свои слова любви. Сказано: «Люблю тебя, Господи! — вот и путь к нам». Чего ясней!
10. В Учении говорится, что человек не может подниматься и опускаться один. Значит ли это, что если человек улучшается, то это улучшает его близких?
Не только близких, но и дальних, и даже на расстоянии. Помнится притча о том, что кто-то пал духом в Азии, и кому-то стало от этого плохо в Европе, — то есть мы очень взаимосвязаны и даже не догадываемся — где и с кем. Но никогда человек, сказано категорически, не может ни подниматься, ни падать один. Он обязательно за собой тянет или вверх, или вниз кого-то: по созвучию, по карме, по каким-то родственным обстоятельствам, на расстоянии, как говорилось в Учении. Поэтому мы очень ответственны за каждое наше духовное состояние.