Вся эволюция зиждется на утончении. Беспредельность, 774 |
1. В книге «Община» (125) говорится: «Ведь на час можно отрешиться от личных попыток». Что можно отнести к «личным попыткам»?
Тут под попытками, мне кажется, подразумеваются личные мысли; то есть нужно отрешиться от своих забот, повседневных дел, проблем и сосредоточиться полностью на том, чем мы в данный момент занимаемся. Личные попытки — это личные дела, личные мысли, личные переживания. Попытки — это не то, что человек пытается сделать, а именно то состояние, в котором он находится. Если в данный момент ему очень жарко и, вместо того чтобы сосредоточиться на какой-то мысли, он начинает думать: «как мне жарко, как бы открыть форточку», — это личные попытки, то есть отвлечение от проблемы, от вопроса — на себя, на свои ощущения, на свои переживания; это субъективное, личное.
Читая Учение, мы всё время сопоставляем его с собой, с тем, правильно мы делаем или неправильно, — это другое, это не личные попытки, это уже очень важные объективные рассуждения по поводу того, в каких взаимоотношениях мы находимся с Учением, с указанными нам нормами поведения.
2. В письме Е.И.Рерих от 12 декабря 1934 года есть такое выражение: «Каждый волен избирать своим Патроном любого Небожителя; лишь бы не двоился в сознании своём». Что значит «не двоился в сознании своём»?
Тут говорится о том, что если обращаться к одному из Владык, то лучше избрать тот облик, который ближе, и тогда легче будет сконцентрировать своё устремление к этому облику.
3. В каких случаях возможна «ложь во спасение»?
Это всё зависит от обстоятельств, смотря какая ложь и для какого спасения, — чтобы не выдать человека, чтоб он не погиб, мало ли какие обстоятельства бывают; или не сказать что-то такое, что погубило бы взаимоотношения между людьми, — тогда это оправдано. Тут очень много может быть обстоятельств. Ложь во спасение — это понятие очень многозначное. Будда говорил, что нас будут судить не столько по словам и поступкам, сколько по нашим побуждениям. И поняв побуждения, мы можем тогда и оценить — хорошо человек поступил или нет.
4. В Учении часто говорится о простоте, но когда приходится жить в обывательской среде, полной пошлости, лжи и грубости, то не только внутренне, но и внешне сопротивляешься этому и невольно перестаёшь быть простым. Что же тогда означает простота?
Простота — это искренность, простота — это прямая линия от одного к другому. Мы обращаемся к Иерархии просто: «Люблю Тебя, Господи , — вот и путь к Нам». Это путь простоты. А что нам делать с людьми, окружающими нас? Если они нас не понимают, то просто не надо им раскрывать своё сердце, свою душу, — они нас всё равно не поймут, будем мы говорить просто или сложно. С некоторыми, может быть, надо говорить просто, и до них это дойдёт; а другим надо говорить всё очень сложно и многоступенчато.
5. «Чужда людям мысль о послушании Учителю» (Иерархия, 30). О послушании какому Учителю идёт речь? Может ли любой человек, более продвинутый в Учении, стать Учителем? Необходимо ли послушание по отношению к нему? А если он нетерпелив, раздражителен, не слышит других, можно ли его считать Учителем?
По-моему, ответ содержится в самом вопросе. Если учитель обладает такими качествами — чему он научит ученика? Ведь учим-то мы, в основном, личным примером. И только тот может быть какой-то ступенью к Высшему, кто в чём-то превосходит своими качествами — теми духовными качествами, которые указаны в Учении. А если у него такие свойства [нетерпение, раздражительность] — тогда вопрос об учительстве отпадает, правда?
В Евангелии сказано: «Не каждый, говорящий мне: ''Господи, Господи!'' — достоин Меня и приближен, но исполняющий волю Отца Моего». Так что не каждый, говорящий красивые слова и утверждающий Учение, на самом деле близко стоит к Иерархии Света. Надо посмотреть, как он это осуществляет в своей жизни.